Американская подушка. Некоторые проекты боевых судов США на воздушной подушке.
---
Стереотипы образуются достаточно быстро. Несомненное лидерство СССР в проектировании и постройке кораблей на воздушной подушке, вызвало к жизни миф, что на Западе по этому направлению, после робких опытов 60-ых годов, ничего не делали. Как обычно, это далеко не так. И если в реальности ничего сложнее LCAC в серию действительно не пошло, то вот на чертёжных досках осталось много чего интересного, по этим проектам я вкратце и хочу пройтись. Это будет не полный список разработанного в Западных странах, скорее то, что меня реально заинтересовало. Кроме того из-за объёма рассказать полную историю каждого проекта не выйдет, но я постараюсь не упускать важных моментов. Всего материал будет разделён на три части (может и больше, но точно не меньше): боевые корабли на воздушной подушке (именно её вы сейчас и читаете), авианосцы на воздушной подушке, и прочие проекты.
1. Программа разработки 2000-тонных патрульных противолодочных скеговых судов на воздушной подушке 2КSES для Флота США.
К 1970 году руководство Флота США посчитало, что исследовательский этап для судов на воздушной подушке пройден, и возможно приступить к разработке полноценных боевых кораблей. Работы предполагалось вести в двух направлениях: разработка десантного катера с юбочной (камерной) воздушной подушкой, способного развивать скорость до 80 узлов, выходить на побережье и транспортировать 1 танк или БМП и до 100 солдат. Именно этот проект в итоге приведёт к появлению хорошо известного LCAC. Второе направление предполагало разработку крупного океанского судна, способного выполнять патрульные и эскортные задачи. В 1971 году было начато финансирование проработки проекта 2000-тонного патрульного противолодочного скегового судна на воздушной подушке. По замыслу, за счёт скорости до 90 узлов подобные патрульные корабли будут в состоянии оперативно выдвигаться к точкам обнаружения подводных лодок системой SOSUS, или усиливать другие патрульные корабли, встретившие советские субмарины. Первоначально в работах по программе 2КSES (2000-ton Surface Effect Ship) участвовали фирмы Bell, Aerojet, Rohr Industries и Lockheed. Последняя из-за большой загруженности оборонными заказами вскоре вышла из работ.
Ранний проект Bell по программе 2КSES. Из-за необходимости обеспечить одновременный взлёт и посадку двух вертолётов на достаточном малом корабле под вертолётные площадки отведена как кормовая, так и носовая часть корабля. Оба вертолётных ангара имеют выходы на обе вертолётных площадки, занимая при этом практически всю надстройку. Интересной особенностью проекта является то, что только часть воздушной подушки ограничена скегами, в носовой части применена обычная юбка.
Основным вооружением разрабатываемых 2КSES должны были стать два вертолёта Sikorsky Sea King в противолодочном варианте. В качестве вспомогательного вооружения на ряде проектов устанавливались торпедные аппараты Mk.32. Из-за использования воздушной подушки, было возможно применение только буксируемых ГАС, что немного уменьшало эффективность обнаружения подводных целей. Из оборонительного вооружения предусматривалась возможность размещения пушечных зенитных комплексов Phalanx CIWS и зенитно-ракетных комплексов малой дальности RIM-7 Sea Sparrow. К 1973 году все три фирмы подготовили свои проекты и приступили к испытаниям на моделях и продувке в аэродинамических трубах. Быстро выяснилось, что размещение двух противолодочных вертолётов на таком малом и скоростном судне решение не самое удачное. Ангары и посадочная площадка для вертолётов занимают слишком много места, подъём или посадка обоих машин одновременно серьёзно затруднена. Исходя из этого, в требования к 2КSES были внесены серьёзные изменения – количество противолодочных вертолётов сократили до одного, взамен этого предусмотрев установку противолодочных ракет.
Скетч позднего варианта 2КSES от Aerojet. В отличие от своих конкурентов на позднем варианте Aerojet сохранено оборонительное вооружение в полном наборе: как ЗРК Sea Sparrow так и ЗАК Phalanx. Это привело к возрастанию массы корабля и снижению расчётной скорости до 80 узлов. Кроме того на этом рисунке хорошо видно расположение подъёмных пусковых для ракет RUR-5 ASROC.
К 1975 году были представлены измененные проекты. В качестве ракетного противолодочного вооружения Aerojet и Rohr Industries выбрали ракеты RUR-5 ASROC на однобалочной пусковой установке, выполненной на базе двухбалочной Mk.26. Обе фирмы разместили пусковые установки под палубой, в боевом положении установка поднималась на угол в 40 градусов и могла вести огонь. Подобное решение обеспечивало установкам дополнительную защиту от воздействия морской воды (что было достаточно важно на больших скоростях) и поражения сколками или малокалиберными снарядами. Невозможность горизонтального наведения компенсировалось повышенной маневренностью самого корабля. В свою очередь в Bell была использована другая конструкция, с размещением неподвижно восьми пусковых в двух дополнительных надстройках по четыре в каждой. Пока мне не удалось точно установить, что за ракеты использовались у Bell, но по внешнему виду можно сделать спорное предположение, что это те же ASROC, но в модифицированных пусковых Mk.141 (благо обратное вполне имело место в реальности). В остальном проекты отличались друг от друга не сильно, и по характеристикам были, в общем, схожи. Наиболее быстрым вышел корабль от Rohr Industries, его скорость предполагалась до 100 узлов, в том числе за счёт проработанной аэродинамики. Aerojet в своём проекте уделила внимание усилению вооружения наоборот в ущерб скорости.
Поздний вариант 2КSES от Rohr. Аэродинамические формы корабля максимально обтекаемые, кроме того он облегчён за счёт отказа от оборонительного зенитного вооружения. Четыре выдвижные пусковые установки для противолодочных ракет размещены в носу. Кроме того с этих же пусковых может производиться запуск зенитных ракет Standard-1.
В 1978 году, несмотря на достаточно далеко продвинувшиеся работы, финансирование программы 2КSES было прекращено. Основной причиной для такого решения указывались слишком малые размеры кораблей для выполнения поставленных перед ними задач. По расчётам, запаса вооружения на 2КSES хватило бы на гарантированное уничтожение только одной подводной лодки, после чего пришлось бы возвращаться на базу. Это нивелировало все преимущества перед более медленными кораблями обычной конструкции.
2. Программа разработки 3000-тонных эскортных фрегатов на воздушной подушке 3КSES и LSES для Флота США.
Параллельно работам над программой 2КSES Флот США начал финансирование куда более амбициозного проекта. Ещё в 1970 году была разработана концепция развития флота, ставшая известной под прозвищем "100-узловой флот". Основной идеей было постепенное переоснащение всего флота высокоскоростными судами, способными развивать минимум 90 узлов. Именно в рамках этой концепции и предполагалось разработать 3000-тонный скеговый корабль на воздушной подушке. В отличие от своего 2000-тонного коллеги 3КSES (3000-ton Surface Effect Ship) должен был действовать не самостоятельно, а в составе группы кораблей. В рамках текущего флота 3КSES должен был выполнять задачи противолодочной борьбы и являться средством быстрого реагирования при своих медленных обычных коллегах. В будущем, при постановке на вооружение скоростных авианосцев на воздушной подушке или подводных крыльях, 3КSES занял бы место основного эскортного корабля в подобной авианосной группировке.
Проект 3КSES от Rohr. Интересно отметить, что на корабле использован радар APS-125, используемый на палубном самолёте ДРЛО E-2 Hawkeye. Сделано это было для удешевления производства корабля. Этот же проект изображён на арте в начале статьи.
Финансирование программы 3КSES началось в 1974 году, к работам были привлечены фирмы Bell и Rohr Industries. Требования к кораблю не сильно отличались от раннего варианта 2КSES – противолодочное вооружение из одного или двух вертолётов, возможность использовать противолодочные ракеты. Основным отличием стало обязательное требование размещения на корабле не только оборонительного зенитного вооружения ближнего радиуса, но и зенитных комплексов, способных применять ракеты средней дальности. Ожидаемая скорость указывалась в 100 узлов, экипаж в 125-150 человек с автономностью в 25 дней. Обе фирмы подготовили проекты к 1975 году, со значительным использованием наработок по 2КSES.
Проект 3КSES от Bell. Хорошо видно размещение неизвестных пусковых установок в дополнительных бортовых настройках. Так же на обоих артах можно заметить что-то похожее на вертикальные пусковые установки по бортам основной надстройки. К сожалению, в имеющихся описаниях их наличие не указывается, потому нельзя точно сказать, пробел ли это в документах или ошибка художника.
В Rohr взяли и увеличили их 2КSES почти без других изменений. Сохранились носовые выдвижные установки для ASROC и Standard-1, в дополнение на корабль вернулись пушечные зенитные комплексы Phalanx CIWS. Было усилено радиоэлектронное вооружение. Вариант от Bell так же сохранил много черт своего меньшего брата. Пусковые установки для противолодочных ракет неизвестного типа так же были расположены по четыре в двух бортовых надстройках. Дополнительно к ним на носу была установлена пусковая установка Mk.26, защищённая об попадания морской воды брызгозащитном кожухом. У обоих проектов была значительно расширена посадочная площадка и ангар, теперь они могли использовать не только различные типы морских вертолётов, но и перспективный СВВП XFV-12.
К 1977 году стало ясно, что планы по развёртыванию высокоскоростных авианесущих кораблей были слишком оптимистичными и угасание интереса к программе "100-узлового флота" вынудило искать новое место для кораблей на воздушной подушке. Спроектированные к тому моменту 3КSES имели в своих преимуществах только скорость, уступая уже существующим фрегатам типа "Оливер Хазард Перри" как по вооружению, так и по автономности. Но поскольку бросать работы над судами на воздушной подушке, в которые уже были вложены серьёзные деньги, не хотелось было решено пересмотреть требования к перспективному кораблю. Название программы сменилось с 3КSES на LSES (Large Surface Effect Ship), что символизировало, что ограничение в 3000 тонн было заменено на примерное требование не выходить за 4000 тонн. Не известно, участвовал ли в работе над LSES Rohr Industries, но на текущий момент мне известен только вариант Bell.
Проект LSES от Bell в сравнении с фрегатами "Оливер Хазард Перри".
Конструкция LSES не несла ничего нового и являлась просто увеличенным 3КSES Bell. Основным изменением стала замена пусковой установки Mk.26 на 24 вертикальных пусковых установок, унифицированных с разрабатываемой в то время пусковой установкой Mk.41. Корабль мог применять весь набор ракет, доступных для запуска из Mk.41, но перезарядка могла производиться только в порту или со специального судна снабжения, что серьёзно снижало боеспособность корабля. Так же спорным было и размещение установок на бортах рубки, что делало их уязвимым к вражескому огню. На корабль, наконец, вернулись зенитные установки Phalanx CIWS. Пусковые противолодочные установки от 3КSES так же сохранились без изменений. В итоге в сравнении с фрегатом "Оливер Хазард Перри", LSES имел чуть более слабое противовоздушное вооружение (из-за невозможности самостоятельной перезарядки пусковых контейнеров), но превосходил его по противолодочным и противокорабельным возможностям и имел лучшую защиту от ракет. Кроме того, LSES имел скорость в 80 узлов и за счёт воздушной подушки был в разы устойчивее к волнению.
К 1980 году в Bell завершились испытания масштабных моделей LSES, но к тому времени отношение к кораблям на воздушной подушке во флоте США поменялось. Если в 1970-е года господствовала идея создания лёгких, быстрых сил, и в рамках этой концепции велись работы над эскортными авианосцами, кораблями "100-узлового флота", то к 1980 году снова набрала силу "авианосная мафия", считающая, что основой военной мощи США являются тяжёлые атомные авианосцы, а всё остальное лишь пустая трата денег, на которые можно построить тяжёлые атомные авианосцы. LSES не вписывался в структуру обычной АУГ, и был слишком дорог в разработке. Потому ещё в 1979 году финансирование программы сократили, а в 1981 закрыли окончательно.
3. Проект многоцелевого 8000-тонного корабля на воздушной подушке.
К разработке более крупных судов на воздушной подушке предполагалось притупить в 1978 году, но ещё заранее в Bell были проведены предварительные исследовательские работы. Предполагалось, что спроектированный корабль сможет решать задачи противолодочной и противовоздушной борьбы, выступать в качестве лидера формации судов на воздушной подушке, а также использоваться для поддержки наземных операций. Проект получил расширенный ангар и посадочную площадку на 4 вертолёта и СВВП, а так же 127-мм артиллерийское орудие для ведения огня по наземным целям. На рисунке можно заметить антенны ФАР, и предположить об установке на корабле системы "Aegis". Другая номенклатура вооружения пока не известна. Скорость корабля – 100 узлов, в конструкции использованы некоторые решения для снижения радиолокационной заметности. Работа над проектом прекращена в 1979 году.
4. Проект ракетоносца на воздушной подушке SES-MX.
После остановки финансирования проекта 3КSES в 1979 году фирма Rohr Industries обратилась в ВВС США с инициативным предложением о разработке на базе их корабля на воздушной подушке платформы для базирования баллистических ракет МХ. Проект был выполнен на основе уже хорошо исследованного 3КSES, всё вооружение было убрано, надстройка смещена ближе к носовой части. На месте вертолётного ангара размещалось бронированное хранилище для четырёх пусковых контейнеров ракет МХ, на его крыше располагалось вертолётная площадка. Для пуска контейнер выводился из хранилища и на корме корабля поднимался в стартовое положение, из которого и производился пуск. Все четыре ракеты могли быть запущены за 10 минут. Основным преимуществом подобного базирования была возможность длительного патрулирования в выделенных зонах океана с поддержанием скорости до 120 узлов. Благодаря сокращению экипажа и автоматизации автономность SES-MX удалось довести до 50 дней. Проект рассматривался в 1980 и 1981 году, но для дальнейшей проработки принят не был из-за высокой уязвимости перед атакой с воздуха.
5. Проект минного тральщика на воздушной подушке MSH.
Прекращение работ над крупными скеговыми судами на воздушной подушке не означало, что закрыта вся тема. С 1981 года в Bell начали работу над проектом минного тральщика на воздушной подушке MSH-01 (Mine Sweeper Hunter). Выбор для такого типа кораблей воздушной подушки аргументировался тем, что она проще переживает гидроудар от подрыва мины и менее заметна для самих мин. Дополнительным плюсом была и большая скорость – до 80 узлов. К 1985 году MSH-01 успешно обошёл своих конкурентов, выполненных по стандартной схеме, и уже рассматривалась возможность выдачи заказа на производство 17 подобных кораблей. Но выделение денег так и не произошло, руководство Флота посчитало MSH-01 слишком дорогим для столь узкой задачи и приняло решение о разработке более простого минного тральщика "Avenger".
6. Проект корабля на воздушной подушке от Boeing.
В начале 1980-ых годов в Boeing на основе их проекта транспортно-пассажирского лайнера на воздушной подушке был разработан патрульный корабль для действий в условиях северных вод с высоким уровнем оледенения. Предполагалось, что благодаря воздушной подушке судно сможет спокойно проходить через участки, покрытые как сплошным людом, так и отдельными льдинами. Из-за больших размеров корабля, он может использоваться для непрерывного дежурства экипажа из 80 человек и 40 пограничников в течение 80 дней. Кроме того, на борту размещены вертикальные пусковые установки для противолодочных ракет и оборонительное пушечное вооружение. Корпус корабля выполнен с использованием технологий "стелс", для уменьшения радиозаметности вместо воздушных винтов установлены реактивные двигатели. К сожалению, более подробной информации об этом проекте пока не известно.
7. Проект скегового судна на воздушной подушке Raytheon LCS.
К 2003 году Флот США окончательно сформировал доктрину литоральных боевых кораблей, призванных заменит сразу несколько классов военных судов. Ещё с 2001 года ряд фирм вели разработку подобных кораблей на основе требований флота – высокая скорость, высокая автономность, пониженная радиозаметность, модульность конструкции. Одним из участников конкурса были фирмы Raytheon и Textron Marine (бывшая Bell Marine, работавшая в прошлом над кораблями SES), и ожидаемо ими был создан проект литорального корабля на воздушной подушке. Как и у конкурентов, особое внимание было уделено радионезаметности, по уверениям Textron Marine проводились опыты по уменьшению следа от воздушной подушки. Вооружение в целом так же соответствовало своим коллегами: 57-мм орудие, Phalanx CIWS и ЗРК RIM-116. Аналогичной была и размещённая на корабле авиагруппа из двух вертолётов SH-60 или одного вертолёта SH-60 и трёх БЛА MQ-8 Fire Scout. Интересным решением стало размещение воздухозаборников не на крыше корпуса или рубки, а по бортам. Использование воздушной подушки позволило не только достичь скорости в 70 узлов, но и серьёзно подняло минную защиту корабля. Raytheon LCS вошёл в тройку финалистов, но из-за высокой стоимости в сравнении с конкурентами от Lockheed Martin и General Dynamics было принято решение прототип не строить.
Продолжение неизбежно следует...
Источники:
Surface Effect Ship Structural Producibility
Evolution of Surface Effect Ship Seal Structures and Materials
An Update on SES (Surface Effect Ship) Design Techniques and Their Application to Repowering the USCG WSES and the USN SES-200
Advanced Concepts for Sea Control,
secretprojects.co.uk
up-ship.com
globalsecurity.org
whatifmodelers.com
fraseraerotechnologycompany.com
1. Программа разработки 2000-тонных патрульных противолодочных скеговых судов на воздушной подушке 2КSES для Флота США.
К 1970 году руководство Флота США посчитало, что исследовательский этап для судов на воздушной подушке пройден, и возможно приступить к разработке полноценных боевых кораблей. Работы предполагалось вести в двух направлениях: разработка десантного катера с юбочной (камерной) воздушной подушкой, способного развивать скорость до 80 узлов, выходить на побережье и транспортировать 1 танк или БМП и до 100 солдат. Именно этот проект в итоге приведёт к появлению хорошо известного LCAC. Второе направление предполагало разработку крупного океанского судна, способного выполнять патрульные и эскортные задачи. В 1971 году было начато финансирование проработки проекта 2000-тонного патрульного противолодочного скегового судна на воздушной подушке. По замыслу, за счёт скорости до 90 узлов подобные патрульные корабли будут в состоянии оперативно выдвигаться к точкам обнаружения подводных лодок системой SOSUS, или усиливать другие патрульные корабли, встретившие советские субмарины. Первоначально в работах по программе 2КSES (2000-ton Surface Effect Ship) участвовали фирмы Bell, Aerojet, Rohr Industries и Lockheed. Последняя из-за большой загруженности оборонными заказами вскоре вышла из работ.
Ранний проект Bell по программе 2КSES. Из-за необходимости обеспечить одновременный взлёт и посадку двух вертолётов на достаточном малом корабле под вертолётные площадки отведена как кормовая, так и носовая часть корабля. Оба вертолётных ангара имеют выходы на обе вертолётных площадки, занимая при этом практически всю надстройку. Интересной особенностью проекта является то, что только часть воздушной подушки ограничена скегами, в носовой части применена обычная юбка.
Основным вооружением разрабатываемых 2КSES должны были стать два вертолёта Sikorsky Sea King в противолодочном варианте. В качестве вспомогательного вооружения на ряде проектов устанавливались торпедные аппараты Mk.32. Из-за использования воздушной подушки, было возможно применение только буксируемых ГАС, что немного уменьшало эффективность обнаружения подводных целей. Из оборонительного вооружения предусматривалась возможность размещения пушечных зенитных комплексов Phalanx CIWS и зенитно-ракетных комплексов малой дальности RIM-7 Sea Sparrow. К 1973 году все три фирмы подготовили свои проекты и приступили к испытаниям на моделях и продувке в аэродинамических трубах. Быстро выяснилось, что размещение двух противолодочных вертолётов на таком малом и скоростном судне решение не самое удачное. Ангары и посадочная площадка для вертолётов занимают слишком много места, подъём или посадка обоих машин одновременно серьёзно затруднена. Исходя из этого, в требования к 2КSES были внесены серьёзные изменения – количество противолодочных вертолётов сократили до одного, взамен этого предусмотрев установку противолодочных ракет.
Скетч позднего варианта 2КSES от Aerojet. В отличие от своих конкурентов на позднем варианте Aerojet сохранено оборонительное вооружение в полном наборе: как ЗРК Sea Sparrow так и ЗАК Phalanx. Это привело к возрастанию массы корабля и снижению расчётной скорости до 80 узлов. Кроме того на этом рисунке хорошо видно расположение подъёмных пусковых для ракет RUR-5 ASROC.
К 1975 году были представлены измененные проекты. В качестве ракетного противолодочного вооружения Aerojet и Rohr Industries выбрали ракеты RUR-5 ASROC на однобалочной пусковой установке, выполненной на базе двухбалочной Mk.26. Обе фирмы разместили пусковые установки под палубой, в боевом положении установка поднималась на угол в 40 градусов и могла вести огонь. Подобное решение обеспечивало установкам дополнительную защиту от воздействия морской воды (что было достаточно важно на больших скоростях) и поражения сколками или малокалиберными снарядами. Невозможность горизонтального наведения компенсировалось повышенной маневренностью самого корабля. В свою очередь в Bell была использована другая конструкция, с размещением неподвижно восьми пусковых в двух дополнительных надстройках по четыре в каждой. Пока мне не удалось точно установить, что за ракеты использовались у Bell, но по внешнему виду можно сделать спорное предположение, что это те же ASROC, но в модифицированных пусковых Mk.141 (благо обратное вполне имело место в реальности). В остальном проекты отличались друг от друга не сильно, и по характеристикам были, в общем, схожи. Наиболее быстрым вышел корабль от Rohr Industries, его скорость предполагалась до 100 узлов, в том числе за счёт проработанной аэродинамики. Aerojet в своём проекте уделила внимание усилению вооружения наоборот в ущерб скорости.
Поздний вариант 2КSES от Rohr. Аэродинамические формы корабля максимально обтекаемые, кроме того он облегчён за счёт отказа от оборонительного зенитного вооружения. Четыре выдвижные пусковые установки для противолодочных ракет размещены в носу. Кроме того с этих же пусковых может производиться запуск зенитных ракет Standard-1.
В 1978 году, несмотря на достаточно далеко продвинувшиеся работы, финансирование программы 2КSES было прекращено. Основной причиной для такого решения указывались слишком малые размеры кораблей для выполнения поставленных перед ними задач. По расчётам, запаса вооружения на 2КSES хватило бы на гарантированное уничтожение только одной подводной лодки, после чего пришлось бы возвращаться на базу. Это нивелировало все преимущества перед более медленными кораблями обычной конструкции.
2. Программа разработки 3000-тонных эскортных фрегатов на воздушной подушке 3КSES и LSES для Флота США.
Параллельно работам над программой 2КSES Флот США начал финансирование куда более амбициозного проекта. Ещё в 1970 году была разработана концепция развития флота, ставшая известной под прозвищем "100-узловой флот". Основной идеей было постепенное переоснащение всего флота высокоскоростными судами, способными развивать минимум 90 узлов. Именно в рамках этой концепции и предполагалось разработать 3000-тонный скеговый корабль на воздушной подушке. В отличие от своего 2000-тонного коллеги 3КSES (3000-ton Surface Effect Ship) должен был действовать не самостоятельно, а в составе группы кораблей. В рамках текущего флота 3КSES должен был выполнять задачи противолодочной борьбы и являться средством быстрого реагирования при своих медленных обычных коллегах. В будущем, при постановке на вооружение скоростных авианосцев на воздушной подушке или подводных крыльях, 3КSES занял бы место основного эскортного корабля в подобной авианосной группировке.
Проект 3КSES от Rohr. Интересно отметить, что на корабле использован радар APS-125, используемый на палубном самолёте ДРЛО E-2 Hawkeye. Сделано это было для удешевления производства корабля. Этот же проект изображён на арте в начале статьи.
Финансирование программы 3КSES началось в 1974 году, к работам были привлечены фирмы Bell и Rohr Industries. Требования к кораблю не сильно отличались от раннего варианта 2КSES – противолодочное вооружение из одного или двух вертолётов, возможность использовать противолодочные ракеты. Основным отличием стало обязательное требование размещения на корабле не только оборонительного зенитного вооружения ближнего радиуса, но и зенитных комплексов, способных применять ракеты средней дальности. Ожидаемая скорость указывалась в 100 узлов, экипаж в 125-150 человек с автономностью в 25 дней. Обе фирмы подготовили проекты к 1975 году, со значительным использованием наработок по 2КSES.
Проект 3КSES от Bell. Хорошо видно размещение неизвестных пусковых установок в дополнительных бортовых настройках. Так же на обоих артах можно заметить что-то похожее на вертикальные пусковые установки по бортам основной надстройки. К сожалению, в имеющихся описаниях их наличие не указывается, потому нельзя точно сказать, пробел ли это в документах или ошибка художника.
В Rohr взяли и увеличили их 2КSES почти без других изменений. Сохранились носовые выдвижные установки для ASROC и Standard-1, в дополнение на корабль вернулись пушечные зенитные комплексы Phalanx CIWS. Было усилено радиоэлектронное вооружение. Вариант от Bell так же сохранил много черт своего меньшего брата. Пусковые установки для противолодочных ракет неизвестного типа так же были расположены по четыре в двух бортовых надстройках. Дополнительно к ним на носу была установлена пусковая установка Mk.26, защищённая об попадания морской воды брызгозащитном кожухом. У обоих проектов была значительно расширена посадочная площадка и ангар, теперь они могли использовать не только различные типы морских вертолётов, но и перспективный СВВП XFV-12.
К 1977 году стало ясно, что планы по развёртыванию высокоскоростных авианесущих кораблей были слишком оптимистичными и угасание интереса к программе "100-узлового флота" вынудило искать новое место для кораблей на воздушной подушке. Спроектированные к тому моменту 3КSES имели в своих преимуществах только скорость, уступая уже существующим фрегатам типа "Оливер Хазард Перри" как по вооружению, так и по автономности. Но поскольку бросать работы над судами на воздушной подушке, в которые уже были вложены серьёзные деньги, не хотелось было решено пересмотреть требования к перспективному кораблю. Название программы сменилось с 3КSES на LSES (Large Surface Effect Ship), что символизировало, что ограничение в 3000 тонн было заменено на примерное требование не выходить за 4000 тонн. Не известно, участвовал ли в работе над LSES Rohr Industries, но на текущий момент мне известен только вариант Bell.
Проект LSES от Bell в сравнении с фрегатами "Оливер Хазард Перри".
Конструкция LSES не несла ничего нового и являлась просто увеличенным 3КSES Bell. Основным изменением стала замена пусковой установки Mk.26 на 24 вертикальных пусковых установок, унифицированных с разрабатываемой в то время пусковой установкой Mk.41. Корабль мог применять весь набор ракет, доступных для запуска из Mk.41, но перезарядка могла производиться только в порту или со специального судна снабжения, что серьёзно снижало боеспособность корабля. Так же спорным было и размещение установок на бортах рубки, что делало их уязвимым к вражескому огню. На корабль, наконец, вернулись зенитные установки Phalanx CIWS. Пусковые противолодочные установки от 3КSES так же сохранились без изменений. В итоге в сравнении с фрегатом "Оливер Хазард Перри", LSES имел чуть более слабое противовоздушное вооружение (из-за невозможности самостоятельной перезарядки пусковых контейнеров), но превосходил его по противолодочным и противокорабельным возможностям и имел лучшую защиту от ракет. Кроме того, LSES имел скорость в 80 узлов и за счёт воздушной подушки был в разы устойчивее к волнению.
К 1980 году в Bell завершились испытания масштабных моделей LSES, но к тому времени отношение к кораблям на воздушной подушке во флоте США поменялось. Если в 1970-е года господствовала идея создания лёгких, быстрых сил, и в рамках этой концепции велись работы над эскортными авианосцами, кораблями "100-узлового флота", то к 1980 году снова набрала силу "авианосная мафия", считающая, что основой военной мощи США являются тяжёлые атомные авианосцы, а всё остальное лишь пустая трата денег, на которые можно построить тяжёлые атомные авианосцы. LSES не вписывался в структуру обычной АУГ, и был слишком дорог в разработке. Потому ещё в 1979 году финансирование программы сократили, а в 1981 закрыли окончательно.
3. Проект многоцелевого 8000-тонного корабля на воздушной подушке.
К разработке более крупных судов на воздушной подушке предполагалось притупить в 1978 году, но ещё заранее в Bell были проведены предварительные исследовательские работы. Предполагалось, что спроектированный корабль сможет решать задачи противолодочной и противовоздушной борьбы, выступать в качестве лидера формации судов на воздушной подушке, а также использоваться для поддержки наземных операций. Проект получил расширенный ангар и посадочную площадку на 4 вертолёта и СВВП, а так же 127-мм артиллерийское орудие для ведения огня по наземным целям. На рисунке можно заметить антенны ФАР, и предположить об установке на корабле системы "Aegis". Другая номенклатура вооружения пока не известна. Скорость корабля – 100 узлов, в конструкции использованы некоторые решения для снижения радиолокационной заметности. Работа над проектом прекращена в 1979 году.
4. Проект ракетоносца на воздушной подушке SES-MX.
После остановки финансирования проекта 3КSES в 1979 году фирма Rohr Industries обратилась в ВВС США с инициативным предложением о разработке на базе их корабля на воздушной подушке платформы для базирования баллистических ракет МХ. Проект был выполнен на основе уже хорошо исследованного 3КSES, всё вооружение было убрано, надстройка смещена ближе к носовой части. На месте вертолётного ангара размещалось бронированное хранилище для четырёх пусковых контейнеров ракет МХ, на его крыше располагалось вертолётная площадка. Для пуска контейнер выводился из хранилища и на корме корабля поднимался в стартовое положение, из которого и производился пуск. Все четыре ракеты могли быть запущены за 10 минут. Основным преимуществом подобного базирования была возможность длительного патрулирования в выделенных зонах океана с поддержанием скорости до 120 узлов. Благодаря сокращению экипажа и автоматизации автономность SES-MX удалось довести до 50 дней. Проект рассматривался в 1980 и 1981 году, но для дальнейшей проработки принят не был из-за высокой уязвимости перед атакой с воздуха.
5. Проект минного тральщика на воздушной подушке MSH.
Прекращение работ над крупными скеговыми судами на воздушной подушке не означало, что закрыта вся тема. С 1981 года в Bell начали работу над проектом минного тральщика на воздушной подушке MSH-01 (Mine Sweeper Hunter). Выбор для такого типа кораблей воздушной подушки аргументировался тем, что она проще переживает гидроудар от подрыва мины и менее заметна для самих мин. Дополнительным плюсом была и большая скорость – до 80 узлов. К 1985 году MSH-01 успешно обошёл своих конкурентов, выполненных по стандартной схеме, и уже рассматривалась возможность выдачи заказа на производство 17 подобных кораблей. Но выделение денег так и не произошло, руководство Флота посчитало MSH-01 слишком дорогим для столь узкой задачи и приняло решение о разработке более простого минного тральщика "Avenger".
6. Проект корабля на воздушной подушке от Boeing.
В начале 1980-ых годов в Boeing на основе их проекта транспортно-пассажирского лайнера на воздушной подушке был разработан патрульный корабль для действий в условиях северных вод с высоким уровнем оледенения. Предполагалось, что благодаря воздушной подушке судно сможет спокойно проходить через участки, покрытые как сплошным людом, так и отдельными льдинами. Из-за больших размеров корабля, он может использоваться для непрерывного дежурства экипажа из 80 человек и 40 пограничников в течение 80 дней. Кроме того, на борту размещены вертикальные пусковые установки для противолодочных ракет и оборонительное пушечное вооружение. Корпус корабля выполнен с использованием технологий "стелс", для уменьшения радиозаметности вместо воздушных винтов установлены реактивные двигатели. К сожалению, более подробной информации об этом проекте пока не известно.
7. Проект скегового судна на воздушной подушке Raytheon LCS.
К 2003 году Флот США окончательно сформировал доктрину литоральных боевых кораблей, призванных заменит сразу несколько классов военных судов. Ещё с 2001 года ряд фирм вели разработку подобных кораблей на основе требований флота – высокая скорость, высокая автономность, пониженная радиозаметность, модульность конструкции. Одним из участников конкурса были фирмы Raytheon и Textron Marine (бывшая Bell Marine, работавшая в прошлом над кораблями SES), и ожидаемо ими был создан проект литорального корабля на воздушной подушке. Как и у конкурентов, особое внимание было уделено радионезаметности, по уверениям Textron Marine проводились опыты по уменьшению следа от воздушной подушки. Вооружение в целом так же соответствовало своим коллегами: 57-мм орудие, Phalanx CIWS и ЗРК RIM-116. Аналогичной была и размещённая на корабле авиагруппа из двух вертолётов SH-60 или одного вертолёта SH-60 и трёх БЛА MQ-8 Fire Scout. Интересным решением стало размещение воздухозаборников не на крыше корпуса или рубки, а по бортам. Использование воздушной подушки позволило не только достичь скорости в 70 узлов, но и серьёзно подняло минную защиту корабля. Raytheon LCS вошёл в тройку финалистов, но из-за высокой стоимости в сравнении с конкурентами от Lockheed Martin и General Dynamics было принято решение прототип не строить.
Продолжение неизбежно следует...
Источники:
Surface Effect Ship Structural Producibility
Evolution of Surface Effect Ship Seal Structures and Materials
An Update on SES (Surface Effect Ship) Design Techniques and Their Application to Repowering the USCG WSES and the USN SES-200
Advanced Concepts for Sea Control,
secretprojects.co.uk
up-ship.com
globalsecurity.org
whatifmodelers.com
fraseraerotechnologycompany.com
Взято: youroker.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]