Некоторые штрихи к истории программы Sukhoi Superjet 100 по материалам Счетной палаты
---
Наш предыдущий пост об итогах 2017 года для программы Sukhoi Superjet 100 вызвал очень много комментариев, в которых ставились и некоторые вопросы. По мере сил попытаемся на них ответить при помощи материалов Счетной палаты Российской Федерации за разные годы. Впрочем, следует учитывать то обстоятельство, что ряд цифр за истекшее время мог измениться.
Из решения Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 13 апреля 2007 года № 16К (534) «О результатах комплексной проверки целевого использования средств федерального бюджета, выделенных на государственную поддержку предприятий авиационной промышленности в период с 2000 по 2005 год, а также состояния и перспектив развития гражданской авиации Российской Федерации»:
В 2001-2006 годах созданы условия для увеличения этой зависимости, в том числе:
- удельный вес импортных поставок в перспективном проекте RRJ ожидается на уровне 60%;
<...>
Проект RRJ признан победителем конкурса по созданию регионального самолета, проведенного Росавиакосмосом 11 марта 2003 года. В конкурсе приняли участие ОАО «Туполев» (проект Ту-414), ФГУП «Экспериментальный машиностроительный завод им. В. М. Мясищева» (проект М-60-70) и ОАО «ОКБ Сухого» (проект RRJ).
Переданный на летно-испытательную станцию Комсомольского-на-Амуре филиала АО «Гражданские самолеты Сухого» 150-й по счету построенный самолет Sukhoi Superjet 100 (SSJ100-95LR) (заводской номер 95150, временная регистрация RA-89093). Комсомольск-на-Амуре, 02.11.2017 (с) АО «Гражданские самолеты Сухого»
В решении экспертного совета по научно-техническому сопровождению федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» по рассмотрению заявок, представленных на разработку технических предложений по созданию регионального самолета отмечено, что:
- по технико-экономическим характеристикам, таким как топливная эффективность
и себестоимость перевозок, самолет Ту-414 предпочтительнее самолета RRJ-75;
- самолеты семейства RRJ обладают повышенным риском с позиций обеспечения надежной эксплуатации.
Однако экспертный совет, принимая во внимание более высокую вероятность формирования в необходимом объеме внебюджетной части финансирования проекта RRJ и более широкие возможности в проведении сертификации по международным нормам и организации на международном уровне эффективной системы поддержки эксплуатации самолетов RRJ, счел возможным признать победителем конкурса проект RRJ.
Федеральной целевой программой «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 года № 728) предусматривались начало финансирования с 2006 года и общий объем финансирования по проекту в сумме 3838,0 млн. рублей, в том числе:
- 1468,0 млн. рублей - бюджетное финансирование;
- 2370,0 млн. рублей - внебюджетное финансирование.
В таком же объеме бюджетное финансирование предусмотрено государственным контрактом от 31 августа 2005 года № АВ/05/1045/РГА, заключенным Роспромом с ОАО «ОКБ Сухого» на выполнение ОКР.
То есть по сравнению с условиями конкурса бюджетное финансирование увеличилось в 1,4 раза (с 38,9 млн. долл. США до 53,4 млн. долл. США).
Фактически бюджетное финансирование начало осуществляться с 2005 года (а не с 2006 года), и в дальнейшем предусмотрено его увеличение, в том числе:
а) Правительство Российской Федерации распоряжением от 22 декабря 2005 года № 2284 согласилось с предложением Минпромэнерго России о начале финансирования работ по проекту, начиная с 2005 года. Указанное финансирование произведено Роспромом в сумме 260,0 млн. рублей;
б) федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» изложена в новой редакции, в соответствии с которой:
- в 2006-2010 годах объем бюджетного финансирования по проекту RRJ должен увеличиться до 12308 млн. рублей, а с учетом финансирования, произведенного в 2005 году,
- до 12568,0, то есть увеличиться в 8,6 раза и составить сумму, эквивалентную 475 млн. долл. США (внебюджетное финансирование должно увеличится в 6,2 раза);
- в 2006-2007 годах удельный вес финансирования работ по проекту RRJ (9780 млн. рублей) должен составить 51,8 % к общему объему бюджетного финансирования Программы (18863,8 млн. рублей).
Из решения Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 9 декабря 2011 года № 61К (828) «О результатах контрольного мероприятия «Проверка законности проведения конкурсов и заключения контрактов для государственных нужд, а также целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в рамках федеральных целевых программ «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года», «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 годы)», «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)»:
ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» было создано в рамках реализации стратегии ОАО «Компания «Сухой», направленной на диверсификацию линейки выпускаемой продукции и выход на мировой рынок гражданской авиационной техники. В 2006 году стратегическим партнером ОАО «Компания «Сухой» по программе создания самолета RRJ-95 стала итальянская компания Alenia Aeronautica S.p.A, дочерняя структура концерна Finmeccanica.
В 2007 году было создано совместное предприятие ОАО «Компания «Сухой» и Alenia Aeronautica S.p.A - SuperJet International S.p.A. Созданное российско-итальянское совместное предприятие осуществляет продажи и послепродажную поддержку самолетов RRJ в Европе, Средиземноморье, Северной и Южной Америке, Африке, Океании и Японии.
В 2009 году Alenia Aeronautica S.p.A приобрело 25 % + 1 акция ЗАО «Гражданские самолеты Сухого». Представители Alenia Aeronautica S.p.A входят в совет директоров и в руководство ЗАО «Гражданские самолеты Сухого». Совместная деятельность ОАО «Компания «Сухой» и Alenia Aeronautica S.p.A - это самое крупномасштабное партнерство между Россией и Евросоюзом в области самолетостроения. При этом RRJ-95 - это первый в России самолет, созданный в широкой международной кооперации на основе современных технологий проектирования, производства и менеджмента, полностью спроектированный на основе цифровых технологий. В рамках реализации проекта была проведена комплексная программа техперевооружения заводов в Комсомольске-на-Амуре и Новосибирске. В его производстве применяются ранее не использовавшиеся в отечественном самолетостроении технологии: бесстапельная сборка, автоматическая стыковка агрегатов планера и автоматическая клепка.
В 2011 году поставлены заказчикам 3 первых серийных самолета RRJ-95B. Сборочный цех в Комсомольске-на-Амуре может осуществлять сборку 6 самолетов одновременно. В 2011 году возможно завершение сборки 4-5 самолетов, общий выпуск товарных самолетов в 2011 году составит 7-8 штук. В 2012 году планируется выйти на такт выпуска 2 самолета в месяц, всего в 2012 году имеющиеся мощности позволят произвести 24 самолета RRJ-95B.
На начало 2010 года кредитный портфель ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» составлял 23746,1 млн. рублей, на начало 2011 года - 37712,2 млн. рублей. Выручка предприятия в 2009 году составила 3420,0 млн. рублей, в 2010 году - 1427,0 млн. рублей.
При этом финансирование из федерального бюджета создания самолета RRJ-95, организации производства и послепродажного обслуживания прекратилось в 2010 году.
Чистый убыток предприятия за 2009 год - 1341,6 млн. рублей, за 2010 год получена чистая прибыль - 49,9 млн. рублей.
Анализ финансового состояния ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» показывает, что предприятие не располагает необходимыми для освоения масштабного производства финансовыми ресурсами, при этом финансовое состояние предприятия затрудняет их привлечение на рынках заемных денежных средств. Данная ситуация обусловлена тем, что самолет RRJ-95B является единственным коммерческим продуктом ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», а серийное производство находится в начальной стадии.
Для начальной стадии серийного производства характерно получение производителями убытков от продажи каждого серийного изделия (поскольку снижение себестоимости возможно лишь по мере роста объемов производства и повышения производительности труда).
В результате продажи первых двух самолетов RRJ-95B убыток ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» составил 1203,1 млн. рублей.
Из решения Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 13 апреля 2007 года № 16К (534) «О результатах комплексной проверки целевого использования средств федерального бюджета, выделенных на государственную поддержку предприятий авиационной промышленности в период с 2000 по 2005 год, а также состояния и перспектив развития гражданской авиации Российской Федерации»:
В 2001-2006 годах созданы условия для увеличения этой зависимости, в том числе:
- удельный вес импортных поставок в перспективном проекте RRJ ожидается на уровне 60%;
<...>
Проект RRJ признан победителем конкурса по созданию регионального самолета, проведенного Росавиакосмосом 11 марта 2003 года. В конкурсе приняли участие ОАО «Туполев» (проект Ту-414), ФГУП «Экспериментальный машиностроительный завод им. В. М. Мясищева» (проект М-60-70) и ОАО «ОКБ Сухого» (проект RRJ).
Переданный на летно-испытательную станцию Комсомольского-на-Амуре филиала АО «Гражданские самолеты Сухого» 150-й по счету построенный самолет Sukhoi Superjet 100 (SSJ100-95LR) (заводской номер 95150, временная регистрация RA-89093). Комсомольск-на-Амуре, 02.11.2017 (с) АО «Гражданские самолеты Сухого»
В решении экспертного совета по научно-техническому сопровождению федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» по рассмотрению заявок, представленных на разработку технических предложений по созданию регионального самолета отмечено, что:
- по технико-экономическим характеристикам, таким как топливная эффективность
и себестоимость перевозок, самолет Ту-414 предпочтительнее самолета RRJ-75;
- самолеты семейства RRJ обладают повышенным риском с позиций обеспечения надежной эксплуатации.
Однако экспертный совет, принимая во внимание более высокую вероятность формирования в необходимом объеме внебюджетной части финансирования проекта RRJ и более широкие возможности в проведении сертификации по международным нормам и организации на международном уровне эффективной системы поддержки эксплуатации самолетов RRJ, счел возможным признать победителем конкурса проект RRJ.
Федеральной целевой программой «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 года № 728) предусматривались начало финансирования с 2006 года и общий объем финансирования по проекту в сумме 3838,0 млн. рублей, в том числе:
- 1468,0 млн. рублей - бюджетное финансирование;
- 2370,0 млн. рублей - внебюджетное финансирование.
В таком же объеме бюджетное финансирование предусмотрено государственным контрактом от 31 августа 2005 года № АВ/05/1045/РГА, заключенным Роспромом с ОАО «ОКБ Сухого» на выполнение ОКР.
То есть по сравнению с условиями конкурса бюджетное финансирование увеличилось в 1,4 раза (с 38,9 млн. долл. США до 53,4 млн. долл. США).
Фактически бюджетное финансирование начало осуществляться с 2005 года (а не с 2006 года), и в дальнейшем предусмотрено его увеличение, в том числе:
а) Правительство Российской Федерации распоряжением от 22 декабря 2005 года № 2284 согласилось с предложением Минпромэнерго России о начале финансирования работ по проекту, начиная с 2005 года. Указанное финансирование произведено Роспромом в сумме 260,0 млн. рублей;
б) федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» изложена в новой редакции, в соответствии с которой:
- в 2006-2010 годах объем бюджетного финансирования по проекту RRJ должен увеличиться до 12308 млн. рублей, а с учетом финансирования, произведенного в 2005 году,
- до 12568,0, то есть увеличиться в 8,6 раза и составить сумму, эквивалентную 475 млн. долл. США (внебюджетное финансирование должно увеличится в 6,2 раза);
- в 2006-2007 годах удельный вес финансирования работ по проекту RRJ (9780 млн. рублей) должен составить 51,8 % к общему объему бюджетного финансирования Программы (18863,8 млн. рублей).
Из решения Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 9 декабря 2011 года № 61К (828) «О результатах контрольного мероприятия «Проверка законности проведения конкурсов и заключения контрактов для государственных нужд, а также целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в рамках федеральных целевых программ «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года», «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 годы)», «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)»:
ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» было создано в рамках реализации стратегии ОАО «Компания «Сухой», направленной на диверсификацию линейки выпускаемой продукции и выход на мировой рынок гражданской авиационной техники. В 2006 году стратегическим партнером ОАО «Компания «Сухой» по программе создания самолета RRJ-95 стала итальянская компания Alenia Aeronautica S.p.A, дочерняя структура концерна Finmeccanica.
В 2007 году было создано совместное предприятие ОАО «Компания «Сухой» и Alenia Aeronautica S.p.A - SuperJet International S.p.A. Созданное российско-итальянское совместное предприятие осуществляет продажи и послепродажную поддержку самолетов RRJ в Европе, Средиземноморье, Северной и Южной Америке, Африке, Океании и Японии.
В 2009 году Alenia Aeronautica S.p.A приобрело 25 % + 1 акция ЗАО «Гражданские самолеты Сухого». Представители Alenia Aeronautica S.p.A входят в совет директоров и в руководство ЗАО «Гражданские самолеты Сухого». Совместная деятельность ОАО «Компания «Сухой» и Alenia Aeronautica S.p.A - это самое крупномасштабное партнерство между Россией и Евросоюзом в области самолетостроения. При этом RRJ-95 - это первый в России самолет, созданный в широкой международной кооперации на основе современных технологий проектирования, производства и менеджмента, полностью спроектированный на основе цифровых технологий. В рамках реализации проекта была проведена комплексная программа техперевооружения заводов в Комсомольске-на-Амуре и Новосибирске. В его производстве применяются ранее не использовавшиеся в отечественном самолетостроении технологии: бесстапельная сборка, автоматическая стыковка агрегатов планера и автоматическая клепка.
В 2011 году поставлены заказчикам 3 первых серийных самолета RRJ-95B. Сборочный цех в Комсомольске-на-Амуре может осуществлять сборку 6 самолетов одновременно. В 2011 году возможно завершение сборки 4-5 самолетов, общий выпуск товарных самолетов в 2011 году составит 7-8 штук. В 2012 году планируется выйти на такт выпуска 2 самолета в месяц, всего в 2012 году имеющиеся мощности позволят произвести 24 самолета RRJ-95B.
На начало 2010 года кредитный портфель ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» составлял 23746,1 млн. рублей, на начало 2011 года - 37712,2 млн. рублей. Выручка предприятия в 2009 году составила 3420,0 млн. рублей, в 2010 году - 1427,0 млн. рублей.
При этом финансирование из федерального бюджета создания самолета RRJ-95, организации производства и послепродажного обслуживания прекратилось в 2010 году.
Чистый убыток предприятия за 2009 год - 1341,6 млн. рублей, за 2010 год получена чистая прибыль - 49,9 млн. рублей.
Анализ финансового состояния ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» показывает, что предприятие не располагает необходимыми для освоения масштабного производства финансовыми ресурсами, при этом финансовое состояние предприятия затрудняет их привлечение на рынках заемных денежных средств. Данная ситуация обусловлена тем, что самолет RRJ-95B является единственным коммерческим продуктом ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», а серийное производство находится в начальной стадии.
Для начальной стадии серийного производства характерно получение производителями убытков от продажи каждого серийного изделия (поскольку снижение себестоимости возможно лишь по мере роста объемов производства и повышения производительности труда).
В результате продажи первых двух самолетов RRJ-95B убыток ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» составил 1203,1 млн. рублей.
Взято: bmpd.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]