Путешествия по СССР. Грузинский калейдоскоп 1977 года. Часть 2
---
Продолжаем цикл "Путешествия по СССР". Мы рассказываем о путешествии по Грузии в 1977 году, которое совершил автор представленных слайдов, мой отец Анатолий Сирота (turnepsik) и его друг Сева. В центре внимания - храмы и монастыри Южной Грузии. Мы немного нарушили последовательность путешествия, чтобы показать храмы хронологически, начиная с самого древнего, Болнисского Сиона.
Болниси - грузинский Люксембург
Болниси, город в крае Квемо-Картли, сменил несколько названий, в которых отразилась его трагическая история. Первоначально он назывался Чорук Кемерли, но в 1818 году был переименован в Катариненфельд в честь сестры царя Александра I Екатерины Павловны. Причина? Здесь поселились 95 немецких семей из Швабии. Может быть, напоминающие о старых западноевропейских городах жестяные водостоки в виде драконов, которые так удивили нас в Ахалцихе, появились в Грузии благодаря этим немецким переселенцам? В 1921 году город был переименован в Люксембург в честь немецкой революционерки Розы Люксембург. В 1941 году все немецкие жители города (кроме тех, кто состояли в браке с грузинами) были выселены в Сибирь или Казахстан. В 1944 году город был переименован в Болниси. В1977 году в Болниси проживало около 15 000 жителей. Из них большинство были азербайджанцы, остальные грузины, армяне, осетины. Жители села в окрестностях Болниси (очевидно, азербайджанцы) порадовали наших путешественников яркими национальными костюмами и живописными кувшинами для воды.
В Болниси находится самый древний христианский храм Грузии Болнисский Сион, названный так в честь горы Сион в Иерусалиме. Храм построен во второй половине V века н. э., в 478 - 493 годы. На стенах храма сохранилась древнейшая надпись на грузинском языке. Сложенный из крупных блоков тесаного камня храм строг, массивен, лаконичен, снаружи украшений нет.
Три нефа храма подведены под общую двухскатную кровлю. С севера и юга пристроены открытые боковые галереи. С востока в алтарной части полуцилиндрический выступ-апсида, рядом с ней - закрытая крестильня.
Урбниси - путями Святой Нино
Вы с трудом найдете на карте Грузии Урбниси. Этот древний античный и раннесредневековой город - ныне село на левом берегу Куры, в 10 километрах западнее Гори. Археологические исследования показали, что эта местность была заселена уже в 3-м тысячелетии до нашей эры. По преданию, Урбниси был основан потомками библейского Иафета, сына Ноя. В IV веке нашей эры это был процветающий торговый и культурный центр с небольшой еврейской общиной. Об этом свидетельствуют руины крепости, богатых бань, языческих святилищ и синагоги.
В Урбниси некоторое время жила просветительница Грузии Святая Нино. Напомним, что Святая Нино - одна из сорока христианских дев, которые вместе с прекрасной Рипсиме в 303 году бежали в Армению, спасаясь от преследований римского императора Диоклетиана. Рипсиме, ее наставница Гаяне и все остальные девы были умерщвлены по приказу армянского царя Трдата, о чем мы рассказывали во время нашего путешествия в Эчмиадзин, где произошли эти трагические события. Из всех сорока дев спаслась лишь одна Святая Нино, которой было предначертано отправиться в столицу Иверии (восточной Грузии) Мцхету и принести в страну христианство. На своем пути она, по преданию, сделала остановку в Урбниси, прожила здесь около месяца в еврейских домах, изучая нравы, обычаи и язык нового для нее народа.
С обращением Грузии в христианство Урбниси становится крупным центром грузинской религиозной культуры. В VI - VII веках вокруг города были возведены укрепления, но это не помешало арабскому полководцу Марвану захватить город в 730-е годы и разрушить его. После этого вторжения Урбниси превратился в деревню. Тем не менее, здесь продолжал существовать монастырь Святого Стефана, от которого до наших дней сохранилась большая трехнефная базилика VI—VII веков. Своими простыми формами, незатейливой крупной кладкой, отсутствием украшений она напоминает Болнисский Сион. Удивительная особенность базилики в Урбниси - внешние арочные конструкции, сложенные из кирпича.
"Укрытый" монастырь Сапара
Вид на монастырь Сапара (Сафара) в окружении зеленых гор можно не комментировать: сразу ясно, что это Грузия. Монастырь находится в 10 километрах от города Ахалцихе. Название монастыря переводится как «укрытый»: он расположен на горном склоне в ущелье и скрыт от посторонних глаз. Монастырь существовал с X по XVI век, затем пережил турецкую оккупацию, после присоединения Грузии к России был населен русскими монахами. В советское время монастырь был закрыт, а с недавних пор снова возрожден. Хорошо сохранились крестово-купольный храм Святого Сабы XIII века, украшенный изящной резьбой, колокольня, хозяйственные постройки. Выше по склону - стены и башни крепости, под ними - кельи, частично вырубленные в лавовой скале, частично сложенные из камня.
Ананури - и снова Пушкин!
Раннесредневековая Крепость Ананури – пожалуй, самая известная в Грузии. Она расположена на Военно-Грузинской дороге в 70 км от Тбилиси, там, где в Арагви вливается небольшая река Ведзатхеви, на берегу Жинвальского водохранилища. В 1795 году защитники крепости стойко противостояли вторгшимся в Грузию войскам персидского завоевателя Ага-Магомед-хана, не пропустив их вверх по ущелью.
После присоединения Грузии к России здесь постоянно находился русский гарнизон, охранявший главную дорогу, соединяющую Россию с Грузией. Церковь Гвтисмшобели (Успения Богородицы) на территории крепости построена в 1689 году, но повторяет характерные архитектурные формы средневековых грузинских крестово-купольных храмов. Сравните ее с церковью Святого Сабы в Сапаре – тот же конусообразный купол на стройном барабане c узкими окошками, те же компактные формы. Интересна башня XIII века с пирамидальной крышей, похожая на башни Хевсуретии.
Первым российским "туристом", побывавшим в Ананури в 1829 году, был… Александр Сергеевич Пушкин! В начале нашего рассказа о путешествии по Грузии мы упоминали пушкинское "Путешествие в Арзрум" в связи с городом Ахалцихе. В первой главе своих путевых очерков Пушкин описывает, как, не став дожидаться лошадей, он совершил непростой переход пешком: Пасанаури - Ананури - Душети. "В Пайсанауре остановился я для перемены лошадей. Тут я встретил русского офицера, провожающего персидского принца. Вскоре услышал я звук колокольчиков, и целый ряд катаров (мулов), привязанных один к другому и навьюченных по-азиатски, потянулся по дороге. Я пошел пешком, не дождавшись лошадей /…/. Я дошел до Ананура, не чувствуя усталости. Лошади мои не приходили. Мне сказали, что до города Душета оставалось не более как десять верст, и я опять отправился пешком. Но я не знал, что дорога шла в гору. Эти десять верст стоили добрых двадцати. Наступил вечер; я шел вперед, подымаясь все выше и выше. С дороги сбиться было невозможно; но местами глинистая грязь, образуемая источниками, доходила мне до колена. Я совершенно утомился. Темнота увеличилась. Я слышал вой и лай собак и радовался, воображая, что город недалеко. Но ошибался: лаяли собаки грузинских пастухов, а выли шакалы, звери в той стороне обыкновенные. Я проклинал свое нетерпение, но делать было нечего. Наконец увидел я огни и около полуночи очутился у домов, осененных деревьями. Первый встречный вызвался провести меня к городничему и потребовал за то с меня абаз". Просто страшно читать, как Пушкин!!! один бродил в темноте по горам, утопая в грязи, окруженный шакалами…
Продолжение банкета…
Наконец на нескольких машинах мы отправились в Сванетию, которую инициатор нашей поездки Сева мечтал увидеть чуть ли не с детства. Но тут случилось непредвиденное. Встречные шоферы сообщили, что произошли какие-то завалы, что дороги в Сванетию перекрыты и проехать туда нельзя. На Севу было «жалко смотреть», что же касается наших спутников, то, не очень огорчившись, они предались любимому занятию грузинских мужчин: устроили пиршество на природе и на берегу Черной Арагвы распаковали припасы, собранные для путешествия в Сванетию их заботливыми женами.
Продолженiе будетъ!
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]