Как Боливия хотела содрать с Чили побольше денег, а в результате лишилась выхода к морю
---
В феврале 1878 года правительству Боливии пришла в голову гениальная мысль – взимать с чилийской компании CSFAВ, занимавшейся разработкой месторождений на территории страны дополнительный налог. Сумма его была вроде бы невелика, но кому же охота платить какие-то новые сборы.
Так как налог не платили, боливийцы решили, что у них есть полное право отобрать у горнодобывающей компании ее имущество. Но с конфискацией что-то пошло не так. Чилийское правительство просто послало войска и отобрало территории, на которых находились месторождения и порт Антофагасту. В ответ на это в марте 1879 года Боливия объявила войну Чили, а потом уговорила Перу присоединиться к коалиции. И Перу на свою голову согласилась. Так началась Вторая Тихоокеанская война, в которой нашлось как место настоящему героизму, так и опустошительным рейдам по вражеской территории, когда сжигали все, что не удалось разграбить.
После нескольких побед в боливийской Атакаме и на юге Перу, чилийцы вывели Боливию из развернувшегося экшена. В результате Перу, которая присоединилась к войне за компанию, оказалась один на один с Чили. Так постепенно дело и начало приближаться к сражению у Мирафлорес под Лимой 15 января 1881 года, ставшего одним из самых кровопролитных в истории Латинской Америки.
Но для начала чилийцы навысаживали десанты на морском побережье Перу, а армия параллельно продвигалась к Лиме. Причем чилийцы успешно штурмовали даже укрепленные позиции, несмотря на то, что у перуацев были пулеметы Гатлинга и казнозарядные винтовки. Даже самое современное оружие плохо помогает, когда из него не умеют стрелять. Ну а кроме того, столкнувшись с пулеметами, чилийские командиры быстро сообразили, что наступать колоннами – не трендово. Лучше аккуратно, за камушками и рассыпанным строем. В результате потери стали меньше.
Для прорыва к Лиме, столице Перу надо было захватить город Чоррильос, а потом Мирафлорес. Первый городок был защищен гонной цепью, поэтому маневрировать, как на Среднерусской равнине тут было невозможно. Командир чилийцев генерал Мануэль Бакедано придумал простой план – наступать в лоб двумя дивизиями, а потом, если где-нибудь перуанцы немного дадут слабину – бросить туда резервную дивизию. Был еще вариант обойти противника по глубоким пескам, но тогда пришлось бы увязать много километров в глубоком песке. Поэтому решили просто – бить в лоб.
По плану наступающих должна была поддержать артиллерия. Но утром 13 января 1881 года место боя затянул туман. И чилийцы пошли в атаку без поддержки артиллерии. Перуанцы же осветили поле боя цветными ракетами и открыли огонь. Кроме того, наступавшие напоролись на импровизированное минное поле, что еще добавило потерь. Наступавшие несли большие потери, но тут командующий бросил в бой резервы.
Потеряв около четверти личного состава, чилийские дивизии проломили оборону. Имея приказ убивать всех, кто не сдается и разозленные использованием мин, чилийские солдаты пленных не брали и мирных жителей тоже не жалели. В результате Чоррильос разграбили и сожгли полностью.
У перуанских командиров было около 12 тысяч солдат и даже 40 орудий, что по местным меркам было довольно много. Но вся эта армия, если ее можно так назвать, почти не имела подготовки, а обороняться перуанцы собирались в редутах из мешков с песком. Большие надежды возлагали на орудия с большой дальностью стрельбы.
15 января 1881 года началась битва за Мирафлорес. Перуанцы оборонялись очень по-разному. В одних местах рубились в рукопашных до последнего, в других бежали, бросив позиции. Чилийцы потеряли около 3 тысяч человек, перуанцы – около 1,5. При этом один из батальонов, в который входили только жители Лимы, был уничтожен почти полностью. Те из перуанцев, кто уцелел, ушли в горы, уничтожив батареи.
Столица Перу осталась беззащитной. Но сначала ее начали грабить не чилийцы, а местные уголовники. И только потом в город организованно вошла чилийская армия. Впрочем, ее дисциплина тоже быстро рухнула и пришлось заводить трибуналы.
В октябре 1883 года было подписано перемирие, по которому Чили оттяпала себе месторождения селитры и меди, бывшие основными источниками доходов Боливии и Перу. Кроме того, у Боливии отобрали выход к Тихому океану.
Впрочем, через 10 лет в Чили начнется своя гражданская война. Но это уже другая история.
Взято: valerongrach.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]