Советский «Харлей» – ПМЗ-А-750
01.02.2018 542 0 0 foto-history

Советский «Харлей» – ПМЗ-А-750

---
0
В закладки
Советский «Харлей» – ПМЗ-А-750 мотоциклов, мотоцикл, передач, Можаров, Владимирович, часть, название, мотоциклы, модели, Можарова, тяжелых, стала, машин, завод, мотоцикла, опытных, дуплексная, пробега, сухое, возможно


В 1929 году на базе “Иж-стальзавода” были организованы мастерские, разработавшие и изготовившие первые пять опытных мотоциклов марки “Иж”. Возглавил коллектив мастерских талантливый инженер Петр Владимирович Можаров. До этого он проходил стажировку в Германии, откуда вернулся убежденным в том, что в СССР надо строить адаптированные копии немецких мотоциклов.

Его биограф О. Курихин писал: "Петр Владимирович посетил восемь прекрасно оборудованных мотоциклетных заводов: Allright, BMW, DKW, D-Rad, Mabeco, Neander, NSU, Zündapp. 15 других он отнес к “прочим”, поскольку выпуск мотоциклов на них был ограниченным. В этой группе оригинальностью конструкций легких мотоциклов выделялся Берлинский завод Stock.

Советский «Харлей» – ПМЗ-А-750 мотоциклов, мотоцикл, передач, Можаров, Владимирович, часть, название, мотоциклы, модели, Можарова, тяжелых, стала, машин, завод, мотоцикла, опытных, дуплексная, пробега, сухое, возможно

Петр Владимирович Можаров

Наиболее сильное впечатление на Петра Владимировича произвели три фирмы: DKW, Zündapp и Neander. Первая — благодаря массовости и разнообразию выпускаемой продукции, причем как основной — мотоциклы, так и дополнительной — лодочные моторы, моторы-генераторы, вырабатывавшие электроэнергию и т. п. Вторая — за совершенство технических решений, а третья — за интересные конструкторские решения и непосредственное участие ее руководителя Эрнста Неандера в творческом процессе — конструировании и испытаниях, что очень импонировало самому П. В. Можарову”.

Многое из увиденного Можаровым воплотилось в опытных конструкциях. После завершения работы над первыми мотоциклами “Иж” и проведения большого испытательного пробега коллектив Можарова перевели в Ленинград, где готовился массовый выпуск мототехники.

КБ получило задание на разработку типажа средних и тяжелых мотоциклов для армии и народного хозяйства. Первым стал тяжелый мотоцикл НАТИ-А-750. Эта машина стала неким смешением традиций: в ходовую часть, сделанную по образу БМВ, был вмонтирован силовой агрегат американского типа.

Советский «Харлей» – ПМЗ-А-750 мотоциклов, мотоцикл, передач, Можаров, Владимирович, часть, название, мотоциклы, модели, Можарова, тяжелых, стала, машин, завод, мотоцикла, опытных, дуплексная, пробега, сухое, возможно


Советский «Харлей» – ПМЗ-А-750 мотоциклов, мотоцикл, передач, Можаров, Владимирович, часть, название, мотоциклы, модели, Можарова, тяжелых, стала, машин, завод, мотоцикла, опытных, дуплексная, пробега, сухое, возможно


Дуплексная рама из штампованных профилей с вложенным внутрь бензобаком сочеталась с рессорной передней вилкой, имевшей мощные штампованные перья. Нижнеклапанный V-образный двухцилиндровый двигатель рабочим объемом 750 куб. см, расположенный в раме продольно, комбинировался с трехступенчатой коробкой передач и цепным приводом заднего колеса. На машине предусматривалось сухое многодисковое сцепление, циркуляционная система смазки двигателя и батарейная система зажигания с высоковольтной катушкой и прерывателем-распределителем автомобильного типа.

Советский «Харлей» – ПМЗ-А-750 мотоциклов, мотоцикл, передач, Можаров, Владимирович, часть, название, мотоциклы, модели, Можарова, тяжелых, стала, машин, завод, мотоцикла, опытных, дуплексная, пробега, сухое, возможно


Советский «Харлей» – ПМЗ-А-750 мотоциклов, мотоцикл, передач, Можаров, Владимирович, часть, название, мотоциклы, модели, Можарова, тяжелых, стала, машин, завод, мотоцикла, опытных, дуплексная, пробега, сухое, возможно


Советский «Харлей» – ПМЗ-А-750 мотоциклов, мотоцикл, передач, Можаров, Владимирович, часть, название, мотоциклы, модели, Можарова, тяжелых, стала, машин, завод, мотоцикла, опытных, дуплексная, пробега, сухое, возможно


Второй стала модель НАТИ — Б-375, по некоторым деталям унифицированная с тяжелым мотоциклом. Двигатель фактически представлял собой половинку от А-750 — нижнеклапанный, рабочим объемом 375 куб. см, с углом наклона цилиндра, равным 13°. Ходовая часть с небольшими изменениями была взята от ленинградской модели Л-300, возможно, от этой же модели использовалась и трехступенчатая коробка передач.

Третьим вариантом стала машина, практически полностью сделанная по образцу БМВ. В ходовую часть, аналогичную А-750 — штампованная дуплексная рама и рессорная передняя вилка, был продольно вмонтирован нижнеклапанный мотор с вертикальным цилиндром. Такое расположение двигателя обусловило применение привода на заднее колесо с помощью торсионного вала. Трехступенчатая коробка передач с кулисой автомобильного типа также была аналогична моделям БМВ. Можаров присвоил этой версии индекс “НАТИ — Иж-6”, возможно потому, что при работе над опытными Ижами он не успел воплотить в металле эту конструкцию.

Советский «Харлей» – ПМЗ-А-750 мотоциклов, мотоцикл, передач, Можаров, Владимирович, часть, название, мотоциклы, модели, Можарова, тяжелых, стала, машин, завод, мотоцикла, опытных, дуплексная, пробега, сухое, возможно


Изготовление мотоциклов решено было передать в родные группе Можарова Технические мастерские при “Иж-стальзаводе”. Одновременно туда же был направлен заказ на постройку пяти опытных малолитражных автомобилей НАТИ-2. В 1932 году Можаров с коллегами вновь прибыл в Ижевск, где началась постройка партии мотоциклов НАТИ-А-750.

Первые опытные замеры показали, что мощность новых двигателей находится в пределах 16-18 л.с., что вполне укладывалось в рамки технического задания. Весной 1933 года четыре мотоцикла с колясками успешно совершили испытательный пробег по маршруту Ижевск Сарапул — Горький — Москва (от Сарапула до Горького мотоциклы из-за распутицы добирались на пароходе).

Советский «Харлей» – ПМЗ-А-750 мотоциклов, мотоцикл, передач, Можаров, Владимирович, часть, название, мотоциклы, модели, Можарова, тяжелых, стала, машин, завод, мотоцикла, опытных, дуплексная, пробега, сухое, возможно

Участники пробега 1933 г. на мотоциклах НАТИ-А-750

Планировалось, что в Ижевске начнется серийное производство этих машин, а параллельно будут строиться и испытываться опытные 375-кубовые варианты. Однако в Наркомате среднего машиностроения, руководившем этой работой, решили иначе.

Советский «Харлей» – ПМЗ-А-750 мотоциклов, мотоцикл, передач, Можаров, Владимирович, часть, название, мотоциклы, модели, Можарова, тяжелых, стала, машин, завод, мотоцикла, опытных, дуплексная, пробега, сухое, возможно

Мотоциклы НАТИ-А-750

В Ижевске к выпуску был рекомендован ленинградский мотоцикл Л-300, а мощности для изготовления тяжелых машин решили разместить под Москвой, на Подольском механическом заводе (ПМЗ). Сначала завод носил название “Госшвеймашина”, а в 1931 года получил название ПМЗ – Подольский механический завод. Одновременно предприятие занималось выпуском широкого спектра различной продукции, в том числе и военного назначения.

Советский «Харлей» – ПМЗ-А-750 мотоциклов, мотоцикл, передач, Можаров, Владимирович, часть, название, мотоциклы, модели, Можарова, тяжелых, стала, машин, завод, мотоцикла, опытных, дуплексная, пробега, сухое, возможно


Именно сюда и прибыл Петр Можаров, вновь сменивший место работы и жительства. Перед ним была поставлена задача наладить мотопроизводство в Подольске. Задание было труднейшим, поскольку на предприятии отсутствовало главное — прессовое оборудование, необходимое для изготовления ходовой части.

Советский «Харлей» – ПМЗ-А-750 мотоциклов, мотоцикл, передач, Можаров, Владимирович, часть, название, мотоциклы, модели, Можарова, тяжелых, стала, машин, завод, мотоцикла, опытных, дуплексная, пробега, сухое, возможно


Советский «Харлей» – ПМЗ-А-750 мотоциклов, мотоцикл, передач, Можаров, Владимирович, часть, название, мотоциклы, модели, Можарова, тяжелых, стала, машин, завод, мотоцикла, опытных, дуплексная, пробега, сухое, возможно


В феврале 1934 года был готов первый мотоцикл — еще не способный двигаться самостоятельно, но уже собранный из узлов, изготовленных непосредственно на ПМЗ, а не на смежных предприятиях. Петр Владимирович Можаров позволил себе небольшую передышку и отправился в санаторий, где через месяц погиб при довольно загадочных обстоятельствах. Работы по постановке опытной модели в производство завершались уже без него.

Советский «Харлей» – ПМЗ-А-750 мотоциклов, мотоцикл, передач, Можаров, Владимирович, часть, название, мотоциклы, модели, Можарова, тяжелых, стала, машин, завод, мотоцикла, опытных, дуплексная, пробега, сухое, возможно


ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Двигатель:
Тип: четырехтактный, V -образный
Число цилиндров: 2
Диаметр цилиндра: 70 мм
Ход поршня: 97 мм
Рабочий объем: 746 см3
Мощность: 15 л.с. при 3600 об/мин
Степень сжатия: 5,0 :1
Расположение клапанов: нижнее
Карбюратор: 1, тип МК-1
Система смазки: циркуляционная
Сцепление: многодисковое, сухое
Передача на заднее колесо: цепью
Число передач: 3, переключение ручное
Передаточные числа коробки передач: 3,03/1,75/1,00
Электрооборудование
Магдино: тип ГМН-97
Зажигание: батарейное
Ходовая часть:
Рама: дуплексная, штампованная
Передняя подвеска: рессорная, 8 листов с
регулирующим демпфером
Задняя подвеска: жесткая
Размеры шин: 4х19дюймов
Передний тормоз: барабанный
Задний тормоз: барабанный
Габариты и вес:
Длина х ширина х высота: 2085 х 890 х 950 мм
Колесная база: 1395 мм
Клиренс: 115мм
Вес: 206 кг
Емкость топливного бака:18 л
Расход топлива: 6 л/100 км
Максимальная скорость: 95 км/ч

Советский «Харлей» – ПМЗ-А-750 мотоциклов, мотоцикл, передач, Можаров, Владимирович, часть, название, мотоциклы, модели, Можарова, тяжелых, стала, машин, завод, мотоцикла, опытных, дуплексная, пробега, сухое, возможно


Производство мотоциклов налаживалось с большим трудом. Несмотря на трудности с финансированием к июлю 1934 года были готовы первые десять тяжелых мотоциклов, которым дали новое название: ПМЗ-А-750. В июле девять из них продемонстрировали наркому Серго Орджоникидзе. Узнав, что в следующем году работники подольского завода собираются изготовить 500 таких машин, он возразил: “Таких мотоциклов необходимо выпустить не менее полутора тысяч!”

Советский «Харлей» – ПМЗ-А-750 мотоциклов, мотоцикл, передач, Можаров, Владимирович, часть, название, мотоциклы, модели, Можарова, тяжелых, стала, машин, завод, мотоцикла, опытных, дуплексная, пробега, сухое, возможно

Марина Ладынина с мотоциклом ПМЗ-А-750 в знаменитом
советском фильме «Трактористы», снятом в 1939 г.

ПМЗ-А-750 нашёл применение не только в армии, в частях НКВД, но и на гражданской службе. Их охотно приобретали горожане и сельские жители. Конструкция мотоцикла получилась прочной и добротной, но, к сожалению, весьма капризной и «недоведенной».

Советский «Харлей» – ПМЗ-А-750 мотоциклов, мотоцикл, передач, Можаров, Владимирович, часть, название, мотоциклы, модели, Можарова, тяжелых, стала, машин, завод, мотоцикла, опытных, дуплексная, пробега, сухое, возможно

На советско-финской войне

Мотоциклисты в шутку расшифровывали буквы ПМЗ, как «Попробуй меня заведи». Многочисленные нарекания привели к тому, что в 1939 году мотоцикл был снят с производства.
Думается, что если бы не трагическая смерть Петра Можарова, то судьба этого мотоцикла могла бы быть совсем иной.

Источник

ТАКЖЕ:
"Иж-1" -первый советский мотоцикл
Ленинградские мотоциклы Л-300 и Л-500
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]