Как раб американского художника, Моисей Уильямс сделал художественную карьеру
---
В истории американского искусства есть любопытные страницы. Вот одна. Когда-то написанные Чарльзом Уиллсоном Пилом, жившим в 1741-1827 г., - а он был знаменитым художником эпохи Революции, известным десятками изображений Джорджа Вашингтона, могли стоить более ста долларов. Сумма огромная, несопоставимая с сегодняшней сотней. Он продавал их через галерею музея, а в дальнем конце зала с портретами его кисти висели портреты, вырезанные из бумаги, которые продавались всего за восемь центов.
Посетители могли заказать свой, и тогда их силуэт увековечивал раб, афроамериканец Моисей Уильямс. В течение двух десятилетий он произвел тысячи профилей силуэтов, четко передавая точный наклон лба и объём губ, используя только два листа бумаги.
Бумага Уильямса быстро стала привлекательностью, которая способствовала посещаемости музея - многие посетители приходили посмотреть сначала на его работу, а затем на произведение Пила. В те времена искусство ценилось не меньше, чем сегодня – это была пора с бедными визуальными впечатлениями. Кино, цветная фотография, яркая цветная печать еще не родились и не заполнили жизнь обывателей.
И удивительные, точные портреты, вырезанные рабом, восхищали, да и были по карману.
Моисей Уильямс, Анжелика Пил Робинсон , после 1803 года. Художественный музей Филадельфии.
Но почему их работы продавались в одном месте? Ответ лежит в их связи, а она была сложной.
Рожденный в рабство около 1775 года, Уильямс младенцем был продан Пилу в качестве в частичной оплаты за портрет владельца плантации в Мэриленде.
РЕМБРАНДТ ПИЛ
Рубенс Пил с геранью , 1801
Масло на холсте
Рожденный в рабство около 1775 года, Уильямс младенцем был продан Пилу в качестве в частичной оплаты за портрет владельца плантации в Мэриленде.
Родители Уильямса, Люси и Скарборо, также были частью сделки, и есть свидетельства того, что Пил не раз получал рабов как гонорар за произведения искусства или уроки рисования.
Позднее родители Уильямса были освобождены по Закону Пенсильвании о постепенном упразднении рабства - закон, принятый в 1780 году, когда в 28 лет освобождались рабы, в результате чего 11-летний мальчишка Уильямс остался в доме Пила среди 17 детей художника.
Из 17 детей неизбежно кто-то был его ровесником, а это Рембрандт Пил (который стал потом портретистом).
РЕМБРАНДТ ПИЛ
Майкл Анджело и Эмма Клара Пил , ок. 1826
Масло на холсте
Папаша Пил обучил своих родных детей, и они стали первой художественной династией Америки, он даже назвал их как великих художников, Питер Пауль Рубенс, Тициан, Рафаэль, Софонисба Ангиассола и Анжелика Кауфман.
Уильямсу не светило такое же образования.
САРА МИРИАМ ПИЛ
Портрет Корнелии Мандевилль , ок. 1830
Масло на холсте
Вместо того, чтобы научить его рисовать, Пил дал мальчику физиогнотезу - устройство, которое прорисовывало контур лица на листе бумаги, после чего его можно было вырезать.
В 27 лет Уильямс был освобожден, за год до юридически законного основания, именно с предложением использовать его приобретенные навыки для создания магазина силуэта в Музее Пила (где он также иногда помогал с таксидермией, и с продвижением выставок, рисовал билеты).
Моисей Уильямс, входной билет в музей Пила , 1794.
Моисей Уильямс. Рубенс Пил (1784-1865) , после 1803 года.
Моисей Уильямс, Рафаэль Пил (1774-1825) , после 1803 года.
Моисей Уильямс, Чарльз Уиллсон Пил (1741-1827), после 1803 года. Художественный музей Филадельфии.
Получая по 8 центов за портрет, Уильямс мог материально поддерживать себя и создать семью. «Профили встречаются почти в каждом доме Америки», - писал Пил в письме 1805 года Джону Хокинсу, изобретателю физиогнотез, который использовал Уильямс. Но ведь понятно же, что такие гонорары не сделали его богатым. Ему пришлось производить бесконечно количество портретов.
Силуэты считаются низшей формой искусства. Сын Пила Рембрандт, который писал, но и делал силуэтные портреты, перечислил различия. «Профили, вырезанные физионотравкой, силуэтами и карандашными эскизами, а также дагерротипы и фотографии, все имеют свои относительные достоинства; и не следует их презирать», - писал он в статье журнала 1857 года. «Задача портретиста - совсем другое дело - умение, вкус, ум и суждение».
Анри Матисс
Голубая обнаженная II , 1952
Музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж
Прошло больше столетия и произведения из бумаги достигнут прекрасного художественного статуса. Красочные бумажные формы, созданные Анри Матисом в конце его карьеры, сегодня считаются мастерскими, как и его картины на холсте.
Работа современной афроамериканской художницы Кары Уокер
Это, конечно, слишком поздно для Уильямса. Появление фотографии в начале 1840-х годов в конечном итоге превратило его профессию в устаревшую. Он разорился, и. чтобы получить профессиональное обучение, он продал двухэтажный кирпичный дом, который изначально приобрел.
Сегодня оставшиеся бумажные профили Уильямса - небольшое его наследие. И несколько из этих силуэтов снова делят галерею с портретами Пила - только на этот раз они обрамлены и установлены бок о бок.
Работа современной афроамериканской художницы Кары Уокер
ЧАРЛЬЗ УИЛЛСОН ПИЛ
Портрет Александра Гамильтона (1757-1804) , ок. 1780
Акварель на слоновой кости
Взято: tanjand.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]