РИФ-2018. Медведев и губернаторы. Итоги
---
Во второй день Российского инвестиционного форума в Сочи Дмитрий Медведев вместе с членами правительства встретился с главами субъектов федерации.
Как говорилось в анонсе мероприятия, темой встречи стали перспективы межбюджетных отношений, а также стратегия пространственного развития и снятия инфраструктурных ограничений.
Премьер-министр, как пишет "Коммерсант", напомнил главам регионов об уже сделанном для них: объем бюджетных кредитов центра за три года превысил 1 трлн рублей. Для 73 субъектов в прошлом году прошла реструктуризация накопленных в результате такого кредитования долгов — в правительстве ожидают, что эффект от нее составит около 240 млрд рублей.
Дмитрий Медведев заявил, что число российских регионов с профицитными бюджетами за последнее время выросло.
"Доходы наших консолидированных бюджетов, бюджетов регионов растут, число профицитных бюджетов увеличилось, дефицитных снизилось, тем не менее долговая нагрузка остаётся ещё существенной", — заявил глава российского правительства, слова которого приводит РИА "Новости".
По его словам, чтобы региональные бюджеты были более сбалансированными и устойчивыми, правительство старается обеспечить максимально справедливое, предсказуемое и прозрачное распределение трансфертов из федерального бюджета. Однако при всей помощи центра рассчитывать регионам предстоит на собственные силы. Дмитрий Медведев напомнил губернаторам, что стратегической задачей остается уход от дотаций и развитие собственного потенциала субъектов.
Ради достижения этих целей правительство корректирует систему дотаций, позволяя наиболее активным регионам немного подкопить денег для своих нужд. Медведев рассказал, что с 2019 года при распределении денег будут учитываться не только налоговый потенциал территории, но и потребность в финансировании расходных полномочий региональных и местных властей на среднероссийском уровне. Кроме того, со следующего года центр намерен учитывать, насколько эффективны налоговые льготы, выдаваемые региональными и местными властями.
"Это станет дополнительной мотивацией прежде всего для регионов, где потребность в деньгах сопоставима с собственными доходами. Для них это хорошая возможность накопить ресурсы для экономического рывка, для привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест и увеличения доходной базы", — пояснил премьер-министр.
В свою очередь глава Минфина РФ Антон Силуанов отметил, что готовящиеся уточнения налогового законодательства будут направлены на решение проблем регионов: это неравномерность и слабая прогнозируемость налоговой базы, формирование налогоплательщиками прибыли в разных регионах. По его словам, речь прежде всего идет о консолидированных группах налогоплательщиков (КГН), которым разрешено переносить убытки на будущие периоды и перемещать их между субъектами, сокращая выплаты по налогу на прибыль (сейчас в России действует 15 КГН — после жалоб регионов на появление новых групп введен мораторий).
В правительстве считают, что от института КГН будет сложно отказаться, а для исключения возможности манипулирования налоговой базой Минфин предлагает включать в консолидированные группы все компании, связанные между собой на 90% и более для исключения возможности вывода из группы успешных и прибыльных компаний. Как заявил Дмитрий Медведев, субъекты федерации постоянно поднимают эту тему, поэтому по ней будет проведено специальное совещание в правительстве.
Кроме того, корректировке, очевидно, подвергнут налог на движимое имущество. Напомним, с 2018 года регионам разрешили вводить его на свое усмотрение по ставке в первый год не более чем 1,1% вместо стандартных 2,2%, что привело к серьезному недовольство со стороны бизнеса.
Устраивающие бизнес решения о полной или частичной отмене или приостановке действия налога приняли лишь 25 из 85 российских регионов — остальные посчитали, что новый источник доходов для них предпочтительнее. Поэтому, по словам Антона Силуанова, этот налог будут заменять более комфортным для бизнеса, но чтобы при этом можно было избежать потери налоговой базы для субъектов.
Встречи премьера с губернаторами уже стали традиционными для форума в Сочи. Как пишет ТАСС, руководители регионов назвали его полезной площадкой для поиска путей развития субъектов Федерации. В частности, глава Крыма Сергей Аксенов назвал форум переговорной площадкой, где органы федеральной власти, представители бизнеса и руководители регионов могут обменяться опытом. В свою очередь врио губернатора Приморского края Андрей Тарасенко сообщил, что на форуме можно получить ответы и на вопросы о возможных будущих направлениях развития субъектов федерации.
Своей оценкой положения дел в сфере межбюджетных отношений делится доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН Олег Сухарев: "Речь идет о развития регионов, причем долговом развитии, которое стало хроническим заболеванием. На мой взгляд, манипуляциями в рамках межбюджетных отношений нельзя решить эту проблему основательно и надолго. Причина банальна: финансовые решения, по моему мнению, принимаются ситуационно. <...>
В этих условиях говорить, что "регионам предстоит рассчитывать на собственные силы" — это политика "умывания рук" при всей, казалось бы, помощи регионам. Кстати, я не уверен, что ориентир на среднероссийскую планку будет полезен и не вызовет раздражения отдельных региональных руководителей. <...>
Вообще вбрасываемые и обсуждаемые перманентные пертурбации и новшества в бюджетные отношения федерации и регионов вносят только дезорганизацию и какой-то режим ввода этих изменений рывками. Это контрпродуктивно. <...> Введите один раз целиком, пусть поэтапно, но целиком, и чтобы 10 лет это работало, а не так, что принятое решение потом еще 100 раз пересматривается и корректируется.
Я задам один вопрос: где наука? Где расчет? А на месте губернаторов задал бы один вопрос: "Антон Германович, Дмитрий Анатольевич, расчеты на стол". Обсуждать на форумах — это одно, но должна быть наука. Так подходить к экономическому расчету и развитию регионов нельзя."
Ведущий научный сотрудник Института системного анализа РАН, заведующий кафедрой факультета государственного управления РАНХиГС, доктор экономических наук Владимир Климанов воспринял форум в Сочи как площадку, обсуждения на которой в этот раз не принесли ощутимого результата: "Большое внимание было уделено теме разграничения полномочий. Одна из секций была посвящена в том числе и налогам. Но больше вопросов поднималось по теме разграничения расходных обязательств. <...> Губернаторы высказывали идеи в части увеличения полномочий по контрольно-надзорным действиям, по регулированию разного рода вопросов. И, помимо этого, основной темой обсуждения на встрече премьер-министра и членов правительства с губернаторами (кстати, в этом году было беспрецедентное число приехавших в Сочи глав регионов) был вопрос определения новой методики дотаций разных межбюджетных трансфертов на 2019 год. <...> Поэтому губернаторы, а их выступало достаточно много на форуме, придерживались разных позиций при выборе формы распределения межбюджетных трансфертов. Конечных результатов на форуме достигнуто нигде не было. Форум стал дискуссионной площадкой, на которой губернаторы получили возможность высказаться."
Кандидат экономических наук, доцент кафедры теории и практики управления Оренбургского филиала РАНХиГС Тагир Шарипов положительно оценил инициативу главы правительства в сфере межбюджетных отношений: "Предложенную Д.А.Медведевым корректировку системы дотаций, которая будет опираться на собственные доходы регионов при определении потребности в финансах, считаю давно назревшей. Это позволит стимулировать руководство регионов к увеличению реального сектора экономики, повысить прогнозируемость налоговой базы.
Налоговая нагрузка является достаточной для пополнения бюджета всех уровней как федерального, так и регионального. Поэтому введение налога на движимое имущество считаю нецелесообразным, так как оно приведет к сдерживанию обновления фондов и увеличению их морального износа. Нет необходимости введения новых налогов или замены другими существующих. <...> При этом принципиальным является решение вопроса о собираемости налогов через лишение возможности от их уклонения. <...>
Как я уже отмечал, необходимо критично учитывать мнения губернаторов, но при этом нельзя абсолютно игнорировать их."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Как говорилось в анонсе мероприятия, темой встречи стали перспективы межбюджетных отношений, а также стратегия пространственного развития и снятия инфраструктурных ограничений.
Премьер-министр, как пишет "Коммерсант", напомнил главам регионов об уже сделанном для них: объем бюджетных кредитов центра за три года превысил 1 трлн рублей. Для 73 субъектов в прошлом году прошла реструктуризация накопленных в результате такого кредитования долгов — в правительстве ожидают, что эффект от нее составит около 240 млрд рублей.
Дмитрий Медведев заявил, что число российских регионов с профицитными бюджетами за последнее время выросло.
"Доходы наших консолидированных бюджетов, бюджетов регионов растут, число профицитных бюджетов увеличилось, дефицитных снизилось, тем не менее долговая нагрузка остаётся ещё существенной", — заявил глава российского правительства, слова которого приводит РИА "Новости".
По его словам, чтобы региональные бюджеты были более сбалансированными и устойчивыми, правительство старается обеспечить максимально справедливое, предсказуемое и прозрачное распределение трансфертов из федерального бюджета. Однако при всей помощи центра рассчитывать регионам предстоит на собственные силы. Дмитрий Медведев напомнил губернаторам, что стратегической задачей остается уход от дотаций и развитие собственного потенциала субъектов.
Ради достижения этих целей правительство корректирует систему дотаций, позволяя наиболее активным регионам немного подкопить денег для своих нужд. Медведев рассказал, что с 2019 года при распределении денег будут учитываться не только налоговый потенциал территории, но и потребность в финансировании расходных полномочий региональных и местных властей на среднероссийском уровне. Кроме того, со следующего года центр намерен учитывать, насколько эффективны налоговые льготы, выдаваемые региональными и местными властями.
"Это станет дополнительной мотивацией прежде всего для регионов, где потребность в деньгах сопоставима с собственными доходами. Для них это хорошая возможность накопить ресурсы для экономического рывка, для привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест и увеличения доходной базы", — пояснил премьер-министр.
В свою очередь глава Минфина РФ Антон Силуанов отметил, что готовящиеся уточнения налогового законодательства будут направлены на решение проблем регионов: это неравномерность и слабая прогнозируемость налоговой базы, формирование налогоплательщиками прибыли в разных регионах. По его словам, речь прежде всего идет о консолидированных группах налогоплательщиков (КГН), которым разрешено переносить убытки на будущие периоды и перемещать их между субъектами, сокращая выплаты по налогу на прибыль (сейчас в России действует 15 КГН — после жалоб регионов на появление новых групп введен мораторий).
В правительстве считают, что от института КГН будет сложно отказаться, а для исключения возможности манипулирования налоговой базой Минфин предлагает включать в консолидированные группы все компании, связанные между собой на 90% и более для исключения возможности вывода из группы успешных и прибыльных компаний. Как заявил Дмитрий Медведев, субъекты федерации постоянно поднимают эту тему, поэтому по ней будет проведено специальное совещание в правительстве.
Кроме того, корректировке, очевидно, подвергнут налог на движимое имущество. Напомним, с 2018 года регионам разрешили вводить его на свое усмотрение по ставке в первый год не более чем 1,1% вместо стандартных 2,2%, что привело к серьезному недовольство со стороны бизнеса.
Устраивающие бизнес решения о полной или частичной отмене или приостановке действия налога приняли лишь 25 из 85 российских регионов — остальные посчитали, что новый источник доходов для них предпочтительнее. Поэтому, по словам Антона Силуанова, этот налог будут заменять более комфортным для бизнеса, но чтобы при этом можно было избежать потери налоговой базы для субъектов.
Встречи премьера с губернаторами уже стали традиционными для форума в Сочи. Как пишет ТАСС, руководители регионов назвали его полезной площадкой для поиска путей развития субъектов Федерации. В частности, глава Крыма Сергей Аксенов назвал форум переговорной площадкой, где органы федеральной власти, представители бизнеса и руководители регионов могут обменяться опытом. В свою очередь врио губернатора Приморского края Андрей Тарасенко сообщил, что на форуме можно получить ответы и на вопросы о возможных будущих направлениях развития субъектов федерации.
Своей оценкой положения дел в сфере межбюджетных отношений делится доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН Олег Сухарев: "Речь идет о развития регионов, причем долговом развитии, которое стало хроническим заболеванием. На мой взгляд, манипуляциями в рамках межбюджетных отношений нельзя решить эту проблему основательно и надолго. Причина банальна: финансовые решения, по моему мнению, принимаются ситуационно. <...>
В этих условиях говорить, что "регионам предстоит рассчитывать на собственные силы" — это политика "умывания рук" при всей, казалось бы, помощи регионам. Кстати, я не уверен, что ориентир на среднероссийскую планку будет полезен и не вызовет раздражения отдельных региональных руководителей. <...>
Вообще вбрасываемые и обсуждаемые перманентные пертурбации и новшества в бюджетные отношения федерации и регионов вносят только дезорганизацию и какой-то режим ввода этих изменений рывками. Это контрпродуктивно. <...> Введите один раз целиком, пусть поэтапно, но целиком, и чтобы 10 лет это работало, а не так, что принятое решение потом еще 100 раз пересматривается и корректируется.
Я задам один вопрос: где наука? Где расчет? А на месте губернаторов задал бы один вопрос: "Антон Германович, Дмитрий Анатольевич, расчеты на стол". Обсуждать на форумах — это одно, но должна быть наука. Так подходить к экономическому расчету и развитию регионов нельзя."
Ведущий научный сотрудник Института системного анализа РАН, заведующий кафедрой факультета государственного управления РАНХиГС, доктор экономических наук Владимир Климанов воспринял форум в Сочи как площадку, обсуждения на которой в этот раз не принесли ощутимого результата: "Большое внимание было уделено теме разграничения полномочий. Одна из секций была посвящена в том числе и налогам. Но больше вопросов поднималось по теме разграничения расходных обязательств. <...> Губернаторы высказывали идеи в части увеличения полномочий по контрольно-надзорным действиям, по регулированию разного рода вопросов. И, помимо этого, основной темой обсуждения на встрече премьер-министра и членов правительства с губернаторами (кстати, в этом году было беспрецедентное число приехавших в Сочи глав регионов) был вопрос определения новой методики дотаций разных межбюджетных трансфертов на 2019 год. <...> Поэтому губернаторы, а их выступало достаточно много на форуме, придерживались разных позиций при выборе формы распределения межбюджетных трансфертов. Конечных результатов на форуме достигнуто нигде не было. Форум стал дискуссионной площадкой, на которой губернаторы получили возможность высказаться."
Кандидат экономических наук, доцент кафедры теории и практики управления Оренбургского филиала РАНХиГС Тагир Шарипов положительно оценил инициативу главы правительства в сфере межбюджетных отношений: "Предложенную Д.А.Медведевым корректировку системы дотаций, которая будет опираться на собственные доходы регионов при определении потребности в финансах, считаю давно назревшей. Это позволит стимулировать руководство регионов к увеличению реального сектора экономики, повысить прогнозируемость налоговой базы.
Налоговая нагрузка является достаточной для пополнения бюджета всех уровней как федерального, так и регионального. Поэтому введение налога на движимое имущество считаю нецелесообразным, так как оно приведет к сдерживанию обновления фондов и увеличению их морального износа. Нет необходимости введения новых налогов или замены другими существующих. <...> При этом принципиальным является решение вопроса о собираемости налогов через лишение возможности от их уклонения. <...>
Как я уже отмечал, необходимо критично учитывать мнения губернаторов, но при этом нельзя абсолютно игнорировать их."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]