Олимпиада для летчиков
---
Пока не понятно, что будет с Олимпиадой для наших спортсменов, в Москве прошла другая олимпиада. Олимпиада для летчиков "Лучший в небе". Все знают о спортивных Олимпиадах и школьных по физике или математике, но мало кто слышал об олимпиадах, на которых решается, кто лучше всех может ... летать на самолете.
Причем, на пассажирском, на том самом, на котором летаем все мы с вами в отпуск, путешествия или по делам...
Участвуют в этом конкурсе лучшие выпускники летных училищ России, соревноваться им приходится как в теоретических знаниях по устройству самолета, реактивных двигателей, метеорологии, навигации и т.д., так и в практических умениях по управлению пассажирским самолетом. Причем на тестовом полете лететь им приходится на самолете, на который каждый из них садится ... впервые! Ни один из претендентов ни разу до этого не управлял "Суперджетом" SSJ100.
2. Итак, 8 человек, 4 училища, 2 конкурсных дня.
Даты те же самые, в которые решалась судьба наших олимпийцев - 5 и 6 декабря.
Место проведения - тренажерный комплекс "Аэрофлота" в аэропорту Шереметьево.
Сам по себе конкурс на лучшего выпускника летного училища проводится второй год подряд.
Проводится же конкурс при поддержке Росавиации, Объединенной Авиастроительной Корпорации, производящей Суперджет SSJ100 и авиакомпании "Аэрофлот".
3. Конкурс в какой-то мере напоминает олимпиаду по физике, но уже на своем финальном, всероссийском этапе.
Здесь тоже лишь самые-самые участники, задания тоже самые-самые.
На предварительном брифинге зам.директора учебного центра сразу предупредил участников: по этим самым заданиям проводится экзамен для допуска к практическим полетам летчиков-новичков. То есть, задания действительно непростые...
4. Я специально сделал несколько снимков листов с заданиями, чтобы вы могли оценить их сами.
Человеку непосвященному они кажутся настоящими дебрями...
По роду своей деятельности я уже много лет общаюсь с летчиками, техниками, людьми работающими в авиации, понимаю какие-то вещи, но вот все эти задания... Они лишь в очередной раз напоминают, насколько специфическая и непростая работа у летчиков...
5. Кстати, помимо знаний теории устройства самолета, метеорологии, навигации, нормативов и т.д. особое внимание на конкурсе уделяется также знанию технического и разговорного английского. Выполнение задания на английском языке добавляет баллов, ведение радиообмена с диспетчером во время практического задания на английском языке тоже дает дополнительные баллы.
6. После двух часов на 20 теоретических заданий короткий перерыв и предполетный брифинг.
Следующая часть самая ответственная и сложная, т.к. курсантам предстоит управлять самолетом Суперджет SSJ100, взлетать на нем и осуществлять посадку.
Каждому участнику раздали схемы посадки в аэропорту Минеральных Вод, в котором всем участникам предстояло приземляться и взлетать.
7. Конечно же, практическая часть конкурса проводилась не на реальном пассажирском самолете, а в летном симуляторе.
Но не нужно думать, что это какая-то игрушка и ничего сложного в этом нет.
Я знаю, что многие из вас за 5000 рублей успешно "сажали" Boeing или Airbus в симуляторе. Но, во первых, это совершенно иной симулятор и он полностью повторяет кабину пилота самолета со всеми приборами и устройствами, а во-вторых, он и ведет себя так, как ведет самолет в реальном полете благодаря специальным гидравлическим приводам.
Так что для того, чтобы взлететь или посадить самолет нужно не только держаться за джойстик и двигать его влево-вправо, а полностью осуществить все действия, которые осуществляет пилот: это и проверка всех систем, и запуск двигателей, и работа с механизацией крыла, и действия при различных внештатных ситуациях, которые может задать инструктор с управляющего компьютера.
8. Вот так выглядит симулятор внутри. Это на самом деле полная копия кокпита пилота со всеми органами управления. Каждый тренажер построен под конкретную модель самолета - SSJ100, Airbus A320 или Boeing 737 и его нельзя "перепрошить" под другую. Именно поэтому такие тренажеры стоят очень дорого, есть далеко не у всех авиакомпаний и тренировки на них приравниваются к тестовому налету в качестве стажера. Их и называют FFS - Full Flight Simulator.
С управляющего компьютера можно задавать любые параметры полета, взлета, посадки или любую внештатную ситуацию. Тренажер при этом ведет себя как настоящий самолет: если это будет пикирование, то кабина резко накренится в сторону пикирования и стажер получает точно такие же перегрузки и стресс, какие получает пилот реального самолета. И времени на принятие решения и вывод самолета из внештатной ситуации у него столько же, сколько и в реальности.
Задает все: и боковой ветер, и гроза, и нулевая видимость, и отказ той или иной системы. Разве что пожар в кабине пилота невозможен, а так все "удовольствия".
9. Для наших же курсантов-конкурсантов вся сложность заключалась в том, что в своих училищах они не работали на подобном симуляторе. Так что и сам симулятор, и кокпит Суперджета они видели впервые.
Управлять этим самолетом, взлетать на нем и сажать им тоже пришлось впервые.
Инструктора пояснили этот момент очень просто и понятно: настоящий летчик состоит в том, что его запаса теоретических и практических знаний должно быть достаточно для того, чтобы сесть за штурвал любого самолета и суметь им управлять... Есть в этом здравое зерно, и не поспоришь!
В общем, ребятам предстояла непростая задача!
10. Конечно, перед тем, как отправить в "боевой" полет, им подробно рассказали обо всех особенностях Суперджета, ответили на заданные вопросы и показали, как осуществляется взлет, посадка, те или иные действия по управлению самолетом.
Нужно сказать, что ребята абсолютно не тушевались.
Было понятно, что они в своей стихие и все прекрасно понимают, что и как.
Это как я бы сел в незнакомый для себя автомобиль, но прекрасно понимал, как он управляется.
11. Ну а затем... Затем взлет, посадка, горизонтальный полет, процедуры, радиообмен, все как в обычном полете.
Честно говоря, наблюдая за конкурсантами, я удивлялся насколько спокойно и ровно он делали все, что требовал от них инструктор и ситуация. Мне даже интересно, каким образом затем они выставляли баллы и решали, кто справился лучше. Это знаете, как оценить, в какой их полетов ты лучше приземлился, когда каждый раз приземление было практически не заметным...
12. Ну а итоги конкурса были объявлены сегодня утром на торжественной церемонии награждения в Гостином дворе в рамках Транспортной недели.
"Лучшим в небе" стал Сергей Чипюк (в центре) из Сасовского летного училища, второе место занял Антон Казнов (Ульяновское училище гражданской авиации), третье - его однокурсник Роман Хамитов.
Сергею победа в этом сложном конкурсе дает хороший бонус при трудоустройстве в "Аэрофлот" по окончании учебы, ну а все остальные получили, как минимум, неоценимый опыт работы с Супереджет SSJ100, который все больше пополняет летные парки российских авиакомпаний.
Причем, на пассажирском, на том самом, на котором летаем все мы с вами в отпуск, путешествия или по делам...
Участвуют в этом конкурсе лучшие выпускники летных училищ России, соревноваться им приходится как в теоретических знаниях по устройству самолета, реактивных двигателей, метеорологии, навигации и т.д., так и в практических умениях по управлению пассажирским самолетом. Причем на тестовом полете лететь им приходится на самолете, на который каждый из них садится ... впервые! Ни один из претендентов ни разу до этого не управлял "Суперджетом" SSJ100.
2. Итак, 8 человек, 4 училища, 2 конкурсных дня.
Даты те же самые, в которые решалась судьба наших олимпийцев - 5 и 6 декабря.
Место проведения - тренажерный комплекс "Аэрофлота" в аэропорту Шереметьево.
Сам по себе конкурс на лучшего выпускника летного училища проводится второй год подряд.
Проводится же конкурс при поддержке Росавиации, Объединенной Авиастроительной Корпорации, производящей Суперджет SSJ100 и авиакомпании "Аэрофлот".
3. Конкурс в какой-то мере напоминает олимпиаду по физике, но уже на своем финальном, всероссийском этапе.
Здесь тоже лишь самые-самые участники, задания тоже самые-самые.
На предварительном брифинге зам.директора учебного центра сразу предупредил участников: по этим самым заданиям проводится экзамен для допуска к практическим полетам летчиков-новичков. То есть, задания действительно непростые...
4. Я специально сделал несколько снимков листов с заданиями, чтобы вы могли оценить их сами.
Человеку непосвященному они кажутся настоящими дебрями...
По роду своей деятельности я уже много лет общаюсь с летчиками, техниками, людьми работающими в авиации, понимаю какие-то вещи, но вот все эти задания... Они лишь в очередной раз напоминают, насколько специфическая и непростая работа у летчиков...
5. Кстати, помимо знаний теории устройства самолета, метеорологии, навигации, нормативов и т.д. особое внимание на конкурсе уделяется также знанию технического и разговорного английского. Выполнение задания на английском языке добавляет баллов, ведение радиообмена с диспетчером во время практического задания на английском языке тоже дает дополнительные баллы.
6. После двух часов на 20 теоретических заданий короткий перерыв и предполетный брифинг.
Следующая часть самая ответственная и сложная, т.к. курсантам предстоит управлять самолетом Суперджет SSJ100, взлетать на нем и осуществлять посадку.
Каждому участнику раздали схемы посадки в аэропорту Минеральных Вод, в котором всем участникам предстояло приземляться и взлетать.
7. Конечно же, практическая часть конкурса проводилась не на реальном пассажирском самолете, а в летном симуляторе.
Но не нужно думать, что это какая-то игрушка и ничего сложного в этом нет.
Я знаю, что многие из вас за 5000 рублей успешно "сажали" Boeing или Airbus в симуляторе. Но, во первых, это совершенно иной симулятор и он полностью повторяет кабину пилота самолета со всеми приборами и устройствами, а во-вторых, он и ведет себя так, как ведет самолет в реальном полете благодаря специальным гидравлическим приводам.
Так что для того, чтобы взлететь или посадить самолет нужно не только держаться за джойстик и двигать его влево-вправо, а полностью осуществить все действия, которые осуществляет пилот: это и проверка всех систем, и запуск двигателей, и работа с механизацией крыла, и действия при различных внештатных ситуациях, которые может задать инструктор с управляющего компьютера.
8. Вот так выглядит симулятор внутри. Это на самом деле полная копия кокпита пилота со всеми органами управления. Каждый тренажер построен под конкретную модель самолета - SSJ100, Airbus A320 или Boeing 737 и его нельзя "перепрошить" под другую. Именно поэтому такие тренажеры стоят очень дорого, есть далеко не у всех авиакомпаний и тренировки на них приравниваются к тестовому налету в качестве стажера. Их и называют FFS - Full Flight Simulator.
С управляющего компьютера можно задавать любые параметры полета, взлета, посадки или любую внештатную ситуацию. Тренажер при этом ведет себя как настоящий самолет: если это будет пикирование, то кабина резко накренится в сторону пикирования и стажер получает точно такие же перегрузки и стресс, какие получает пилот реального самолета. И времени на принятие решения и вывод самолета из внештатной ситуации у него столько же, сколько и в реальности.
Задает все: и боковой ветер, и гроза, и нулевая видимость, и отказ той или иной системы. Разве что пожар в кабине пилота невозможен, а так все "удовольствия".
9. Для наших же курсантов-конкурсантов вся сложность заключалась в том, что в своих училищах они не работали на подобном симуляторе. Так что и сам симулятор, и кокпит Суперджета они видели впервые.
Управлять этим самолетом, взлетать на нем и сажать им тоже пришлось впервые.
Инструктора пояснили этот момент очень просто и понятно: настоящий летчик состоит в том, что его запаса теоретических и практических знаний должно быть достаточно для того, чтобы сесть за штурвал любого самолета и суметь им управлять... Есть в этом здравое зерно, и не поспоришь!
В общем, ребятам предстояла непростая задача!
10. Конечно, перед тем, как отправить в "боевой" полет, им подробно рассказали обо всех особенностях Суперджета, ответили на заданные вопросы и показали, как осуществляется взлет, посадка, те или иные действия по управлению самолетом.
Нужно сказать, что ребята абсолютно не тушевались.
Было понятно, что они в своей стихие и все прекрасно понимают, что и как.
Это как я бы сел в незнакомый для себя автомобиль, но прекрасно понимал, как он управляется.
11. Ну а затем... Затем взлет, посадка, горизонтальный полет, процедуры, радиообмен, все как в обычном полете.
Честно говоря, наблюдая за конкурсантами, я удивлялся насколько спокойно и ровно он делали все, что требовал от них инструктор и ситуация. Мне даже интересно, каким образом затем они выставляли баллы и решали, кто справился лучше. Это знаете, как оценить, в какой их полетов ты лучше приземлился, когда каждый раз приземление было практически не заметным...
12. Ну а итоги конкурса были объявлены сегодня утром на торжественной церемонии награждения в Гостином дворе в рамках Транспортной недели.
"Лучшим в небе" стал Сергей Чипюк (в центре) из Сасовского летного училища, второе место занял Антон Казнов (Ульяновское училище гражданской авиации), третье - его однокурсник Роман Хамитов.
Сергею победа в этом сложном конкурсе дает хороший бонус при трудоустройстве в "Аэрофлот" по окончании учебы, ну а все остальные получили, как минимум, неоценимый опыт работы с Супереджет SSJ100, который все больше пополняет летные парки российских авиакомпаний.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]