Хроника Михаила Великого (Сирийца) о волхвах Рождества.
---
На картинке страница манускрипта 1432 года, содержащий перевод "Хроники" Михаила Великого на армянский язык (перевод сделан в XIII веке).
В западной традиции волхвов (магов) традиционно три. Однако восточная традиция называет и иное их число. Вот, что повествует в своей "Хронике" сиро-православный (яковитский) патриарх св. Михаил Великий (известный также как Михаил Сириец):
О магах.
Евсевий [Кесарийский] и Григорий Нисский [1] говорят, что они являются потомками Валаама [2]. Яков Эдесский [3] говорит, что они — из рода (gensa) Элама, сына Шима. Другие [говорят, что они] потомки царей Шаба и Саба, согласно пророчеству Давида, и что они имеют трех царей, потому что у них существует три вида жертвоприношений (aurbane). Другие говорят, что они имеют восемь, согласно пророчеству Моисея, которое гласит: “Я призвал на него [народ магов] семь пастырей и восемь знатных [глав — raurbane]”. Map Яков говорит: “Двенадцать знатных [глав]”. И находят в писаниях персов историю, повествующую, что они имеют три тысячи всадников (parase) и пять тысяч скороходов (thebalare). Достигнув Каллиники, которая есть Рака, они узнали, что великий голод царит в Иудее. Эти знатные оставили там большую часгь [своих людей], а сами пошли в Вифлеем с тысячью людей. Они совершили поклонение, принесли жертву и вернулись. Вот их имена: Дхаднаур, сын Артабана; Вашкаф [или Ваштаф?], сын Гуджира; Аршак, сын Махдука; Зерванд, сын Варудуда; Аривах, сын Косро; Артахшишр [Артаксеркс], сын Холита; Эштанбузан, сын Шиигравана; Махдук, сын Хавахма; Ахширеш, сын Сахбана; Сарданах, сын Баладана; Мардук, сын Била. А царь, который их послал — Пир-Шабур [4].
Маги пришли [в Иерусалим] в 45 году Августа [5] (7 г. н. э.)... Действительно, в 314 году греков (3 г. н. э.) в ийлуле месяце [сентябрь), [6] в 24-й день Луны, был зачат Иоанн сын Захарии, и он родился 24 хазирана [июнь] 315 года греков (4 г. н.э.). Божья матерь Мария получила послание 25 адара [март] того же года, а господь [Христос] родился 25 кануна первого [декабрь] 316 года греков (5 г. н. э.). По истечении восьми днеи ему сделали обрезание в Вифлееме, а через 40 дней снесли его в храм Иерусалима. Симеон нес его на своих руках. Оттуда они пошли в Назарет и в 318 году греков (7 г. и. э.), который является вторым годом господа, вернулись в Иерусалим и в Вифлеем. Тогда маги пришли туда поклониться ему.
Маги называют царями своих глав, и их власть передается по наследству (irtuta). Они платят дань (mdata) своему главе.
http://www.vostlit.info/Texts/rus4/Mychel_Syr/frameotryv1.htm
Примечания:
1. Григорий Нисский (ок. 331-394) — церковный деятель времен упадка Римской империи. Был епископом Ниссы (в Каппадокии), которой и обязан своим прозванием. Его перу принадлежит ряд сочинений.
2. Валаам — месопотамский волхв, или прорицатель, имя которого встречается в библейской истории.
3. Яков Эдесский – автор VII в., родом из Антиохийской провинции; одно время был епископом Эдессы, которой обязан своим прозванием. Историческая работа его – “Хроника” составлена по образцу “Канона” Евсевия Кессарийского (его “Хроника” продолжала труд последнего). “Хроника”, начинаясь с V в., доводит изложение событий до 692 г., в котором и была написана. Анонимный автор продолжил работу до 710 г. Михаил Сириец использовал ее в I-X книгах своей “Хроники”.
4. Здесь вперемежку даны, по всей вероятности, имена древнеиранских царей.
5. Август – римский император, 27 г. до н. э. – 14 г. н. э.
6. Названия сирийских месяцев (у сирийцев год начинался с октября):
тешри (н) первый – tesri (n) qdem - октябрь
тешри (н) второй – tesri (n) chdaj - ноябрь
канун первый – qanun qdem - декабрь
канун второй – qanun chdaj - январь
шебат – sebat - февраль
адар – adar - марь
нисан – nisan - апрель
ийар – ijar - май
хазиран – chaziran - июнь
тамуз – tamuz - июль
аб – ab - август
ийлул – ijlul – сентябрь
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]