Чистота и справедливость античных игр — это миф
29.11.2017 880 0 0 masterok

Чистота и справедливость античных игр — это миф

---
0
В закладки


Не мне вам рассказывать, как подлый МОК забирает медали у наших спортсменов "без суда и следствия" и без каких либо доказательств, основываясь только на сомнениях. Даже в своем заявлении они указывают, что конкретных проб нет (уничтожены, пропали), но значит они были положительные. Грех заинтересованным странам этим не воспользоваться и не забрать себе часть медалей. Всем понятно, что тут спортом не пахнет, а присутствует чистая политика.

Античные Олимпиады принято считать эталоном чистоты в спорте. Однако вы удивитесь, но это представление не вполне соответствует действительности, вернее совсем не соответствует действительности, а является еще одним древнегреческим мифом...



На самом деле все худшие стороны современной игры, включая обман, коррупцию, коммерциализацию существовали ещё в древние времена Олимпиады. Древние греки даже на словах не поддерживали спортивный дух, потому что идеи «честной игры» в принципе не существовало.

Понятия «ради любви к игре» не существовало и две тысячи лет назад. Древнегреческие атлеты были столь же мотивированы материальной выгодой и славой, как и современные. Черт возьми, даже слово спортсмен означает «соревнующийся за приз»!

Технически, победители получали только оливковый венок, однако когда спортсмен приносил венок домой, его осыпали богатством и женщинами. Афины платили олимпийским чемпионам целые состояния. Обычным делом для олимпийцев были пенсии, бесплатное питание до конца дней и огромные владения. Популярным победителям платили огромные деньги за публичные выступления. Великие спортсмены могли за один выход заработать в сто раз больше, чем солдат за год.

Естественно, за политическое положение, богатства, славу, личную статую и известность боролись любыми способами. Спортсмены пробовали различные заклинания, травы, зелья, масла и алкоголь. Искусство обмана поднялось до небывалых высот, ибо если заметят, то наказания могли быть совершенно разными: начиная от порки и заканчивая смертью. Несмотря на риски, спортсмены подкупали судей и конкурентов.



Подкупы на главных спортивных состязаниях Древнего мира были в порядке вещей и случались, наверное, не реже, чем сейчас. Коррупция на античных Олимпиадах была так распространена, что греческий географ и писатель Павсаний, живший во II веке, называл их несвященными играми. Карл-Вильгельм Вебер, автор капитального труда "Несвященные игры: Древняя Олимпия между легендой и реальностью", считал, что кучка древнегреческих спортивных профессионалов купалась в "проплаченных победах" и политических интригах. Пойманных за руку атлетов-коррупционеров нещадно штрафовали и пороли, но честнее от этого Олимпийские игры не становились.

Современные критики, конечно, не напрасно обвиняют Олимпиады XX и XXI веков в излишней коммерциализации и коррупции, но они ошибаются, когда говорят, что современные коррупционеры в спорте пачкают идеалы древних греков, которые целое тысячелетие, с 776 года до н. э. по 393 год н. э., состязались на античных Олимпийских играх. Увы, представление о том, что в Олимпию съезжались со всех уголков Греции атлеты-любители, чтобы честно бороться за оливковые венки во имя мира и спортивного духа, является красивой легендой.

"Древние греки, конечно же, не были такими идеалистами, какими мы их себе представляем,— считает профессор истории Университета Пенсильвании Дэвид Гилман Романо.— У них были такие же проблемы, что и у нас сегодня".

Одной из этих проблем была коррупция — в том числе на Олимпийских играх.



У входа на стадион в Олимпии стояли 16 статуй Зевса. Это были "штрафные" статуи, прямые напоминания о коррупции на Олимпийских играх. Они были отлиты из бронзы на штрафы провинившихся атлетов и судей, которые нарушили данную Зевсу клятву состязаться честно и судить беспристрастно.

У древних римлян существовал термин damnatio memoriae, который означал уничтожение памяти презираемых людей в качестве наказания. Он был позаимствован у древних египтян, которые разными способами стирали память о провинившихся или неугодных. Греки делали противоположное — увековечивали имена нарушителей в назидание потомкам.

"По пути на стадион, слева у подножия Кроноса, находится каменная терраса,— рассказывает в своем труде "Описание Эллады" Павсаний.— На нее ведут ступени. На террасе стоят бронзовые статуи Зевса. Они отлиты на штрафы атлетов, которые нарушили правила Олимпийских игр. Местные жители называют их Зейнами (Зевсами)...".

"Штрафные" статуи служили напоминанием и предостережением потенциальным нарушителям. Атлеты клялись у ног статуи Зевса, одного из семи чудес Древнего мира, состязаться честно. Они приносили в жертву быка и вепря и жарили мясо на священном огне, но не всегда могли устоять перед искушением смошенничать. Им разрешалось советоваться с предсказателями, пользоваться амулетами и мазями — античным вариантом стероидов; и даже насылать проклятия на соперников. Но подкуп соперников и судей был запрещен.

Каждая "штрафная" статуя сопровождалась описанием, при каких обстоятельствах она отлита. На изваяниях также были нанесены сентенции и советы атлетам не повторять ошибок нарушителей.

Первые "штрафные" статуи Зевса были установлены после 98-х Олимпийских игр в 388 году до н. э., в том числе на средства кулачного бойца Евполида из Фессалии. Чтобы стать победителем, Евполид подкупил трех противников — Агетора, Пританиса и олимпионика Формио, чтобы те дрались вполсилы.

В хронологическом порядке статуя от Евполида была первой, но, конечно, взяточники и штрафы на Олимпиадах были и до него. Просто с того момента на штрафные деньги начали устанавливать статуи Зевса.

К слову, в Олимпии наказывали не только человека, дававшего взятку, но и того, кому он ее давал. Помимо крупного штрафа всех участников операции в воспитательных целях еще и публично пороли на стадионе на глазах у тысяч зрителей. В отличие от современных Олимпиад судьи в Древней Греции ограничивались физическим и финансовым наказанием, венок у провинившихся олимпиоников не забирали. Наверняка это усиливало соблазн попытаться победить нечестным путем.

Еще одна статуя Зевса была отлита на деньги Клеона из Сициона. Про оставшиеся "штрафные" изваяния Павсаний, от которого о них и известно, ничего не пишет. Он, правда, сообщает о надписях на статуях. Надпись на одной из них гласила, что победа на Играх достигается не при помощи денег, а благодаря быстрым ногам и силе мышц. От другой статуи мы узнаем, что она была отлита в честь верховного бога набожными судьями, наказавшими нарушителей. Еще одна надпись содержала общую похвалу в адрес справедливых судей и имена провинившихся бойцов. Следующая статуя еще раз призывала атлетов, которые могут не устоять перед соблазном получить оливковый венок нечестным путем, вовремя остановиться.

Пара статуй была установлена после 178-х Олимпийских игр в 68 году до н. э. Эвдел тогда заплатил борцу с Родоса Филострату за то, чтобы тот уступил ему в схватке на предварительном этапе. Обман раскрылся. Оба атлета были оштрафованы и, скорее всего, публично выпороты. Еще две статуи Зевсу поставили в Олимпии через полвека, в 12 году до н. э. Их оплатили отцы борцов из Элиса и Смирны, нарушивших правила Игр. Последние по хронологии статуи Зевса были отлиты и установлены в 125 году на деньги Дидаса и Сарапаммона, борцов из Египта, которые, как указывается, нарушили данную Зевсу клятву соревноваться честно.

Коррупция на Олимпийских играх нередко имела еще и политическую подоплеку. Например, когда стало известно, что пятиборец Калипп из Афин на Олимпиаде в 332 году до н. э. подкупил нескольких соперников, его вместе с остальными нарушителями оштрафовали. Денег на штраф у него не нашлось, и Афины послали в Олимпию искусного оратора, который должен был убедить организаторов Игр снять с Калиппа наказание. Однако те были непреклонны. Афины отказались платить штраф за своего гражданина и были включены в черный список: следующие Игры прошли без афинских атлетов.

Афиняне решили пойти на принцип и не платить штраф и дальше, но в дело вмешалась высокая политика. Главный жрец в Дельфах поддержал Олимпию и закрыл афинянам доступ к Дельфийскому оракулу. Это наказание оказалось намного серьезнее запрета участвовать в Олимпиадах — Афины сдались и быстро заплатили за своего пятиборца.

Победы на Олимпиадах считались очень престижными не только для атлетов, но и для городов, которые они представляли. На юбилейных 100-х Играх делегация Эфеса подкупила Сотада с Крита, победившего в забеге на длинную дистанцию. Бегун заявил, что представляет Эфес. Родина такой измены не простила. Сотада (к слову, победителя предыдущей Олимпиады) изгнали с острова, а дом атлета сожгли.

Правила честной борьбы нарушали в подавляющем большинстве случаев спортсмены, однако иногда взятки брали и судьи. В 396 году до н. э. громкий скандал разразился после забега на один стадий. Двое из трех судей проголосовали за Эфолема из Элиса, а третий отдал победу Леону из Амбрасии.

Обиженный Леон подал апелляцию в Олимпийский совет, разбиравший споры и жалобы. Судьи из Элиса были оштрафованы. Однако Леону это принесло лишь моральное удовлетворение, пишет Павсаний. Венок остался у Эфолема.



Греков, конечно, не нужно было учить коррупции, они сами могли научить ей кого угодно. Однако наиболее пышно коррупция на Олимпийских играх расцвела у римлян.

Самым выдающимся олимпиоником всех времен и народов формально считается император Нерон. О приближении к его невероятному результату не может мечтать даже Майкл Фелпс с его восемью золотыми медалями, завоеванными в 2008 году в Пекине. Император был награжден в 67 году на 212-й Олимпиаде 1808 оливковыми венками. Историк Дион написал, что Нерон приказал прибить их к египетскому обелиску в римском цирке — обелиск превратился в огромное оливковое дерево.

Астрономическое число побед объясняется тем, что Нерон уговорил, а точнее, подкупил организаторов Олимпийских игр, и те включили в список состязаний наряду со спортивными дисциплинами поэтические и музыкальные соревнования — в этих жанрах император действительно поднаторел.

Устроители соревнований не устояли перед взяткой. В свое оправдание они наверняка могли бы сказать, что старались не для себя, а ради общественного блага. В благодарность за включение в Олимпийские игры состязаний певцов, поэтов и музыкантов император предложил освободить Олимпию от податей. Еще Нерон попросил перенести Игры на два года вперед. Эту просьбу он объяснил заботами, связанными с управлением огромной империей. Кстати, за семь лет до этого, в 60 году, Нерон провел в Риме спортивные состязания на греческий манер и назвал их Нерониями.

Император Нерон участвовал в гонках на колесницах, запряженных четверками лошадей. Возница он был плохой: неправильно рассчитал поворот и выпал из гоночного экипажа. Светоний написал в "Жизни двенадцати цезарей", что Нерону помогли забраться обратно в колесницу, чтобы он продолжил заезд, но император так и не сумел добраться до финиша. Впрочем, такой пустяк не помешал ему стать олимпиоником и в заездах колесниц тоже. Эту победу, как и остальные, он попросту купил.

По возвращении в Рим Нерон был провозглашен самым успешным участником Олимпийских игр за всю историю. Увы, купленные победы на греческих ристалищах не помогли ему поднять свою популярность и восстановить авторитет. Вскоре противники Нерона составили заговор и убили императора. Сменивший его на престоле Сервий Гальба потребовал, чтобы Олимпия вернула деньги, которые Нерон раздал судьям и организаторам в обмен на победы. Естественно, было отменено и налоговое освобождение, обещанное Олимпии. Греки очень обиделись и нарушили свой же принцип. Они отомстили римлянам, вычеркнув из списка Олимпиад Игры 67 года и все упоминания о Нероне.



Античные Олимпиады были не только спортивными, но и коммерческими мероприятиями. На время проведения Олимпиад равнина в Олимпии превращалась в море разноцветных шатров и лавок. Там можно было купить все, что было в Греции, а в Греции уже тогда, как известно, было все. По крайней мене, в древности не менялся город-хозяин, а это значит, по этому поводу не было скандалов. Древние боролись за контроль над городом-хозяином, за право подавать свои шашлыки и плохо сделанные сувениры.

источники
http://mixstuff.ru/archives/31996
https://www.kommersant.ru/doc/3036310

И еще несколько интересных мифов. Вот например Пять медицинских мифов большого спорта, а вот Легенды и мифы Куликова поля и Мифы и правда об эпохе Возрождения. Вспомним еще про Великое гомеопатическое надувательство и Миф о Тибетеуникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]