Призрак коммунизма
---
Не знаю, как вы, а я очень люблю такие приметы старой Москвы, как этот Рабочий с серпом и молотом, вмонтированный в стену роскошного Петровского пассажа.
Выполнил барельеф знаменитый скульптор Матвей Манизер, титан советской монументальной пропаганды, автор всех бронзовых фигур на станции метро "Площадь революции". "Манизер" - у ноги Рабочего можно прочитать эту фамилию.
Петровский пассаж, до революции Фирсановский - по фамилии богатейшей домовладелицы Веры Ивановны Фирсановой, на чьи деньги он и был выстроен. И не только Пассаж - Сандуновские бани, "Дом для вдов и сирот" в Электрическом переулке, полустанок Николаевской железной дороги, ныне именуемый платформа "Фирсановка" - все это память о Вере Ивановне, известной предпринимательнице и меценате. Благодаря ей, уже столетие назад в темное время суток Пассаж, также, как и сегодня, сиял огнями - электростанция находилась в принадлежащих Фирсановой Сандуновских банях…
В 1918 году Фирсановский пассаж национализировали и переименовали в Петровский. Теперь здесь вместо магазинов, торгующих батистовым бельем от Луи Крейцера, модными зонтами от Матильды Бариш, нежнейшей пастилой кондитерской фабрики "Реномэ" и первыми кинотоварами французской фирмы "Гомонъ", разместилась мастерская по пошиву белья для Красной армии, а в стену вмуровали мускулистого Рабочего.
Который, кстати, вовсе и не рабочий, а… Коммунизм. Барельеф являлся эмблемой постоянной выставки сельского хозяйства, открывшейся в Пассаже в 1920 году и олицетворял ее девиз "Опираясь на народное хозяйство, коммунизм пускает колесо новой жизни в ход"…
А Вера Ивановна поселилась в маленькой комнате огромной коммунальной квартиры на Арбате, когда-то целиком принадлежавшей ей. Не жаловалась. Работала гримером в московском театре, а позже, благодаря своему давнему другу Шаляпину, который оформил все необходимые документы для выезда и переправил нужную сумму денег в Москву, перебралась в Париж…
Взято: sadalskij.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]