По лоскуткам Австро-Венгерской империи. Часть 4
---
Продолжение рассказа о путешествии по Австро-Венгрии.
- город восьми мостов
- съедобный «дымоход»
- между Будой и Пештом
Содержание:
Часть 1-я: прилет в Вену; однодневный маршрут по центру
– в каждой избушке свои погремушки
– в собор по запаху
– покупаем Koncert!
Часть 2-я: Братислава, Словакия
– словацкий метеор
– град для дев
– от фазана до Чумила
Часть 3-я: Вена: Пратер
– историческое колесо
– карусель 80-го уровня
– вареное мясо для кайзера
Часть 4-я. Маршрут: переезд из Вены в Будапешт – гостиница “Town Hall Apartments” – кюртешкалач – ресторан “Karpatia” – фуникулер Siklo – ночной Парламент – колесо обозрения.
С утра муж съездил в автопрокат “Sixt”, и забрал нашу рабочую лошадку, которой оказался Mercedes-Benz A180 – экономичный вариант известного бренда. Места внутри не так, чтобы много, да и багажник оказался маловат, из-за чего один из чемоданов ездил в салоне. Но зато этот конкретный Мерседес мало ел – литр на 20 км, что при общей длине маршрута порядка 2100 км, было совсем недорого.
Заправляться лучше в городках и окрестностях, а не на шоссе. Дешевле примерно на 30 евроцентов за литр. Мы ездили на дизеле, где-то по 1,30 евро/литр, и эта цена незначительно колебалась от страны к стране.
Аренда обошлась в 450 евро за 17 дней, плюс 36 евро за разрешение на въезд в соседние страны. Пробег был не ограничен, как отсутствовал и штраф за возврат в другом месте – брали в центре Вены, вернули в аэропорту. Если кто не знает, то цены в автопрокатах, расположенных у аэропорта выше, чем у них же, но в городе. Так что вот еще один способ сэкономить.
Ключи от квартиры мы бросили в сейф на двери, как и договаривались с хозяином, и пробежав глазами маршрут, взяли курс на Будапешт по трассе A4 (245 km). Доставшийся даром вместе с машиной навигатор воспринимался практически как четвертый одушевленный член команды. Первым делом мы его (её) перепрограммировали из холодной скрипучей англичанки с кошмарным акцентом в русскую деваху, любимой фразой которой было: “Маршрут рассчитан. В указанное место нельзя попасть напрямую”. А также: “Развернитесь. Развернитесь через 1 км. Развернитесь через 3 км”. Длинная пауза, во время которой так и слышалось: “мать-перемать, что за клиенты мне попались!” А потом спокойно-профессионально: “Продолжайте двигаться в выбранном направлении” :)
Шоссе с бетонным разделителем посередине и довольно узкими полосами бодро бежало на восток. Поток шел, в основном, со скоростью 140-160 км/ч, и это при том, что ограничение на автобане 130 км/ч, а превышение даже на 20 км/ч карается штрафом 50 евро. Если, конечно, зафиксируют радаром.
А4 относилась к платным дорогам, для проезда по которым нужна специальная виньетка на лобовое стекло. Но так как машина была арендована в Вене, то наклейка на ней уже была. А на подъезде к Венгрии самим стоило озаботиться получением виньетки, уже для проезда по тамошним дорогам. У венгров этот “toll road pass” называется “matrica”.
Сразу за пограничными будками (они пустые, но военные ходят; на данный момент ситуация уже не такая радостная >>) по глазам бьют огромные желтые билборды: «Покупайте матрицы здесь!» На стекло никакие стикеры не лепят, просто регистрируют номер машины в базе. На 10 дней матрица стоит около 3 тысяч венгерских форинтов (315 HUF = 1 евро).
Подробности >>
Венгерские заправки, по крайней мере на этом шоссе, поразили чистотой и удобством. Редко когда встретишь придорожные туалеты в таком состоянии, что не страшно за здоровье. Качество самой дороги тоже улучшилось, хотя мы не жаловались и на австрийский сегмент.
Пошли холмы и леса – начинались Средневенгерские горы. Просочившись между двумя горными хребтами, мы с размаху пересекли Дунай по одному из мостов, и оказались прямо в центре Будапешта.
На две ночи забронировали квартиру под названием “Town Hall Apartments” на улице Kiraly. Здание целиком состояло из квартир на сдачу, поэтому присутствовал постоянный офис на 5-м этаже. Нас приветливо встретили (хорошо говорят по-английски), показали квартиру с широким балконом-террасой (70 евро за ночь), а также выдали парковочную карточку для гаража, расположенного в подвале этого же дома. Кстати, если останавливаться на 2 и более ночи, то тогда не берут налог “city tax” – экономия 4% от стоимости номера за ночь.
Дорога не сильно утомила, солнце еще было высоко, поэтому вполне было по силам начать знакомство с Будапештом — вот прямо сейчас.
Дунай делит город на две части: на высоком западном берегу – древний крепостной район Буда, а на восточном, низменном – более молодой Пешт. Неоднократно доводилось слышать, что живущие в Буде, несколько свысока, в прямом и переносном смыслах, относятся к живущим в Пеште; может особенности местности влияют на «элитное» самосознание.
С той поры, как на этой территории было заложено первое поселение, здесь воевали римляне, готы, гепиды, лангобарды, гунны, авары, монголы, турки, и чуть ли не все народы Европы. Семь веков назад богатую романскую архитектуру венгров дотла уничтожила Орда. Три столетия спустя то же самое с творениями венгерской готики и Ренессанса сделала Османская империя. Еще через 150 лет габсбургская Вена, под гнет которой попала Венгрия, стала насаждать барокко.
Сегодняшний Будапешт – это смесь старых кварталов, дворцов, церквей, с широкими проспектами и памятниками, разбавленная спокойными водами Дуная.
Прямо с ходу Будапешт начал удивлять. Во-первых, непонятной речью. Не помогло знание ни английского, ни испанского, ни обрывки французского с португальским (кстати, с последним по мелодике есть некоторое сходство – много шипящих; правда, этим дело и ограничивается). А всё потому, что венгерский относится к финно-угорской семье языков, и отличается четкой, сильной артикуляцией. Удивительный факт: ударение в большинстве венгерских слов падает на первый слог. Так что привычное для русского уха название озера Балатон, на самом деле Б_а_латон.
По Будапешту ходит самый длинный в мире трамвай – 54 метра. По заказу администрации города, фирма Siemens разработала 40 таких трамваев, чтобы разгрузить транспортную систему столицы. Пришлось заодно переделывать и все остановки, но жители довольны.
А по воде у них плавают… автобусы. Авто-амфибиями сейчас вряд ли кого удивишь. Вон в американском Бостоне много лет промышляет компания “Duck tours”, но в Будапеште понравилось именно то, что внешний вид автобуса вполне себе привычный, «сухопутный».
Мостов в Будапеште 8 штук, не считая железнодорожных. Все со своей судьбой, историей, и… бомжами. Представители маргинальных классов избрали опоры мостов, а также подземные переходы возле станций метро местом своих лежбищ.
Ведут себя тихо, к прохожим не пристают, полиция (венг. – Rendőrség; буквально «Стражи порядка») их не гоняет. Интересно, что у многих бомжей имеется в распоряжении старая мебель – диваны, шкафы, табуретки… Причем видно, что бомжи из «местных», а не понаехавшие беженцы с Ближнего Востока.
И самое главное, чем приятно удивляет Будапешт – это цены! Хороший ужин на двоих с алкоголем - $23, чашка капучино - $1, местное пиво 0,5 л - $1,3, килограмм салями - $6, полкило клубники - $1,5.
И конечно же, мы не смогли пройти мимо местной выпечки – Kürtőskalács, он же – Chimney Cake (“Дымоход”), он же – Кюртёшкалач. Эта традиционная венгерская выпечка цилиндрической формы родом из Трансильвании, выпекаемая обычно над открытым огнём. Делается на заказ (никогда не лежит на прилавке) для немедленного употребления, и может быть посыпана сахаром с ванилью, корицей, а бывает даже с сыром и ветчиной. Нам больше всего полюбилась шоколадная.
Название вкуснятины происходит от слова kürt – рог, рожок. Для выпечки кюртёшкалачей требуются некоторые особенные приспособления, в том числе деревянные или металлические шампуры-скалки, а также специальная печь. Так что это не то блюдо, которое большинство венгров пекут в домашних условиях. Да и зачем – при стоимости 600 форинтов (2 евро) даже в столице, кюртёшкалач не нанесет урона по кошельку.
Процесс приготовления не сложен. Сначала делается сдобное дрожжевое тесто (мука, дрожжи, желтки, масло, молоко, сахар). Затем оно раскатывается в не очень тонкий пласт, и нарезается лентами с помощью ножа, или специальной машинки. Каждая полоска наматывается на цилиндры, смазывается маслом, посыпается мелким сахаром (если готовят сладкий вариант), а затем выпекается над открытым огнем. Скалка при этом непрерывно вращается, чтобы кюртёшкалач равномерно пропекся со всех сторон.
Если всё сделано правильно, то выпечка получается золотистого цвета, хрустящая снаружи, и мягкая внутри.
А вообще, вон сколько их, кюртёшкалачей в разных странах! На любой размер и вкус. Когда к концу путешествия мы зарулили в Чешский Крумлов, то местный кюртёшкалач проходил там под названием “трдельник”. Понравился, кстати, намного меньше венгерского собрата.
Подкрепившись, пошли дальше по улице Ваци (Vaci utca) – главной торговой улице города, то и дело отвлекаясь на связки перцев, вышитые венгерские полотенца, стописят видов паприки, и золотые бутылки Токайского. Почти вся улица пешеходная, и выводит прямо к Центральному рынку (в воскресенье закрыт). А направо сразу будет Liberty bridge.
Мостом Свободы он стал сразу после 1945 года, а изначально носил несколько названий: мост на площади Вамхаз, мост Таможни, и даже мост Франца Иосифа, который, собственно, его открывал в конце 19-го века. Император даже лично забил символическую последнюю заклёпку, сделанную из чистого серебра, но в военное время она бесследно исчезла.
С виду мост очень легкий и изящный, несмотря на внушительные характеристики: длина 333 метра, вес около 5 тонн. На ажурных башнях-мачтах разместились турулы – птицы, часто упоминающиеся в венгерской мифологии, вестники богов. С турулами связано множество легенд, в частности, как они приходили на помощь воинам в самый трудный момент, и даже приносили оружие. Как тут не вспомнить Гарри Поттера и феникса Дамблдора! Роулинг явно что-то знала о турулах ;-)
Другим концом мост Свободы упирается в скалу Гелерт, и в расположенную прямо в ней церковь Sziklatemplom (венг. szikla – скала).
По набережной двинулись в обратном направлении, до следующего моста. Здесь царили велосипедисты, причем ездили они не только по своей выделенной полосе, а где придется, проскакивая в каких-то сантиметрах, от маленьких детей в том числе. Будапештская система по аренде велосипедов называется BuBi (Budapest Bicycle), и в последние годы набирает популярность. Первые 30 минут – бесплатно; вернуть велосипед можно на одной из 112 стоянок, расположенных на расстоянии полукилометра друг от друга.
В Пешт мы вернулись по мосту Эржебет (Erzsébet hid), названному в честь императрицы Сиси (Елизавета Баварская, по-венгерски имя звучит как Эржебет). Построили его в самом начале 20-го века, причем конструкция была подвесная, без дополнительных опор в воде. Во время Второй Мировой мост взорвали отступающие фашисты, а новая версия была сильно упрощена, и ограничилась двумя белоснежными арками-воротами.
Так перемещаясь с одного берега Дуная на другой и обратно, мы оказались на площади Ferenciek tere (Площадь францисканцев), где должны были встретиться с друзьями из России в ресторане “Karpatia”.
О, это был шикарный ужин! «Карпатия» - один из самых старых и аутентичных ресторанов Будапешта, с расписным интерьером а-ля «царские полати», позолоченными стенами, и запоминающейся кухней. Традиционный венгерский гуляш, разносолы, жаркое, и… гусиная печень с карамелизованной ежевикой. И надо сказать, это была лучшая фуа-гра, которую доводилось пробовать за пределами Франции.
В хорошей компании время летит незаметно; вот уже Будапешт засверкал вечерними огнями. Чтобы растрясти наеденные калории, мы все вместе опять перешли Дунай, чтобы с высоты холмов Буды посмотреть на сверкающее здание Венгерского Парламента.
Можно, конечно, подняться пешком, но куда приятнее взобраться на Будайский холм в вагоне старинного фуникулера Siklo. Работает он до 10 вечера, и доставляет подвыпивших туристов наверх минуты за две.
Линия была открыта в марте 1870 года, а во время Второй мировой войны уничтожена бомбами. Шикло реконструировали лишь к 1986 году. Вагоны «Геллерт» и «Маргит», восстановленные в оригинальном дизайне, перевозят за год до миллиона пассажиров.
Инициатором строительства выступил Эдён Сечени, сын графа Иштвана Сечени, в честь которого назван Цепной мост, соединяющий Буду и Пешт. На момент сооружения мост считался чудом света. Он сыграл важную роль в экономической и общественной жизни Венгрии, стал одним из стимулов объединения Буды и Пешта в единый город Будапешт.
С высоты верхней смотровой площадки Цепной мост сверкал и сиял, и не так чтобы сильно высоко возвышался над водой. Поэтому, совершенно непонятно, как венгерский пилот Петер «Бешеный» пролетел в свое время в перевёрнутом самолёте под этим мостом. Потом этот трюк стал стандартным для авиационных соревнований Red Bull.
Верхняя станция фуникулера Шикло находится напротив дворца Шандора, входящего в состав Будайской крепости. Отсюда начинаются все экскурсии по резиденции венгерских королей, здесь же на высоком постаменте сидит очередной бронзовый турул. А если пройти по краю холма чуть дальше, то на другой стороне Дуная ждет роскошное зрелище – светящееся здание Венгерского Парламента (венг. Országház — Орсагхаз).
Его можно смело называть архитектурным шедевром без всяких натяжек. Обычно готические постройки воспринимаются как нечто недружественное, острое, а тут – воздушные башенки и купол придают легкость всей композиции.
Здание парламента - самое большое в Венгрии; в нём 691 помещение, 29 лестниц и 10 двориков. В годы социализма шпиль здания был увенчан красной звездой, подобно башням Московского Кремля.
Мы еще увидим здание Парламента при дневном свете, но именно в вечернее время оно произвело наибольшее впечатление.
Завершили мы этот длинный день опять на высоте. Буквально. Вернувшись в Пешт, и двигаясь в сторону гостиницы, совершенно случайно попали на площадь, где расположилось колесо обозрения. Колесо Sziget Eye мобильное, его устанавливают в разных частях города, но всегда так, чтобы с него открывался хороший вид на исторический центр.
За 12-15 минут колесо, высотой 65 метров, делает 3 оборота, с остановками. Одновременно находиться на нём могут более 300 человек. Кто-то раскачивает кабинку, кто-то сидит, вжавшись в скамейку, кто-то фотографирует. Да, моментами было реально страшно, особенно когда налетал неожиданный порыв ветра на самой высоте, но виды на Будапешт отличные, даже ночью.
Попрощавшись с друзьями, которые на следующий день улетали дальше по делам, отправились отдыхать. Впереди был еще целый день в Будапеште.
Продолжение следует...
Катерина Андреева.
www.andreev.org
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]