Как устроен итальянский домашний презепе
---
Мне давно хотелось написать о традиции презепе в итальянских семьях. Недавно соседи по дому пригласили посетить их домашний презепе (согласно неаполитанской традиции презепе не смотрят, а посещают). Рассказ владельцев презепе и мои фотографии легли в основу долгожданного поста о том, как устраивают домашний презепе.
Буквально недавно здесь рассказывала о традициях рождественских празднований в Тоскане, где пояснила что, новогодняя елка пришла в дома тосканцев относительно недавно. Презепе, хотя и имеет Тоскане многовековую историю, но в качестве семейной традиции стал популярен примерно в ХIX веке, как и на остальной территории Италии.
Самый первый презепе, который я увидела в Италии ( прощу прощения! посетила!), был именно домашний. Глядя на тот игрушечный городок с множеством маленьких фигурок, мне пришла в голову мысль, что взрослые играют в куклы. Я тогда не знала о презепе абсолютно ничего, даже само его название никак не запоминалось. Но идея маленького спектакля, наглядно рассказывающего о рождении Христа, помню, очень впечатлила.
Постараюсь рассказать о домашнем презепе так, как услышала от его хозяйки Патриции.
История презепе началась 25 лет назад, когда в семье начали подрастать дети: девочка и мальчик.
Чтобы приблизить детей к христанству, родители начали строить домашний презепе.
История рождения Христа, воплощенная в миниатюрном варианте, стала не просто игрой для детей, а наглядным пособием по определению места их семьи в этом мире.
Семья во главе угла в буквальном смысле заложена в идее презепе. Достаточно взглянуть на центральный угол, ближний к зрителю, чтобы увидеть фигурки малышей перед их домиком.
Строительство презепе, очень похожее на обычную игру, заключает в себе множество значений и символов. Начиная с даты, когда из кладовок достаются коробки с заботливо уложенными фигурками...
Наряжать елку и начинать сборку презепе принято 8 декабря, когда католики отмечают праздник Непорочного зачатия Девы Марии.
На деревянном постаменте устраивают многоуровневый рельеф, покрытый бумагой. Сзади презепе вешают синюю ткань со звездами, которая должна обозначать тьму, в которой находится мир до рождения Христа.
На каждом из склонов расставляют персонажей презепе, согласно их символического значения в том маленьком спектакле.
Большинство посетителей презепе ( помните, что презепе посещают!) сразу ищут грот, в котором родился младенец. Оказывается, сначала нужно найти фигурку пастушка Бенино-Засони, спящего на самом нижнем ярусе. Считаете, что все, что находится в презепе, просто снится этому персонажу.
Безусловно, главными героями презепе является святое семейство и персонажи-свидетели таинства рождения Христа. В итальянском презепе, а речь сейчас идет именно об итальянской традиции, местом рождения Христа служит хлев, в ясли которого и был положен младенец. От латинского названия яслей и родился термин "презепе".
В традициях других стран, России в том числе, местом рождения считается грот, поэтому и название воспроизведения этой сцены несколько другое. Например, в России используют термин "вертеп".
Сверху святого семейства располагается архангел Гавриил, сообщивший пастухам о рождении Спасителя.
Рядом должен находится один из пастухов, держащий в руках ягненка в качестве символа Агнца Божьего.
Цвета одежды Девы Марии и Святого Иосифа, их фигуры, жесты и местонахождение полны символизма.
Символичны и фигурки быка и осла, которые согревают своим теплом новорожденного. Мне же хочется верить, что этих персонажей, обязательных теперь и не существующих в Библии, люди внесли, пользуясь собственным опытом. Достаточно вспомнить, как рационально строились пещерные дома Матеры, которые обогревались теплом домашних животных.
С укладыванием младенца в ясли связана самая важная традиция каждого семейного презепе. Это происходит ночью после возвращения из церкви. Домашние собираются вокруг презепе, целуют в лоб новорожденного, и самый маленький или самый старый член семьи укладывает младенца в его колыбельку.
Вторым действом презепе является сценка поклонение волхвов. Их ставят только за 3 дня до Богоявления (6 января). Каждый день фигурки приближают к колыбели младенца.
Фактически, праздник Богоявления, когда волхвы кладут перед младенцем свои дары, является последним днем маленького мира презепе: назавтра презепе и елку начнут убирать в коробки до следующего года.
Сейчас бы следует остановиться на моменте, где приобретаются материалы для презепе и фигурки персонажей.
Обычно самые первые небольшие презепе покупают уже готовыми. Одновременно приобретают главных персонажей, которых я только что описала.
Затем, поддавшись страсти, начинают коллекционировать фигурки второстепенных персонажей, для которых уже нужно расширять сценическое пространство, строить жилища, воспроизводить окружающую природу и т.д.
Теперь уже не обойтись без посещения специальных ярмарок, на которых ремесленники продают все необходимые для презепе материалы. Самое посещаемое в этих целях место находится в Неаполе.
Толчок развитию неаполитанской индустрии презепе дала королевская семья Бурбонов, правящих в свое время в Неаполе. Буквально недавно в моем журнале был пост, посвященный королевской резиденции Бурбонов с фотографиями их коллекции презепе.
Друзья и родственники, зная о страсти своих близких по презепе, при случае покупают в подарок новые фигурки или предметы жизни, которые окружают этих персонажей. Иногда кто-то поддается своей собственной страсти по обеспечению любимого персонажа всем необходимым.
Вот вам свежий пример! Маленькие симпатичные кастрюльки и сковородки потребовали соответствующего персонажа. Сын Патриции начал делать под них фигурку поварихи.
Мы с Патрицией посмеялись, что этой поварихой могла бы стать я. Остается нанести фигурке черты моего лица, а мешать кашу в котле повариха уже умеет при помощи малюсенького моторчика.
Придется теперь найти миниатюрный фотик и комп, чтобы образ получился законченным))). Таким макаром и селятся новые персонажи в презепе.
Расскажу о героях, уже живущих в презепе.
Семья пастуха, предложившая свой хлев для Джузеппе и Марии. Обычно пастух изображается в виде персонажа старинной комедии из Пьемонте. Пастуха зовут Джелиндо, его жену Алинда и их дочку Аурелия.
Нужно пояснить, что все все персонажи, о которых пойдет речь, по традиции представляют собой людей эпохи XVIII века. Тогда мода на презепе захватила широкую часть общества, аристократию в том числе. Помните королевскую семью Бурбонов?!
Поэтому одежда, предметы и атмосфера, в которой живут наши герои, относится к той эпохе. Оттуда и платочек на "моей" голове поварихи, а не лихой поварской колпак))))
После обязательного для любого презепе образа рождения Христа коллекционеры начинают воссоздавать атмосферу того места, в котором они сами живут в действительности. Тем самым люди начинают чувствовать себя участниками события.
Обычно это передается через фигурки ремесленников, профессии которых типичны для местности.
Перед нами тосканский город Прато, в котором мы живем.
Миниатюрная копия инсталляции, которая встречает гостей города. И фигурки эмигрантов, среди которых так и просится китайчонок в силу того, что китайская диаспора Прато одна из самых старых в Европе.
Развешенные материи и гладильщица говорят об текстильной индустрии, градообразующей в Прато.
Этому пекарю Патриция даже присвоили фамилию Бранкетти, т.к. в нашем доме находится пекарня под таким именем.
Прато считается тосканской столицей хлебопеков и кондитеров. Вокруг города производится зерно, поэтому и фигурка крестьянки, просеивающей его.
Все эти фигурки двигаются при помощи маленьких моторчиков. Как устроены приводы, показать не могу, т.к. для этого нужно видеть презепе в разобранном виде.
А пока наши герои живут и работают.
Кузнец-классический пример ремесленника для любого презепе.
Столяр, да к тому же специализирующийся на изготовлении стульев, можно назвать типичным для Прато. Мы сами часто пользуемся услугами одного такого, который чинит плетеные сиденья наших стульев.
Кроме ремесленников, связанных с городскими профессиями, множество персонажей представляют собой людей, напрямую зависящих от окружающей природы.
Те любители презепе, у которых руки вставлены нужным концом, обязательно конструируют образ горной речки со струящейся водой.
А где речка, там и рыбак с рыбой. Символически он представляет фигуру святого Петра, а рыба-души тех, кого он ловит.
Сама река несет глубокую смысловую нагрузку, но это уже слишком сложно для обычного описания.
Пусть прачка, стирающая белье в чистой проточной воде, останется лишь работящей женщиной, а не смысловым персонажем с подспудным смыслом.
Протекающая через территорию Прато река и низменность вокруг нее способствовали активному огородничеству жителей, снабжавших близлежащую Флоренцию свежими овощами.
Как ни отразить сей факт в истории презепе?! Фигурка зеленщика для меня не так важна, как овощи, которые видны на переднем плане фото. Все овощи Патриция изготовила сама. Вот и еще одно доказательство настоящей страсти по презепе!
Кроме овощей в округе прато производят отличное оливковое масло.
По-вашему, что использовала Патриция в качестве оливок, из которых жмут масло в ее презепе?!
Вокруг Прато полным-полно каштановых лесов. Каштаны и каштановая мука широко представлены в местной кухне.
Поэтому никак без персонажа с жаровней с каштанами. К тому же, такой персонаж отвечает месяцу ноябрю, а все двенадцать месяцев являются любимыми персонажами презепе.
Вот некотрые из них: Июль-продавец помидоров, Март-продавец цыплят и птиц, Октябрь-винодел и охотник.
Италия не мыслима без своих гастрономических сокровищ. Поэтому вино, сыры, копчености в обязательном порядке присутствуют в презепе. Но... несут они опять же свою символическую нагрузку, а не просто предствляют любимое место итальянцев, где можно вкусно поесть. Например, вино подразумевает Святое причастие...
Домашние и дикие животные-любимые персонажи любого презепе.
Как истинный жежист, начну с котиков и...
... козла Фрэнка. Хотя сдается мне, что это все-таки коза))))
Еще немного зверья.
Если вглядеться, то рядом с индюком можно разглядеть и цесарку, которая на днях была героиней одного красивого рецепта.
Овечки-самые обязательные из презепных животных после ослика и быка, но на этой фотографии не на них я хочу обратить внимание читателей.
Зеркала! В чем их смысл в презепе?! Сразу и не догадаешься, если не знаешь истинное назначение семейного презепе. Смысл причастия к событию, соучастия в нем.
Когда посетитель проходит мимо презепе, замечает свое отражение в зеркалах. А это и можно уже расценивать в качестве присутствия внутри действия, происходящего в презепе.
И еще один персонаж, самый скандальный, но самый веселый и приносящий удачу.
Ох, хотелось бы ему выдать звучное русское название, но низзя! Не наш это монастырь! Поэтому назову так, как принято, Каганер.
Кому интересно, читайте про него здесь. А я лишь улыбнусь фантазии ремесленника, изготовившего его в виде Санта Клауса. взявшего паузу. Пусть он принесет удачу семье, которая дала ему приют.
В заключении ничего не буду говорить, т.к. мне, человеку, далекому от веры, сложно судить об этой традиции с точки зрения религии. Я могу выразить только мое человеческое восхищение подобной красотой.
Насколько презепе органично семье, создавшей его, говорит эта инсталляция новогодней елки, символизирующей современный мир, в котором еще много людей ждут своего Спасителя.
Буквально недавно здесь рассказывала о традициях рождественских празднований в Тоскане, где пояснила что, новогодняя елка пришла в дома тосканцев относительно недавно. Презепе, хотя и имеет Тоскане многовековую историю, но в качестве семейной традиции стал популярен примерно в ХIX веке, как и на остальной территории Италии.
Самый первый презепе, который я увидела в Италии ( прощу прощения! посетила!), был именно домашний. Глядя на тот игрушечный городок с множеством маленьких фигурок, мне пришла в голову мысль, что взрослые играют в куклы. Я тогда не знала о презепе абсолютно ничего, даже само его название никак не запоминалось. Но идея маленького спектакля, наглядно рассказывающего о рождении Христа, помню, очень впечатлила.
Постараюсь рассказать о домашнем презепе так, как услышала от его хозяйки Патриции.
История презепе началась 25 лет назад, когда в семье начали подрастать дети: девочка и мальчик.
Чтобы приблизить детей к христанству, родители начали строить домашний презепе.
История рождения Христа, воплощенная в миниатюрном варианте, стала не просто игрой для детей, а наглядным пособием по определению места их семьи в этом мире.
Семья во главе угла в буквальном смысле заложена в идее презепе. Достаточно взглянуть на центральный угол, ближний к зрителю, чтобы увидеть фигурки малышей перед их домиком.
Строительство презепе, очень похожее на обычную игру, заключает в себе множество значений и символов. Начиная с даты, когда из кладовок достаются коробки с заботливо уложенными фигурками...
Наряжать елку и начинать сборку презепе принято 8 декабря, когда католики отмечают праздник Непорочного зачатия Девы Марии.
На деревянном постаменте устраивают многоуровневый рельеф, покрытый бумагой. Сзади презепе вешают синюю ткань со звездами, которая должна обозначать тьму, в которой находится мир до рождения Христа.
На каждом из склонов расставляют персонажей презепе, согласно их символического значения в том маленьком спектакле.
Большинство посетителей презепе ( помните, что презепе посещают!) сразу ищут грот, в котором родился младенец. Оказывается, сначала нужно найти фигурку пастушка Бенино-Засони, спящего на самом нижнем ярусе. Считаете, что все, что находится в презепе, просто снится этому персонажу.
Безусловно, главными героями презепе является святое семейство и персонажи-свидетели таинства рождения Христа. В итальянском презепе, а речь сейчас идет именно об итальянской традиции, местом рождения Христа служит хлев, в ясли которого и был положен младенец. От латинского названия яслей и родился термин "презепе".
В традициях других стран, России в том числе, местом рождения считается грот, поэтому и название воспроизведения этой сцены несколько другое. Например, в России используют термин "вертеп".
Сверху святого семейства располагается архангел Гавриил, сообщивший пастухам о рождении Спасителя.
Рядом должен находится один из пастухов, держащий в руках ягненка в качестве символа Агнца Божьего.
Цвета одежды Девы Марии и Святого Иосифа, их фигуры, жесты и местонахождение полны символизма.
Символичны и фигурки быка и осла, которые согревают своим теплом новорожденного. Мне же хочется верить, что этих персонажей, обязательных теперь и не существующих в Библии, люди внесли, пользуясь собственным опытом. Достаточно вспомнить, как рационально строились пещерные дома Матеры, которые обогревались теплом домашних животных.
С укладыванием младенца в ясли связана самая важная традиция каждого семейного презепе. Это происходит ночью после возвращения из церкви. Домашние собираются вокруг презепе, целуют в лоб новорожденного, и самый маленький или самый старый член семьи укладывает младенца в его колыбельку.
Вторым действом презепе является сценка поклонение волхвов. Их ставят только за 3 дня до Богоявления (6 января). Каждый день фигурки приближают к колыбели младенца.
Фактически, праздник Богоявления, когда волхвы кладут перед младенцем свои дары, является последним днем маленького мира презепе: назавтра презепе и елку начнут убирать в коробки до следующего года.
Сейчас бы следует остановиться на моменте, где приобретаются материалы для презепе и фигурки персонажей.
Обычно самые первые небольшие презепе покупают уже готовыми. Одновременно приобретают главных персонажей, которых я только что описала.
Затем, поддавшись страсти, начинают коллекционировать фигурки второстепенных персонажей, для которых уже нужно расширять сценическое пространство, строить жилища, воспроизводить окружающую природу и т.д.
Теперь уже не обойтись без посещения специальных ярмарок, на которых ремесленники продают все необходимые для презепе материалы. Самое посещаемое в этих целях место находится в Неаполе.
Толчок развитию неаполитанской индустрии презепе дала королевская семья Бурбонов, правящих в свое время в Неаполе. Буквально недавно в моем журнале был пост, посвященный королевской резиденции Бурбонов с фотографиями их коллекции презепе.
Друзья и родственники, зная о страсти своих близких по презепе, при случае покупают в подарок новые фигурки или предметы жизни, которые окружают этих персонажей. Иногда кто-то поддается своей собственной страсти по обеспечению любимого персонажа всем необходимым.
Вот вам свежий пример! Маленькие симпатичные кастрюльки и сковородки потребовали соответствующего персонажа. Сын Патриции начал делать под них фигурку поварихи.
Мы с Патрицией посмеялись, что этой поварихой могла бы стать я. Остается нанести фигурке черты моего лица, а мешать кашу в котле повариха уже умеет при помощи малюсенького моторчика.
Придется теперь найти миниатюрный фотик и комп, чтобы образ получился законченным))). Таким макаром и селятся новые персонажи в презепе.
Расскажу о героях, уже живущих в презепе.
Семья пастуха, предложившая свой хлев для Джузеппе и Марии. Обычно пастух изображается в виде персонажа старинной комедии из Пьемонте. Пастуха зовут Джелиндо, его жену Алинда и их дочку Аурелия.
Нужно пояснить, что все все персонажи, о которых пойдет речь, по традиции представляют собой людей эпохи XVIII века. Тогда мода на презепе захватила широкую часть общества, аристократию в том числе. Помните королевскую семью Бурбонов?!
Поэтому одежда, предметы и атмосфера, в которой живут наши герои, относится к той эпохе. Оттуда и платочек на "моей" голове поварихи, а не лихой поварской колпак))))
После обязательного для любого презепе образа рождения Христа коллекционеры начинают воссоздавать атмосферу того места, в котором они сами живут в действительности. Тем самым люди начинают чувствовать себя участниками события.
Обычно это передается через фигурки ремесленников, профессии которых типичны для местности.
Перед нами тосканский город Прато, в котором мы живем.
Миниатюрная копия инсталляции, которая встречает гостей города. И фигурки эмигрантов, среди которых так и просится китайчонок в силу того, что китайская диаспора Прато одна из самых старых в Европе.
Развешенные материи и гладильщица говорят об текстильной индустрии, градообразующей в Прато.
Этому пекарю Патриция даже присвоили фамилию Бранкетти, т.к. в нашем доме находится пекарня под таким именем.
Прато считается тосканской столицей хлебопеков и кондитеров. Вокруг города производится зерно, поэтому и фигурка крестьянки, просеивающей его.
Все эти фигурки двигаются при помощи маленьких моторчиков. Как устроены приводы, показать не могу, т.к. для этого нужно видеть презепе в разобранном виде.
А пока наши герои живут и работают.
Кузнец-классический пример ремесленника для любого презепе.
Столяр, да к тому же специализирующийся на изготовлении стульев, можно назвать типичным для Прато. Мы сами часто пользуемся услугами одного такого, который чинит плетеные сиденья наших стульев.
Кроме ремесленников, связанных с городскими профессиями, множество персонажей представляют собой людей, напрямую зависящих от окружающей природы.
Те любители презепе, у которых руки вставлены нужным концом, обязательно конструируют образ горной речки со струящейся водой.
А где речка, там и рыбак с рыбой. Символически он представляет фигуру святого Петра, а рыба-души тех, кого он ловит.
Сама река несет глубокую смысловую нагрузку, но это уже слишком сложно для обычного описания.
Пусть прачка, стирающая белье в чистой проточной воде, останется лишь работящей женщиной, а не смысловым персонажем с подспудным смыслом.
Протекающая через территорию Прато река и низменность вокруг нее способствовали активному огородничеству жителей, снабжавших близлежащую Флоренцию свежими овощами.
Как ни отразить сей факт в истории презепе?! Фигурка зеленщика для меня не так важна, как овощи, которые видны на переднем плане фото. Все овощи Патриция изготовила сама. Вот и еще одно доказательство настоящей страсти по презепе!
Кроме овощей в округе прато производят отличное оливковое масло.
По-вашему, что использовала Патриция в качестве оливок, из которых жмут масло в ее презепе?!
Вокруг Прато полным-полно каштановых лесов. Каштаны и каштановая мука широко представлены в местной кухне.
Поэтому никак без персонажа с жаровней с каштанами. К тому же, такой персонаж отвечает месяцу ноябрю, а все двенадцать месяцев являются любимыми персонажами презепе.
Вот некотрые из них: Июль-продавец помидоров, Март-продавец цыплят и птиц, Октябрь-винодел и охотник.
Италия не мыслима без своих гастрономических сокровищ. Поэтому вино, сыры, копчености в обязательном порядке присутствуют в презепе. Но... несут они опять же свою символическую нагрузку, а не просто предствляют любимое место итальянцев, где можно вкусно поесть. Например, вино подразумевает Святое причастие...
Домашние и дикие животные-любимые персонажи любого презепе.
Как истинный жежист, начну с котиков и...
... козла Фрэнка. Хотя сдается мне, что это все-таки коза))))
Еще немного зверья.
Если вглядеться, то рядом с индюком можно разглядеть и цесарку, которая на днях была героиней одного красивого рецепта.
Овечки-самые обязательные из презепных животных после ослика и быка, но на этой фотографии не на них я хочу обратить внимание читателей.
Зеркала! В чем их смысл в презепе?! Сразу и не догадаешься, если не знаешь истинное назначение семейного презепе. Смысл причастия к событию, соучастия в нем.
Когда посетитель проходит мимо презепе, замечает свое отражение в зеркалах. А это и можно уже расценивать в качестве присутствия внутри действия, происходящего в презепе.
И еще один персонаж, самый скандальный, но самый веселый и приносящий удачу.
Ох, хотелось бы ему выдать звучное русское название, но низзя! Не наш это монастырь! Поэтому назову так, как принято, Каганер.
Кому интересно, читайте про него здесь. А я лишь улыбнусь фантазии ремесленника, изготовившего его в виде Санта Клауса. взявшего паузу. Пусть он принесет удачу семье, которая дала ему приют.
В заключении ничего не буду говорить, т.к. мне, человеку, далекому от веры, сложно судить об этой традиции с точки зрения религии. Я могу выразить только мое человеческое восхищение подобной красотой.
Насколько презепе органично семье, создавшей его, говорит эта инсталляция новогодней елки, символизирующей современный мир, в котором еще много людей ждут своего Спасителя.
Взято: pratina.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]