Караваджо и последователи. Картины из собраний Фонда Роберто Лонги во Флоренции и ГМИИ
---
Симон Вуэ «Любовная пара» 1618 х.м. из фондов ГМИИ
Симон Вуэ - французский художник, портретист и декоратор. Cчитался одним из классиков французской живописи. Его произведения (вместе с произведениями Пуссена) служили образцом для последующих поколений французских художников. Симон Вуэ родился в Париже 9 января 1590 в семье художника и поэтому рано приобрел первые навыки в искусстве живописи. В возрасте 14 лет он предпринял поездку в Англию, чтобы написать там портрет знатной французской дамы, а в 1611 году Вуэ сопровождает французского посла в Константинополь и во время поездки пишет портрет турецкого султана.
Возвращаясь с Востока, он остался на пятнадцать лет в Италии, где окончательно сформировалась его живописная манера. В римский период Вуэ находился сначала под большим влиянием творчества Караваджо. Эффектное, умелое владение светотенью Вуэ сохранит на протяжении всей своей творческой карьеры. Довольно быстро отойдя от караваджистской традиции, он попал под влияние болонского академизма, особенно живописи Гвидо Рени.
Матиас Стомер (Стом) «Старуха со свечей» около 1650г х.м. из фондов ГМИИ
Маттиас Стомер был одним из тех, кого называют «караваджистами», то есть последователем итальянского художника Микеланджело Меризи да Караваджо, чью живопись голландец мог видеть во время своего пребывания в Неаполе. От него Стомер перенял в том числе и особенности светотени, которые использовал в данной картине. Старуха озарена пламенем стоящей на столе свечи, выхватывающей фигуру из сумрака комнаты. Колеблющийся свет усиливает напряжение всей сцены.
Но художник, прибегая к такому способу освещения, не только создает настроение, но и решает чисто живописные задачи. Руки и лицо персонажа приобретают теплоту, и кажется, что сквозь прозрачную кожу видно пульсирование крови. Зритель чувствует себя стоящим совсем рядом с этим столом, то есть свидетелем происходящего. Такого эффекта добивались в живописи и сам Караваджо, и все, кто находился под его влиянием.
Рутилио Манетти. Лот с дочерьми. Около 1630.ГМИИ им.А.С.Пушкина.
Рутилио Манетти (1575-1639) С именем Рутилио Манетти исследователи связывают расцвет живописи Сиены в первой трети XVII столетия. Художник в свое время был знаменит в провинции Тоскана, имел большую мастерскую и множество учеников.
Джованни Батиста Караччоло прозванный Батистелло «Жертвоприношение Авраама» 1610г х.м. из фондов ГМИИ. Поступила в 1928 году из первоо отделения Музея новой западной живописи, как произведение круга Караваджо
Джованни Баттиста Караччоло прозванный Баттистелло (1578-1635) был первым и самым ярким мастером прославленной неаполитанской школы живописи XVII в. Художник берет за образец творчество Караваджо, он изучает не только его произведения, находящиеся в неаполитанских церквах (исполненные во время пребывания художника в Неаполе в 1607 и в 1610), но и созданные в Риме. Баттистелло также исполнил ряд фресок, величественных и строгих, в которых применял неожиданную гамму светлых и ярких тонов, полных ностальгии по канонам XVI в.
Согласно библейскому рассказу, Бог призвал Авраама принести своего любимого сына Исаака «во всесожжение» «в земле Мория», «на одной из гор». Авраам, не колеблясь, повиновался.
Придя на место, Авраам «устроил жертвенник», связал Исаака, «положил его на жертвенник поверх дров» и уже занёс над ним нож (поскольку жертву, приносимую Богу во всесожжение, следовало сначала заколоть, а затем сжечь), когда ангел воззвал к нему с неба: « Авраам! Авраам!; не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. Вместо Исаака в жертву был принесён баран, а Господь поклялся: « благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твоё, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё городами врагов своих; и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.»
Хусепа Рибера «Апостол Иаков Старший» 1611-1613 х.м. из фондов ГМИИ
Картина поступила из собрания коллекционера Феликса Евгеньевича Вишневского, недавно отреставрирована.
В 2014 году в мастерской реставрации живописи музея была завершена реставрация картины Хусепе Риберы «Портрет Иакова Старшего». Иаков Старший – сын Заведея, рыбака из Галилеи, брат Иоанна Богослова. Вместе с Петром и Иоанном присутствовал при Преображении Христа и в Гефсиманском саду. Считается, что Иаков много странствовал, а прибыв в Испанию, утвердил там христианство. Иаков считается покровителем Испании с тех пор, как в битве при Клавихо (844 г), где испанцы под предводительством короля Рамиреса Кастильского (842-850) воевали с сарацинами, святой явился на поле боя на белом коне и обратил неприятеля в бегство.
Апостол был казнён Иродом Агриппой в 42 году. В дальнейшем на месте обретения мощей святого была возведена часовня, которая стала местом паломничества, названным «путём Иакова».
Здесь Святой Иаков изображен с паломническим посохом в левой руке и книгой – в правой. Через руку перекинут плащ, а на груди присутствует пряжка в виде раковины. Он повёрнут в три четверти, глаза смотрят прямо на зрителя.
Джованни Ланфранко «Взятие Марии Магдалины на небо» 1616-1617 х.м. из фондов ГМИИ
Находилась в собрании Кроза в Париже, поступила в Эрмитаж до 1774, в 1925 передана в ГМИИ. В Эрмитаже картина находилась в кладовой, на что указывает пометка в рукописном каталоге 1797г; по этой причине в печатном каталогах Эрмитажа XIX – нач XX не указана
Ланфранко Джованни (1582-1647) - итальянский художник и выдающийся представитель фресковой живописи высокого барокко. Родился 26 января 1582 года в Парме. Джованни Ланфранко учился в Болонье у Агостино Карраччи, а позднее у его брата — Аннибале Карраччи. Последний содействовал своему ученику в получении заказов на оформление палаццо Фарнезе. Ланфранко жил и работал в родном городе, а также в Пьяченце, а позднее вновь появился в Риме.
Помимо фресок художник Джованни Ланфранко знаменит своими алтарными изображениями. В Риме его растущая слава обеспечила ему обилие заказов. Большая роспись купола «Вознесение Марии» пользовалась особенным успехом. Заваленный заказами, Ланфранко стал писать свои картины в небрежной, выхолощенной манере. Художнику покровительствовали папа Павел V и Урбан VIII. Последней работой Джованни Ланфранко была капелла «Сан Карло Катенари». Искусствоведы относят творчество Джованни Ланфранко к переходному периоду в итальянской живописи — от школы Карраччи к манере письма Пьетро да Кортона. Умер Джованни Ланфранко 30 ноября 1647 года в Риме.
Мария Магдолина 13 лет прожила в одиночестве в пустыне. Ангелы приносили отшельнице святые дары, чтобы она могла причаститься и 7 раз в день ангелы возносили ее на небо. (Якобус де Ворагине «Золотая легенда»)
Джованни Бальоне «Явление ангела святому Иосифу» около 1599 х.м. из фондов ГМИИ
Джованни Бальоне (1566-1643) Итальянский художник и писатель, теоретик искусства, представитель позднего римского маньеризма, работал в Риме. Как художник малоизвестен, его помнят как автора книги «Жизнь художников, скульпторов и архитекторов» (1642), которая является уникальным по полноте сведений и исторической объективностидокументом эпохи, в котором художник излагал события, свидетелем и участником он был.
В 1603 г. в Риме появился пасквиль в виде сатирических стишков, в котором высмеивалась картина «Воскресение Христа» для церкви Иль Джезу, написанная Джованни Бальоне. Бальоне подал в суд на Караваджо, Онорио Лунги, Орацио Джентилески и Филиппе Тризеньи, как авторов этого письма, обвиняя их в клевете. Ненависть к Караваджо чувствуется и в его книге, но, по иронии судьбы, лучшие картины Бальоне написаны в стиле караваджизма.
Эта огромная алтарная композиция Джованни Бальоне была приобретена для ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2014 году.
Анжело Карозели «Поющая женщина» 1630 х.м. ГМИИ им. Пушкина
Источник
Взято: ochendaje.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]