«Мото-Ревъ Дуксъ» - лучший российский мотоцикл начала 20-го века
---
В 1898 г. в Российской империи произошло событие, изменившее ее производственную ориентацию. Дело в том , что в последнее пятилетие ХIХ века в Европе на многих заводах наращивали выпуск трициклов. Владельцы этих предприятий, стремясь захватить новые рынки сбыта, начали поставлять " трехколески" в Россию.
В нашей стране их покупали люди среднего достатка, не редко склонные к всевозможным состязаниям. Количество трициклов в отечестве еще было незначительным, а уже нашлись охотники устроить на приобретенных в личное пользование машинах спортивные соревнования.
Первая в России мотогонка. Петербург, 1898 г.
Так, 11 сентября 1898 г. в Санкт-Петербурге впервые В России провели гонки на скорость. Из семи явившихся на старт шестеро выступали на трицклах. Дистанция гонки составляла 38 км. Первым финишировал Беляев. Он прошел маршрут за 1 час 33 мин 36 сек со средней скоростью 24,5 км/ч.
Первая в России мотогонка вызвала широкий резонанс и продемонстрировала возможность эксплуатации на дорогах нашей страны нового транспортного средства-трицикла.
В прессе высказывались соображения о необходимости выпуска таких экипажей и в нашем государстве. Кто-то из отечественных производителей должен стать пионером отечественного мотопрома, и такой человек вскоре нашелся. Им стал А.А. Лейтнер, владелец рижской велосипедной фабрики "РОССИЯ".
В 1899 г. он приобрел у братьев Вернеров лицензию на производство мотоцикла с нижним расположением двигателя. В следующем году на его заводе начали изготавливать "вернерские" мотоциклы.
Об этом в прессе появилась соответствующая реклама. В той же статье сообщалось: "Первая в России фабрика велосипедов "А.А. Лейтнер и Ко" в Риге выпустила как новинку на 1899 год трех- и двухколесные моторные велосипеды".
Реклама велопродукции фабрики А.А. Лейтнера
Публикация появилась 109 лет назад, 13 марта 1899г., и свидетельствовала о начале отечественного мотоциклостроения. Эту дату можно считать днем зарождения российского мотоциклостроения.
Правда, оно не было интенсивным. В 1899 г. удалось сделать всего пять мотоциклов: три трицикла и пару двухколесных. трициклы оказались в Риге, Москве и Санкт-Петербурге, в который доставили оба двухколесных экипажа. Три последующие года на фирме "А.Лейтнери Ко" мотоциклы не строили, а в 1903 г. их производство возобновили.
Трицикл «Россия» с двигателем De Dion-Bouton
Изготавливали только машины классической компоновки - с двигателем в нижней части рамы. Их масса не превышала 36 кг. На них использовался двигатель фирмы "Фафнир" - аналог конструкции "де Дион-Бутон" мощностью 1,75 л.с. Эти мотоциклы участвовали в ряде спортивных соревнований.
Всего за период 1899-1903 гг. на фирме "А. Лейтнер и Ко" изготовили около 30 мотоциклов. Их продавали главным образом в Лифляндской губерниии - ныне страны Балтии.
На Всероссийской автомобильной выставке 1907 г. в Санкт-Петербурге экспонировался двухколесный "лейтнеровский" мотоцикл "Россия". Однако спустя год эти машины уже не выпускалсь. В дальнейшем фирма строила только велосипеды и автомобили марки "Россия".
Инициативу А.А. Лейтнера подхватили другие российские промышленники и отдельные изобретатели. В течение 1907-1914 гг. "Глоор", "Фортуна", "Зельтен", "Виркау" и "Балтия" в небольших количествах изготавливали мотоциклы: встраивали ДВС в велосипеды.
Так, фирма "Глоор" устанавливала швейцарские моторы "Мотосакош" мощностью 2 л.с. на импортные велосипеды. "Зельтен" и "Фортуна" поступали так же, с той лишь разницей, что приобретали двигатели у фирмы "Глоор".
На фирме "Виркау" из первоклассных английских деталей собирали велосипеды и устанавливали на них французские моторы "Зедель-Терро". Аналогично поступала и "Балтия". Влияние этих производителей на транспорт в России оказалось ничтожным.
Более существенный вклад в моторизацию страны сделал Московский завод "Дукс". На нем с 1909г. наряду с велосипедами и автомобилями строили мотоциклы. За основу конструкции взяли швейцарскую модель "Мото-Рев" ( Moto-Reve - "мотомечта").
Фирма "Дукс" изготавливала свои велосипеды той же марки и встраивала в них двигатели "Мото-Рев", сделанные на дочерней английской фирме с таким же названием по лицензии все той же швейцарской.
Выпускаемый в Москве мотоцикл называли "Мото-Рев-дукс", а иногда просто "Дукс". на нем стоял двухцилиндровый V-образный двигатель рабочим объемом 256 см, мощностью 2 л.с., позволяющий развивать скорость до 60 км/ч.
Этот мотоцикл выпускали серийно в течение 1910-1911 гг. и постоянно совершенствовали. В 1912 г. его строили с несколько измененным мотором, а в 1913 - с усиленной рамой, обновленным двигателем рабочим объемом 404 см и мощностью 3 л.с.
В трансмиссии использована втулка свободного хода английской фирмы БСА. В 1914г. на "Дуксе" освоили изготовление трех новых моделей с двигателями следующего ряда мощностей: 2,5 л.с. - одноцилиндровый; 4 л.с. - V - образный двухцилиндровый; 4,5 л.с.-верхнеклапанный, аналогичный предыдущему. Выпуск мотоциклов на заводе "Дукс" был следующим: 1910 г. - 72; 1911 г. -99; 1912 г. - 133; 1913 г. - 134; 1915 г. - 136.
Всего же в течение 1909-1915 гг. там сделали около 600 мотоциклов. В отечественных мотоциклах, изготовленных по иностранным лицензиям, использовались импортные двигатели и другие важные узлы: втулка заднего колеса, цепи, колеса, шины, ацетиленовые фонари и пр.
В России помимо фирм, мотоциклы пытались изготавливать и отдельные изобретатели. Среди них отметили В. Решетникова из г. Алатырь Симбирской губернии и Щербан.
Об их конструкциях известно очень мало. На мотоцикле В. Решетникова использовался двухтактный двигатель германской фирмы "Комет Фаррад-Верке", а на мотоцикле Щербана - мотор мощностью 4-7 л.с. Конструктор Щербан на своей машине участвовал в мотоциклетных соревнованиях Санкт-Петербурга.
«Мото-Рев-Дукс» (300 см/куб) 1914 г. — легкая мотоциклетка, которая была предназначена для туризма.«Мото-Рев-Дукс» (500 см/куб) 1914 г. имела двухскоростную коробку передач и сцепление.
Две новые модели появились в программе «Дукса» в 1914 г. Первой была легкая мотоциклетка, предназначенная для туризма. Конструкция другой модели позволяла оснастить ее коляской. Машина имела двухскоростную коробку передач и сцепление. Эти мотоциклы соответствовали мировому техническому уровню тех лет и имели устойчивый спрос.
В частности, они участвовали во многих спортивных гонках. Помимо этого, большие партии машин заказывало Военное ведомство Российской империи.
Характеристики мотоцикла:
Двигатель двухцилиндровый, четырёхтактный.
Мощность – 3 л.с. при 2000 об/мин, рабочий объем – 403,89 см/куб. диаметр цилиндра – 55 мм.
Ход поршня – 85 мм.зажигание – батарейное. Длина – 1900 мм.База – 1260 мм. Высота по седлу – 970 мм.
Ширина по рулю – 550 мм.
Снаряженная масса – 60 кг.
Трансмиссия – клиноременная.
Скорость – 50 км/ч.
После национализации в 1918 году завод был переименован в «Государственный авиационный завод №1» (ГАЗ №1). В 1924 году группа инженеров построила на нем первый советский мотоцикл «Союз». В отличие от довоенной продукции все детали, кроме карбюратора и магнето, были изготовлены своими силами.
Одноцилиндровый двигатель рабочим объемом 503 см³ был оснащен системой газораспределения «клапан над клапаном» (IOE). Оригинальная ходовая часть имела мягкую подвеску обоих колес. Мотоцикл принял участие во Втором испытательном автомотопробеге в 1925 году, но в серию так и не пошел.
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]