Празднование 200-летнего юбилея Петра I
---
Оригинал взят у sazikov в Празднование 200-летнего юбилея Петра I
Публикация подготовлена в рамках реализации культурно-исследовательского проекта по гранту президента РФ "Искусство праздничного оформления города. История и современность".
В основанном Петром Петербурге, еще за два года до 30 мая 1872 года, поговаривали о необходимости выказать общее уважение к памяти преобразователя празднеством, в котором отобразить дух того времени, и мотивы, наиболее любимые первым в русской истории императором. Но, пока там шли рассуждения и толки, как бы достигнуть разрешения нелегкой задачи, — Москва заявила желание отпраздновать торжественно юбилей Петра, соединив его с учреждением общей политехнической выставки.
Уже в 1871 году основные черты московского празднования были в общем приняты и утверждены, когда, при Санкт-Петербургской городской Думе, образовали комиссию для празднования дня рождения Петра Великого. Между идеями, заявленными комиссией, одной из первых было предложение повторить этнографическую процессию, в том виде, как выполнил ее Петр при праздновании Ништадтского мира, в Петербурге и Москве. Предлагалась также иллюминация с транспарантами, на которых были бы выставлены главнейшие деяния Петра с выполненными в его вкусе надписями и девизами. Но от этих идей пришлось отказаться за громадностью, как говорили, затрат на них. Комиссия договорилась с яхт-клубом о том, чтобы устроить нечто напоминающее эволюцию Невского флота Петра на Неве, где бы ботик «дедушка русского флота» играл главную роль, как непосредственный представитель великой эпохи и даже причина, хотя и случайная, учреждения морской силы в России.
Наконец, в начале 1872 года, была образована по императорской воле правительственная комиссия из представителей министерств: внутренних дел, военного, морского, императорского двора, совместно с представителями города, членами думы, под председательством члена Государственного Совета П. Н. Игнатьева. Эта комиссия остановилась на декорации Царицына луга картинами из жизни Петра и устройством народного гулянья на нем, а так же проведении торжественного церемониала на Петровской площади и изготовлении медали.
Торжество, возвещенное выстрелами с крепости, началось с передачи морякам верейки Петра, для перевоза к его памятнику на Петровской площади. В то же время придворное духовенство, взяв в петровском домике икону, украшенную накануне новой золотой ризой, с крестным ходом, в сопровождении цехов и прочих городских депутаций, совершило перенесение этой святыни в Петропавловский собор, где, в присутствия императора Александра II, митрополитом была совершена соборная панихида над гробом Петра Великого.
После панихиды Его Величество, с особами Августейшего Дома, переехал к Исаакиевскому собору, где, на площадях Петровской и Исаакиевской, уже расставлено было по диспозиции войско. Государь сел на коня и со свитой проехал по фронту к Петровской пристани, на которой водружена была Петрова икона Спасителя.
И. Бианки. Молебен у памятника Петру Великому в день 200-летнего юбилея Петра 30 мая 1872 года
Альберт Фелиш. Сенатская площадь в день 200-летнего юбилея со дня рождения Петра I
Перед ней совершено было установленное молебствие и после него, вслед за святыней, внесены в Исаакиевский собор Петровы вещи (названные в церемониале достопамятностями). Перед вратами храма встретило монарха обычным образом духовенство.
После литургии, крестный ход с Петровыми вещами и иконою Спасителя, направился из собора к монументу, украшенному цветами и растениями. Перед памятником совершено еще раз молебствие, и по возвращении крестного хода начался парад.
Альберт Фелиш. Памятник Петру I на Сенатской площади в день празднования 200-летнего юбилея со дня рождения Петра I
Альберт Фелиш. Молебен на Сенатской площади в день 200-летнего юбилея со дня рождения Петра I
В декорированном здании сената, все окна были открыты и полны зрителями. Всё места, устроенные комиссией и частными лицами, перед зданиями по обоим краям Петровской площади и около манежа были заняты зрителями.
По окончании парада войск открылся народный праздник на Царицыном лугу, где на двух открытых сценах давали пьесы «Купец Иголкин» и «Дедушка русского флота». Благодаря всем известной заботливости о народных увеселениях градоначальника столицы — Ф.Ф. Трепова, за его управление праздники на Царицыном лугу приняли характер веселья совсем по вкусу тех классов общества, для которых они назначаются, — потому об упражнениях охотников до призов говорить особенно неприходится. Можно прибавить одно, разве, что гулянье в полном смысле на распашку, хотя без малейшего беспорядка, к полному удовольствию гулявших, продолжалось до глубокой ночи: при звуках музыки, плясках, песнях и взаимном угощении земляков и землячек. Но, особенность этого гулянья заключается в идее наглядно показать народу подвиги Петра I. По программе, зрело обдуманной, несколько художников выполнили для комиссии клеевыми красками тридцать картин, обнимавших все видные случаи, богатой событиями деятельности нашего преобразователя. Надписи же под картинами дополняли пояснение изображенного такими еще фактами, которых кисть представить не могла. Народ оценил эту о нем заботливость и не только в день гулянья, но и во все время, пока стояли картины, толпы народа толпились около них, слушая чтение грамотеями подписей. Картины на Царицыном лугу разделены были павильоном, где также выставлены были два портрета Петра и бюст его, перед картой Европейской Poccии.
Четвертого июня праздником в Петербургском речном яхт-клубе, где поставлены были декорации и живые картины из жизни Петра с объяснительным чтением, заключилось в Петербурге чествование памяти Петра.
В Москве, как и в Петербурге, празднование юбилея началось с вечера. Мая 29-го отправлена была во всех церквах древней столицы всенощная. В самый же день юбилея, митрополит московский совершил соборную панихиду по Великом, в Архангельском соборе, и с крестным ходом пришел в Успенский собор, где совершалась заупокойная литургия.
По совершения литургии, крестный ход, выйдя из Успенского собора, направился в Троицкие ворота и остановился на своде моста, разделяющего Александровский сад. Здесь духовенство совершило молебствие и водоосвящение, а также освящение Политехнической выставки. Затем крестный ход направился к морскому отделу: встречать ботик — «Дедушку русского флота».
По прибыли к пристани морского отдела, ботик втащили на особое возвышение. На помосте, перед утлым сооружением, пережившим два века, митрополит произнес ектению, окропив его святой водой. Тогда последовали выстрелы батареи, помещенной на набережной и по звуку пальбы единственный корабль, находящиеся на выставке, украсился флагами. Линия яликов, окружавшая пароход, тянувший ботик, производила здесь в это время то же впечатление, как на большой воде флотилия. Этот акт временного размещения ботика на выставке, и составлял для старушки Москвы самую суть празднества.
Народный праздник на Ходынском поле, опять составил почти повторение потех на Царицыном лугу, только без картин и открытых сцен.
На действительной же сцене, для избранной публики поставила Москва того же «Саардамского корабельного мастера». Университет, вечером в день 30-го мая, устроил тоже торжественное заседание, открытое с прибытием великого князя Константина Николаевича.
Москвой одной мы не вправе, однако, ограничивать упоминание о праздновании дня рождения Петра Великого; почти во всех городах, где побывал великий царь, более или менее чествовалась память его.
Завести первую верфь для стройки судов, приехал он, как известно, в Переяславль, — до того не выезжая из столицы, дальше ее окрестностей. В Переяславле в день 30-го мая совершен крестный ход в село Веськово, (отстоящее на три версты от города) — где был дворец царя-юноши, а на месте его поставлен памятник Петру. В местном храме совершена заупокойная литургия по царе-моряке и перед памятником отслужен молебен с водосвятием. При произнесении вечной памяти державному основателю переяславской верфи, прибывшая артиллерия произвела 31 выстрел. Во время же молебствия местные рыбаки, выстроившись в линию на своих лодках, живо напомнили собою начало Петровских затей судостроения. Не забыли даже любовь Петра к огненным потехам и вечером у памятника сожгли фейерверк.
Архангельск — для поездки в который бросил свою Переяславскую верфь Петр — на торжестве его памяти задался тою же мыслью, как и петербургская комиссия. Перед крестом, на устроенном для этого возвышении, было совершено молебствие. Потом раздавали народу брошюру Огородникова о Петре I. Казенные пароходы вечером свезли желающих в Новодвинскую крепость, где сохранился домик Петра.
Близ убогой деревянной церкви в крепости Новодвинской — стоит простой деревянный сруб — где жил Петр в третье свое посещение Двинской стороны (1702 г.). Пустынная Новодвинка в день торжества составляла резкий контраст с Архангельском, куда из окрестностей сошелся народ тысячами, оставшись, конечно, на несколько дней. В местном театре, 31-го мая дана была драма «Иван Рябов», переносившая зрителей за полтора слишком века, в эпоху Петра и начала борьбы его с Швецией. Самая пустынная обитель Соловецкая не оставила почтить память Петра празднованием. Крестный ход совершен к часовне, поставленной на том месте, где царственный молельщик пристал к берегу. При возглашении вечной памяти, с монастырской башни грянул залп из 31 орудия, а над вратами обители выставлены были модели судов, на которых приехал в обитель Петр, в оба свои посещения.
Воронеж не отстал от других городов, справляя двухсотлетие дня рождения того, который дал подлинную жизнь городу. Перед фасадом городской думы поставлен был транспарант (4 сажени в длину и 2 в вышину) работы местного артиста-самоучки Соловьева, — где средняя картина представляла Петра при спуске первого корабля на здешней верфи, с надписью «Императору Петру Великому Воронежская городская дума 1872 г.». Под картиной в венках цифры годов — рождения царя и посещения им Воронежа в 1696 и 1709 годах.
В Черкасске, сделавшемся известным Петру одновременно с Воронежом, выносились 30-го мая, в войсковой круг, знамена и гетманские регалии, данные завоевателем Азова своему храброму казачеству. В этот день произошла закладка здания гимназии, а в Липецке — открытие минеральных источников которого тоже приписывается Петру и где поставлен ему памятник — заложили часовню во имя апостола Петра.
Псков — последний русский город на пути Петра в Европу в первое его путешествие — старательно декорировал в день 30-го мая развалину того дома, где останавливался царь. Руину эту, с помощью драпировок, обратили в шатер, поместили здесь портрет юбиляра и наверх дома, обвешанный гирляндами, взгромоздили музыку. Гулянье по соседним валам и декорация вышли очень оригинальны.
Жители Дерпта праздновали 30-е мая торжественным актом в университете и гимназии. Один из профессоров университета (г. Энгельман), как юрист, выбрал темою для своей речи заслуги Петра, как законодателя. Рижане не отстали от сограждан дерптских, но придали характер торжеству меньше ученый. В рижском театре прочитан был пролог (сочинения Штейнфельдера), приличный случаю и поставлены живые картины: Cnaceниe Петра матерью, Петр на Саардамской верфи, Петр на Ладожском озере и Апофеоз Poccии. Город был иллюминован очень красиво, особенно здания ратуши и биржи, да беседка на горе Бастей — самом картинном пункте города.
Либава, где в первый раз Петр увидел Балтийское море (в апреле 1697 г.) почтила память великого самодержца накануне его рождения процессией с факелами и учреждением морской кассы для пособия матросам купеческих судов и семействам их.
В Нижнем Новгороде совершили процессию к тому ветхому дому, где останавливался Петр I в 1722 году, и устроили праздник для народа.
Новая Ладога, основанная Петром — в его память устроила процессию с другим ботиком царя-моряка, хранящимся в селе Дубне (за 25 верст от города). Привезенный оттуда ко дню празднования, ботик был выставлен на площадке, перед домом купца Барсукова — где царь не раз останавливался, обращаясь дружески с умным родоначальником этой фамилии. По совершении панихиды и молебствия, ботик спущен был на Волхов и проплыл в Ладожское озеро; по возвращении же встречен с музыкой и поставлен у дома Барсукова, в котором помещен был портрет Петра...
Немало оказалось и таких местностей, где, пользуясь случаем, до того остававшимся вполне неизвестным, делали его теперь предметом общего внимания, устраивая празднества. Жители Ямбурга, например, основываясь на предании, что Петр переходил с полками реку Лугу к Нарве в брод, указанный каким то Будынским, близ закола «Коза», — будто бы за услугу эту и отданного проводнику — устроили у этого закола обед в шатрах, после молебствия, со стрельбою и тостами.
Престольный некогда Киев, где Петр был и в тяжелую пору борьбы с Карлом и потом, победителем его — не нашлось, между тем, кроме приношений священных сосудов да саккоса, в Лавре, никаких более прямых и непосредственных памятников деятельности Петра завоевателя. И торжество местное, кроме общего мoлeбcтвия, обозначалось иллюминацией с аллегорическими картинами, да представлением корабля на воде в бою с береговыми батареями.
Меж тем, мало кого интересующей собою, город Ромны отличился разумным напоминанием любви великого царя к садоводству, гулянье в городском саду с иллюминацией аллей и обозначением цифры 200 говорит само за себя. Благодаря нахождению университета и празднование в Харькове дало возможность напомнить живым словом о Петре. И простой акт полтавской гимназии, с чтением Де-Пуле «Петр и малороссы», после молебствия и хода к памятнику сделал свое дело для цели празднования. С большим интересом совершился и праздник в Калите. При этом городе, в тяжелый для Петра 1706 год, Меньшиков разбил шведские войска. Жители Калита припомнили этот случай и учредили гонку гребных судов на своей реке Просне, в память основателя Невского флота. Победу нашу представили в лицах на иллюминации и в живой картине. В Ревеле была поставлена лишь только иллюминованная надпись над Екатеринентальским дворцом. Между тем, в каком-нибудь селе Рубеже (Вытегорского уезда), где провел несколько мгновений предприимчивый Петр, обдумывая возможность соединения Балтийского моря с Белым, по выполненной впоследствии Мариинской системе, — но где поставлен памятник великому монарху, — теплое слово после молебна на шлюзе, произнесенное священником перед памятником: о заботах Петра об оживлении промышленности на севере, не только не осталось бесплодным, но живо представило образ гениального труженика, простым людям, собравшимся почтить его память.
День торжества выбран для закладки в Петрозаводске монумента Великому основателю этого города, по проекту академика Шредера. Независимо от торжества закладки, Петрозаводск разумно отнесся к организации всего праздника. На доме губернской гимназии выставлен был, например, старинный портрет Петра и над ним надпись славянскими буквами «из школы бы на всякия потребы, люди благоразумно учася происходили» (слова Петра патриарху). Преподаватели саратовских народных училищ придумали в день юбилея Петра устроить для всех обучавшихся в начальных школах детский праздник, в программу которого входили чтение, пение и игры. Между тем соседний город Царицын, хвалясь подаренными ему Петром, при проезде в Персидский поход, тростью и картузом, — ничего, кажется, не придумал для юбилея.
Зато Астрахань, обладая яхтой и верейкой царя, перед этими немыми свидетелями пребывания его в городе, отпраздновала день рождения Петра приличной церемонией; перед тем помолившись в Успенском соборе, перед которым произошла торжественная встреча Петра и Екатерины в июне 1722 года. И в далеком Петровске (на Кавказе) не забыли царя-путешественника, посетившего эту местность за два года до пресечения своей жизни. Таким образом, летопись странствований, совершенных Петром, сложилась сама собой в праздновании дня 30 мая городами, им посещенными.
Но праздновали юбилей Петра много и таких городов, как Одесса и Омск, в которых не мог быть Петр I, по очень простой причине, не существования их в то время. Одно население Верхнеудинска, если верить официальному донесению исправника, не сочло себя обязанным почтить память монарха-преобразователя.
Зато сколько местностей постарались ознаменовать день признания потомством заслуг Петра Poccии жертвованием на общую пользу достатков своих! Сами собою русские люди, в десятках городов собравшись почтить достойным образом память Петра, в большинстве приходят к той же мысли, которой проникнуты все начинания великого — необходимость учиться. Заводя всякого рода воспитательные заведения и училища, русские люди поминают Петра именно тем, что было ему всего приятнее. Покорное орудие его могучей воли, — народ, — за который не щадил жизни своей вечный труженик, — понял наконец цель его стремлений и забот и сам продолжает идти к развитию, на которое, за полтора века назад указывая направление хода, в такой форме и размерах, может быть еще и не рассчитывал сам Петр Великий.
Петров П.Н., Шубинский С.Н. Альбом 200-летнего юбилея императора Петра Великого 1672–1872. — СПб.: Издание Германа Гоппе, 1872.
Публикация подготовлена в рамках реализации культурно-исследовательского проекта по гранту президента РФ "Искусство праздничного оформления города. История и современность".
В основанном Петром Петербурге, еще за два года до 30 мая 1872 года, поговаривали о необходимости выказать общее уважение к памяти преобразователя празднеством, в котором отобразить дух того времени, и мотивы, наиболее любимые первым в русской истории императором. Но, пока там шли рассуждения и толки, как бы достигнуть разрешения нелегкой задачи, — Москва заявила желание отпраздновать торжественно юбилей Петра, соединив его с учреждением общей политехнической выставки.
Уже в 1871 году основные черты московского празднования были в общем приняты и утверждены, когда, при Санкт-Петербургской городской Думе, образовали комиссию для празднования дня рождения Петра Великого. Между идеями, заявленными комиссией, одной из первых было предложение повторить этнографическую процессию, в том виде, как выполнил ее Петр при праздновании Ништадтского мира, в Петербурге и Москве. Предлагалась также иллюминация с транспарантами, на которых были бы выставлены главнейшие деяния Петра с выполненными в его вкусе надписями и девизами. Но от этих идей пришлось отказаться за громадностью, как говорили, затрат на них. Комиссия договорилась с яхт-клубом о том, чтобы устроить нечто напоминающее эволюцию Невского флота Петра на Неве, где бы ботик «дедушка русского флота» играл главную роль, как непосредственный представитель великой эпохи и даже причина, хотя и случайная, учреждения морской силы в России.
Наконец, в начале 1872 года, была образована по императорской воле правительственная комиссия из представителей министерств: внутренних дел, военного, морского, императорского двора, совместно с представителями города, членами думы, под председательством члена Государственного Совета П. Н. Игнатьева. Эта комиссия остановилась на декорации Царицына луга картинами из жизни Петра и устройством народного гулянья на нем, а так же проведении торжественного церемониала на Петровской площади и изготовлении медали.
Торжество, возвещенное выстрелами с крепости, началось с передачи морякам верейки Петра, для перевоза к его памятнику на Петровской площади. В то же время придворное духовенство, взяв в петровском домике икону, украшенную накануне новой золотой ризой, с крестным ходом, в сопровождении цехов и прочих городских депутаций, совершило перенесение этой святыни в Петропавловский собор, где, в присутствия императора Александра II, митрополитом была совершена соборная панихида над гробом Петра Великого.
После панихиды Его Величество, с особами Августейшего Дома, переехал к Исаакиевскому собору, где, на площадях Петровской и Исаакиевской, уже расставлено было по диспозиции войско. Государь сел на коня и со свитой проехал по фронту к Петровской пристани, на которой водружена была Петрова икона Спасителя.
И. Бианки. Молебен у памятника Петру Великому в день 200-летнего юбилея Петра 30 мая 1872 года
Альберт Фелиш. Сенатская площадь в день 200-летнего юбилея со дня рождения Петра I
Перед ней совершено было установленное молебствие и после него, вслед за святыней, внесены в Исаакиевский собор Петровы вещи (названные в церемониале достопамятностями). Перед вратами храма встретило монарха обычным образом духовенство.
После литургии, крестный ход с Петровыми вещами и иконою Спасителя, направился из собора к монументу, украшенному цветами и растениями. Перед памятником совершено еще раз молебствие, и по возвращении крестного хода начался парад.
Альберт Фелиш. Памятник Петру I на Сенатской площади в день празднования 200-летнего юбилея со дня рождения Петра I
Альберт Фелиш. Молебен на Сенатской площади в день 200-летнего юбилея со дня рождения Петра I
В декорированном здании сената, все окна были открыты и полны зрителями. Всё места, устроенные комиссией и частными лицами, перед зданиями по обоим краям Петровской площади и около манежа были заняты зрителями.
По окончании парада войск открылся народный праздник на Царицыном лугу, где на двух открытых сценах давали пьесы «Купец Иголкин» и «Дедушка русского флота». Благодаря всем известной заботливости о народных увеселениях градоначальника столицы — Ф.Ф. Трепова, за его управление праздники на Царицыном лугу приняли характер веселья совсем по вкусу тех классов общества, для которых они назначаются, — потому об упражнениях охотников до призов говорить особенно неприходится. Можно прибавить одно, разве, что гулянье в полном смысле на распашку, хотя без малейшего беспорядка, к полному удовольствию гулявших, продолжалось до глубокой ночи: при звуках музыки, плясках, песнях и взаимном угощении земляков и землячек. Но, особенность этого гулянья заключается в идее наглядно показать народу подвиги Петра I. По программе, зрело обдуманной, несколько художников выполнили для комиссии клеевыми красками тридцать картин, обнимавших все видные случаи, богатой событиями деятельности нашего преобразователя. Надписи же под картинами дополняли пояснение изображенного такими еще фактами, которых кисть представить не могла. Народ оценил эту о нем заботливость и не только в день гулянья, но и во все время, пока стояли картины, толпы народа толпились около них, слушая чтение грамотеями подписей. Картины на Царицыном лугу разделены были павильоном, где также выставлены были два портрета Петра и бюст его, перед картой Европейской Poccии.
Четвертого июня праздником в Петербургском речном яхт-клубе, где поставлены были декорации и живые картины из жизни Петра с объяснительным чтением, заключилось в Петербурге чествование памяти Петра.
В Москве, как и в Петербурге, празднование юбилея началось с вечера. Мая 29-го отправлена была во всех церквах древней столицы всенощная. В самый же день юбилея, митрополит московский совершил соборную панихиду по Великом, в Архангельском соборе, и с крестным ходом пришел в Успенский собор, где совершалась заупокойная литургия.
По совершения литургии, крестный ход, выйдя из Успенского собора, направился в Троицкие ворота и остановился на своде моста, разделяющего Александровский сад. Здесь духовенство совершило молебствие и водоосвящение, а также освящение Политехнической выставки. Затем крестный ход направился к морскому отделу: встречать ботик — «Дедушку русского флота».
По прибыли к пристани морского отдела, ботик втащили на особое возвышение. На помосте, перед утлым сооружением, пережившим два века, митрополит произнес ектению, окропив его святой водой. Тогда последовали выстрелы батареи, помещенной на набережной и по звуку пальбы единственный корабль, находящиеся на выставке, украсился флагами. Линия яликов, окружавшая пароход, тянувший ботик, производила здесь в это время то же впечатление, как на большой воде флотилия. Этот акт временного размещения ботика на выставке, и составлял для старушки Москвы самую суть празднества.
Народный праздник на Ходынском поле, опять составил почти повторение потех на Царицыном лугу, только без картин и открытых сцен.
На действительной же сцене, для избранной публики поставила Москва того же «Саардамского корабельного мастера». Университет, вечером в день 30-го мая, устроил тоже торжественное заседание, открытое с прибытием великого князя Константина Николаевича.
Москвой одной мы не вправе, однако, ограничивать упоминание о праздновании дня рождения Петра Великого; почти во всех городах, где побывал великий царь, более или менее чествовалась память его.
Завести первую верфь для стройки судов, приехал он, как известно, в Переяславль, — до того не выезжая из столицы, дальше ее окрестностей. В Переяславле в день 30-го мая совершен крестный ход в село Веськово, (отстоящее на три версты от города) — где был дворец царя-юноши, а на месте его поставлен памятник Петру. В местном храме совершена заупокойная литургия по царе-моряке и перед памятником отслужен молебен с водосвятием. При произнесении вечной памяти державному основателю переяславской верфи, прибывшая артиллерия произвела 31 выстрел. Во время же молебствия местные рыбаки, выстроившись в линию на своих лодках, живо напомнили собою начало Петровских затей судостроения. Не забыли даже любовь Петра к огненным потехам и вечером у памятника сожгли фейерверк.
Архангельск — для поездки в который бросил свою Переяславскую верфь Петр — на торжестве его памяти задался тою же мыслью, как и петербургская комиссия. Перед крестом, на устроенном для этого возвышении, было совершено молебствие. Потом раздавали народу брошюру Огородникова о Петре I. Казенные пароходы вечером свезли желающих в Новодвинскую крепость, где сохранился домик Петра.
Близ убогой деревянной церкви в крепости Новодвинской — стоит простой деревянный сруб — где жил Петр в третье свое посещение Двинской стороны (1702 г.). Пустынная Новодвинка в день торжества составляла резкий контраст с Архангельском, куда из окрестностей сошелся народ тысячами, оставшись, конечно, на несколько дней. В местном театре, 31-го мая дана была драма «Иван Рябов», переносившая зрителей за полтора слишком века, в эпоху Петра и начала борьбы его с Швецией. Самая пустынная обитель Соловецкая не оставила почтить память Петра празднованием. Крестный ход совершен к часовне, поставленной на том месте, где царственный молельщик пристал к берегу. При возглашении вечной памяти, с монастырской башни грянул залп из 31 орудия, а над вратами обители выставлены были модели судов, на которых приехал в обитель Петр, в оба свои посещения.
Воронеж не отстал от других городов, справляя двухсотлетие дня рождения того, который дал подлинную жизнь городу. Перед фасадом городской думы поставлен был транспарант (4 сажени в длину и 2 в вышину) работы местного артиста-самоучки Соловьева, — где средняя картина представляла Петра при спуске первого корабля на здешней верфи, с надписью «Императору Петру Великому Воронежская городская дума 1872 г.». Под картиной в венках цифры годов — рождения царя и посещения им Воронежа в 1696 и 1709 годах.
В Черкасске, сделавшемся известным Петру одновременно с Воронежом, выносились 30-го мая, в войсковой круг, знамена и гетманские регалии, данные завоевателем Азова своему храброму казачеству. В этот день произошла закладка здания гимназии, а в Липецке — открытие минеральных источников которого тоже приписывается Петру и где поставлен ему памятник — заложили часовню во имя апостола Петра.
Псков — последний русский город на пути Петра в Европу в первое его путешествие — старательно декорировал в день 30-го мая развалину того дома, где останавливался царь. Руину эту, с помощью драпировок, обратили в шатер, поместили здесь портрет юбиляра и наверх дома, обвешанный гирляндами, взгромоздили музыку. Гулянье по соседним валам и декорация вышли очень оригинальны.
Жители Дерпта праздновали 30-е мая торжественным актом в университете и гимназии. Один из профессоров университета (г. Энгельман), как юрист, выбрал темою для своей речи заслуги Петра, как законодателя. Рижане не отстали от сограждан дерптских, но придали характер торжеству меньше ученый. В рижском театре прочитан был пролог (сочинения Штейнфельдера), приличный случаю и поставлены живые картины: Cnaceниe Петра матерью, Петр на Саардамской верфи, Петр на Ладожском озере и Апофеоз Poccии. Город был иллюминован очень красиво, особенно здания ратуши и биржи, да беседка на горе Бастей — самом картинном пункте города.
Либава, где в первый раз Петр увидел Балтийское море (в апреле 1697 г.) почтила память великого самодержца накануне его рождения процессией с факелами и учреждением морской кассы для пособия матросам купеческих судов и семействам их.
В Нижнем Новгороде совершили процессию к тому ветхому дому, где останавливался Петр I в 1722 году, и устроили праздник для народа.
Новая Ладога, основанная Петром — в его память устроила процессию с другим ботиком царя-моряка, хранящимся в селе Дубне (за 25 верст от города). Привезенный оттуда ко дню празднования, ботик был выставлен на площадке, перед домом купца Барсукова — где царь не раз останавливался, обращаясь дружески с умным родоначальником этой фамилии. По совершении панихиды и молебствия, ботик спущен был на Волхов и проплыл в Ладожское озеро; по возвращении же встречен с музыкой и поставлен у дома Барсукова, в котором помещен был портрет Петра...
Немало оказалось и таких местностей, где, пользуясь случаем, до того остававшимся вполне неизвестным, делали его теперь предметом общего внимания, устраивая празднества. Жители Ямбурга, например, основываясь на предании, что Петр переходил с полками реку Лугу к Нарве в брод, указанный каким то Будынским, близ закола «Коза», — будто бы за услугу эту и отданного проводнику — устроили у этого закола обед в шатрах, после молебствия, со стрельбою и тостами.
Престольный некогда Киев, где Петр был и в тяжелую пору борьбы с Карлом и потом, победителем его — не нашлось, между тем, кроме приношений священных сосудов да саккоса, в Лавре, никаких более прямых и непосредственных памятников деятельности Петра завоевателя. И торжество местное, кроме общего мoлeбcтвия, обозначалось иллюминацией с аллегорическими картинами, да представлением корабля на воде в бою с береговыми батареями.
Меж тем, мало кого интересующей собою, город Ромны отличился разумным напоминанием любви великого царя к садоводству, гулянье в городском саду с иллюминацией аллей и обозначением цифры 200 говорит само за себя. Благодаря нахождению университета и празднование в Харькове дало возможность напомнить живым словом о Петре. И простой акт полтавской гимназии, с чтением Де-Пуле «Петр и малороссы», после молебствия и хода к памятнику сделал свое дело для цели празднования. С большим интересом совершился и праздник в Калите. При этом городе, в тяжелый для Петра 1706 год, Меньшиков разбил шведские войска. Жители Калита припомнили этот случай и учредили гонку гребных судов на своей реке Просне, в память основателя Невского флота. Победу нашу представили в лицах на иллюминации и в живой картине. В Ревеле была поставлена лишь только иллюминованная надпись над Екатеринентальским дворцом. Между тем, в каком-нибудь селе Рубеже (Вытегорского уезда), где провел несколько мгновений предприимчивый Петр, обдумывая возможность соединения Балтийского моря с Белым, по выполненной впоследствии Мариинской системе, — но где поставлен памятник великому монарху, — теплое слово после молебна на шлюзе, произнесенное священником перед памятником: о заботах Петра об оживлении промышленности на севере, не только не осталось бесплодным, но живо представило образ гениального труженика, простым людям, собравшимся почтить его память.
День торжества выбран для закладки в Петрозаводске монумента Великому основателю этого города, по проекту академика Шредера. Независимо от торжества закладки, Петрозаводск разумно отнесся к организации всего праздника. На доме губернской гимназии выставлен был, например, старинный портрет Петра и над ним надпись славянскими буквами «из школы бы на всякия потребы, люди благоразумно учася происходили» (слова Петра патриарху). Преподаватели саратовских народных училищ придумали в день юбилея Петра устроить для всех обучавшихся в начальных школах детский праздник, в программу которого входили чтение, пение и игры. Между тем соседний город Царицын, хвалясь подаренными ему Петром, при проезде в Персидский поход, тростью и картузом, — ничего, кажется, не придумал для юбилея.
Зато Астрахань, обладая яхтой и верейкой царя, перед этими немыми свидетелями пребывания его в городе, отпраздновала день рождения Петра приличной церемонией; перед тем помолившись в Успенском соборе, перед которым произошла торжественная встреча Петра и Екатерины в июне 1722 года. И в далеком Петровске (на Кавказе) не забыли царя-путешественника, посетившего эту местность за два года до пресечения своей жизни. Таким образом, летопись странствований, совершенных Петром, сложилась сама собой в праздновании дня 30 мая городами, им посещенными.
Но праздновали юбилей Петра много и таких городов, как Одесса и Омск, в которых не мог быть Петр I, по очень простой причине, не существования их в то время. Одно население Верхнеудинска, если верить официальному донесению исправника, не сочло себя обязанным почтить память монарха-преобразователя.
Зато сколько местностей постарались ознаменовать день признания потомством заслуг Петра Poccии жертвованием на общую пользу достатков своих! Сами собою русские люди, в десятках городов собравшись почтить достойным образом память Петра, в большинстве приходят к той же мысли, которой проникнуты все начинания великого — необходимость учиться. Заводя всякого рода воспитательные заведения и училища, русские люди поминают Петра именно тем, что было ему всего приятнее. Покорное орудие его могучей воли, — народ, — за который не щадил жизни своей вечный труженик, — понял наконец цель его стремлений и забот и сам продолжает идти к развитию, на которое, за полтора века назад указывая направление хода, в такой форме и размерах, может быть еще и не рассчитывал сам Петр Великий.
Петров П.Н., Шубинский С.Н. Альбом 200-летнего юбилея императора Петра Великого 1672–1872. — СПб.: Издание Германа Гоппе, 1872.
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]