Перспективы Казанского авиационного завода
---
Татарстанская интернет-газета "Реальное время" 28 марта 2016 года опубликовала небезынтересное интервью помощника Президента Республики Татарстан по авиционному комплексу Равиля Зарипова, посвященное перспективам Казанского авиационного завода имени С. П. Горбунова (КАЗ), включая программу реконструкции предприятия и организации на нём производства модернизированных стратегических бомбардировщиков Ту-160М2.
Помощник Президента Республики Татарстан по авиционному комплексу Равиль Зарипов (с) Максим Платонов / realnoevremya.ru
Равиль Зарипов: «Уже в апреле на площадку Казанского авиационного завода выйдут строители»
До 2018 года за счет федеральных средств будет отремонтировано около 70% площадей КАЗ
С возобновлением производства сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков Ту-160 Казанский авиационный завод впервые за последние 20 лет обретет долгосрочную программу строительства, а как минимум 17 из 20 республиканских предприятий ОПК смогут вступить с ним в кооперацию в статусе поставщиков. Как заново открыть дорогу в небо «Белому лебедю», в интервью «Реальному времени» рассказал помощник президента РТ по авиакомплексу Равиль Зарипов.
Старт дан
— Весной прошлого года министр обороны России Сергей Шойгу заявил о необходимости возобновления производства Ту-160М2 на Казанском авиационном заводе. Подписаны ли федеральные документы о начале производства, или пока звучат громкие заявления о намерениях?
— Конечно, это не просто слова. Уже есть директивные документы на уровне федерального правительства, которые разрешают осуществлять финансирование необходимых подготовительных работ для начала строительства Ту-160М2. В то же время готовится указ президента РФ, который определит конкретные цели и задачи производства стратегического тяжелого бомбардировщика, который встанет на вооружение ВВС России и существенно нарастит ее боевые возможности.
В предстоящей перспективе стратегическая дальняя авиация остается серьезным фактором ядерного сдерживания, основной стабилизирующей силой, поэтому ее значение возрастает. Министерство обороны России ежегодно вкладывает средства в модернизацию действующих бомбардировщиков – Ту-95МС, Ту-160 и Ту-22М3. Они технически совершенствуются и «интеллектуализируются» благодаря новому бортовому оборудованию и расширению номенклатуры вооружений. Как показывают последние события, в мире уважают только сильные государства. С принятием государственной программы вооружений до 2020 года президентом РФ была принята доктрина по обновлению военной техники и вооружения российской армии. Это более чем своевременное решение, направленное на обеспечение суверенитета и безопасности страны. Оборонный комплекс страны в этом направлении работает активно, не просто занимаясь восстановлением и ремонтом, а создавая военную технику нового поколения. В этом смысле Ту-160М2 должен стать вершиной научно-технической мысли. Новый стратегический бомбардировщик следующего поколения придет на замену построенным в 80-х годах крылатым машинам.
С прошлого года ведется системная работа по разработке технического задания по формированию облика Ту-160М2, идет отбор исполнителей программы – участников производственной кооперации. В советские годы авиазаводы строились для выполнения полного цикла работ, где делалось все – от изготовления деталей до проведения летных испытаний. В нынешних условиях это экономически невыгодно. Поэтому создается большая программа кооперации, чтобы передавать часть работ на смежные оборонные заводы. По этой модели давно работают крупнейшие авиационные корпорации в мире. Переход на новые методы производства – масштабная работа, но не требующая больших инвестиций.
Вся программа будущего строительства координируется руководством ПАО «Туполев» и его филиалом – Казанским авиазаводом. Ими были разработаны исходные документы, которые рассматривались в профильных министерствах и ОАК. Во взаимодействии с ними определялось, как и с кем кооперироваться. Таким образом, были назначены 10 основных поставщиков первого уровня, которые должны будут обеспечить Ту-160М2 основными агрегатами, двигателями и системами управления. Конечно, всех по болтам невозможно расписать. Но ключевые производители есть, руководством ОАК установлены четкие графики отгрузки элементов. В настоящее время предприятия приступили к оцифровке основных элементов фюзеляжа.
Татарстанская оборонка встает на крыло
— Кто из татарстанских предприятий ОПК будет участвовать в кооперации Ту-160М2?
— Конечно, очень многие стремятся попасть в производственную кооперацию. На участие в конкурсном отборе заявились 17 из 20 татарстанских предприятий ОПК. Это радиоэлектронный куст, Казанский вертолетный завод и ряд предприятий, которые специализируются в области производства штампов и пресс-форм, а нам как раз предстоит сделать много оснастки. Сейчас инженеры-конструкторы этих предприятий предлагают технические решения для изготовления новых деталей и узлов. Это позволит добиться существенной бюджетной экономии. Не обязательно все создавать в одной точке. Думаю, что список участников еще будет дополняться. Кроме того, часть узлов и деталей будет изготавливаться внутри корпорации ОАК, на авиазаводах в Ульяновске и Иркутске.
— 17 из 20 – хороший показатель. Значит, им удалось сохранить производственный потенциал?
— Да, многие предприятия ОПК сохранили хорошую техническую оснащенность, несмотря на реформы 1990-х годов, которые привели к уменьшению объемов производства ОПК в несколько раз, и можно было враз все потерять. Если бы не усилия руководства республики, то оборонный комплекс утратил бы свою роль в экономике. Сегодня совокупная годовая выручка предприятий ОПК республики составляет 98 млрд рублей – хорошее дополнение к ВРП.
Руководство республики никогда не оставляло «оборонку» наедине с ее трудностями, не разделяло предприятия на «наши» и «не наши». Ведь в них работают наши люди.
Никто не спорит, что ОПК – это приоритет федеральных органов власти, министерства обороны РФ. Но, с другой стороны, руководство республики никогда не оставляло «оборонку» наедине с ее трудностями, не разделяло предприятия на «наши» и «не наши». Ведь в них работают наши люди (это более 50 тысяч человек), поэтому их проблемы волнуют и нас. Мы принимали и будем принимать решительные действия, какими бы сложными ни казались возникающие вопросы.
И все-таки вести подготовительную работу по заключению контрактов и отвечать за их исполнение приходится генеральным директорам предприятий. За последние 7 лет в моей практике практически они ни разу не сорвали выполнение ГОЗ, что прежде считалось редкостью.
Они не сидят в кабинете – постоянно летают в Москву на переговоры. Иной раз зайдешь в самолет – обязательно встретишь кого-нибудь из них. Утром он в Москве – вечером в Казани. Таких целеустремленных еще надо поискать. Они отзывчивые, дружные, участвуют во многих социальных программах республики (восстановление парков и скверов, программа социальной ипотеки, в подготовке специалистов). У каждого есть подшефные учебные заведения, школы, открывают кафедры в институтах. Одним словом, умеют работать в единой команде. В ответ мы всегда готовы оказать поддержку. Раз в квартал президент республики проводит встречи с директорами, и много еще мероприятий, которые объединяют неформально. Важно, что власть и бизнес в Татарстане находят общий язык не только в день выборов, а в результате ежедневной работы.
Казань остается в дивизионе «Специальной авиации»
— В эпоху СССР Казанский авиазавод успешно развивался в двух направлениях – военном и гражданском самолетостроении. Но в результате реформ в 90-е годы, когда были закрыты все программы, по инициативе первого президента РТ Минтимера Шаймиева была запущена «в серию» пассажирская версия Ту-214, которая в итоге была переделана под борты специального назначения. КАПО простилось с гражданским авиастроением?
— В ходе реструктуризации самолетостроительных заводов в структуре ОАК были определены основные дивизионы: гражданская, боевая и специальная авиация. На данном этапе КАЗ будет развиваться в области специальной авиации, выпуская авиатехнику разработки КБ «Туполева». Речь идет о дальнемагистральных самолетах Ту-214, производство которых будет продолжено. Наши ульяновские коллеги будут специализироваться на военно-транспортных самолетах семейства КБ «Ильюшина», продолжая выполнять контракт на поставку 39 самолетов Ил-76.
— Решена ли проблема унификации самолетов Ту-204 и Ту-214?
— В структуре ОАК введена должность главного конструктора, которому будут подчиняться руководители КБ «Туполева», «Ильюшина», «Микояна». Его задача – проводить единую техническую политику в области создания и производства новой авиатехники. То есть основные элементы машин марки Ту или Ил должны быть максимально похожими и взаимозаменяемыми. За счет этого можно будет развивать производственную кооперацию между заводами ОАК.
— Сколько самолетов выпустил КАЗ в прошлом году?
— Их количество определяется ГОЗ-2015. КАЗ выполнил его полностью и в назначенные сроки. По предварительным данным, объем производства по итогам 2015 года составит 11 млрд рублей. Пока это минимальный порог, необходимый для выплаты заработной платы и обеспечения социальных гарантий. С другой стороны, у завода большой потенциал для перспективного роста выручки.
К 2019 году Казанский авиазавод обновится «с иголочки»
— Каково сейчас техническое состояние Казанского авиационного завода?
— К сожалению, за последние 20 лет у завода не было больших программ, которые позволили бы резко увеличивать объемы производства. Естественно, это отразилось на производственных мощностях, особенно пострадало заготовительное производство. 20 лет в состоянии полураспада оказались позади. В ближайшие 5 лет в рамках федеральных целевых программ предстоит выполнить огромную работу по его преобразованию в современный и высокотехнологичный завод.
Но что такое авиационный завод? Это, прежде всего, аэродром, откуда на летные испытания поднимается в небо собранный самолет. Поэтому еще в прошлом году была начата большая работа по модернизации аэродромного комплекса в соответствии с современными стандартами безопасности полетов. Уже в этом году аэродром будет готов к приему тяжелых боевых самолетов.
Во-вторых, необходимо полностью модернизировать энергетическую инфраструктуру предприятия. Все-таки огромные заводские площади требуют потребления большого объема электрической и тепловой энергии, поэтому уже сейчас необходимо заложить в основу его будущей деятельности самые энергоэффективные решения. В-третьих, предстоит провести капитальный ремонт производственных цехов, а это ангары высотой чуть меньше 15 метров. Мы уже имеем «на руках» готовое проектное решение о том, как и где будут проводиться работы в течение 2-3 лет. Сюда входит и строительство новых зданий. Уже в апреле на производственную площадку КАЗ выйдут строители. И только после окончания их работы мы сможем начать поставку и монтаж современного станочного оборудования. Таким образом, уже на стапелях обновленного завода будут собираться новые авиационные комплексы дальней авиации, которые будут обеспечивать национальную безопасность страны.
— Какая часть производственных площадей будет подвергнута реконструкции?
— По предварительным оценкам, около 70-75% площадей КАЗ в рамках программы до 2018 года включительно будет полностью отремонтировано. Где-то кровлю поменяют, где-то пол заново зальют, где-то инженерные системы и оборудование полностью поменяют. Огромный объем строительно-монтажных работ предстоит выполнить. Работа запланирована на три года – с 2016 по 2018 год – и будет проходить поэтапно. Сейчас рассматривается вопрос создания инженерного центра, связанного с основными сборочными цехами.
— Какая сумма вкладывается в модернизацию?
— Оборонно-промышленный комплекс финансируется за счет федеральных целевых программ, и за счет них будет осуществляться проектирование, строительство и поставка оборудования. Это суммы достаточно большие – несколько миллиардов рублей. Подрядные организации на выполнение этих работ будут привлекаться на тендерных условиях.
Российский «Станкопром», немецкая DMGMORI, или … Чьи станки выберет КАЗ
— Сейчас вы определяете номенклатуру станочного оборудования. На кого вы ориентируетесь – на отечественных или зарубежных поставщиков?
— Хочу подчеркнуть, что закупки будут осуществляться на тендерной основе. Но федеральное законодательство обязывает в первую очередь обращать внимание на то, что производится в России. При всех проблемах отечественного станкостроения нельзя сказать, что совсем все потеряли, упустили. Сегодня в структуре «Ростеха» создан холдинг «Станкопром». Сначала будем ориентироваться на отечественные станки, а затем – на уникальные от зарубежных производителей. Я не думаю, что на 100% нам нужны какие-то особенные станки. Подготовкой сравнительной таблицы поставщиков занимается ОАК и КАЗ.
— Но некоторые иностранные компании уже локализовали производство. Например, в Ульяновске работает завод немецкой компании DMGMORI, построенный с нуля. Будет ли их продукция считаться российской?
— СП с участием иностранного капитала, расположенные на территории РФ и работающие по законам РФ, признаются российскими производителями. Поэтому, если они будут участвовать в тендерах на поставку станочного оборудования, то будут входить в шорт-лист в качестве приоритетных поставщиков.
— У механизма проведения тендеров есть плюсы и минусы. Открытый диалог с поставщиками, наверняка, будет интересен и вам, и им. Планируете проводить конференции для взаимного обмена мнениями?
— Согласен. Важно грамотно подобрать оборудование в соответствии с заданными техническими условиями – с определенной скоростью резания, частотой и даже габаритами. Исходя из этого рассматривается как минимум три варианта поставщиков, а потом уже проводятся консультации с ними, рабочие поездки на предприятия для осмотра производства станков. Предварительно изучаем опыт эксплуатации станков, ищем отзывы о достоинствах и недостатках. Это достаточно большая и серьезная работа – ведь второго шанса на технологическое перевооружение завода может не представиться.
В лазерной огранке
— Можно ли ожидать ноу-хау в производстве Ту-160М2?
— На сегодня поставлена задача реанимировать новые технологические функции в области авиации и вертолетостроения. В этом направлении мы тесно работаем с ВИАМ, институтом по созданию новых материалов, и с московским НИАТом и КНИАТом, которые изначально были созданы в СССР для разработки нормативной технологической и технической документации. Цель – внедрение и сертификация лазерных технологий, которые помогут уйти от изготовления достаточно сложной оснастки. Лазерным методом смогли бы обрабатывать ряд узлов и деталей для авиационной промышленности РФ. Лазерная сварка не требует вакуумных установок и осуществляется при локальной защите инертным газом.
— До сих пор этого не было?
— В авиации всегда применяются только проверенные годами технологии. Их надо тщательно испытывать, проверять. На земле можно остановиться и отремонтировать, а в небе ошибиться нельзя. Поэтому в промышленное производство лазерные технологии приходят постепенно. Исследования начинаются с испытания образцов, затем технологии переносятся на прототипы деталей с последующим их тиражированием в промышленное производство.
Взлетная дорожка для выпускников КАИ и МГТУ им. Баумана
— Наряду с созданием новых мощностей идет научное сопровождение. Это реальная работа для наших студентов, аспирантов и возможность повышения квалификации для наших инженеров. На новый уровень взаимоотношений выходит сотрудничество с КАИ и МГТУ им. Баумана.
— Ждете московских студентов?
— Я думаю, что мы их будем привлекать, потому что там учатся многие ребята из республики. Каждый инженер хочет проявить себя в реальном проекте – особенно в авиации. При поддержке КАЗ Казанский авиационный институт получил определенные заказы по оцифровке новых изделий. Они будут спроектированы «в цифре». И наши студенты с удовольствием принимают участие в этой работе. На базе профессионального лицея, подшефного КАЗ, будет создан центр компетенций по подготовке рабочих и специалистов для авиастроения, а КАИ остается базовым вузом для подготовки инженеров для самолето- и вертолетостроения. Одним словом, перспективы развития КАЗ достаточно хорошие.
Луиза Игнатьева, фото Максима Платонова
Помощник Президента Республики Татарстан по авиционному комплексу Равиль Зарипов (с) Максим Платонов / realnoevremya.ru
Равиль Зарипов: «Уже в апреле на площадку Казанского авиационного завода выйдут строители»
До 2018 года за счет федеральных средств будет отремонтировано около 70% площадей КАЗ
С возобновлением производства сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков Ту-160 Казанский авиационный завод впервые за последние 20 лет обретет долгосрочную программу строительства, а как минимум 17 из 20 республиканских предприятий ОПК смогут вступить с ним в кооперацию в статусе поставщиков. Как заново открыть дорогу в небо «Белому лебедю», в интервью «Реальному времени» рассказал помощник президента РТ по авиакомплексу Равиль Зарипов.
Старт дан
— Весной прошлого года министр обороны России Сергей Шойгу заявил о необходимости возобновления производства Ту-160М2 на Казанском авиационном заводе. Подписаны ли федеральные документы о начале производства, или пока звучат громкие заявления о намерениях?
— Конечно, это не просто слова. Уже есть директивные документы на уровне федерального правительства, которые разрешают осуществлять финансирование необходимых подготовительных работ для начала строительства Ту-160М2. В то же время готовится указ президента РФ, который определит конкретные цели и задачи производства стратегического тяжелого бомбардировщика, который встанет на вооружение ВВС России и существенно нарастит ее боевые возможности.
В предстоящей перспективе стратегическая дальняя авиация остается серьезным фактором ядерного сдерживания, основной стабилизирующей силой, поэтому ее значение возрастает. Министерство обороны России ежегодно вкладывает средства в модернизацию действующих бомбардировщиков – Ту-95МС, Ту-160 и Ту-22М3. Они технически совершенствуются и «интеллектуализируются» благодаря новому бортовому оборудованию и расширению номенклатуры вооружений. Как показывают последние события, в мире уважают только сильные государства. С принятием государственной программы вооружений до 2020 года президентом РФ была принята доктрина по обновлению военной техники и вооружения российской армии. Это более чем своевременное решение, направленное на обеспечение суверенитета и безопасности страны. Оборонный комплекс страны в этом направлении работает активно, не просто занимаясь восстановлением и ремонтом, а создавая военную технику нового поколения. В этом смысле Ту-160М2 должен стать вершиной научно-технической мысли. Новый стратегический бомбардировщик следующего поколения придет на замену построенным в 80-х годах крылатым машинам.
С прошлого года ведется системная работа по разработке технического задания по формированию облика Ту-160М2, идет отбор исполнителей программы – участников производственной кооперации. В советские годы авиазаводы строились для выполнения полного цикла работ, где делалось все – от изготовления деталей до проведения летных испытаний. В нынешних условиях это экономически невыгодно. Поэтому создается большая программа кооперации, чтобы передавать часть работ на смежные оборонные заводы. По этой модели давно работают крупнейшие авиационные корпорации в мире. Переход на новые методы производства – масштабная работа, но не требующая больших инвестиций.
Вся программа будущего строительства координируется руководством ПАО «Туполев» и его филиалом – Казанским авиазаводом. Ими были разработаны исходные документы, которые рассматривались в профильных министерствах и ОАК. Во взаимодействии с ними определялось, как и с кем кооперироваться. Таким образом, были назначены 10 основных поставщиков первого уровня, которые должны будут обеспечить Ту-160М2 основными агрегатами, двигателями и системами управления. Конечно, всех по болтам невозможно расписать. Но ключевые производители есть, руководством ОАК установлены четкие графики отгрузки элементов. В настоящее время предприятия приступили к оцифровке основных элементов фюзеляжа.
Татарстанская оборонка встает на крыло
— Кто из татарстанских предприятий ОПК будет участвовать в кооперации Ту-160М2?
— Конечно, очень многие стремятся попасть в производственную кооперацию. На участие в конкурсном отборе заявились 17 из 20 татарстанских предприятий ОПК. Это радиоэлектронный куст, Казанский вертолетный завод и ряд предприятий, которые специализируются в области производства штампов и пресс-форм, а нам как раз предстоит сделать много оснастки. Сейчас инженеры-конструкторы этих предприятий предлагают технические решения для изготовления новых деталей и узлов. Это позволит добиться существенной бюджетной экономии. Не обязательно все создавать в одной точке. Думаю, что список участников еще будет дополняться. Кроме того, часть узлов и деталей будет изготавливаться внутри корпорации ОАК, на авиазаводах в Ульяновске и Иркутске.
— 17 из 20 – хороший показатель. Значит, им удалось сохранить производственный потенциал?
— Да, многие предприятия ОПК сохранили хорошую техническую оснащенность, несмотря на реформы 1990-х годов, которые привели к уменьшению объемов производства ОПК в несколько раз, и можно было враз все потерять. Если бы не усилия руководства республики, то оборонный комплекс утратил бы свою роль в экономике. Сегодня совокупная годовая выручка предприятий ОПК республики составляет 98 млрд рублей – хорошее дополнение к ВРП.
Руководство республики никогда не оставляло «оборонку» наедине с ее трудностями, не разделяло предприятия на «наши» и «не наши». Ведь в них работают наши люди.
Никто не спорит, что ОПК – это приоритет федеральных органов власти, министерства обороны РФ. Но, с другой стороны, руководство республики никогда не оставляло «оборонку» наедине с ее трудностями, не разделяло предприятия на «наши» и «не наши». Ведь в них работают наши люди (это более 50 тысяч человек), поэтому их проблемы волнуют и нас. Мы принимали и будем принимать решительные действия, какими бы сложными ни казались возникающие вопросы.
И все-таки вести подготовительную работу по заключению контрактов и отвечать за их исполнение приходится генеральным директорам предприятий. За последние 7 лет в моей практике практически они ни разу не сорвали выполнение ГОЗ, что прежде считалось редкостью.
Они не сидят в кабинете – постоянно летают в Москву на переговоры. Иной раз зайдешь в самолет – обязательно встретишь кого-нибудь из них. Утром он в Москве – вечером в Казани. Таких целеустремленных еще надо поискать. Они отзывчивые, дружные, участвуют во многих социальных программах республики (восстановление парков и скверов, программа социальной ипотеки, в подготовке специалистов). У каждого есть подшефные учебные заведения, школы, открывают кафедры в институтах. Одним словом, умеют работать в единой команде. В ответ мы всегда готовы оказать поддержку. Раз в квартал президент республики проводит встречи с директорами, и много еще мероприятий, которые объединяют неформально. Важно, что власть и бизнес в Татарстане находят общий язык не только в день выборов, а в результате ежедневной работы.
Казань остается в дивизионе «Специальной авиации»
— В эпоху СССР Казанский авиазавод успешно развивался в двух направлениях – военном и гражданском самолетостроении. Но в результате реформ в 90-е годы, когда были закрыты все программы, по инициативе первого президента РТ Минтимера Шаймиева была запущена «в серию» пассажирская версия Ту-214, которая в итоге была переделана под борты специального назначения. КАПО простилось с гражданским авиастроением?
— В ходе реструктуризации самолетостроительных заводов в структуре ОАК были определены основные дивизионы: гражданская, боевая и специальная авиация. На данном этапе КАЗ будет развиваться в области специальной авиации, выпуская авиатехнику разработки КБ «Туполева». Речь идет о дальнемагистральных самолетах Ту-214, производство которых будет продолжено. Наши ульяновские коллеги будут специализироваться на военно-транспортных самолетах семейства КБ «Ильюшина», продолжая выполнять контракт на поставку 39 самолетов Ил-76.
— Решена ли проблема унификации самолетов Ту-204 и Ту-214?
— В структуре ОАК введена должность главного конструктора, которому будут подчиняться руководители КБ «Туполева», «Ильюшина», «Микояна». Его задача – проводить единую техническую политику в области создания и производства новой авиатехники. То есть основные элементы машин марки Ту или Ил должны быть максимально похожими и взаимозаменяемыми. За счет этого можно будет развивать производственную кооперацию между заводами ОАК.
— Сколько самолетов выпустил КАЗ в прошлом году?
— Их количество определяется ГОЗ-2015. КАЗ выполнил его полностью и в назначенные сроки. По предварительным данным, объем производства по итогам 2015 года составит 11 млрд рублей. Пока это минимальный порог, необходимый для выплаты заработной платы и обеспечения социальных гарантий. С другой стороны, у завода большой потенциал для перспективного роста выручки.
К 2019 году Казанский авиазавод обновится «с иголочки»
— Каково сейчас техническое состояние Казанского авиационного завода?
— К сожалению, за последние 20 лет у завода не было больших программ, которые позволили бы резко увеличивать объемы производства. Естественно, это отразилось на производственных мощностях, особенно пострадало заготовительное производство. 20 лет в состоянии полураспада оказались позади. В ближайшие 5 лет в рамках федеральных целевых программ предстоит выполнить огромную работу по его преобразованию в современный и высокотехнологичный завод.
Но что такое авиационный завод? Это, прежде всего, аэродром, откуда на летные испытания поднимается в небо собранный самолет. Поэтому еще в прошлом году была начата большая работа по модернизации аэродромного комплекса в соответствии с современными стандартами безопасности полетов. Уже в этом году аэродром будет готов к приему тяжелых боевых самолетов.
Во-вторых, необходимо полностью модернизировать энергетическую инфраструктуру предприятия. Все-таки огромные заводские площади требуют потребления большого объема электрической и тепловой энергии, поэтому уже сейчас необходимо заложить в основу его будущей деятельности самые энергоэффективные решения. В-третьих, предстоит провести капитальный ремонт производственных цехов, а это ангары высотой чуть меньше 15 метров. Мы уже имеем «на руках» готовое проектное решение о том, как и где будут проводиться работы в течение 2-3 лет. Сюда входит и строительство новых зданий. Уже в апреле на производственную площадку КАЗ выйдут строители. И только после окончания их работы мы сможем начать поставку и монтаж современного станочного оборудования. Таким образом, уже на стапелях обновленного завода будут собираться новые авиационные комплексы дальней авиации, которые будут обеспечивать национальную безопасность страны.
— Какая часть производственных площадей будет подвергнута реконструкции?
— По предварительным оценкам, около 70-75% площадей КАЗ в рамках программы до 2018 года включительно будет полностью отремонтировано. Где-то кровлю поменяют, где-то пол заново зальют, где-то инженерные системы и оборудование полностью поменяют. Огромный объем строительно-монтажных работ предстоит выполнить. Работа запланирована на три года – с 2016 по 2018 год – и будет проходить поэтапно. Сейчас рассматривается вопрос создания инженерного центра, связанного с основными сборочными цехами.
— Какая сумма вкладывается в модернизацию?
— Оборонно-промышленный комплекс финансируется за счет федеральных целевых программ, и за счет них будет осуществляться проектирование, строительство и поставка оборудования. Это суммы достаточно большие – несколько миллиардов рублей. Подрядные организации на выполнение этих работ будут привлекаться на тендерных условиях.
Российский «Станкопром», немецкая DMGMORI, или … Чьи станки выберет КАЗ
— Сейчас вы определяете номенклатуру станочного оборудования. На кого вы ориентируетесь – на отечественных или зарубежных поставщиков?
— Хочу подчеркнуть, что закупки будут осуществляться на тендерной основе. Но федеральное законодательство обязывает в первую очередь обращать внимание на то, что производится в России. При всех проблемах отечественного станкостроения нельзя сказать, что совсем все потеряли, упустили. Сегодня в структуре «Ростеха» создан холдинг «Станкопром». Сначала будем ориентироваться на отечественные станки, а затем – на уникальные от зарубежных производителей. Я не думаю, что на 100% нам нужны какие-то особенные станки. Подготовкой сравнительной таблицы поставщиков занимается ОАК и КАЗ.
— Но некоторые иностранные компании уже локализовали производство. Например, в Ульяновске работает завод немецкой компании DMGMORI, построенный с нуля. Будет ли их продукция считаться российской?
— СП с участием иностранного капитала, расположенные на территории РФ и работающие по законам РФ, признаются российскими производителями. Поэтому, если они будут участвовать в тендерах на поставку станочного оборудования, то будут входить в шорт-лист в качестве приоритетных поставщиков.
— У механизма проведения тендеров есть плюсы и минусы. Открытый диалог с поставщиками, наверняка, будет интересен и вам, и им. Планируете проводить конференции для взаимного обмена мнениями?
— Согласен. Важно грамотно подобрать оборудование в соответствии с заданными техническими условиями – с определенной скоростью резания, частотой и даже габаритами. Исходя из этого рассматривается как минимум три варианта поставщиков, а потом уже проводятся консультации с ними, рабочие поездки на предприятия для осмотра производства станков. Предварительно изучаем опыт эксплуатации станков, ищем отзывы о достоинствах и недостатках. Это достаточно большая и серьезная работа – ведь второго шанса на технологическое перевооружение завода может не представиться.
В лазерной огранке
— Можно ли ожидать ноу-хау в производстве Ту-160М2?
— На сегодня поставлена задача реанимировать новые технологические функции в области авиации и вертолетостроения. В этом направлении мы тесно работаем с ВИАМ, институтом по созданию новых материалов, и с московским НИАТом и КНИАТом, которые изначально были созданы в СССР для разработки нормативной технологической и технической документации. Цель – внедрение и сертификация лазерных технологий, которые помогут уйти от изготовления достаточно сложной оснастки. Лазерным методом смогли бы обрабатывать ряд узлов и деталей для авиационной промышленности РФ. Лазерная сварка не требует вакуумных установок и осуществляется при локальной защите инертным газом.
— До сих пор этого не было?
— В авиации всегда применяются только проверенные годами технологии. Их надо тщательно испытывать, проверять. На земле можно остановиться и отремонтировать, а в небе ошибиться нельзя. Поэтому в промышленное производство лазерные технологии приходят постепенно. Исследования начинаются с испытания образцов, затем технологии переносятся на прототипы деталей с последующим их тиражированием в промышленное производство.
Взлетная дорожка для выпускников КАИ и МГТУ им. Баумана
— Наряду с созданием новых мощностей идет научное сопровождение. Это реальная работа для наших студентов, аспирантов и возможность повышения квалификации для наших инженеров. На новый уровень взаимоотношений выходит сотрудничество с КАИ и МГТУ им. Баумана.
— Ждете московских студентов?
— Я думаю, что мы их будем привлекать, потому что там учатся многие ребята из республики. Каждый инженер хочет проявить себя в реальном проекте – особенно в авиации. При поддержке КАЗ Казанский авиационный институт получил определенные заказы по оцифровке новых изделий. Они будут спроектированы «в цифре». И наши студенты с удовольствием принимают участие в этой работе. На базе профессионального лицея, подшефного КАЗ, будет создан центр компетенций по подготовке рабочих и специалистов для авиастроения, а КАИ остается базовым вузом для подготовки инженеров для самолето- и вертолетостроения. Одним словом, перспективы развития КАЗ достаточно хорошие.
Луиза Игнатьева, фото Максима Платонова
Взято: bmpd.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]