«Мото-Ревъ Дуксъ» - лучший российский мотоцикл начала 20-го века
25.01.2018 626 0 0 foto-history

«Мото-Ревъ Дуксъ» - лучший российский мотоцикл начала 20-го века

---
0
В закладки
«Мото-Ревъ Дуксъ» - лучший российский мотоцикл начала 20-го века мотоциклы, велосипеды, России, мощностью, мотоциклов, мотоцикл, двигатель, фирмы, фирме, двухцилиндровый, Лейтнер, двигатели, Глоор, имела, течение, Первая, объемом, рабочим, завод, смкуб


В 1898 г. в Российской империи произошло событие, изменившее ее производственную ориентацию. Дело в том , что в последнее пятилетие ХIХ века в Европе на многих заводах наращивали выпуск трициклов. Владельцы этих предприятий, стремясь захватить новые рынки сбыта, начали поставлять " трехколески" в Россию.

В нашей стране их покупали люди среднего достатка, не редко склонные к всевозможным состязаниям. Количество трициклов в отечестве еще было незначительным, а уже нашлись охотники устроить на приобретенных в личное пользование машинах спортивные соревнования.

«Мото-Ревъ Дуксъ» - лучший российский мотоцикл начала 20-го века мотоциклы, велосипеды, России, мощностью, мотоциклов, мотоцикл, двигатель, фирмы, фирме, двухцилиндровый, Лейтнер, двигатели, Глоор, имела, течение, Первая, объемом, рабочим, завод, смкуб

Первая в России мотогонка. Петербург, 1898 г.

Так, 11 сентября 1898 г. в Санкт-Петербурге впервые В России провели гонки на скорость. Из семи явившихся на старт шестеро выступали на трицклах. Дистанция гонки составляла 38 км. Первым финишировал Беляев. Он прошел маршрут за 1 час 33 мин 36 сек со средней скоростью 24,5 км/ч.

Первая в России мотогонка вызвала широкий резонанс и продемонстрировала возможность эксплуатации на дорогах нашей страны нового транспортного средства-трицикла.

В прессе высказывались соображения о необходимости выпуска таких экипажей и в нашем государстве. Кто-то из отечественных производителей должен стать пионером отечественного мотопрома, и такой человек вскоре нашелся. Им стал А.А. Лейтнер, владелец рижской велосипедной фабрики "РОССИЯ".

«Мото-Ревъ Дуксъ» - лучший российский мотоцикл начала 20-го века мотоциклы, велосипеды, России, мощностью, мотоциклов, мотоцикл, двигатель, фирмы, фирме, двухцилиндровый, Лейтнер, двигатели, Глоор, имела, течение, Первая, объемом, рабочим, завод, смкуб


В 1899 г. он приобрел у братьев Вернеров лицензию на производство мотоцикла с нижним расположением двигателя. В следующем году на его заводе начали изготавливать "вернерские" мотоциклы.

Об этом в прессе появилась соответствующая реклама. В той же статье сообщалось: "Первая в России фабрика велосипедов "А.А. Лейтнер и Ко" в Риге выпустила как новинку на 1899 год трех- и двухколесные моторные велосипеды".

«Мото-Ревъ Дуксъ» - лучший российский мотоцикл начала 20-го века мотоциклы, велосипеды, России, мощностью, мотоциклов, мотоцикл, двигатель, фирмы, фирме, двухцилиндровый, Лейтнер, двигатели, Глоор, имела, течение, Первая, объемом, рабочим, завод, смкуб

Реклама велопродукции фабрики А.А. Лейтнера

Публикация появилась 109 лет назад, 13 марта 1899г., и свидетельствовала о начале отечественного мотоциклостроения. Эту дату можно считать днем зарождения российского мотоциклостроения.

Правда, оно не было интенсивным. В 1899 г. удалось сделать всего пять мотоциклов: три трицикла и пару двухколесных. трициклы оказались в Риге, Москве и Санкт-Петербурге, в который доставили оба двухколесных экипажа. Три последующие года на фирме "А.Лейтнери Ко" мотоциклы не строили, а в 1903 г. их производство возобновили.

«Мото-Ревъ Дуксъ» - лучший российский мотоцикл начала 20-го века мотоциклы, велосипеды, России, мощностью, мотоциклов, мотоцикл, двигатель, фирмы, фирме, двухцилиндровый, Лейтнер, двигатели, Глоор, имела, течение, Первая, объемом, рабочим, завод, смкуб

Трицикл «Россия» с двигателем De Dion-Bouton

Изготавливали только машины классической компоновки - с двигателем в нижней части рамы. Их масса не превышала 36 кг. На них использовался двигатель фирмы "Фафнир" - аналог конструкции "де Дион-Бутон" мощностью 1,75 л.с. Эти мотоциклы участвовали в ряде спортивных соревнований.

Всего за период 1899-1903 гг. на фирме "А. Лейтнер и Ко" изготовили около 30 мотоциклов. Их продавали главным образом в Лифляндской губерниии - ныне страны Балтии.

На Всероссийской автомобильной выставке 1907 г. в Санкт-Петербурге экспонировался двухколесный "лейтнеровский" мотоцикл "Россия". Однако спустя год эти машины уже не выпускалсь. В дальнейшем фирма строила только велосипеды и автомобили марки "Россия".

«Мото-Ревъ Дуксъ» - лучший российский мотоцикл начала 20-го века мотоциклы, велосипеды, России, мощностью, мотоциклов, мотоцикл, двигатель, фирмы, фирме, двухцилиндровый, Лейтнер, двигатели, Глоор, имела, течение, Первая, объемом, рабочим, завод, смкуб

«Мото-Ревъ Дуксъ» - лучший российский мотоцикл начала 20-го века мотоциклы, велосипеды, России, мощностью, мотоциклов, мотоцикл, двигатель, фирмы, фирме, двухцилиндровый, Лейтнер, двигатели, Глоор, имела, течение, Первая, объемом, рабочим, завод, смкуб

«Мото-Ревъ Дуксъ» - лучший российский мотоцикл начала 20-го века мотоциклы, велосипеды, России, мощностью, мотоциклов, мотоцикл, двигатель, фирмы, фирме, двухцилиндровый, Лейтнер, двигатели, Глоор, имела, течение, Первая, объемом, рабочим, завод, смкуб

«Мото-Ревъ Дуксъ» - лучший российский мотоцикл начала 20-го века мотоциклы, велосипеды, России, мощностью, мотоциклов, мотоцикл, двигатель, фирмы, фирме, двухцилиндровый, Лейтнер, двигатели, Глоор, имела, течение, Первая, объемом, рабочим, завод, смкуб

«Мото-Ревъ Дуксъ» - лучший российский мотоцикл начала 20-го века мотоциклы, велосипеды, России, мощностью, мотоциклов, мотоцикл, двигатель, фирмы, фирме, двухцилиндровый, Лейтнер, двигатели, Глоор, имела, течение, Первая, объемом, рабочим, завод, смкуб


Инициативу А.А. Лейтнера подхватили другие российские промышленники и отдельные изобретатели. В течение 1907-1914 гг. "Глоор", "Фортуна", "Зельтен", "Виркау" и "Балтия" в небольших количествах изготавливали мотоциклы: встраивали ДВС в велосипеды.
Так, фирма "Глоор" устанавливала швейцарские моторы "Мотосакош" мощностью 2 л.с. на импортные велосипеды. "Зельтен" и "Фортуна" поступали так же, с той лишь разницей, что приобретали двигатели у фирмы "Глоор".
На фирме "Виркау" из первоклассных английских деталей собирали велосипеды и устанавливали на них французские моторы "Зедель-Терро". Аналогично поступала и "Балтия". Влияние этих производителей на транспорт в России оказалось ничтожным.

«Мото-Ревъ Дуксъ» - лучший российский мотоцикл начала 20-го века мотоциклы, велосипеды, России, мощностью, мотоциклов, мотоцикл, двигатель, фирмы, фирме, двухцилиндровый, Лейтнер, двигатели, Глоор, имела, течение, Первая, объемом, рабочим, завод, смкуб


Более существенный вклад в моторизацию страны сделал Московский завод "Дукс". На нем с 1909г. наряду с велосипедами и автомобилями строили мотоциклы. За основу конструкции взяли швейцарскую модель "Мото-Рев" ( Moto-Reve - "мотомечта").
Фирма "Дукс" изготавливала свои велосипеды той же марки и встраивала в них двигатели "Мото-Рев", сделанные на дочерней английской фирме с таким же названием по лицензии все той же швейцарской.

Выпускаемый в Москве мотоцикл называли "Мото-Рев-дукс", а иногда просто "Дукс". на нем стоял двухцилиндровый V-образный двигатель рабочим объемом 256 см, мощностью 2 л.с., позволяющий развивать скорость до 60 км/ч.
Этот мотоцикл выпускали серийно в течение 1910-1911 гг. и постоянно совершенствовали. В 1912 г. его строили с несколько измененным мотором, а в 1913 - с усиленной рамой, обновленным двигателем рабочим объемом 404 см и мощностью 3 л.с.

«Мото-Ревъ Дуксъ» - лучший российский мотоцикл начала 20-го века мотоциклы, велосипеды, России, мощностью, мотоциклов, мотоцикл, двигатель, фирмы, фирме, двухцилиндровый, Лейтнер, двигатели, Глоор, имела, течение, Первая, объемом, рабочим, завод, смкуб


В трансмиссии использована втулка свободного хода английской фирмы БСА. В 1914г. на "Дуксе" освоили изготовление трех новых моделей с двигателями следующего ряда мощностей: 2,5 л.с. - одноцилиндровый; 4 л.с. - V - образный двухцилиндровый; 4,5 л.с.-верхнеклапанный, аналогичный предыдущему. Выпуск мотоциклов на заводе "Дукс" был следующим: 1910 г. - 72; 1911 г. -99; 1912 г. - 133; 1913 г. - 134; 1915 г. - 136.

«Мото-Ревъ Дуксъ» - лучший российский мотоцикл начала 20-го века мотоциклы, велосипеды, России, мощностью, мотоциклов, мотоцикл, двигатель, фирмы, фирме, двухцилиндровый, Лейтнер, двигатели, Глоор, имела, течение, Первая, объемом, рабочим, завод, смкуб


Всего же в течение 1909-1915 гг. там сделали около 600 мотоциклов. В отечественных мотоциклах, изготовленных по иностранным лицензиям, использовались импортные двигатели и другие важные узлы: втулка заднего колеса, цепи, колеса, шины, ацетиленовые фонари и пр.

В России помимо фирм, мотоциклы пытались изготавливать и отдельные изобретатели. Среди них отметили В. Решетникова из г. Алатырь Симбирской губернии и Щербан.
Об их конструкциях известно очень мало. На мотоцикле В. Решетникова использовался двухтактный двигатель германской фирмы "Комет Фаррад-Верке", а на мотоцикле Щербана - мотор мощностью 4-7 л.с. Конструктор Щербан на своей машине участвовал в мотоциклетных соревнованиях Санкт-Петербурга.

«Мото-Рев-Дукс» (300 см/куб) 1914 г. — легкая мотоциклетка, которая была предназначена для туризма.«Мото-Рев-Дукс» (500 см/куб) 1914 г. имела двухскоростную коробку передач и сцепление.

«Мото-Ревъ Дуксъ» - лучший российский мотоцикл начала 20-го века мотоциклы, велосипеды, России, мощностью, мотоциклов, мотоцикл, двигатель, фирмы, фирме, двухцилиндровый, Лейтнер, двигатели, Глоор, имела, течение, Первая, объемом, рабочим, завод, смкуб


Две новые модели появились в программе «Дукса» в 1914 г. Первой была легкая мотоциклетка, предназначенная для туризма. Конструкция другой модели позволяла оснастить ее коляской. Машина имела двухскоростную коробку передач и сцепление. Эти мотоциклы соответствовали мировому техническому уровню тех лет и имели устойчивый спрос.
В частности, они участвовали во многих спортивных гонках. Помимо этого, большие партии машин заказывало Военное ведомство Российской империи.

«Мото-Ревъ Дуксъ» - лучший российский мотоцикл начала 20-го века мотоциклы, велосипеды, России, мощностью, мотоциклов, мотоцикл, двигатель, фирмы, фирме, двухцилиндровый, Лейтнер, двигатели, Глоор, имела, течение, Первая, объемом, рабочим, завод, смкуб


Характеристики мотоцикла:
Двигатель двухцилиндровый, четырёхтактный.
Мощность – 3 л.с. при 2000 об/мин, рабочий объем – 403,89 см/куб. диаметр цилиндра – 55 мм.
Ход поршня – 85 мм.зажигание – батарейное. Длина – 1900 мм.База – 1260 мм. Высота по седлу – 970 мм.
Ширина по рулю – 550 мм.
Снаряженная масса – 60 кг.
Трансмиссия – клиноременная.
Скорость – 50 км/ч.

«Мото-Ревъ Дуксъ» - лучший российский мотоцикл начала 20-го века мотоциклы, велосипеды, России, мощностью, мотоциклов, мотоцикл, двигатель, фирмы, фирме, двухцилиндровый, Лейтнер, двигатели, Глоор, имела, течение, Первая, объемом, рабочим, завод, смкуб


После национализации в 1918 году завод был переименован в «Государственный авиационный завод №1» (ГАЗ №1). В 1924 году группа инженеров построила на нем первый советский мотоцикл «Союз». В отличие от довоенной продукции все детали, кроме карбюратора и магнето, были изготовлены своими силами.

«Мото-Ревъ Дуксъ» - лучший российский мотоцикл начала 20-го века мотоциклы, велосипеды, России, мощностью, мотоциклов, мотоцикл, двигатель, фирмы, фирме, двухцилиндровый, Лейтнер, двигатели, Глоор, имела, течение, Первая, объемом, рабочим, завод, смкуб


Одноцилиндровый двигатель рабочим объемом 503 см³ был оснащен системой газораспределения «клапан над клапаном» (IOE). Оригинальная ходовая часть имела мягкую подвеску обоих колес. Мотоцикл принял участие во Втором испытательном автомотопробеге в 1925 году, но в серию так и не пошел.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]