Карл Брюллов. Портреты из частного собрания Санкт-Петербурга
---
Оригинал взят у sazikov в Карл Брюллов. Портреты из частного собрания Санкт-Петербурга
Сегодня в Третьяковке открылась выставка «Карл Брюллов. Портреты из частного собрания Санкт-Петербурга». Представлено всего восемь портретов, но все они оказались в Москве впервые. Ядро выставки — работы собранные Андреем Львовичем Катковым, потомком архитектора Александра Брюллова, старшего брата живописца Карла Брюллова. Вот он в центре:
Начало коллекции было положено семейной реликвией — «Портрет аббата». Считается, что здесь изображен настоятель церкви Святых апостолов Петра и Павла в период, когда оба Брюллова работали над возведением и украшением нового здания этой лютеранской церкви на Невском проспекте.
В дальнейшем Андрей Катков целенаправленно разыскивал работы своего предка, иной раз приобретая их за границей из распродаваемых частных собраний. Как, например, этот ранний автопортрет Брюллова, приобретенный на лондонском аукционе.
Или конный портрет русского и французского мецената, действительного статского советника, князя Сан-Донато Анатолия Николаевича Демидова, приобретенный в Париже. Это одна из последних, если не последняя работа Брюллова. Кстати, «Последний день Помпеи» Брюллов написал именно по заказу Демидова.
Из московского собрания доктора медицины академика Дмитрия Аркадьевича Жданова поступило парадное изображение «Дамы у фортепьяно». Искусствовед Эсфирь Ацаркина считает, что на портрете изображена супруга Брюллова Эмилия Тимм, дочь рижского бургомистра, сестра Вильгельма Тимма, издателя знаменитого «Художественного листка». Весной 1838 года в мастерской художника-баталиста Александра Зауервейда Брюллов познакомился с «девушкой замечательной красоты», именно к этому периоду жизни художника и относится портрет «Дамы у фортепьяно».
Семейный «Портрет Е.П. Гагариной с сыновьями Евгением, Львом и Феофилом» был куплен у петербургских наследников великого физиолога и нобелевского лауреата Ивана Петровича Павлова. Княгиня Екатерина Петровна Гагарина была женой российского посланника в Риме князя Григория Ивановича Гагарина. По отзывам современников княгиня отличалась «высокими достоинствами ума и сердца». Этот групповой портрет Брюллов написал летом 1844 г. на вилле Гагариных Grotta Ferata в предместье Рима. На столе разложены принадлежности для рисования акварелью. Так что можно сказать не только Брюллов пишет семейство Гагариных, но и маленькая дочка рисует ответный портрет живописца.
Интересна история вновь обнаруженного повторения самого известного автопортрета Брюллова, кстати, хранящегося сейчас как раз в Третьяковке, так что можно сравнить эти две версии. Вообще, по воспоминаниям графини С.А. Бобринской, этот портрет буквально тиражировался Брюлловым при участии его учеников. В конце XIX века экземпляр из коллекции Каткова принадлежал великому князю Константину Константиновичу и находился в Мраморном дворце. В результате послереволюционных перераспределений картина попала в Музей Института русской литературы АН СССР (Пушкинский дом), откуда с разрешения президента Академии Н.И. Вавилова была передана художнику Геннадию Епифанову в обмен на скульптурный бюст Ломоносова работы Федота Шубина. До недавнего времени портрет хранился у потомков Епифанова.
Великая княгиня Елена Павловна, урожденная принцесса Вюртембергская — супруга великого князя Михаила Павловича, изображена в черном платье, которое она носила в связи с придворным трауром по скончавшейся 24 октября 1828 года вдовствующей императрице Марии Федоровне, жене Павла I.
Наконец, в рамках выставочного проекта впервые в Третьяковке экспонируется «Портрет А.К. Демидовой» из Государственного комплекса «Дворец конгрессов» в Стрельне. Эту картину Третьяковка пыталась приобрести на аукционе еще в 1995 году, но тягаться с Галиной Вишневской не смогла. Позднее, в 2007 году, когда на торгах аукциона «Сотбис» в Лондоне распродавалась коллекция Растроповича и Вишневской была предпринята еще одна попытка, также неудачная. На этот раз обскакал Алишер Усманов. Теперь хотя бы на полгода этот портрет оказался в стенах музея.
Рядом с выставкой находится зал Брюллова, можно посмотреть и другие его работы, находящиеся в постоянной экспозиции ГТГ, где их собрано более пятидесяти.
Отдельной опцией можно приобрести каталог выставки. Цена вопроса — 700 руб.
Сегодня в Третьяковке открылась выставка «Карл Брюллов. Портреты из частного собрания Санкт-Петербурга». Представлено всего восемь портретов, но все они оказались в Москве впервые. Ядро выставки — работы собранные Андреем Львовичем Катковым, потомком архитектора Александра Брюллова, старшего брата живописца Карла Брюллова. Вот он в центре:
Начало коллекции было положено семейной реликвией — «Портрет аббата». Считается, что здесь изображен настоятель церкви Святых апостолов Петра и Павла в период, когда оба Брюллова работали над возведением и украшением нового здания этой лютеранской церкви на Невском проспекте.
В дальнейшем Андрей Катков целенаправленно разыскивал работы своего предка, иной раз приобретая их за границей из распродаваемых частных собраний. Как, например, этот ранний автопортрет Брюллова, приобретенный на лондонском аукционе.
Или конный портрет русского и французского мецената, действительного статского советника, князя Сан-Донато Анатолия Николаевича Демидова, приобретенный в Париже. Это одна из последних, если не последняя работа Брюллова. Кстати, «Последний день Помпеи» Брюллов написал именно по заказу Демидова.
Из московского собрания доктора медицины академика Дмитрия Аркадьевича Жданова поступило парадное изображение «Дамы у фортепьяно». Искусствовед Эсфирь Ацаркина считает, что на портрете изображена супруга Брюллова Эмилия Тимм, дочь рижского бургомистра, сестра Вильгельма Тимма, издателя знаменитого «Художественного листка». Весной 1838 года в мастерской художника-баталиста Александра Зауервейда Брюллов познакомился с «девушкой замечательной красоты», именно к этому периоду жизни художника и относится портрет «Дамы у фортепьяно».
Семейный «Портрет Е.П. Гагариной с сыновьями Евгением, Львом и Феофилом» был куплен у петербургских наследников великого физиолога и нобелевского лауреата Ивана Петровича Павлова. Княгиня Екатерина Петровна Гагарина была женой российского посланника в Риме князя Григория Ивановича Гагарина. По отзывам современников княгиня отличалась «высокими достоинствами ума и сердца». Этот групповой портрет Брюллов написал летом 1844 г. на вилле Гагариных Grotta Ferata в предместье Рима. На столе разложены принадлежности для рисования акварелью. Так что можно сказать не только Брюллов пишет семейство Гагариных, но и маленькая дочка рисует ответный портрет живописца.
Интересна история вновь обнаруженного повторения самого известного автопортрета Брюллова, кстати, хранящегося сейчас как раз в Третьяковке, так что можно сравнить эти две версии. Вообще, по воспоминаниям графини С.А. Бобринской, этот портрет буквально тиражировался Брюлловым при участии его учеников. В конце XIX века экземпляр из коллекции Каткова принадлежал великому князю Константину Константиновичу и находился в Мраморном дворце. В результате послереволюционных перераспределений картина попала в Музей Института русской литературы АН СССР (Пушкинский дом), откуда с разрешения президента Академии Н.И. Вавилова была передана художнику Геннадию Епифанову в обмен на скульптурный бюст Ломоносова работы Федота Шубина. До недавнего времени портрет хранился у потомков Епифанова.
Великая княгиня Елена Павловна, урожденная принцесса Вюртембергская — супруга великого князя Михаила Павловича, изображена в черном платье, которое она носила в связи с придворным трауром по скончавшейся 24 октября 1828 года вдовствующей императрице Марии Федоровне, жене Павла I.
Наконец, в рамках выставочного проекта впервые в Третьяковке экспонируется «Портрет А.К. Демидовой» из Государственного комплекса «Дворец конгрессов» в Стрельне. Эту картину Третьяковка пыталась приобрести на аукционе еще в 1995 году, но тягаться с Галиной Вишневской не смогла. Позднее, в 2007 году, когда на торгах аукциона «Сотбис» в Лондоне распродавалась коллекция Растроповича и Вишневской была предпринята еще одна попытка, также неудачная. На этот раз обскакал Алишер Усманов. Теперь хотя бы на полгода этот портрет оказался в стенах музея.
Рядом с выставкой находится зал Брюллова, можно посмотреть и другие его работы, находящиеся в постоянной экспозиции ГТГ, где их собрано более пятидесяти.
Отдельной опцией можно приобрести каталог выставки. Цена вопроса — 700 руб.
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]