Как герцог де Гиз вернул Кале французам
---
Более 200 лет после захвата города Кале королем Эдуардом III после длинной и сложной осады, этот город и крепость были важным английским форпостом на континенте. Это была и крепость, и важный торговый порт, через который англичане гнали во Фландрию шерсть. Ну и, конечно, это была заноза Франции, да еще и почти неприступная.
В конце концов стало понятно, что без возвращения Кале Франции жизни нет и в 1557 году Генрих II поручил осаду крепости Франсуа де Гизу, которому поручили 50-тысячную армию.
Кале был очень крепким орешком в силу своего природного расположения. С трех сторон лежали болота, а побережье покрыто сложно проходимыми песками. К тому же зимой еще и море затопляло окрестности так, что оставался только небольшой проход к городу. Этот проход защищали два форта и позиция, по мнению англичан, была неприступной. По этой причине с осени до весны гарнизон крепости сокращали до нескольких сотен человек.
Французские войска появились у Кале в начале декабря 1557 года. Причем, чтобы обмануть англичан, войска подводили по сложным маршрутам, так как будто они направлялись воевать в других местах. Отряды маршировали в сторону Люксембурга, Сен-Кантена и других городов и крепостей. Но в конце концов войск собралось достаточно и ломать комедию было уже сложно. Но и тут испанцы и губернатор Кале Томас Уэнтворт считали, что французы собираются поискать себе цель попроще. Никто не верил в то, что они решатся на атаку неприступной крепости. Правда, меры таки приняли, 21 декабря королева Мария Тюдор приказала не распускать часть отрядов.
26 декабря англичане получили шпионские донесения, после чего пришло время для беспокойства. На военном совете решили усилить гарнизоны фортов и просить королеву о помощи. Но 29-го декабря на Уэнтворта находит помутнение, он решает, что французы таки собираются нападать на другой город и все решают, что достаточно на всякий случай прислать из Дувра полсотни солдат.
А у французов 31 декабря все было готово к вторжению. Была собрана армия, которая только ждала сигнала. В мемуарах рассказывается, что де Гиз не хотел начинать наступление в неудачном для французов 1557 году и терпеливо ждал, пока часы пробьют полночь.
1 января авангард французов вышиб англичан из небольшого форта у Сангатта, а также замки Фретен и Ньель-ле-Кале. На следующий день началось наступление по дороге к Ньеле – еще одному форпосту на пути к собственно крепости Кале. Тут французов встретили артиллерийским огнем, которым оторвало ногу капитану Гурдану. Забегая вперед стоит отметить, что Гурдан выживет после такой жестокой раны и станет первым французским губернатором Кале.
В общем французы обкладывали форты Ньеле и Рисбан, а англичане совещались. На военном совете предложили открыть шлюзы и затопить французов, чтобы закрыть весь вопрос с возможным штурмом. Но губернатор Уэнтворт отказался это делать, так как считал, что все успехи французов пока еще ничего не значат, а вот выпасы будут затоплены, да и пиво варить будет не из чего. В общем, позаботился о людях.
Кроме того Уэнтворт слал королеве бодрые донесения, хотя как вариант можно было позвать на помощь испанцев. Но англичане боялись, что потом помощнички не уйдут с занятых земель и фортов. Поэтому решили держаться сами.
Самостоятельная защита кончилась тем, что утром 3 января французы развернули батареи перед фортами Ньёле и Рисбан. Командир Ньеле запросил помощи, но губернатор милостиво разрешил сдать форт, если защищать его станет невозможно. Невозможной защита стала после первых же выстрелов. В результате Ньеле не продержался против французов даже двух часов, после чего был оставлен. Англичане заклепали орудия и свалили.
Рисбан был сдан также быстро. Причем там из-за поднявшегося моря еще и не было возможности уйти в Кале. Поэтому форт просто сдался на милость победителя. После этого Кале оказался окруженным с суши и моря. 3 января граф Ратленд отправился из Дувра с подкреплениями. Но на полпути встретил корабль, моряки которого рассказали, что Рисбан сдан. Наемники тут же отказались геройствовать против французов и Ратленду пришлось вернуться.
4 января французы начали обстрел одной стены Кале и потихоньку готовили батареи против другой. 6 января удачно поставленные батареи пробили проломы, через которые можно было начинать штурм. Уэнтворт решает сдать замок, оставив все силы для того, чтобы оборонять город. Замок взял почти без боя отряд из 200 аркебузиров. Жители города даже не заметили штурма, причем приказ Уэнтворта о подрыве не выполнили.
Между замком и городом французы первый раз встретили упорное сопротивление. Сначала англичане отбили атаку. Но де Гиз опять умело использовал пушки, поставив их так, чтобы англичане во время контратак попадали под фланговый огонь. Утром 7 января море было низким и де Гиз подбросил дополнительные войска. К 10 утра английский губернатор понял, что дело – табак и пора начинать переговоры.
По условиям капитуляции Кале сдавался со всеми припасами и вооружением. Гарнизон уплывал в Англию, полсотни офицеров оставались до получения выкупа, а жители могли отправиться в Англию или Фландрию по своему выбору, без денег и имущества. 8 января Кале сдали.
Для Англии это был жестокий удар. Крепость считалась неприступной, но французы взяли ее за неделю. Объяснить это можно было только изменой. Есть стойкое мнение, что командирам гарнизона Кале - лорду Уэнтворту, капитану замка Ралфу Чемберлену, капитану Ньёле Николасу Александеру и капитану Рисбана Джону Харлстону очень повезло, что герцог де Гиз оставил их в плену. Иначе их ждала плаха. Многие рядовые и офицеры, вернувшиеся в Англию, попали в тюрьму или под трибунал.
Уэнтворт вернулся в Англию уже после того, как был подписан Като-Камбрезийский мир. Его судили судом пэров и оправдали. Прямых доказательств измены не было, Мария Кровавая к тому моменту умерла, а Елизавета не собиралась в самом начале своего правления устраивать расправы как ее сестра.
Взято: valerongrach.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]