Дети лейтенанта Смита и Шинн Фейн.
В России известны мошенники, когда-то выдававшие себя за детей лейтенанта Шмидта, а в Ирландии, оказывается, существовала местная их разновидность с похожей легендой – сын капитана Смита. Ознакомиться с этим сыном и прочими интересными личностями можно в старой тюрьме города Корк (Cork City Gaol), где сейчас, конечно же, музей, иначе как туда простому человеку попасть.
Тюрьма города Корк была сдана в эксплуатацию 1824 году, заменив собой более старую городскую тюрьму. Находится она в районе Сандейс Велл (Sunday’s Well), что буквально означает “Воскресный Колодец”. Вначале тут сидели и мужчины, и женщины, как обычные уголовники, так и республиканцы-борцы на свободу; многие из них отбыли отсюда в 1820–1840-х годах прямиком на поселение в Австралию. В 1878 году тюрьма была перепрофилирована в исключительно женскую, поэтому многие старожилы района до сих пор называют это местно не иначе как “Женская тюрьма”. Закрыта “Женская тюрьма” была в августе 1923 года, почти сразу после провозглашения Ирландского Свободного Государства в составе Британской империи.
Однако, в самом конце функционирования тюрьмы во время гражданской войны между сторонниками и противниками англо-ирландского договора, считавшего его предательством идеалов Республики, сюда было помещено немало бойцов Ирландской Республиканской Армии, поскольку победили сторонники договора. Эти ребята совершили отсюда знаменитый массовый побег в том же 1923 году в количестве 42 человек, спустившись ночью из окна по лестнице, связанной из белья, и грамотно просчитав положение Луны, дабы та часть тюремного двора, по которой они пробирались, оказалась в тени. Вероятно, сидеть в "Женской тюрьме" было ниже их достоинства. Причём вперёд пустили тех, на ком висели более серьёзные обвинения. Кого-то потом опять поймали, но не всех.
В 1927 года из помещения теперь уже окончательно бывшей тюрьмы начала своё вещание местная студия Ирландского радио, находившаяся здесь до 1958 года. В течение остального времени тут была частично почта, частично не было ничего, а в 1993, наконец, открыли музей – через 70 лет после ухода последнего заключённого.
Тюрьма архитектурно весьма красива и похожа на старинный замок, особенно в наше время, поскольку сейчас сюда сажают уже не зеков на кичу, а красивые деревья и кусты вокруг неё. Тюрьма трёхэтажная и состоит из центральной части с двумя круглыми трёхэтажными башнями, от которых отходит по 3 крыла с камерами: в плане это выглядит как двойной крест. Для посещения открыто два этажа одного из крыльев и небольшая часть второго. В некоторых из камер находятся восковые фигуры реальных сидельцев, причём, что интересно, вовсе не самых знаменитых и преступных или, наоборот, патриотичных, а совершивших достаточно мелкие, иногда даже почти комичные преступления. Вероятно, таким образом не хотят, с одной стороны, сильно нагружать психику посетителей, но заодно и напоминают, что “от сумы да от тюрьмы...”
Среди персональных историй заключённых-республиканцев Корксой тюрьмы можно упомянуть пару следующих, весьма показательных:
Томас Беллью МакМанус (Thomas Bellew McManus). Родился в 1823 году в графстве Монаган. Стал преуспевающим корабельным агентом в Ливерпуле, вернулся в Ирландию в 1843 году и примкнул к движению “Молодая Ирландия”. Один из участников восстания в Баллингарри в 1848 году, помещён в Коркскую тюрьму и приговорён к смертной казни, заменённой пожизненным заключением, отправлен в Австралию, откуда бежал и обосновался в Сан-Франциско, где и умер в 1861 году, а его тело было привезено и захоронено в Ирландии.
Графиня Констанс Маркевич (Constance Markievicz, фамилия по мужу – польскому аристократу). Ирландская националистка, член партии “Шинн Фейн”, одна из лидеров Пасхального восстания 1916 года в Дублине, тоже приговорена к смертной казни, в связи с чем вышла достаточно курьёзная ситуация. Дело в том, что Констанс была убеждённой феминисткой и требовала равных с мужчинами прав для женщин, но была помилована именно благодаря своему полу, чему, говорят, была не очень рада, поскольку почти все соратники-мужчины были казнены. Но к своему феминистическому успеху пришла чуть позже, причём совершенно без иронии: вышла по амнистии уже в 1917 году, и в 1918 году стала первой женщиной, избранной в британскую Палату общин. А заняв в 1919 году пост министра труда уже отдельной Ирландии, стала одной из первых в мире женщин-министров.
Рацион заключённых “Женской тюрьмы” был таким: до 1856 года кормили хлебом и молоком, горячей пищи не было, так как не было своей кухни, причём еду давали только 2 раза в день: завтрак и обед; с 1856 года начали выдавать кашу и рисовую мамалыгу, рацион постепенно расширялся; c 1868 года добавили овощной суп и третью кормёжку – ужин.
Типичный распорядок дня в Коркской тюрьме был таков:
5.45 Подъём.
6.00 Перекличка.
6.15 Зарядка/прогулка.
7.00 Начало работы.
7.45 Завтрак.
8.40 Продолжение работы.
13.00 Обед.
14.00 Продолжение работы.
18.00 Ужин, обучение, религиозные занятия.
19.00 Работа в камерах.
20.30 Отбой.
Как видно из этого примера, зекам и зечкам приходилось немало работать и перевоспитываться трудом. Виды работ были вполне ожидаемые: для мужчин – сапожное дело, камнедробилка, работа на ручной мельнице, уборка территории; для женщин – пошив и ремонт одежды, включая тюремную, изготовление пряжи и пеньки, стирка. По воскресеньям, впрочем, всем полагался выходной.
Что ж, пора уже и зайти посмотреть на историческую ирландскую кичу.
1. Внешние ворота Коркской тюрьмы, уже сами по себе архитектурный шедевр.
2. А это главный вход в тюрьму, ну чистый санаторий! Впрочем, раньше деревьев тут, очевидно, не было.
3. Окна камер.
4. Макет тюрьмы.
5. Внутренний коридор одного из крыльев.
6. Граффити, сделанное зеками.
7. Вот и начались персонажи. Это Томас Райле (Thomas Raile), посаженный за кражу книг. В тюрьме в 1865 году он обратился к молитве. Священник этот не католический, а англиканский, зовут его преподобный Ниллиган. Судьба Томаса после освобождения, впрочем, не сложилась: на работу его не брали, он скитался по улицам, совершил ещё какое-то преступление и в итоге бежал из Ирландии.
8. В следующей "хате" внезапно обнаружен Сергей conrad, один из двух наиболее интересных русскоязычных блогеров Ирландии по версии puerrtto, который зря не скажет. А второй из них этих двух, конечно, я.
9. Мэри Макдоннелл (Mary McDonnell). Посажена на один месяц каторжных работ за пренебрежение к детям, их избиение и приставание к мужчинам. Детей на это время сдали в работный дом.
10. Мэри Энн Туоиг (Mary Ann Twohig). На последних месяцах беременности украла кепку и ещё что-то по мелочи с целью продажи. Посажена на два месяца, в тюрьме родила. От работ, естественно, освобождена.
11. А вот и он, сын лейтенанта Шмидта капитана Смита! Настоящее его имя Джеймс Бёрнс (James Burnes), но он представлялся как Генри Уайт (Henry White), сын капитана Смита. Про капитана Смита история умалчивает, но, очевидно, что он был известный и уважаемый человек. А его "сын", заказав в Корке дорогой одежды и прочего, был арестован при попытке уехать из города, не оплатив счета. Чем не ирландский Остап Бендер? Приговорён к шести месяцам каторжных работ. Но такой нигде не пропадёт, вон как баланду аппетитно наворачивает и, небось, уже замышляет новую афёру.
12. Надзиратель в коридоре.
13. Корнелиус Келлехер (Cornelius Kelleher). Получил месяц за дебош. Решив отметить своё осовбождение, в тот же день снова вернулся на кичу по той же причине.
14. Сценка типа "садист мучает ребёнка". Но ребёнок не простой, это малолетний карманник-рецидивист Эдвард О'Брайан (Edward O'Brien). В возрасте девяти лет имел уже целых семь (!) судимостей. В эту ходку получил три недели за мелкую кражу, но также был приговорён к порке два раза в неделю. Если бы в Ирландии существовал институт воров в законе, то Эдвард был бы идеальным кандидатом в законники. Был бы вор в законе Эдик Коркский!
15. Доктор Бимиш (Dr. Beamish) с надзирателем. Тюремный врач, был очень популярен, проработал в тюрьме много лет, несмотря на малое жалование и большую нагрузку. Бимиш – очень известная фамилия в Корке и за его пределами, в частности благодаря одноимённому пиву, которое начали тут варить в 1792 году.
16. Свободные от вахты надзиратели играют в карты в дежурке.
17. Начальник тюрьмы Джон Барри Мёрфи (John Barry Murphy) в своём кабинете. Был начальником в 1856-1973 годах, первый католик на этой должности.
18. Одно из крыльев тюрьмы.
19. А здесь хорошо виден круг для прогулок зеков.
Автор выражает благодарность Сергею conrad.
Увидимся на этой весёлой планете!
************************
Summary:
Cork City Gaol museum, Ireland.
Взято: antonapostol.livejournal.com