10 лет без Егора Летова. Обложки сибирского подполья.
---
1
Сегодня мы с вами поглядим обложки Егора Летова. Тем более тут есть, на что бросить взор. Заглавная фотография это самый первый альбом группы «Гражданская Оборона» «Поганая молодёжь». А ниже соответственно второй альбом. Всё это архивные записи 1984-88 годов. Именно с такими картинками в 90-х я и держал в руках кассеты. Как я понимаю, оформлял эти издания собственноручно Игорь Фёдорович вместе с Кузей.
2
Уже в нулевых альбом «Оптимизм» зачем-то был переиздан с новой обложкой. Работа называется «Потоп». Художник Бруно Эппле. Искренне не понимаю, зачем было что-то менять.
3
«Игра в бисер» 1986 года это не полноценный альбом, а скорее акустическая версия песен позже вошедших в «Красный Альбом».
4
«Мышеловка» открывает серию альбомов 1987 года. Оформление Егора Летова. Судя по всему коллаж. Одна из первых кассет, что я приобрел в далёком 1997 году. Подумать только. Время так быстро летит. 20 лет прошло. А с момента записи и вовсе минуло уже больше 30 лет.
5
«Некрофилия». Здесь использована малая часть картины Рафаэля «Мадонна в кресле».
6
«Тоталитаризм». Еда взята из «Книги о вкусной и здоровой пище». Замечательная к слову книга. У моей бабушки была точно такая же. Поверх же сыров наложен кадр из фильма «Арсенал». Актёр Амвросий Бучма в роли немецкого солдата.
7
«Хорошо!!» имеет бледную обложку.
8
Позже альбом был выпущен с коллажем Сальвадора Дали «Феномен Экстази». Да, я знаю какое там оформление внутри. Не надо мне в комментариях выкладывать порнографию.
9
«Красный альбом» изначально был с такой обложкой.
10
Позже был выпущен с картиной «Кошка мать спасает своего детёныша» художника С. Базиленко на обложке.
11
Альбомам 1988 года повезло сильно меньше чем серии 1987 года. Впервые официально они были порезаны и вышли на пластинке. Знаменитый снимок за колючей проволокой сделан Андреем Кудрявцевым. Как по мне это лучший фотограф из тех, что работали с Летовым.
12
Собственно выше я показал оформление пластинки «Всё идёт по плану». Так же на кассетах в 90-х компиляция песен под такой же вывеской ходила с правым изображением. Это снимок 1935 года за авторством Дмитрия Дебабова. Снимок же слева я не знаю откуда. Но именно с такой обложкой позже и выходил этот альбом.
13
Интересно, что в конечном итоге «Всё идёт по плану» был выпущен еще и с таким оформлением. Картина называется «Ночь». Автор Макс Бекман.
14
Фотографа запечатлевшего эту сцену, к сожалению, я не знаю. Но снимок яркий. Лютое сочетание картинки и названия альбома «Так закалялась сталь». При этом мы же понимаем, что про сталь отсылка к замечательному писателю.
15
Опять же это не единственное издание альбома. Выходил он и с оформлением, где использовался снимок Андре-Адольфа Юджин Дисерди. Это фотография 1871 года. Коммунары в их гробах.
16
Не менее любопытное оформление было у альбома «Боевой Стимул». Справа снимок предположительно 1929 года из журнала «Советское фото». Снимок был сделан для антиалкогольного конкурса. Слева же в оформлении использован тракторист. Снимок сделан до 1939 года в Калмыцкой АССР.
17
«Тошнота». В 80-х и 90-х такого альбома не существовало. Это компиляция из материала 1988 года. Единственное отличие это наложенный поверх вокал. Сделал это Летов в 1989 году. Ну и в нулевых уже собрал, свёл и выпустил. Честно не понимаю, зачем было плодить очередные версии тех же самых песен, что можно выявить на предыдущей трилогии. Собственно в 1988 году были записаны «Всё идёт по плану», «Боевой стимул» и «Так закалялась сталь». Но неугомонный Игорь Фёдорович любил устраивать путаницу не только в обложках, но и в самой дискографии.
18
В первоначальном оформлении были использованы работы художника Питера Брейгеля старшего. Картины «Пчеловоды» и «Лето».
19
А позже «Тошнота» выпускалась с картиной «Я и город» художника Людвига Мейднера. Правда, в оригинале картина совсем не синяя.
20
Конечно, отдельного внимания заслуживают и внутренности альбомов, и шрифт, и экспрессивные фотографии самой группы.
21
Вот, к примеру, на одном из разворотов великолепный снимок 1929 года. Фотограф Аркадий Шайхет. Снимок называется «Руки бойца». Взят он, из всё того же журнала «Советское фото».
22
Сам Летов в молодости тоже неплох.
23
Но подробно останавливаться на внутренностях оформления не выйдет. Уж больно много там пластов и подробностей. По всему этому делу можно смело писать диссертацию.
Посему переходим дальше. А дальше у нас снова странный сборник под названием «Поезд ушёл». Записи 1989 года собранные в единое целое в начале нулевых. К сожалению, не знаю кто автор картины. Может быть, кто-то из читающих эти строки в курсе?
24
«Песни радости и счастья» это не альбом. А очередной сборник, но сыгранный живьём в 1989 году на точке у группы «АукцЫон». В оформлении использована картина неизвестного художника «Повесился в Австралии» с выставки произведений пациентов психиатрических клиник «Мы тоже творим». 1990 год.
25
«Война» это альбом из серии 1989 года. Естественно он тоже выходил в нескольких вариантах. На этой обложке снимок с Курской дуги. Правда, кто-то добавил в правый угол коллаж. В оригинале никакой руки нет.
26
Это очередное переиздание. Здесь имеется Отто Дихс. Картина «Световые сигналы».
27
Ну а в 90-х «Война» ходила не как альбом, а как сборник всяких других записей «Г.О.». В оформлении была использована фотография из фотохроники ВОВ. «Партизаны учатся стрелять». Про правое изображение же я написал выше.
28
«Здорово и вечно». На обложке зафиксирован вид левого берега реки Омь. Снимок сделан в районе Октябрьского моста. Теплотрасса существует и сегодня. На мой взгляд, это интересный прецедент, что Летов увековечил свой родной город на обложке. Вид естественно соответствует творчеству. Тяжёлый, промышленный и грозный.
29
Впрочем, и тут на переиздание обложка была изменена. Ганс Гигер. Картина называется «Пейзаж ХХIХ». К слову Ганс интересный человек. Его авторству принадлежит микрофонная стойка вокалиста группы «КоЯn». И обложки еще десятка групп. Там и «Danzig» и «Carcass» и Дебора Харри в послужном списке. Любопытно в курсе ли он, что в России использовали его картину для оформления?
30
«Армагеддон-Попс». Третий альбом в серии записей 1989 года. Снимок на обложке сделан на Курской дуге. Автор снимка Виктор Кинеловский. Он запечатлел немецкого военнопленного у разбитого орудия. Очень пронзительное фото.
31
Интересно как в целом оформлен был диск. Снимок слева сделан в мае 1945 года в окрестностях Данцига. Автор Марк Марков-Гринберг.
32
Ну и четвертый альбом в серии 1989 года это «Русское поле экспериментов». Автор снимка Кудрявцев.
33
Сборник записей группы «Посев». Это компиляция из разного раннего материала. В основном заново записанного в 1989 году. Автор снимка Летов, но кто на нём изображен, не знаю.
34
В 1990 году «Гражданская оборона» записала всего лишь один альбом. Да и то не своих песен. «Инструкция по выживанию». Выходил он в двух вариантах. И там и там автор картин Георг Гросс.
35
36
Начиная с 90-х количество альбомов резко сократилось. В оформлении использовались коллажи Летова и компании. «Прыг-Скок». 1990 год.
37
«Сто лет одиночества». 1993 год.
38
«Психоделия Tomorrow». Это компиляция разных треков записанных в 90-х. По сути, не альбом, а сборник. Весьма специфический надо сказать. Опять же два разных оформления. Один с авторским коллажем, второй с работой эквадорского художника.
39
40
Альбом «Солнцеворот» увидел свет в 1997 году. На обложке картина А. Фефелова.
41
Позже он был пересведен и вышел под вывеской «Лунный переворот». Тут уже художником выступил Маттиас Грюневальд.
42
«Невыносимая лёгкость бытия». Первоначально обложка была такой. Босх.
43
Позже он так же был пересведен и выпущен под названием «Сносная тяжесть небытия». Снова Отто Дикс. Его, судя по всему Летов весьма любил.
44
«Звездопад». Первый вариант обложки. Художник Михай Даскалу.
45
Второй вариант оформления. Художник Иван Генералич.
46
Очень хорошая обложка к альбому «Долгая счастливая жизнь». Иван Веченей. «Заброшенное кладбище». Возможно, с переводом названия картины я и напутал.
47
Альбом «Реанимация». На мой взгляд, крайне неудачное оформление. Судя по всему коллаж Летова и Чумаковой.
48
Последний альбом Летова. «Зачем снятся сны?». Картина Эдварда Хикса «Ноев ковчег».
49
Еще стоит отметить сборник «Попс» издававшийся на пластинке. Это компиляция с серии альбомов 1987 года. У меня была такая пластинка. Чудесное оформление.
50
51
После смерти Летова было выпущено несколько сборников, концертов, но наибольшего внимания заслуживает запись 1985 года. «Psychedelia Today». Один из первых альбомов вышел лишь в 2017 году. Коллажи и графика Летова. Естественно сразу два варианта обложек. Вся эта путаница в итоге стала фишкой группы.
52
53
Отдельного внимания заслуживают обложки группы «Коммунизм». Много интересного было в оформлении альбомов и Янки, и Кузи и еще ряда проектов, где принимал участие Игорь Фёдорович. Но в рамках ЖЖ рассмотреть подробно все эти чудеса не выйдет. Уж больно простор тут широк.
Сегодня про Летова снимают документальные фильмы, его концерты показывают в кинотеатрах и по телевизору. Часть публики естественно плюется и рассуждает о коммерции. Мне эта позиция не близка. 10 лет уже как Игорь Фёдоровича нет на этой земле. Еще при жизни его начали крутить по «Нашему радио». Так чего ж удивляться, что сегодня на него обратили внимание люди с телевидения? Он давно уже стал частью нашей культуры. И уж точно трансляции его концертов полезнее, чем демонстрации вещей типа «шансон года».
Всю информацию я черпал с сайта «Гроб хроники». И их сообщества в контакте. Ребята на голом энтузиазме совершили невозможное. Рассортировали, осмыслили и собрали в одном месте наследие Летова и компании. Говорят, что пластмассовый мир победил. А я думаю, нет. Всегда были одиночки, которые делают что-то за ради идеи, и надеюсь, будут впредь. Во всяком случае, среди поклонников творчества Летова такие люди пока что точно есть. Он сумел посеять в людях доброе, разумное и вечное. Покойся с миром.
Сегодня мы с вами поглядим обложки Егора Летова. Тем более тут есть, на что бросить взор. Заглавная фотография это самый первый альбом группы «Гражданская Оборона» «Поганая молодёжь». А ниже соответственно второй альбом. Всё это архивные записи 1984-88 годов. Именно с такими картинками в 90-х я и держал в руках кассеты. Как я понимаю, оформлял эти издания собственноручно Игорь Фёдорович вместе с Кузей.
2
Уже в нулевых альбом «Оптимизм» зачем-то был переиздан с новой обложкой. Работа называется «Потоп». Художник Бруно Эппле. Искренне не понимаю, зачем было что-то менять.
3
«Игра в бисер» 1986 года это не полноценный альбом, а скорее акустическая версия песен позже вошедших в «Красный Альбом».
4
«Мышеловка» открывает серию альбомов 1987 года. Оформление Егора Летова. Судя по всему коллаж. Одна из первых кассет, что я приобрел в далёком 1997 году. Подумать только. Время так быстро летит. 20 лет прошло. А с момента записи и вовсе минуло уже больше 30 лет.
5
«Некрофилия». Здесь использована малая часть картины Рафаэля «Мадонна в кресле».
6
«Тоталитаризм». Еда взята из «Книги о вкусной и здоровой пище». Замечательная к слову книга. У моей бабушки была точно такая же. Поверх же сыров наложен кадр из фильма «Арсенал». Актёр Амвросий Бучма в роли немецкого солдата.
7
«Хорошо!!» имеет бледную обложку.
8
Позже альбом был выпущен с коллажем Сальвадора Дали «Феномен Экстази». Да, я знаю какое там оформление внутри. Не надо мне в комментариях выкладывать порнографию.
9
«Красный альбом» изначально был с такой обложкой.
10
Позже был выпущен с картиной «Кошка мать спасает своего детёныша» художника С. Базиленко на обложке.
11
Альбомам 1988 года повезло сильно меньше чем серии 1987 года. Впервые официально они были порезаны и вышли на пластинке. Знаменитый снимок за колючей проволокой сделан Андреем Кудрявцевым. Как по мне это лучший фотограф из тех, что работали с Летовым.
12
Собственно выше я показал оформление пластинки «Всё идёт по плану». Так же на кассетах в 90-х компиляция песен под такой же вывеской ходила с правым изображением. Это снимок 1935 года за авторством Дмитрия Дебабова. Снимок же слева я не знаю откуда. Но именно с такой обложкой позже и выходил этот альбом.
13
Интересно, что в конечном итоге «Всё идёт по плану» был выпущен еще и с таким оформлением. Картина называется «Ночь». Автор Макс Бекман.
14
Фотографа запечатлевшего эту сцену, к сожалению, я не знаю. Но снимок яркий. Лютое сочетание картинки и названия альбома «Так закалялась сталь». При этом мы же понимаем, что про сталь отсылка к замечательному писателю.
15
Опять же это не единственное издание альбома. Выходил он и с оформлением, где использовался снимок Андре-Адольфа Юджин Дисерди. Это фотография 1871 года. Коммунары в их гробах.
16
Не менее любопытное оформление было у альбома «Боевой Стимул». Справа снимок предположительно 1929 года из журнала «Советское фото». Снимок был сделан для антиалкогольного конкурса. Слева же в оформлении использован тракторист. Снимок сделан до 1939 года в Калмыцкой АССР.
17
«Тошнота». В 80-х и 90-х такого альбома не существовало. Это компиляция из материала 1988 года. Единственное отличие это наложенный поверх вокал. Сделал это Летов в 1989 году. Ну и в нулевых уже собрал, свёл и выпустил. Честно не понимаю, зачем было плодить очередные версии тех же самых песен, что можно выявить на предыдущей трилогии. Собственно в 1988 году были записаны «Всё идёт по плану», «Боевой стимул» и «Так закалялась сталь». Но неугомонный Игорь Фёдорович любил устраивать путаницу не только в обложках, но и в самой дискографии.
18
В первоначальном оформлении были использованы работы художника Питера Брейгеля старшего. Картины «Пчеловоды» и «Лето».
19
А позже «Тошнота» выпускалась с картиной «Я и город» художника Людвига Мейднера. Правда, в оригинале картина совсем не синяя.
20
Конечно, отдельного внимания заслуживают и внутренности альбомов, и шрифт, и экспрессивные фотографии самой группы.
21
Вот, к примеру, на одном из разворотов великолепный снимок 1929 года. Фотограф Аркадий Шайхет. Снимок называется «Руки бойца». Взят он, из всё того же журнала «Советское фото».
22
Сам Летов в молодости тоже неплох.
23
Но подробно останавливаться на внутренностях оформления не выйдет. Уж больно много там пластов и подробностей. По всему этому делу можно смело писать диссертацию.
Посему переходим дальше. А дальше у нас снова странный сборник под названием «Поезд ушёл». Записи 1989 года собранные в единое целое в начале нулевых. К сожалению, не знаю кто автор картины. Может быть, кто-то из читающих эти строки в курсе?
24
«Песни радости и счастья» это не альбом. А очередной сборник, но сыгранный живьём в 1989 году на точке у группы «АукцЫон». В оформлении использована картина неизвестного художника «Повесился в Австралии» с выставки произведений пациентов психиатрических клиник «Мы тоже творим». 1990 год.
25
«Война» это альбом из серии 1989 года. Естественно он тоже выходил в нескольких вариантах. На этой обложке снимок с Курской дуги. Правда, кто-то добавил в правый угол коллаж. В оригинале никакой руки нет.
26
Это очередное переиздание. Здесь имеется Отто Дихс. Картина «Световые сигналы».
27
Ну а в 90-х «Война» ходила не как альбом, а как сборник всяких других записей «Г.О.». В оформлении была использована фотография из фотохроники ВОВ. «Партизаны учатся стрелять». Про правое изображение же я написал выше.
28
«Здорово и вечно». На обложке зафиксирован вид левого берега реки Омь. Снимок сделан в районе Октябрьского моста. Теплотрасса существует и сегодня. На мой взгляд, это интересный прецедент, что Летов увековечил свой родной город на обложке. Вид естественно соответствует творчеству. Тяжёлый, промышленный и грозный.
29
Впрочем, и тут на переиздание обложка была изменена. Ганс Гигер. Картина называется «Пейзаж ХХIХ». К слову Ганс интересный человек. Его авторству принадлежит микрофонная стойка вокалиста группы «КоЯn». И обложки еще десятка групп. Там и «Danzig» и «Carcass» и Дебора Харри в послужном списке. Любопытно в курсе ли он, что в России использовали его картину для оформления?
30
«Армагеддон-Попс». Третий альбом в серии записей 1989 года. Снимок на обложке сделан на Курской дуге. Автор снимка Виктор Кинеловский. Он запечатлел немецкого военнопленного у разбитого орудия. Очень пронзительное фото.
31
Интересно как в целом оформлен был диск. Снимок слева сделан в мае 1945 года в окрестностях Данцига. Автор Марк Марков-Гринберг.
32
Ну и четвертый альбом в серии 1989 года это «Русское поле экспериментов». Автор снимка Кудрявцев.
33
Сборник записей группы «Посев». Это компиляция из разного раннего материала. В основном заново записанного в 1989 году. Автор снимка Летов, но кто на нём изображен, не знаю.
34
В 1990 году «Гражданская оборона» записала всего лишь один альбом. Да и то не своих песен. «Инструкция по выживанию». Выходил он в двух вариантах. И там и там автор картин Георг Гросс.
35
36
Начиная с 90-х количество альбомов резко сократилось. В оформлении использовались коллажи Летова и компании. «Прыг-Скок». 1990 год.
37
«Сто лет одиночества». 1993 год.
38
«Психоделия Tomorrow». Это компиляция разных треков записанных в 90-х. По сути, не альбом, а сборник. Весьма специфический надо сказать. Опять же два разных оформления. Один с авторским коллажем, второй с работой эквадорского художника.
39
40
Альбом «Солнцеворот» увидел свет в 1997 году. На обложке картина А. Фефелова.
41
Позже он был пересведен и вышел под вывеской «Лунный переворот». Тут уже художником выступил Маттиас Грюневальд.
42
«Невыносимая лёгкость бытия». Первоначально обложка была такой. Босх.
43
Позже он так же был пересведен и выпущен под названием «Сносная тяжесть небытия». Снова Отто Дикс. Его, судя по всему Летов весьма любил.
44
«Звездопад». Первый вариант обложки. Художник Михай Даскалу.
45
Второй вариант оформления. Художник Иван Генералич.
46
Очень хорошая обложка к альбому «Долгая счастливая жизнь». Иван Веченей. «Заброшенное кладбище». Возможно, с переводом названия картины я и напутал.
47
Альбом «Реанимация». На мой взгляд, крайне неудачное оформление. Судя по всему коллаж Летова и Чумаковой.
48
Последний альбом Летова. «Зачем снятся сны?». Картина Эдварда Хикса «Ноев ковчег».
49
Еще стоит отметить сборник «Попс» издававшийся на пластинке. Это компиляция с серии альбомов 1987 года. У меня была такая пластинка. Чудесное оформление.
50
51
После смерти Летова было выпущено несколько сборников, концертов, но наибольшего внимания заслуживает запись 1985 года. «Psychedelia Today». Один из первых альбомов вышел лишь в 2017 году. Коллажи и графика Летова. Естественно сразу два варианта обложек. Вся эта путаница в итоге стала фишкой группы.
52
53
Отдельного внимания заслуживают обложки группы «Коммунизм». Много интересного было в оформлении альбомов и Янки, и Кузи и еще ряда проектов, где принимал участие Игорь Фёдорович. Но в рамках ЖЖ рассмотреть подробно все эти чудеса не выйдет. Уж больно простор тут широк.
Сегодня про Летова снимают документальные фильмы, его концерты показывают в кинотеатрах и по телевизору. Часть публики естественно плюется и рассуждает о коммерции. Мне эта позиция не близка. 10 лет уже как Игорь Фёдоровича нет на этой земле. Еще при жизни его начали крутить по «Нашему радио». Так чего ж удивляться, что сегодня на него обратили внимание люди с телевидения? Он давно уже стал частью нашей культуры. И уж точно трансляции его концертов полезнее, чем демонстрации вещей типа «шансон года».
Всю информацию я черпал с сайта «Гроб хроники». И их сообщества в контакте. Ребята на голом энтузиазме совершили невозможное. Рассортировали, осмыслили и собрали в одном месте наследие Летова и компании. Говорят, что пластмассовый мир победил. А я думаю, нет. Всегда были одиночки, которые делают что-то за ради идеи, и надеюсь, будут впредь. Во всяком случае, среди поклонников творчества Летова такие люди пока что точно есть. Он сумел посеять в людях доброе, разумное и вечное. Покойся с миром.
Взято: soullaway.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]