Зачем ведьмам ставят памятники?
---
В этом году была новость про мемориальный крест последней ведьме, сожжённой в 1657 году в Шотландском городе Петре. Не найдя ответов на вопрос, зачем, мы углубились в эту тему и собрали немало любопытной информации о том почему ведьмам воздвигают памятники.
Шотландия считается ведущей страной Европы, где гонение на ведьм достигло максимума. В 17-18 веках более 4,000 человек было признано ведьмами и колдунами и казнено. Поначалу их сжигали, а начиная с конца 17-го века “мода” поменялась и их стали вешать. Последняя казнь состоялась в 1728 году. В 1563 году под влиянием церкви Парламент Шотландии принял закон, согласно которому признавалось незаконным быть ведьмой или пользоваться услугами ведьмы. Этот закон был отменён в 1763 году, но за это время в результате охоты на ведьм по обвинению в колдовстве было казнено более 4,000 человек. Сюда не входят те, кто умер от пыток в темницах или покончили с собой, не выдержав истязаний.
А таких, наверное, было не меньше казнённых.
На этой картинке изображён небольшой колодец в одном из углов эспланады эдинбургского замка. На этом самом месте за 250 лет было сожжено 300 женщин, обвинённых в колдовстве.
Сложился определённый стереотип ведьмы. Обычно то была женщина, у которой не было семьи, которая могла бы её защитить - вдовы или молодые незамужние девушки. Любая женщина, которая была не такая как все, не входящая в состав респектабельного и посещающего церковь общества, могла быть обвинена в колдовстве при определённых настроениях в стране. В категорию колдуний сразу попадали те, у кого было косоглазие, что считалось “дьявольским” глазом, или те, кто страдал от эпилепсии, ими, якобы, обладал дьявол. Тоже относилось и к женщинам, которые умели лечить травами.
К типичному случаю охоты на ведьм относится дело в городке Форфар в 17-м столетии, где сразу 42 человека (чуть ли не пол-городка!) подозревались в колдовстве, и, по крайней мере, 9 из них точно были казнены.
Это был небольшой типичный городок 17-го века, несколько изолированный от остального мира с трёх сторон болотами и озером. В нём было всего 2 улицы, High Street и Caste Street. На их пересечении находилась городская тюрьма. Население составляло около 1000 горожан (т.е. каждый пятидесятый - сплошные ведьмы!). Грязный, вонючий и тесный городишка, где ещё не было водопровода и прочих удобств современной цивилизации, и где всё содержимое ночных горшков и фекалии домашних животных просто выбрасывалось на улицу. Все знали всё о делах друг друга, и взаимные неприязни передавались из поколения в поколение. В случае охоты на ведьм всё очень сильно зависело от местного священника. В Форфаре это был молодой и энергичный Александр Робертсон. Если священник не придавал значения обвинениям в колдовстве, то на этом всё и заканчивалось. Но если он соглашался с тем, что ведьмы существовали и должны быть истреблены, то передавал дело в городской совет, который запускал в ход тяжеловесную, неповоротливую, но страшную машину юриспруденции 17-го века.
Эпопея охоты на ведьм началась в Форфаре с Helen Guthrie - случая, который дал развитие долгой и страшной истории предрассудков и нетерпимости в городке. Helen, по её собственному признанию, была пьяницей и безнравственной женщиной, которая убила свою сводную сестру, когда они были ещё детьми. Helen и её 13-летняя дочь Janet были обвинены в колдовстве вместе с 11-ю другими людьми обоего пола. Helen “помогла” “охотникам” обнаружить других ведьм, заявив, что может определить ведьму или колдуна, просто взглянув на человека. Она согласилась помочь “охотникам” на ведьм, если те не будут торопить её. Она стала, выражаясь современным языком, главным свидетелем обвинения, давшим множество материала. Она рассказала истории про пьяные полуночные шабаши на городском кладбище, осквернении могил, поедании тел людей, утонувших при кораблекрушениях и выброшенных на берег, разрушении мостов в округе. Она хвасталась, что дьявол хотел спасти её из тюрьмы, подняв в воздух и пронеся через ограду, помешала бдительность охранников. Единственной причиной, почему Helen “помогала”, было желание привлечь к себе внимание, стать знаменитой. Правда, не исключено, что она хотела как можно дольше продлить свою жизнь и жизнь своей дочери, сделав себя незаменимым помощником “охотников”.
“Охотники” верили, что существует 4 способа определить ведьму.
Если человек признаётся во встрече с дьяволом. Считалось, что ведьмы встречались с дьяволом, чтобы пить, танцевать и рассказывать ему про свои злодейства. По традиции шабаш проходил ночью в пятницу на городском кладбище или других малолюдных местах.
Ведьмы не признавали и отрекались от крещения. Это означало, что у них были другие имена, отличные от данных при рождении. Так, Helen Guthrie звали White Witch (Белая Ведьма), возможно, указывая на знание лечебных трав.
Ведьма получала отметку на теле от дьявола, которая не причиняла боли и не кровоточила, если уколоть чем-то острым.
Ведьма путём сверхъестественных сил совершала злые поступки. Ведьм обвиняли в уничтожении урожая, насылании порчи на людей и животных.
Для того, чтобы обвинить и казнить ведьму, от неё требовалось признание. Действительно, многие говорили о чём-нибудь на первый взгляд неважном, например, о встрече человека в чёрной одежде, который мог бы быть дьяволом. Лишь некоторые из них признавались в чём-то сверхъестественном или каких-то злодеяниях, как, например, Helen, или другая “ведьма” из Форфара - Isobel Shyrie, которая призналась, что убила одного из соседей, подмешав ему в питье порошок, полученный из черепа и мёртвой плоти.
В Форфаре подозреваемых в колдовстве держали в городской тюрьме в ужасающих условиях. Зимой в холоде, без тепла и света - недели, если не месяцы, лишённые сна, исколотые иголками в поисках дьявольских меток. Для этого “иглоукалывания” нанимали людей, обещая им всякие блага за эту отвратительную работу. Например, одному из них пообещали членство в городском совете. Некоторые из этих людей были шарлатанами, они использовали фальшивые иголки, как сегодняшние фокусники, для того, чтобы “определить” ведьму. Естественно, что добиться добровольного признания в колдовстве было не просто, и насильственные методы, которые правильнее назвать пытками, широко использовались в Шотландии. В любом шотландском городском музее вы можете найти тиски для пальцев или “бранную узду” - специальное приспособление для зажатия языка, чтобы пытаемый не мог кричать. Было ещё множество более изощрённых методов пыток, как, например, лишение сна и света. Стражники будили человека, как только он уснёт, и заставляли маршировать по тюремному двору. Или кромешная тьма круглые сутки в холодной камере без окон. И так до тех пор, пока подозреваемый не признается в колдовстве.
Потом, когда признание было получено, проходил суд, или то, что называлось судом. Быстрые, формальные слушания с неизбежным вердиктом “виновен”. Признанная виновной в колдовстве была ещё счастливой, если её просто изгоняли из города. Менее везучих казнили одним из самых “милосердных” методом в то время в Шотландии: ведьму сначала вешали, затем её тело сжигали в бочке со смолой. Первой в Форфаре такая участь постигла Isobel Shyrie.
Охота на ведьм в Форфаре прекратилась со снятием с должности местного священника Александра Робертсона - за слишком уж чрезвычайное рвение в охоте на ведьм. Последней казнённой была сама Helen Guthrie. К этому времени 8 ведьм было казнено, а двоих выпороли и прогнали из города. Некоторые ещё находились в это время в городской тюрьме, среди них и дочь Helen - Жанет, которые, по всей видимости, были в дальнейшем освобождены.
Сама история преследования ведьм в Шотландии с её тысячами жертв свидетельствует лишь о чрезмерном усердии церковных властей того времени, которым всегда находились “доброжелатели” помочь. А настоящие ведьмы и колдуны остались только в фольклоре. А о том уже на другой странице.
И это еще не всё.
В норвежском городе Вардё существует мемориал, посвященный жертвам охоты на ведьм.
Его авторы — архитектор Петер Цумтор и скульптор Луиз Буржуа.
Вардё находится на севере Норвегии, вблизи российской границы, и занимает половину маленького острова, отделённого от материка узким проливом. Эта область называется Финнмарк, её коренное население — родственные финнам лопари. Вардё — самый северный город Норвегии, от него стартовали полярные экспедиции Амундсена.
Город известен как один из крупнейших центров такой «охоты» в Европе. В Норвегии в XVII веке центральная власть слабо контролировала провинции, где самовластно распоряжались чиновники, часто иностранцы. Многие лопари, которые составляли коренное население этой области, в то время соблюдали свои языческие обряды и нередко практиковали колдовство.
Кроме того, в рыбацких деревнях мужчины надолго уходили в море.
Чиновники сомневались в воздержности их жён и подозревали, что, за недостатком мужчин, те вступали в связь с нечистой силой. Как сообщает в своих публикациях историк Руне Бликс Хаген из Университета Тромсё, за одно столетие — с 1593 по 1692 годы — в Вардё прошло около 140 процессов над ведьмами, и около 100 человек приговорили к смерти и сожгли.
Мемориал располагается на месте, где в прошлом происходили казни. Он состоит из длинной деревянной галереи с окнами, равными числу казненных, и отдельно стоящего кубического павильона из черного стекла.
Во внутреннем коридоре по бокам на разных уровнях находятся то маленькие окошки-бойницы, через которые пробиваются лучики света, то тлеющие неярким светом лампы, свисающие на длинных проводах с потолка.
На стенах же закреплены мемориальные доски с именами и историями «ведьм».
Вопреки стереотипам, суды часто выносили оправдательные приговоры, среди подсудимых было много мужчин, большинство осуждённых — норвежцы, а не лопари (в частности, все казненные женщины были норвежками).
В стеклянном павильоне расположена инсталляция Луизы Буржуа — стул с вырывающимися из него языками пламени и семь овальных зеркал над ним. Как поясняет Пер Рицлер из «Национальных туристических маршрутов», «Буржуа имела в виду женщин и их социальное окружение. Они были матерями, женами, и стул с пятью языками пламени должен символизировать членов их семей. Зеркала символизируют свидетелей их жестокого убийства».
И еще интересный факт: сейчас норвежцы могут найти своих родственников в уникальной Колдовской базе данных, которая составлена Хранилищем древних документов при Университете Осло.
А теперь про наши любимые Соединительные штаты Америки без пролива имени Сталина.
В январе 1692 года у дочери и племянницы пастора Сэмюэла Пэрриса — 9-летней Элизабет Пэррис и 12-летней Эбигейл Уильямс — были обнаружены симптомы неизвестной болезни. Девочки кричали, издавали странные звуки, прятались под мебелью, их тела принимали необычные позы. Дети жаловались на то, что их кто-то колол булавкой и ножом, а когда Пэррис пытался читать проповедь, они затыкали уши.
Доктор Уильям Григгс решил, что причиной болезни стало воздействие ведьмы. В своём «диагнозе» он опирался на работу Коттона Мэзера «Memorable Providences Relating to Witchcrafts and Possessions» (1689), где описывался подобный случай: в 1688 году в Бостоне ирландская прачка была обвинена в колдовском воздействии на детей хозяина и повешена. Коттон Мэзер был выпускником Гарвардского колледжа и являлся священником Северной церкви Бостона.
Девочки указали на предполагаемую ведьму — служанку-рабыню в доме Пэррисов по имени Титуба. По одним источникам, Титуба была африканского происхождения, по другим — индианкой. По словам детей, служанка рассказывала им о колдовстве. Вскоре число заболевших девочек и девушек увеличилось, в частности, заболела 12-летняя Анна Путнам.
Подозреваемые были допрошены и подвергнуты осмотру в поисках признаков, которые бы указывали на то, что они являются ведьмами. Все три женщины были удобными целями для обвинений: у Титубы была другая национальность, Сара Гуд была нищенкой, Сара Осборн — одинокой тяжелобольной вдовой, вовлечённой к тому же в судебный спор с Путнамами. Против них говорил тот факт, что женщины длительное время не посещали церковь. У них не было защитников, и общественное мнение склонялось к тому, что обвинения справедливы.
В марте произведены другие аресты: 4-летняя дочь Сары Гуд, Марта Кори, Ребекка Нёрс и Рэйчел Клинтон. Марта Кори с самого начала не доверяла словам девочек и с насмешкой относилась к суду, тем самым обратив на себя внимание. 4-летняя Дороти Гуд в силу своего возраста сделала высказывания, которые были истолкованы против Сары Гуд. Чтобы быть ближе к матери, она призналась в том, что является ведьмой, и была помещена в тюрьму. Однако эти обвинения уже обеспокоили общество, так как Кори и Нёрс были прихожанками церкви.
В апреле были арестованы Сара Клойс (сестра Ребекки Нёрс), Элизабет Проктор и её муж Джон Проктор, муж Марты Кори Жиль Кори и ещё несколько человек, в том числе бывший пастор Джордж Берроуз. 10 мая в тюрьме умирает Сара Осборн.
В мае 1692 года начинается суд (Court of Oyer and Terminer). Губернатор Фипс назначил судей, трое из которых были друзьями Коттона Мэзера, а один — вице-губернатором. Председателем суда назначен Уильям Стаутон, не имеющий юридического образования. За судебным процессом следит Коттон Мэзер.
Главным доказательством служили показания пострадавших о том, что они видели дух обвиняемого, который являлся к ним. Теологический спор вокруг использования этих свидетельств заключался в том, должен ли был человек давать согласие Дьяволу на использование своего образа. Оппоненты считали, что Дьявол может использовать образ человека без его согласия, тогда как суд утверждал, что обязательно требуется согласие человека.
2 июня суд признал виновной пожилую женщину Бриджет Бишоп, 10 июня она была повешена. По словам некоторых девочек, дух Бишоп являлся к ним. Другие свидетели показали, что её посещал дьявол. 19 июля 1692 года были повешены Ребекка Нёрс, Сара Гуд и ещё несколько женщин.
Примечательно, что перед казнью, уже с петлёй на шее, Сара Гуд обратилась к священнику Николасу Ноесу, вовлечённому в судебный процесс, со словами: «Ты — лжец. Я не бо́льшая ведьма, чем ты — колдун. Отбери у меня жизнь — и Господь напоит тебя кровью». Слова оказались пророческими: через 25 лет Ноес, поражённый кровоизлиянием в мозг, умер, захлебнувшись собственной кровью.
19 августа 1692 года повешены ещё несколько человек, включая бывшего пастора Берроуза. Около 30 жителей подали ходатайство о смягчении приговора Берроузу, однако приговор был оставлен без изменения. У виселицы Берроуз, не запинаясь, прочитал молитву, надеясь на спасение (считалось, колдуны не способны прочитать молитву без запинки).
19 сентября к 80-летнему фермеру Жилю Кори, который отказывался давать какие-либо показания, применена особая процедура peine forte et dure. На грудь Кори положили тяжёлые камни, чтобы «выдавить» признание вины. По одной из версий, отказ давать показания был связан с тем, что имущество колдунов, давших любые показания, подлежало конфискации. Кори хотел сохранить свою ферму и земли для семьи, поэтому отказывался говорить и после применения процедуры. Через два дня он умер во время пытки под давлением тяжёлого груза.
22 сентября повешены его жена Марта Кори и ещё 7 человек.
Среди обвиняемых были не только жители деревни Салем, но и жители соседнего Топсфелда, а также Бостона. Судебные процессы над ведьмами велись также в Андовере, куда по приглашению местного жителя Джона Балларда приехали девушки из Салема для разоблачения ведовства.
В Бостоне был осуждён за ведовство Джон Олден, который является героем поэмы «Сватовство Майлза Стэйндиша» Лонгфелло. Олден был одним из самых уважаемых граждан города, морским капитаном и участником войн с индейцами. Он бежал из тюрьмы после 5 недель заключения.
Между тем, отец Коттона Мэзера — Инкрис Мэзер, глава Гарвардского колледжа, заявил, что суд не должен рассматривать в качестве доказательств «видения» жертв. Инкрис Мэзер, в частности, сказал, что «пусть лучше десять ведьм избегут наказания, чем один невиновный будет наказан». Другой священник указал на то, что дьявол может специально являться в виде духа, принимая образ невиновного человека, чтобы обвинили последнего. После ознакомления с этими мнениями губернатор приказал не использовать «видения» как доказательства, прекратить аресты и отпустить 28 из 33 оставшихся обвиняемых, арестованных на основании «видений».
Для суда над оставшимися обвиняемыми был учреждён Верховный суд штата Массачусетс, действующий по настоящее время. В мае 1693 года губернатор помиловал обвиняемых.
Всего за время антиведовской истерии в тюрьме оказалось 150 человек. Осуждён был 31 человек. Из них повесили 19 человек, двое умерли в тюрьме, одного задавили до смерти, семеро получили отсрочку приговора, одну держали без суда в тюрьме, затем продали в рабство за долги, одна бежала.
В 1697 году судьи признали свою ошибку, в 1702 году решение суда было признано незаконным. В 1706 году обвинительница Анна Путнам заявила, что была обманута дьяволом, давая показания против невинных людей.
В 1957 году Содружество Массачусетса окончательно постановило отменить приговоры всем осуждённым во время этих процессов.
В 1992 году в городе был установлен памятник жертвам охоты на ведьм.
В 2001 году губернатор штата Джейн Свифт подтвердила невиновность обвиняемых.
Как вы считает, это оскорбляет чувства верующих?
Источники:
http://knightswood.narod.ru/legends/witch/witch.html
http://zagopod.com/blog/43304213642/SSHA-:-pochemu-v-1992-godu-tam-byil-ustanovlen-pamyatnik-zhertva
http://botinok.co.il/%D0%BC%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB-%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D1%8C%D0%BC%D0%B0%D0%BC/
Взято: masterok.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]