Туапсе. Путь от города Воинской славы и города-труженика к поселению торгашей
---
Читаешь, каким промышленным городом был Туапсе и всё сжимается внутри до скрежета. Крепкий орешек оказался не по зубам фашистским захватчикам, а роль Туапсинской оборонительной операции сравнима со Сталинградской битвой и Курской дугой. Да что там говорить, Туапсе был одной из точек ядерных ударов по СССР американского плана "Дропшот" (начало третьей мировой войны планировалось 1 января 1957 года). Военный аэродром в Адлере и промышленный город Туапсе. Только нас принимали в расчёт немецкие и американские стратеги, как точки сопротивления.
Но то, что не получилось у внешних врагов, сегодня претворяют в жизнь враги внутренние. Иначе их не назовёшь. Этих слащавых "эффективных менеджеров" в роли депутатов и чиновников. Набивающих свои карманы и счета уничтожаемым советским наследием. Оставляющие вместо производства торговые площадки. Ориентированные на вывоз природных ресурсов за границу. Туда, где уже сегодня отливают пули и снаряды, точат топоры и ятаганы для нас, наших родителей, жен, детей и внуков. Спонсором похоронки будущего в наши семьи выступают все те, кто разворовывает бюджет и считается "успешным предпринимателем", "избранным депутатом", "патриотичным чиновником". История ещё даст тому овну свою оценку.
Вспомним, как был Туапсе в довоенные и послевоенные годы.
Туапсе 50-х
Туапсе предвоенный при всей своей малочисленности (всего 38 тысяч жителей) – очень мощный промышленный центр. По выпуску продукции на душу населения он входил в первую десятку городов СССР.
Разрушенный судомеханический завод был первенцем среди заводов на Черноморском побережье по изготовлению рабочих узлов, арматуры для нефтепереработки и центром изготовления нефтеаппаратуры для танкерного флота СССР.
В 1929 года Туапсинский нефтеперегонный был способен производить за сутки до 1200 тонн продуктов, а через год – уже 3000 тонн. По качеству произведенный бензин превышал все известные мировые стандарты. Теплоэлектростанция завода осветила городские улицы.
В 1933 году он становится "столицей" первого в истории СССР нефтеналивного пароходства "Совтанкер", потому что туапсинская нефтегавань была признана крупнейшей в СССР. Уже через два года пароходство осуществляло транспортировку нефти и нефтепродуктов почти на двух десятках современных по тому времени судах в 11 стран мира. В 1935 году танкер "Советская нефть" впервые в истории страны освоил линию Туапсе-Владивосток. Или, например, танкер "Туапсе". Он впервые в истории СССР освоил линию Туапсе - Южная Африка.
Спуск судна со стапелей Туапсинского судоремонтного завода
Еще в 1934 году судоремонтные мастерские порта были преобразованы в судоремонтный завод им.Дзержинского. Через два года молодое предприятие подверглось реконструкции и модернизации. Имеет смысл упомянуть, что в судоремонтных мастерских Туапсе был построен первый советский глиссер, многоместный морской катер с авиационным мотором и толкающим винтом на корме.
К концу тридцатых годов за СРЗ им.Дзержинского в стране закрепилась слава одного из лучших предприятий, способного успешно восстанавливать суда отечественной и зарубежной постройки. Сейчас его сносят ради перевалки турецких помидоров.
Туапсинский судомеханический завод. Когда-то здесь строили суда. Сейчас - сарай для 100 тысяч тонн удобрений
Весной 1958 года машзавод начал выпускать автогидроподъемники, затем дизель-механические полноповоротные краны грузоподъемностью 10 тонн на шасси автомобиля МАЗ-200, пневмоколесные полноповоротные электрические краны грузоподъемностью 30 тонн со стрелой 15 метров, монтажные пневмоколесные МКП-16 и МКП-40. На счету машзавода немало механизмов, что были созданы в СССР, впервые. Это, прежде всего, 60-ти и 120-ти тонные козловые краны, полутора и трехтонные рычажные лебедки, 30-ти тонные дизель-электрические краны. Нет больше машзавода.
Строительство пассажирского пирса и здания морвокзала в 1960-е годы
Город имел хорошо развитую систему учреждений здравоохранения: три ведомственные поликлиники, городскую больницу со всеми необходимыми отделениями, женскую и детскую консультации, санитарно-эпидемиологическую станцию.
Туапсе обладал мощным комплексом пищевых предприятий: мясо- и хлебокомбинаты, рыбоперерабатывающий, фруктоварочный заводы, пивзавод и винзавод. Сегодня всего этого нет.
Каждое ведомство имело свой культурный центр – Дворец культуры моряков, Дворец культуры нефтяников, клуб железнодорожников.
Туапсинцы не мыслили себя без спорта. Работал клуб планеристов и парашютистов. Портовики были признанными пловцами. Стадион «Нефтяник» в матчевые дни собирал тысячи болельщиков. Туапсинская команда "Водник" в тридцатых годах стала чемпионом среди водницких команд СССР. В городе был очень популярен стрелковый спорт, как и велосипедный.
Сносят цеха судоремонтного завода
Губернатор вешает лапшу о неких "индустриальных кластерах". В которых будут выпускать турецкую плитку и фасовать продукты для "Магнита". Что они вообще знают о индустриализации и промышленной мощи страны? Потрачены миллионы на создание "Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года". Какое развитие у торгашей? Существует закон сохранения энергии. Нельзя всё время тащить из дома в свою квартиру. Рано или поздно раздастся стук ноги в дверь.
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]