Бегущий по лезвию «Москвич»: как голливудский дизайнер на АЗЛК работал
Звёзд с неба Московский автомобилестроительный завод никогда не хватал: с самого своего основания это был типичный рабочий середнячок, собирающий малолитражки. Тем не менее, ему достался неплохой козырь в виде громких трейдмарок: сам завод изначально носил имя Коммунистического интернационала молодёжи, а его топовая модель и вовсе звалась не каким-то там «газом», а звалась гордо и по столичному.
О Москвиче и участии в его судьбе легендарного голливудского дизайнера Сида Мида мне бы и хотелось с вами поговорить.
Начну с того, что весь этот зычный нейминг имел довольно любопытную обратную сторону. На протяжении всей истории Завода очень активное участие в его развитии принимали специалисты из Западной Европы и США. Считай, идеологические соперники. Это, согласитесь, добавляет интересных красок в патриотически-политический портрет «Москвича».
Первые Москвичи -- Форды модели А
Во-первых, самому факту своего существования Завод, расположившийся в самом сердце советской России, обязан не кому иному, как американцам. В конце ’20-ых постройкой Завода наряду с советскими специалистами занималась американская автокомпания Ford. Более того, первые три года работы с конвейера сходили лицензированные Форды моделей А (легковой) и АА (грузовой).
В общем, блестящий пример того, как эфемерная мировая революция и желанный крах капитализма пасовали перед реальной потребностью в перевозке людей и грузов.
Во-вторых. Лет через тридцать, в конце ’60-ых, на заводе прошло масштабное обновление производственных мощностей и замена конвейеров. На этот раз уже с привлечением как опыта, так и оборудования автомобилестроителей из французского Renault. Это не могло не сказаться на внешнем виде выпускаемых моделей. Поставляемые за рубеж, они нередко принимались за своих западных собратьев.
Москвич-400, собранный по мотивам немецкого Opel
Немецкий Opel, по мотивам которого собрали Москвич
К слову, такое происходило и ранее: после войны из Германии в СССР было вывезено оборудование завода Opel, на основе которого в 1947-ом был выпущен Москвич модели 400 – едва ли не точная копия Opel Kadett образца 1938-го года.
Однако установка французского оборудования лишь продлила выпуск стремительно устаревающих моделей – принципиально новые решения стали появляться на Заводе лишь в 70-ые с уходом старой команды, работавшей там с самого открытия, и вступления в должность новых главного конструктора и главного художника.
Начался очень любопытный период экспериментов и невиданной ранее творческой свободы. Пришедшая молодая команда художников, которую возглавил Иван Зайцев, стала разрабатывать смелые концепты. Среди них были варианты Москвичей-внедорожников и даже люксовые Москвичи.
Концепт Москвича, созданный коллективом И.А. Зайцева
Опытный образец Москвича-внедорожника
Но, пожалуй, самой яркой страницей в этой истории экспериментов, стало сотрудничество АЗЛК с Сидом Мидом, чьё имя наверняка знакомо въедливым любителям фантастики. Именно Мид создавал концепт-арты и занимался дизайном интерьеров, экстерьеров и кораблей для фильмов «Чужие» (корабль Сулако):
«Трон» (мотоциклы и прочий транспорт):
«Космическая одиссея 2010» (корабль Leonov):
«Короткое замыкание» (разумный робот), etc.
Не меньшей его страстью всегда были автомобили, что в полной мере проявилось во время работы над фильмом «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта. Сид Мид придумал дизайн спиннеров – летающих полицейских машин, ставших с годами одними из самых узнаваемых элементов фильма.
Ждала ли подобная успешная судьба Москвич – неизвестно. Но доподлинно известно, что именно Мид, в бытность своего сотрудничества с французской студией Raymond Loewy Studio, занимался разработкой Москвича будущего. По словам художника, сначала им предложили обновить салон. Но экстерьерные решения тоже появились, что и нашло отражение в этих концептах авторства Мид/Лоу:
К сожалению, контракт с дизайнером закончился, и советская сторона не стала его продлевать: все наработки Сида Мида остались неиспользованными. По крайней мере, в СССР. Вполне возможно, что какие-то его идеи потом нашли отражение в уже упомянутых спиннерах, и герой Харрисона Форда гонялся за репликантами, сидя за рулём дальнего родственника Москвича.
Москвича, который должен был стать новым поколением советских авто и, вполне вероятно, задать новое направление в отечественном машиностроении, но так и остался лишь смелой фантазией.
Советский ретрофутуризм. Москвич работы А.Ткаченко
ЧТО ПОЧИТАТЬ?
Стивен Кинг в СССР
История создания "Бегущего по лезвию"
Стоит увидеть:самые неожиданные фильмы 2018-го
Цифровые гладиаторы: Интересные факты о фильме "Трон"
Что было между первым и вторым фильмом "Бегущий по лезвию"