Бизнес: настроение падает
05.12.2017 520 0 0 davydov-index

Бизнес: настроение падает

---
0
В закладки
Аналитики фиксируют растущий пессимизм у российского бизнеса: он достиг максимальных показателей с 2014 года.

Бизнес: настроение падает бизнеса, предпринимателей, российских, поддержки, отмечают, предприятий, стороны, будет, положения, оценки, малого, господдержки, предприниматели, среднего, которые, опрошенных, только, российского, Стасевич, финансового


Прогнозы российских предпринимателей на будущий год публикует аналитический центр НАФИ. Согласно проведенному исследованию, сейчас ухудшения финансовых результатов в 2018 году ожидают 17% представителей российских предприятий, тогда как в 2015 году этот показатель составлял 8%. На улучшение ситуации в будущем году рассчитывают 36% опрошенных, в 2015 году их было 45%.

"Пессимизм российских предпринимателей достиг уровня декабря 2014 года, когда кризис вступил в активную фазу. Это факт подтверждает, что российская экономика по-прежнему в рецессии, выход из которой не будет таким стремительным, как ожидалось ранее," — отмечает руководитель направления корпоративных исследований аналитического центра НАФИ Ольга Стасевич.

По мнению авторов исследования, рост уверенности и оптимизма наблюдался среди предпринимателей в течение 2016 года во многом благодаря принятым программам государственной поддержки. Однако коренным образом переломить ситуацию они не смогли. Ключевая причина — низкий уровень информированности о них среди предпринимательского сообщества и, как следствие, вовлеченности.

Аналитики отмечают, что на сегодняшний день наиболее высокий уровень пессимизма испытывают предприятия из сектора строительства и обрабатывающего производства. Основные проблемы связаны с падением спроса как со стороны b2c, так и со стороны b2b-клиентов. Кроме того, предприниматели отмечают рост налоговой нагрузки и увеличение количества неналоговых платежей.

"Существующий кризис обнажил фундаментальные проблемы: пассивность российского "предпринимательского класса", нежелание развивать и масштабировать бизнес, повышая таким образом свою конкурентоспособность. В ближайший год решающими факторами выживания бизнеса станут регулярный мониторинг финансового положения предприятия, повышение уровня финансовой грамотности и стратегическое планирование," — добавляет Ольга Стасевич.

При этом в исследовании говорится, что оценки текущего финансового положения бизнеса за год не изменились. Как и год назад, 40% российских предпринимателей оценивают финансовое положение своего бизнеса как "хорошее" и "очень хорошее" — этот показатель не меняется с августа 2016 года.

Еще 43% опрошенных считают финансовую ситуацию в своей компании "средней" и только 16% дают негативные оценки. Такая же доля фиксировалась в октябре 2016 года. Отмечается, что руководители крупных предприятий чаще сообщают о средних показателях (48%), тогда как малые организации — чаще о хороших (44%).

Не изменилось и финансовое самочувствие бизнеса: по-прежнему половина опрошенных (50% в сентябре 2017 и 51% — в октябре 2016 года) отмечают ухудшение положения бизнеса, 18% фиксируют положительную динамику и около трети (31%) — указывают на отсутствие изменений. Негативные результаты отмечают чаще представители крупного бизнеса (56%).

Репрезентативный опрос представителей российских предприятий проведен НАФИ в сентябре 2017 года. В рамках исследований опрошено 500 руководящих сотрудников предприятий в 8 федеральных округах страны

Данные НАФИ оценивает председатель комитета по государственной поддержке малого и среднего бизнеса регионального отделения "Опоры России" в Ярославской области Виктор Киселев: "Действительно, пессимизм российского бизнеса увеличивается. В Ярославле в начале года аппарат уполномоченного по правам предпринимателей проводил большое социологическое исследование, которое тоже показало упаднические оценки. <...> В основном бизнес очень грустно оценивает свои перспективы.
Что касается господдержки, то с 2017 года изменились подходы со стороны федерации по финансированию региональных программ поддержки. <...> В 2017 году в регионах остались только те программы субсидии, которые регион может финансировать самостоятельно, без софинансирования со стороны федерации.
В этой связи работа с предпринимателями сводится к формальным вещам. Для госорганов важно не оказать поддержку индивидуальному предпринимателю, а соблюсти процедуру субсидии, чтобы впоследствии не возникло никаких нареканий у проверяющих органов."

Член комитета по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Сергей Снежков отмечает, что нестабильных условиях ведения бизнеса предпринимателям просто некогда обращаться за господдержкой, и в этом видит одну из причин пессимизма: "Я бы частично согласился с выводами, которые сделал аналитический центр НАФИ. <...> То, что предприниматели не пользуются программами поддержки, свидетельствует не столько об низкой информированности, сколько о том, что предпринимателям просто некогда пользоваться ими. <...> К сожалению, у малого и среднего бизнеса времени, которое они могут потратить на поиск полезной информации, совсем мало. <...> Основное время они тратят на общение с разными органами: контролирующими, надзорно-администрирующими, налоговыми и другими. Предпринимателям приходится тратить силы не на развитие своего бизнеса, а на такие процедуры. <...>
Для бизнеса одним из ключевых факторов является определенность. Ему нужно понимать, что будет завтра. <...> Пока не появится ясность и конкретность, предприниматели будут находиться в режиме задержки и ожидания. <...> Пока будут наблюдаться упадок и пессимистические настроения, никаких движений в развитии бизнеса не будет."

Предприниматель, председатель Тюменского регионального отделения партии "Яблоко" Михаил Аверин обращает внимание на несовершенство программ господдержки бизнеса: "Программы господдержки достаточно однобоки. Я изучал федеральные, местные и программы поддержки моногородов. <...> Программы поддержки предпринимателей работают по системе бумеранга. Должен быть обязательный возврат. Сначала, допустим, необходимо купить оборудование, потом пойдет компенсация, либо нужно взять лизинг, кредит и только потом будет компенсация. Получается, предприниматель может рассчитывать на суммы в размере 200-300 тысяч рублей, которые для производственника являются смешными."

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]