Слава рыцаря без страха и упрека
---
В период расцвета рыцарства, в Западной Европе получил распространение светский культ «девяти героев», считавшихся образцами для подражания. Этими героями были язычники Гектор, Александр Македонский, Юлий Цезарь, три иудейских правителя - Иисус Навин, царь Давид, Иуда Маккавей и три христианских - король Артур, Карл Великий, Готфрид Бульонский . Согласитесь, неплохая компания. Так вот, во Франции в первой половине XV века, в годы, когда шла гражданская война арманьяков и бургиньонов, а Франция чуть было не перешла к английским королям, к этому впечатляющему списку добавили еще одного настоящего рыцаря – коннетабля Франции Бертрана дю Геклена.
Бертран был бретонцем по происхождению и свой первый военный опыт получил во время войны за бретонское наследство, в которой он стоял за Карла Блуаского, профранцузского претендента на титул герцога.
В 1364 году он перешел на службу к французскому королю Карлу V Мудрому. В этом же году он сначала разгромил Карла Злого, короля Наварры, после чего был окончательно закрыт вопрос с претензиями Карла Злого на трон французского королевства. Но в том же году в битве при Оре войска под его командованием потерпели поражение в ходе бретонской войны. Причем Карл Блуаский в битве погиб, а дю Геклен попал в плен. В Бретани же начали править проанглийский претендент Монфор, который впрочем тут же принес французскому королю оммаж за Бретань.
Карл V выкупил своего полководца и поручил ему командование наемниками или рутьерами, как их тогда называли. Рутьеров во Франции развелось достаточно. Они жили войной, то есть грабежами. А так как войны в тот момент не было, они просто грабили мирных жителей. И избавиться король от них не мог, так как, по сути, надо было начинать против рутьеров войну в своем королевстве, а для этого нанимать других рутьеров.
Но Карл V на то и был Мудрым, что придумал беспроигрышную комбинацию. Он послал рутьеров под командованием дю Геклена в Кастилию на помощь Энрике Трастамаре против его брата Педро. Педро, в свою очередь поддерживал Эдуард Черный Принц, так что гражданская война в Кастилии тоже стала частью Столетней войны. Франция избавилась от рутьеров, а в Кастилии дело шло с переменным успехов. В 1367 году дю Геклена разгромили при Нахере, он попал в плен, но потом был выкуплен своим королем, а в 1369 году он все-таки возвел Энрике на трон Кастилии.
В 1369 году возобновилась война с Англией, а в 1370 году дю Геклен стал коннетаблем. Вместе со своим королем он не лез на рожон и не ввязывался в крупные битвы, а просто потихоньку выдавливал англичан из одной крепости, потом из другой, потом из третьей. В итоге, к 1374 году англичан вытеснили почти со всех территорий, которые они получили по миру в Бретиньи, подписанным незадачливым отцом Карла V, Иоанном (Жаном) II Добрым.
Дю Геклен погиб в ходе осады одной из крепостей в Лангедоке. Уважение к погибшему коннетаблю было настолько велико, что его похоронили в королевской усыпальнице, в ногах короля Карла V, которому он так преданно служил. Они даже на тот свет отправились в один год, в 1380, с разницей в несколько месяцев.
Удивительно то, что его, в конечном счете, приписали к списку лучших рыцарей. Он был не самым талантливым полководцем и проиграл много битв. Зато прославился как специалист по штурму замков. Он не организовывал длительных осад и не подвозил сложных осадных орудий. Замки он брал небольшими отрядами храбрецов, забиравшихся по лестницам на стены, пока их прикрывали лучники и арбалетчики. Но надо сказать, что дю Геклен всегда соблюдал данное слово. А это дорогого стоит.
Взято: valerongrach.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]