Боровск. Часть 2: от площади Ленина на Высокое
---
В первой части по старообрядческим предместьями вдоль Коммунистической улицы мы пришли на Боровское городище. Во второй - осмотрим прилегающую к городищу центральную площадь и пойдём на юг - по улице Ленина мимо старых фабрик в оправдывающее своё название предместье Высокое. Были ещё "нулевая" часть не о самом Боровске, а о соседнем Балабанове и селе Роща с древним Пафнутьево-Боровским монастырём, и "минус первая" часть о Параллельном городе фресок Владимира Овчинникова. А как иначе в городе, закрученном по холмам и речным изгибам то ли буквой "G", то ли даже спиралью?
Боровское городище - это как бы двор не по-уездному огромной площади Ленина. Коммунистическая улица, круто взбираясь на склон через район Молчановка, выводит на совершенно ровное пространство, которое испокон веков занимал торг. Когда-то, скорее всего, торг стоял на задворках Боровского городища, но теперь всё стало ровно наоборот - это Боровское городище начинается во дворах домов, фасадами глядящих на площадь. Длинный дом на переднем плане кое-где упоминается как гостиница, и в таком качестве снимался в фильме "Серафим Полубес и другие жители Земли", но по крайней мере в наше время он жилой, и я лично в этом убедился, по просьбе старушки у подъезда сбегав на пятый этаж за её сумкой (вторую она спустила сама, но две сразу унести ей было не под силу). Напротив ближего торца этого здания - фреска Овчинникова "Разгадывание мира", на дальнем торце "Виды Боровска начала ХХ века", а напротив них Расписной дом с фресками "Глобус Боровска", "Во имя России", "Циолковский" и "Во молодец наш огурец".
2.
Благовещенский собор среди других храмов Боровска на первый взгляд не очень-то и выделяется. Его основной объём с 5-ю главками возвели в 1715 году, колокольню с приделами пристроили в 1819 году - всё это был "золотой век" Калужского края у большой дороги на Киев. Но то ли Благовещенский собор просто крупнее, то ли как-то очень выразительно стоит, а что он главный среди боровских храмов - видно невооружённым глазом.
2а.
Он открыт только в службу, но внутрь непременно стоит попасть - в короткий промежуток времени до начала собственно богослужения тут разрешено сделать до 5 фотографий. А фотографировать под тёмным сводами есть что - собор был закрыт в ХХ веке считанные месяцы накануне войны, и его, кажется, толком даже разорить не успели. Здесь хранятся две "резные иконы", проще говоря деревянные скульптуры Николая Чудотворца и Параскевы Пятницы из церкви-предшественницы, которые датируют 15-м и даже 14-м (!) веком. В последнем случае они выходят ровесниками летописного упоминания Боровска, и уж точно старше, чем любое из его зданий.
3.
На другой стороне площади - церковь Преображения на Взгорье (1804). Оба храма стоят над обрывами узкого и длинного холма в излучине Протвы.
4.
Под церковью - пара зданий бывшей богадельни и причтового дома. Здесь не имевшее своего здания и потому кочевавшее по городу уездное училище обитало именно в те годы, когда в Боровске преподавать физику и математику Константин Циолковский (1880-92). Дальше в ту сторону по улице Урицкого можно было бы выйти к текстильной фабрике "Боровчанка" и руинам тюремного замка (1914), но мы с estrella_de_sur делать такой крюк поленились.
5.
А меж двух церквей - бескрайнее пространство вокруг бесчисленных корпусов Гостиного двора, построенного в конце 18 века:
6.
Торг на этом месте был и ещё раньше, и продолжается в этих же зданиях все два с лишним века их истории. Сами торговые ряды под землёй дублирует система складов, причём некоторые из них уже открыты для входа (но не круглосуточно!), но ещё не заняты торговлей. Увы, я об этом узнал лишь в свой второй приезд, и вечером воскресения обнаружил все входы (через магазины) запертыми.
7.
Раньше на Торговых рядах была целая россыпь фресок Овчинникова, но их то ли замазали, то ли застроили всякими ларьками. А ещё раньше сряди рядов стояла Преображенская церковь (не на Взгорье) 1730-х годов. В дальней части площади - маленькая и мрачная автостанция, с которой один за другим уходят ПАЗики в Балабаново и периодически в Обнинск, а вот в Калугу и вообще за пределы Обнинской агломерации из Боровска напрямик не ходит ничего.
8.
В северо-западном углу площади - мемориал Великой Отечественной. Это на его тыльной стороне Владимир Овчинников в 2005 году устроил едва ли не первый в России арт-перфоманс, нарисовав Богоматерь с решёткой и красными звёздами вместо лица. Таким он хотел видеть памятник жертвам политических репрессияй, и эта акция стала ответом на отказ нового мэра его ставить.
9.
За памятником, с острой башенкой - краеведческий музей. Его директором одно время был председатель старообрядческой общины, поэтому с частным историческим музеем Владимира Кобзаря он конкурирует за интерес туристов к старообрядческой теме. Я туда так и не сходил, имея в ту поездку явный перебор по музеям, и теперь об этом жалею. В государственном музее есть и другие интересные экспонаты вроде камней с остатками фресок Дионисия из фундамента Пафнутьева монастыря; частный музей зато проводит экскурсии в часовню боярыни Морозовой и Покровский собор (см. первую часть). В сквере между Вечным огнём и музеем - оружия и защитные сооружения Великой Отечественной войны.
10.
А на краю сквера таки стоит памятник жертвам репрессий. Овчинников пытался воплотить свою идея ещё как минимум дважды, и оба раза вся заканчивалась вандализмом, скандалом в прессе и ссорой с властями и жителями (подробнее см. прошлую часть). В 2017-м году, когда художник начал готовить четвёртый заход, терпение властей лопуно, и они быстро выписали в Боровск самый настоящий Соловецкий камень.
11.
Но самый интересный памятник стоит чуть поодаль - это бюст Николая Фёдорова. В первой части я показыал памятники Гагарину (2011) и Циолковскому (2007), которые подарил "городу космической мечты" Руслан Байрамов, создатель парка Этномир неподалёку. Но есть в этом цикле есть и третье звено. Фёдоров не был ни физиком, ни инженером, а преподавал историю и географию в разных местах, и в 1866-69 годах работал в том же самом уездном училище Боровска, скорее всего занимавшем тогда другое здание. Затем он устроился в Чертковскую библиотеку в Москве, где познакомился с занимавшимся там самообразованием Константином Циолковским, и быстро стал его кумиром и духовным наставником. В том, что спустя несколько лет Циолковского назначили преподавать математику и физику именно в Боровск, Константин Эдуардович увидел знак судьбы. Фёдоров же вошёл в историю как основоположник философии "русского космизма" - в те времена слово "космос" ещё не значило пространства за пределами нашей планеты, а было скорее синонимом мироздания и вселенского единства. Своё учение Николай Фёдорович называл "философией общего дела", и по сути говоря пытался под христианскую космогонию подвести материалистическую базу. "Общим делом" человечества он считал окончательную победу над Смертью, которая будет заключаться даже не в бессмертии живущих, а в воскрешении всех людей, когда-либо живших на свете. Фёдоров вряд ли знал, сколько за все тысячи лет жило людей, но как географ уже понимал, что Земля будет им тесна. А значит, - думал Фёдоров примерно в те времна, когда студент Раскольников убил старушку топором, а сторож Никита колотил Громова из Шестой палаты, - Человечество обязано выйти за пределы Земли и заселить другие планеты.Так, задолго до понимания, что такое космос, Фёдоров впервые дал хоть какой-то ответ - ЗАЧЕМ нам его достигать. Современники измышления Фёдорова характеризовали как "наивные", но встретившийся с ним в библиотеке молодой физик-нелюдим Циолковский начал думать над практическим воплощением его идей. И вот ещё одна чудо-деталь этой истории: Николой Фёдорович был внебрачный сын помещика, фамилию и отчество получил от имени от крёстного отца, а по биологическому отцу его фамилия была - Гагарин.
12.
Обойдя по площади круг, вернёмся к Благовещенскому собору. Рядом с ним - универмаг, где мы пообедали в замечательной блинной на три столика. А за универмагом - снова памятник (2013), на этот раз Дмитрию Сенявину. Циолковский и Фёдоров в Боровске были гости, а вот будущий адмирал родился в боровском предместье Комлево. Он прославился в русско-турецких войнах, ведя кажется самые дальние успешные кампании в истории флота нашей не в меру континентальной страны - на Средиземном море, среди греческих островов, во время Наполеоновских войн. Потом всего его успехи сдали ради временного союза с Францией, а в Россию его эскадра возвращалась через Гибралтар, и в Лиссабоне Сенявин оказался меж двух огней - город контролировали французы, а с моря блокировали англичане. Из этой ситуации он вышел, приняв решение вразрез с императорским, а потом почти до конца жизни провёл в опале. Россия словно испугалась стать морской державой всерьёз...
13.
Памятник Сенявину - известнейшая в Боровске смотровая площадка, этакий балкон площади Ленина. На предместье за Протвой, впрочем, лучший вид открывается даже не от адмирала, а с задворков Благовещенского собора. В кадре старообрядческий Покровский собор (1912) и Борисоглебская церковь (1704) на въезде в город.
14.
А основной вид от Сенявина такой. На переднем плане старообрядческая Введенская церковь (1906-08), слева за ней - Пафнутьев-Боровский монастырь с церквями в Роще и Ряпушке... его вид отсюда крупным планом я показывал в "нулевой" части.
15.
Посмотрев на Покровскую церковь в Высоком, мы призадумались. Куда бы мы ни шли в Боровске, она висела над нами где-то на заднем плане, и если эта церковь видна со всего города - логично предположить, что и весь город должен быть виден с неё. Значит, решили мы - курс на Высокое!
16.
От площади на юг по длинной спине холма уходят три улицы - Ленина (Успенская), Володарского и Калужская. Последняя ныне - прямая дорога на Обнинск, именно на ней большую часть своего боровского периода прожил Циолковский. Только дома, где он квартировал в разное время, не сохранились, да и ярких достопримечательностей на Калужской нет - но это какая-то очень эталонная улица Боровска:
17.
С настолько уездным пейзажем, насколько это только возможно:
18.
Наш путь же - по улице Ленина, бывшей Успенской, которая проходит мимо Благовещенского собора, Боровского туринфоцентра и памятника Сенявину. И хотя дорога пересекает Боровск по Коммунистической и Калужской, главная в городе всё-таки именно улица Ленина - потому что не столько для машина она, сколько для людей. Да и дома на ней подобрались самые интересные. Вот тут поодаль - тот самый хлебзавод, на котором ещё в 2007 замазали на мой взгляду лучшую Овчинниковскую фреску "Равновесие". Ближе - усадьба Саниных "третьей четверти 19-го века", как я узнал из висящей рядом таблички.
19.
На другой стороне, не подряд - пара довольно странных малоэтажек, по виду может быть и в 1920-х годов:
20.
Такой же трехэтажный дом Большакова сильно уделан в ХХ веке, а был когда-то самым роскошным особняком Боровска. Настолько, что по местному преданию в нём останавливался Наполеон во время своего отступления. Именно на стене этого дома была фреска "Фиаско Бонапарта", замазанная при капитальном ремонте.
21.
Напротив - универсам "Магнит" в бывшем кинотеатре "Родина", построенном в 1960-е годы на месте разрушенной Успенской церкви (1826), когда-то давшей название этой улице. Если обойти его справа - на кирпичной стене можно увидеть "Этимологию Боровска", старейшую сохранившуюся фреску Овчинникова (2002).
22.
Дом Полежаевых - династии купцов-староверов: Петра и его сыновей-наследников Ивана и Николая. В 1887 году они основали текстильную фабрику, не первую и не последнюю в Боровске, но ставшую наиболее успешной, а после 1917 года остались там на какое-то время в качестве технических начальников. У богатейших людей города и особняк был самым роскошным, поэтому в 1910 году здесь останавливался царский брат Михаил Романов, и не единственный ли это раз в русской истории великий князь гостил у старовера? На торце дома - фреска "Полежаевы с жёнами, 1908 года", а внутри с 2005 года музей истории русского предпринимательства, который создала родная внучка одного из братьев Полежаевых Евгения Алексеевна.
23.
Почти напротив - усадьба виноторговца Шокина, или просто Дом-с-кружевами, разваливающийся на глазах резной теремок конца 19 века:
24.
А ведь самый красивый дом города - особняки эпохи классицизма в Боровске берут своё цельностью среды, но по отдельности невзрачны.
25.
За ним неприятно огромный кирпичный Дом культуры. С одной стороны - какая-то полуобстрактная композиция, с другой - жутковатый Чёрный Крест, на самом деле скрывающий готовившуюся к открытию доску почёта.
26.
Ещё один симпочтиный домик, который недавно приводили в порядок волонтёры в рамках Том-Сойер-Феста - есть такая акция по ремонту памятников архитектуры в разных городах силами неравнодушных людей. На его обратной стороне - фреска "Успенская улица в начале ХХ века", в которую якобы когда-то врезался таксист, перепутав нарисованную перспективу с настоящей.
27.
Напротив - мрачный своей плоскостью фасад Городского центра искусств. Это бывший старообрядческий собор Всех Святых, перестроенный в 1909 году из молельного дома (1862).
28.
Внешне храм был, судя по старым фото, весьма нетривиален. Поодаль - ещё одна, четвёртая (!) на короткую в общем-то улицу, церковь Рождества Христова (1837).
28а.
А вот белый домик - между прочим, старейшее гражданское здание Боровска 1740-х годов:
29.
Оно занято детской библиотекой, и видимо поэтому на воротах - допетровский русский алфавит:
30.
Напротив к самой улице подходит Косой овраг, по узкому карнизу которого проходит живописная улочка:
31.
Затем улица выводит в скверик с похожим на сюжеты Овчинниковских фресок фонтаном "Пусть Светит". И это дейсвительно обретший объём рисунок - но не Владимира Овчинникова, а Людмилы Киселевой, местной художницы и журналистки, создавшей в Боровске центр опеки детей-сирот. Её графика (см. по ссылке) действительно интересна, и ни за что по этим рисункам, равно как и по размаху деятельности, не догадаться, что Людмила родилась с неизлечимой болезнью, из-за которой ни дня в своей жизни не умела ходить.
32.
В этом скверике - развлика. Справа видна самая, пожалуй, невзрачная в Боровске Георгиевская церковь (1814):
33.
Прямо, примерно через киломтер - та самая фабрика Полежаевых, при Советах "Красный Октябрь", а ныне просто "Руно". При Полежаевых основной продукцией была такая незаменимая у набожных староверов вещь, как женские платки; ныне тут шьют шерстяные одеяла и пледы, хотя откровенно говоря, фабрика не выглядит живой. На ней - ещё одна фреска Овчинникова:
34.
На доме напротив - суровый девайс, который мы в шутку назвали кондциниором Чижевского.
34а.
Но мимо фабрики мы шли на обратном пути, а от "Пусть Светит" свернули налево, кратчайшей дорогой в Высокое мимо пятиэтажечных микрорайонов, в живописном старом городке столь чуждых, что память старательно их вытесняет. Впрочем, даже здесь Боровск умудряется удивить - как вам Капитолийская Волчица, обрезанная в горизонтальной плоскости на уровне груди, на фоне силикатных хрущовок?!
35а.
На пол-дороги в Высокое - ещё одна текстильная фабрика Ёжиковых. Небольшими мануфактурами на рубеже 19-20 веков Боровск буквально оброс, но во второе Орехово-Зуево не превратился - все они остались небольшими, иные и каменными зданиями-то не обзавелись, при Советах действующими остались лишь "Боровчанка" и "Красный Октябрь".
35.
А фабрика Ёжиковых теперь - квартал жилых домов:
36.
В какой-то момент мы услышали детский плач, а обернувшись, увидели в снегу кошку. Феномен Калужской области - что здесь, что в Обнинске, что в Калуге мне стабильно попадались кошки, кричавшие человеческими голосами.
36а.
Ну вот и Высокое, конец Боровской спирали... почти конец - можно было пройти ещё чуть дальше к святому источнику и комплексу вокруг него. Огромное новое здание в стиле старинных палат напоминает, что когда-то в Высоком располагался Высоко-Покровский монастырь. В 1414 году, тут принял постриг внук крещёного баскака Парфений, в иночестве ставший Пафнутием, в 1434 году был рукоположен в игумены, а в 1444 году перенес обитель на соседний холм, замкнув спираль будущего города. Там Пафнутьев-Боровский монастырь разросся в мощную крепость, но ангел-хранитель Боровска словно по-прежнему приглядывал за городом с Высокого.
37.
После разорения города в Смуту царские власти обязали Пафнутьев монастырь возродить Высоко-Покровскую обитель, и в 1621 году на холме был построен деревянный храм. Монастыря здесь уже не задалось, зато выросло обширное кладбище. При Советах в церкви устроили зерносклад, а в 2007-08 годах весь погост в Высоком капитально реконструировали.
38.
И деревянный русский храм очень странно смотрится в окружении кованных фонарей и тисовой аллеи:
39.
Вроде бы, Покровская церковь за свою историю неоднократно перекладывалась, но облик в целом сохранила. В Боровске считается, что это самый южный в России деревянный допетровский храм, и никаких конкретных опровержений мне сходу не припоминается. За апсидой - каменная часовня (1868) на могиле родителей Пафнутия Боровского:
40.
На кладбище есть каменные надгробия 18 века. Какие-то лежат среди современных могил, другие сложены под галереей храма:
41.
Ну, а виды отсюда на Боровск действительно великолепны:
42.
Снова Пафнутьев монастырь, весь целиком в одном кадре. Слева направо красная церковь Митрофана Царьградского (1760), зелёная главка больничного Ильинского храма 17 века, огромный собор Рождества Богородицы (1584-86, и к вечеру уже без птиц), колокольня 1690-х годов над белой Трапезной палатой (1511), и крыши других палат 16-17 столетий. Вокруг - неприступная стена 1520-х годов и высокие башни 1630-х. А на кадре выше видны и церкви Рощи и Рябушек, неизменно по разные стороны от обители-крепости.
43.
Борисоглебская церковь. "Поперёк" холм за Протвой казался совсем маленьким, а вдоль - действительно длинный:
44.
Ниже Покровского собора виден серый в пять белых окон дом-музей Циолковского. Здесь учёный жил в 1887-89 годах, ничего выдающегося в этих стенах не создал, но из четырёх домов Боровска, где он жил в разное время, этот лучше всего сохранился, и потому занят теперь музеем. Впрочем, ценнее то, что сам район остался таким, каким Константин Эдуардович его видел.
45.
Центр Боровска: Введенская церковь в низинке, Молчановка на склоне, Боровское городище с часовней на месте гибели боярыни Морозовй и уже знакомый нам Благовещенский собор:
46.
Ещё левее - церковь Преображения на Взгорье и далёкая церковь Михаила Архангела (1910) в селе Красное.
47.
В общем, Боровск - один из лучших малых городов России и своими памятниками прошлого, и своим настоящим. Но Циолковский покинул Боровск, и колыблью космонавтики стала губернская, а теперь областная Калуга. О ней - в следующих нескольких частях.
КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ-2018
Моя космическая программа и оглавление.
Краткий обзор краткой поездки и оглавление.
Обнинск. Город.
Обнинск. Первая в мире АЭС.
Балабаново и Пафнутьево-Боровский монастырь.
Боровск. Дорога в центр и общий колорит.
Боровск. Фрески Овчинникова.
Боровск. Центр.
Калуга. Общий колорит.
Калуга. Старый торг и окрестности.
Калуга. Церкви.
Калуга. Палаты и особняки.
Калуга. Колыбель Космонавтики.
Взято: varandej.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]