Реформа здравоохранения: что нового
---
Центр стратегических разработок Алексея Кудрина представил доклад о развитии здравоохранения. Каких-либо радикальных перемен в ближайшие годы он не предполагает.
Как сообщает "Коммерсант", доклад ЦСР — это краткий и в основном декларативный текст без подробных обоснований предложений. Отмечается, что он фактически не предлагает до 2024 года ничего, что могло бы зваться "реформой" в области здравоохранения россиян, так как большинство представленных в докладе идей почти повторяют текущие планы развития отрасли Минздравом.
Главная идея доклада на ближайшие годы — "эволюционное" замещение участковых терапевтов (и существующих вакансий — до 30% штата) врачами общей практики. При этом часть компетенций врача, который при не слишком быстром сокращении участка вряд ли может работать эффективно, предлагается передать дополнительно доквалифицированному среднему медперсоналу.
Кроме этого, эксперты ЦСР предлагают перепрофилировать часть стационаров на высокоинтенсивные (с коротким сроком пребывания), а также "для долгосрочного лечения и реабилитации". По мнению аналитиков, это решение даст внутрисистемную экономию в здравоохранении в 0,19% ВВП к 2024 году (около 270 млрд руб.).
"В итоге для потребителя медуслуг предложения аналогичны увеличению госрасходов в экономике на здравоохранение (от нынешнего уровня без учета роста ВВП) в пределах 15–20% за шесть лет", — говорится в докладе.
Одним из социально-резких предложений доклада можно назвать "систему ОМС-2", подразумевающую платное расширение страховой программы ОМС за более высокий страховой взнос. Подчеркивается, однако, что эта инициатива предлагается в качестве пилотной.
Основной акцент ЦСР предлагает сделать на медико-информационные технологии — так, к 2024 году предлагается нарастить численность граждан, использующих дистанционные технологии в медицине, до 13,8 млн.
Кроме того, значительную часть доклада составляют инициативы по точечным реформам, призванные создать базу для дальнейшего развития здравоохранения. Так, одной из целей предлагаемых изменений обозначены доходы от экспорта медицинских услуг: в 2018 году они оценены в $8 млн, к 2024 году плановая цифра — $175 млн, к 2035-му — $750 млн. В числе инициатив также существенное ужесточение антиалкогольной и антитабачной политики.
Ряд инициатив не расшифрованы, хотя выглядят достаточно новыми: так, в рамках "интегрированных методов оплаты в системе ОМС" предлагается не оплачивать возврат пациента в стационар при осложнениях как новый случай лечения. "Впрочем, очевидно, что эти идеи также носят чисто экспериментальный характер и не предлагаются к быстрому внедрению в систему в целом", — отмечает "Коммерсант". Издание также добавляет, что доклад ЦСР является предельно компромиссным, часть его положений будет одобрена в послании Владимира Путина, которое состоится 1 марта.
"Фактически ЦСР предлагает в 2018-2024 годах модернизировать систему только там, где отказ от таких программ грозит социальными протестами, и удерживать ее практически в текущем состоянии до середины 2020-х, когда перспективы более существенных изменений в секторе будут и более ясны, и политически возможны", — резюмирует "Коммерсант".
Своим взглядом на инициативы ЦСР и проблемы здравоохранения делится депутат Законодательного собрания Иркутской области Артем Лобков: "Безусловно, одним из главных в сфере медицины являются кадры, поэтому увеличение финансирования линейки зарплаты в рамках "майских указов", а так же повышение уровня специалистов, их обучение в направлении оказания высокотехнологичной медицинской помощи — это актуальные задачи.
Вопросы вызывает разделение ОМС на два уровня. Количество платных услуг, предоставляемых в медучреждениях, ежегодно увеличивается. Введение двух уровней ОМС может привести к ущемлению возможностей получения качественной бесплатной медицинской помощи некоторыми категориями граждан."
Глава отдела по защите прав пациентов АНО "Медицина и право", учредитель Медицинской палаты Алтайского края Константин Емешин поддерживает предложения ЦСР, но отмечает, что вряд ли они будут реализованы: "Меры, которые предлагает ЦСР, всегда логичные и правильные. <...> Но реальная проблема заключается в том, что нет механизма реализации предложенных мер. В этой связи на сегодняшний день проблема здравоохранения — не просто определить действия, которые нужно сделать, необходимо еще придумать систему, способную реализовать задуманное. <...> Обнаружилось, что в российском здравоохранении главный дефект — это отсутствие какой-то структуры, мотивированной на то, чтобы что-то менять. В этой связи то, что рассказал ЦСР, теоретически очень правильно, но вся проблема в том, как запустить данный механизм. Вот это серьезная вещь."
Председатель Владимирской областной организации Всероссийского общества инвалидов Михаил Осокин отмечает, что по сути бесплатной медицины в России уже практически нет. Кроме того, по его мнению, масштабная реформа здравоохранения невозможна из-за отсутствия кадров: "Бесплатность медицины у нас относительна. Существуют целые социальные группы, которые уже по факту не пользуются бесплатной медициной. То есть бесплатная медицина вроде как есть, но ее вроде и нет. Мы все равно за все платим. <...>
По всей стране ощущается огромная нехватка кадров. Дефицит врачей чувствуется очень остро. В этой связи мы не можем пока говорить о какой-либо реформе, потому что у нас нет кадров. Реформа не решает вопроса специалистов. Я бы сейчас озадачился тем, чтобы решить проблему равномерности врачей по территории Российской Федерации. Сначала нужно решить эту проблему и только потом можно что-то реформировать в здравоохранении."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Как сообщает "Коммерсант", доклад ЦСР — это краткий и в основном декларативный текст без подробных обоснований предложений. Отмечается, что он фактически не предлагает до 2024 года ничего, что могло бы зваться "реформой" в области здравоохранения россиян, так как большинство представленных в докладе идей почти повторяют текущие планы развития отрасли Минздравом.
Главная идея доклада на ближайшие годы — "эволюционное" замещение участковых терапевтов (и существующих вакансий — до 30% штата) врачами общей практики. При этом часть компетенций врача, который при не слишком быстром сокращении участка вряд ли может работать эффективно, предлагается передать дополнительно доквалифицированному среднему медперсоналу.
Кроме этого, эксперты ЦСР предлагают перепрофилировать часть стационаров на высокоинтенсивные (с коротким сроком пребывания), а также "для долгосрочного лечения и реабилитации". По мнению аналитиков, это решение даст внутрисистемную экономию в здравоохранении в 0,19% ВВП к 2024 году (около 270 млрд руб.).
"В итоге для потребителя медуслуг предложения аналогичны увеличению госрасходов в экономике на здравоохранение (от нынешнего уровня без учета роста ВВП) в пределах 15–20% за шесть лет", — говорится в докладе.
Одним из социально-резких предложений доклада можно назвать "систему ОМС-2", подразумевающую платное расширение страховой программы ОМС за более высокий страховой взнос. Подчеркивается, однако, что эта инициатива предлагается в качестве пилотной.
Основной акцент ЦСР предлагает сделать на медико-информационные технологии — так, к 2024 году предлагается нарастить численность граждан, использующих дистанционные технологии в медицине, до 13,8 млн.
Кроме того, значительную часть доклада составляют инициативы по точечным реформам, призванные создать базу для дальнейшего развития здравоохранения. Так, одной из целей предлагаемых изменений обозначены доходы от экспорта медицинских услуг: в 2018 году они оценены в $8 млн, к 2024 году плановая цифра — $175 млн, к 2035-му — $750 млн. В числе инициатив также существенное ужесточение антиалкогольной и антитабачной политики.
Ряд инициатив не расшифрованы, хотя выглядят достаточно новыми: так, в рамках "интегрированных методов оплаты в системе ОМС" предлагается не оплачивать возврат пациента в стационар при осложнениях как новый случай лечения. "Впрочем, очевидно, что эти идеи также носят чисто экспериментальный характер и не предлагаются к быстрому внедрению в систему в целом", — отмечает "Коммерсант". Издание также добавляет, что доклад ЦСР является предельно компромиссным, часть его положений будет одобрена в послании Владимира Путина, которое состоится 1 марта.
"Фактически ЦСР предлагает в 2018-2024 годах модернизировать систему только там, где отказ от таких программ грозит социальными протестами, и удерживать ее практически в текущем состоянии до середины 2020-х, когда перспективы более существенных изменений в секторе будут и более ясны, и политически возможны", — резюмирует "Коммерсант".
Своим взглядом на инициативы ЦСР и проблемы здравоохранения делится депутат Законодательного собрания Иркутской области Артем Лобков: "Безусловно, одним из главных в сфере медицины являются кадры, поэтому увеличение финансирования линейки зарплаты в рамках "майских указов", а так же повышение уровня специалистов, их обучение в направлении оказания высокотехнологичной медицинской помощи — это актуальные задачи.
Вопросы вызывает разделение ОМС на два уровня. Количество платных услуг, предоставляемых в медучреждениях, ежегодно увеличивается. Введение двух уровней ОМС может привести к ущемлению возможностей получения качественной бесплатной медицинской помощи некоторыми категориями граждан."
Глава отдела по защите прав пациентов АНО "Медицина и право", учредитель Медицинской палаты Алтайского края Константин Емешин поддерживает предложения ЦСР, но отмечает, что вряд ли они будут реализованы: "Меры, которые предлагает ЦСР, всегда логичные и правильные. <...> Но реальная проблема заключается в том, что нет механизма реализации предложенных мер. В этой связи на сегодняшний день проблема здравоохранения — не просто определить действия, которые нужно сделать, необходимо еще придумать систему, способную реализовать задуманное. <...> Обнаружилось, что в российском здравоохранении главный дефект — это отсутствие какой-то структуры, мотивированной на то, чтобы что-то менять. В этой связи то, что рассказал ЦСР, теоретически очень правильно, но вся проблема в том, как запустить данный механизм. Вот это серьезная вещь."
Председатель Владимирской областной организации Всероссийского общества инвалидов Михаил Осокин отмечает, что по сути бесплатной медицины в России уже практически нет. Кроме того, по его мнению, масштабная реформа здравоохранения невозможна из-за отсутствия кадров: "Бесплатность медицины у нас относительна. Существуют целые социальные группы, которые уже по факту не пользуются бесплатной медициной. То есть бесплатная медицина вроде как есть, но ее вроде и нет. Мы все равно за все платим. <...>
По всей стране ощущается огромная нехватка кадров. Дефицит врачей чувствуется очень остро. В этой связи мы не можем пока говорить о какой-либо реформе, потому что у нас нет кадров. Реформа не решает вопроса специалистов. Я бы сейчас озадачился тем, чтобы решить проблему равномерности врачей по территории Российской Федерации. Сначала нужно решить эту проблему и только потом можно что-то реформировать в здравоохранении."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]