«Видимо-Невидимо»: 25 лет легенде белорусского телевидения
“Девяностые” всё-таки были удивительным временем. Противоречивым и беспощадным, но при этом исполненным больших надежд на то, что происходящие в стране болезненные перемены обязательно приблизят людей к наступлению более благополучной жизни в открытой стране. Рупором этой открытости стала передача «Видимо-невидимо», взявшаяся удовлетворить отложенный аппетит на такие запретные плоды, как зарубежный шоу-бизнес.
Попытка запуска на отечественном ТВ проекта, посвящённого самым интересным тенденциям мировой массовой культуры, была предпринята ещё в конце 1991-го. Но потребовался ещё год, чтобы в эфир вышла программа, уже 25 лет известная едва ли не каждому белорусу.
Все это время её лицом и главной движущей силой выступает Сергей Филимонов – автор и бессменный ведущий «Видимо-невидимо» – своим вкрадчивым голосом рассказывающий с экрана о кино и музыке со всего света.
Сергей Филимонов с коллегой
Сегодня формат передачи-дайджеста, знакомящей с последними новостями шоубиза, пускай и присутствует на многих развлекательных каналах (в основном молодёжных и музыкальных), но выглядит несколько архаично. Всё сказанное можно узнать на несколько дней раньше из соцсетей или каналов на Ютубе. Да и похожи они всё больше на светскую хронику, смакующую последние скандалы.
Но тогда, в девяностые, всё было совсем иначе.
Информационное поле было пустым, начальство – лояльным, телевизионщики – пытливыми и не падкими до жареных новостей, а зритель – жадным до новой информации. Невероятная комбинация, которая, быть может, больше никогда не повторится (в российском медийном пространстве нечто похожее происходило на примере таких знаковых проектов как «Взгляд» или «До и после полуночи» с Молчановым).
Владимир Молчанов и Гарри Каспаров. Кадр из передачи "До и после полуночи"
Александр Любимов, Дмитрий Захаров и Влад Листьев на программе "Взгляд"
На стыке рождался уникальный телевизионный продукт, в котором подача материала шла не в режиме дежурного информирования, но имела ярко-выраженный авторский взгляд, что в немалой степени и обеспечило программе не только высокие рейтинги, но и выживание.
Уличная торговля пиратскими кассетами и дисками
Видеосалоны, видеопрокаты или даже собственные видеомагнитофоны уже не были чем-то диковинным. Пиратские аудиозаписи тоже продавались в каждом ларьке. Происходило насыщение и теперь аудитория потянулась к новым горизонтам – информации. Самые ожидаемые фильмы года, обзор претендентов на главные музыкальные и кинопремии, премьеры видеоклипов, интервью – всё это составляло костяк передачи, привлекавший к экранам самую широкую аудиторию.
А для той её части, чьё детство пришлось на ’90-ые, именно проект Филимонова был первой возможностью заглянуть в мир индустрии развлечений.
Хорошо помню, как сам ждал новые выпуски. Ждал, разумеется, с нетерпением, понять которое можно на простом примере. «Видимо-невидимо» заменял интернет, и вы просто представьте, с какой жадностью вы бы сегодня прильнули к монитору своего компьютера, имей вы к нему доступ всего раз в неделю.
Музыкальный фильм М.Джексона "Призраки", о котором я узнал из программы Филимонова
Программа была своеобразным ориентиром: в салонах проката или лотках в подземных переходах покупатели искали какие-то новинки, без сомнения ссылаясь на Филимонова. А ещё это был стопроцентный белорусскоязычный проект, что, с одной стороны, формировало самобытную медиасреду, а с другой стороны – давало ведущему некий манёвр для юмора. Когда слышишь, что группу The Doors переводят как «гурт Дзверы» – забыть такое просто не получится.
И зритель не забывает. За минувшие 25 лет «Видимо-невидимо» дважды меняла прописку, но всё равно продолжает радовать ценителей мира музыки и кино, первым проводником в который эта программа останется навсегда.
"Видимо-невидимо" -- YouTube '90-ых
ЧТО ПОЧИТАТЬ?
1. Фильмы, запрещённые в Беларуси
2. Кинофестиваль Лiстапад: Фани Ардан в Минске
3. [Фоторепортаж] ЮниКон: про 6-ой белорусский фестиваль гик-культуры
4. Как голливудский дизайнер над Москвичом работал
5. [Фоторепортаж] Про третий ЮниКон: фестиваль любителей фантастики
6. Про Оскар, кино и диктат Диснея: интервью с С. Филимоновым
ЧТО ПОСМОТРЕТЬ?
Архивы выпусков передачи за последние 5 лет