Что танцевали в XX веке
28.11.2017 481 0 0 vakin

Что танцевали в XX веке

---
0
В закладки
Два танцующих мира на одной схеме: самые модные танцы салонов и дискотек и самые смелые явления хореографии за 100 лет



1900-е
Матчиш


Матчиш в исполнении Вернона и Айрин Касл. 1915 год

Это фрагмент безымянного немого фильма, в котором матчиш танцуют знаменитые американские актеры и танцовщики Вернон и Айрин Касл. Музыка, наложенная на видео, — это матчиш под на­званием «Dengoso» бразильского композитора Эрнесто Назарета, записанный в США примерно в то же время, когда снимался фильм.

Матчиш (порт. maxixe) родился в бразильской провинции в конце 1860-х годов. Партнеры двигались быстрым скользящим шагом, кружились и то и дело обни­мались — причем партнер прижимал к себе спину партнерши. Для той чинной эпохи танец, основанный на афро-латинских ритмах, казался огнен­ным, «сладострастным». На рубеже XIX–XX веков матчиш стал популярен в Рио-де-Жанейро, а накануне Первой мировой войны песенку в ритме матчиша уже играли все механические пианино в американских салунах и европейских кафе. Мода дошла и до России — Владимир Маяковский писал:

И вот
сегодня
с утра
в душу
врезал матчиш губы.
Я ходил, подергиваясь,
руки растопыря,
а везде по крышам танцевали трубы,
и каждая коленями выкидывала 44!

Предвестницы танца модерн

Лои Фуллер исполняет танец «Серпантин». 1902 год

Историю современного танца принято начинать с американского танца мо­дерн. Но ему предшествовало творчество четырех независимых танцовщиц, каждая из которых осталась в истории как предвестница (forerunner) модерна. Их главной целью было доказать, что хореография может быть серьезным ви­дом искусства, а танец — это не только шоу. Самая известная из них, Айсе­дора Дункан, считала, что танец должен развиваться естественно, в соответ­ствии с индивидуальностью исполнителя — достаточно слушать свое тело и его им­пульсы. Это стали называть свободным танцем. Ее старшая коллега Лои Фул­лер, придумавшая десятки способов сделать свет и цвет важной частью хорео­графии, оказала серьезное влияние на развитие не только танца, но и сце­но­гра­фии. Рут Сен-Дени открыла в США «Денишоун» — первую школу, где си­стематически обучали разным видам движения, от балета до йоги. Почти все будущие мастера танца модерн — выпускники «Денишоун». Кроме того, ее уче­ниц охотно брали в массовки голливудских фильмов, а неко­торые, например Луиза Брукс, стали звездами немого кино. Четвертая предвестница — Мод Аллан, чья «Саломея» стала потрясением для публики того времени. Вообще, про ее стиль довольно мало известно, гораздо больше внимания пресса того времени уделяла связанным с ней скандальным историям — например, когда она подала в суд на английского политика, обвинившего ее в гомосексуально­сти и связях с немецкими шпионами.

1910-е
Танго


Рудольф Валентино и Беатрис Домингес танцуют танго в фильме Рекса Ингрэма «Четыре всадника Апокалипсиса». 1921 год

Фильм немой, и музыка, которая здесь звучит, — это танго «La Cumparsita», написанное в 1916 году уругвайским композитором Херардо Родригесом.

Танго родилось в рабочих районах Буэнос-Айреса; одним из его источников была хабанера, кубинский народный танец. Танго быстро завоевало весь мир. Не последнюю роль в этом сыграла связь страсти и насилия, которая сполна проявилась в «жестоком» танго, или танго апаш, где партнер-мачо гнул и швырял свою даму, как будто хотел ее прикончить. Перед Первой мировой войной в буржуазных салонах танго укротили и облагородили, но оно сохранило свою эротичность, образ еле сдерживаемого желания, «пламени во льду».

Тангомания захватила Европу настолько, что папа римский издал особую буллу, запрещающую танго. Тем не менее слава танго росла — в немалой степени благодаря немому кинематографу, в котором блистал прекрасный тангеро Рудольф Валентино.

Экспрессионистский танец

«Памятник мертвым» в постановке Мэри Вигман. 1929 год

Параллельно с Америкой танец развивался и в Европе, но по другому сценарию. Направление, которое возникло в Швейцарии и Германии в начале XX века, называют экспрессионистским танцем (Ausdruckstanz) или немецким модер­ном. Танцовщики и хореографы наравне с другими философами и художника­ми искали способы выражения нового восприятия мира и новых смыслов через движение и взаимодействие с пространством. Композитор Эмиль Жак-Даль­кроз придумал ритмику: на занятиях сольфеджио он обнаружил, что его ученики лучше усваивают материал, если двигаются вместе с музыкой, и начал развивать систему, соотносящую ритм и движение. Рудольф Лабан анализиро­вал движение тела в пространстве и изобрел способ записывать танец на бума­ге, которым пользуются до сих пор (он так и называется — лабанотация). Его уче­ники, Мэри Вигман (создательница танцев-ритуалов вроде «Песни-пляски» на слова Ницше) и Курт Йосс, развивали экспрессионистский танец, обращаясь к непростой послевоенной повседневности, темам смерти, насилия, отчаяния.

1920-е
Фокстрот


Ролик о фокстроте, смонтированный историком танца Уолтером Нельсоном из архивных записей 1920–30-х годов

Есть несколько версий происхождения фокстрота. По одной из них, его приду­мал постановщик водевилей Чарльз Фокс — и танец назван в его честь. Согла­сно другой версии, фокстрот (англ. fox trot — «шаг лисы») относится к группе так называемых танцев животных (animal dances), которые появились в Амери­ке еще до Первой мировой войны. Это веселые парные танцы, которые танце­ва­ли под регтайм (музыку афроамери­канцев из южных штатов и Среднего За­пада), имитируя движения зверей и птиц (были, например, танцы «Шаг индю­ка», «Объятия кролика», «Медведь гризли» и проч.).

В основе фокстрота — простой шаг вперед, назад или в сторону. Два «длин­ных», или «медленных», шага сменяются двумя короткими и быстрыми. Поэто­му фокстрот иногда считают соединением медленного уанстепа (one-step) с быстрым тустепом (two-step).

В 1920-е годы фокстрот стал популярен во всем мире, перебравшись в Европу и Россию, — например, поэт Андрей Белый в начале 1920-х учился фок­строту в танцклассах в Берлине.

Танец модерн

«Ария на струне соль» Августа Вильгельми с хореографией Дорис Хамфри. 1934 год

Отталкиваясь от творчества предвестниц, cоздатели модерна искали танце­валь­­ный язык, на котором можно было бы говорить не только о чувствах и яв­лениях природы, но и о серьезных вопросах, которые тревожат автора и его современников, — о любви, войне, несправедливости, бессилии.

Основателями танца модерн называют четырех хореографов, так называемую ве­ли­кую четверку. Трое из них были выпускниками школы Рут Сен-Дени «Дени­шоун», но к концу 1920-х уже работали самостоятельно. И очень успеш­но. Самая известная из них — Марта Грэм. Она создала собственную тех­нику, в основе которой — смена сжатия и расслабления («сontraction — release»), осво­бождения тела танцовщика, открыла самую успешную труппу танца мо­дерн в XX веке и стала автором более сотни постановок. Вторая — До­рис Хам­фри — разработала основанную на принципах гравитации и естествен­ной тяже­сти тела технику падения и восстановления («fall — recovery»). Хамф­ри работала вместе с третьим участником «великой четверки», Чарльзом Вейд­ма­ном. Ханя Хольм — ученица Мэри Вигман и единственная немка в этой ком­па­нии; в Америке она оказалась в 1931 году, когда Вигман предложила ей воз­гла­вить в Нью-Йорке свою школу.

1930-е
Линди-хоп


Whitey’s Lindy Hoppers танцуют линди-хоп в фильме Джона Клейна «Держи удар». 1939 год

Линди-хоп — это самая сложная форма свинга, а свинг (от англ. swing — «кача­ние») — общее название танцев под североамериканский джаз, которые появи­лись благодаря возникновению больших джазовых оркестров: их игра была более полнозвучной, чем игра маленьких джаз-бандов, и буквально «раскачи­ва­ла» танцующих. Именно такой оркестр играл, например, в Savoy Ballroоm — танцевальном сердце Гарлема.

Линди-хоп — это первый социальный танец, в котором появились акробатиче­ские элементы. Как и другие танцы под регтайм и джаз, его быстро заметили продюсеры Бродвея и Голливуда. Сформировались команды музыкантов и тан­цовщиков (одна из самых известных — Whitey’s Lindy Hoppers), которые высту­­пали на сцене и снимались в кино. Так рожденный в Гарлеме линди-хоп отпра­вился путешествовать по миру.

Неоклассический балет

«Серенада» в исполнении New York City Ballet. Хореография Джорджа Баланчина, музыка Петра Чайковского

Классический балет достиг своего апогея в постановке Мариуса Петипа «Спя­щая красавица» в 1890 году: создать что-то масштабнее и роскошнее было уже невозможно. Новое направление классическому балету задал Михаил Фокин, обратившись к малой форме и отменив сюжет (как в «Шопениане» 1907 года). Следующий шаг сделал Федор Лопухов со своей бессюжетной танцсимфонией «Величие мироздания». В этом спектакле участвовал молодой Георгий Балан­чивадзе. Через несколько лет он оказался на Западе, стал по совету Дягилева Баланчиным, а затем, в 1933 году, переехал в Америку, где и создал направле­ние, которое в итоге стали называть неоклассическим балетом. Впрочем, если почитать евро­пейских исследователей, то они называют отцом неоклассиче­ско­го балета другого эмигранта из Советской России — Сержа Лифаря. Оба они работали с лексикой классического балета, упрощали костюмы и декора­ции, тяготели к малым формам и отсутствию сюжета, так что, пожалуй, не так важно, кто из них был первым, тем более что их карьеры на Западе развивались одновре­менно. Важно другое: неоклассический балет — одно из самых мощных направ­лений XX века. В этом стиле иногда ставили и Морис Бежар, и Ролан Пети, но по-настоящему серьезную роль в его продвижении в XXI веке сыграли Уиль­ям Форсайт и Уэйн Макгрегор.

1940-е
Самба


Кармен Миранда исполняет песню «Кай-кай» в фильме Ирвинга Каммингса «Та ночь в Рио». 1941 год
Бразильские ритмы завоевывали мир не один раз: в начале ХХ века это был матчиш, а в начале 1940-х — самба.

Музыкально-танцевальная культура бывших рабов, выходцев из Западной Афри­ки, в Бразилии была довольно рано интегрирована в доминирующую католическую культуру. На практике это означало, что западноафриканских божеств заменили христианские святые, а религиозные процессии преврати­лись в красочный мультикультурный карнавал. Самба родилась из традицион­ного ритуала, в котором люди (главным образом женщины) впадали в транс, будто бы одержимые духами. Танец впервые появился в карнавальных процес­сиях в 1917 году и быстро стал обязательной частью праздни­ков в Рио. Сорев­но­­ва­ния по этому танцу проходили на специальных самбадромах размером с хороший стадион. Танец достиг мировой популярности благодаря певице, актрисе и танцовщице Кармен Миранде (1909–1955), которую называли «бразильской бомбой». Родившись в Португалии, она рано переехала в Брази­лию, а с 1939 года жила в США, выступала на Бродвее и снималась в Голливуде. Фильмы с ее участием, такие как «Та ночь в Рио» (1941), «Выходные в Гаване» (1941) и «Вся банда в сборе» (1943), стали отдушиной для людей во время войны.

Танцуется самба на синкопированный ритм 4/4 с шагами вперед-назад и свинго­выми, качающимися движениями.

Мерс Каннингем

«Пляжные птицы для видеокамеры» в исполнении Merce Cunningham Dance Company. Хореогра­фия Мерса Каннингема, музыка Джона Кейджа, видеоадаптация Эллиота Каплана. 1993 год

Мерса Каннингема часто называют модернистом или постмодернистом, но ско­­рее он сбежал от одного и вдохновил другое, а сам остался отдельной величиной в истории американского танца.

Каннингем начинал танцевать в труппе Марты Грэм, но за шесть лет работы возненавидел и технику Грэм, и ее концепцию движения — и уже в 1940-е он ушел от нее и создал свою компанию, где основной администра­тивной работой занимался его партнер, композитор Джон Кейдж. У Кейджа Каннингем поза­им­ствовал принцип слу­чай­ности, или алеаторики: так, у Кейджа игральные кости определяли порядок пе­риодов в музыкальном произведении, а у Каннин­гема — порядок танцевальных сцен и кто из исполнителей будет танцевать какую партию. Этот принцип пол­ностью отвечал идее Каннингема о необхо­ди­мости разрушать привычные пат­терны, отказываться от естественных и выученных движений. В конце жизни Каннингем увлекся компьютерными техноло­гия­ми — хореографию он стал создавать не в зале, а в программах Life Forms и DanceForms, а затем предлагал своим артистам воплотить ее на сцене.

Каннингем считал, что на сцене все виды искусства должны сосуществовать на равных правах, а не подчиняться одному — танцу. Он работал с авангарди­стами: музыку писал Кейдж, костюмы часто придумывал Уорхол, а сценогра­фию — Роберт Раушенберг. При этом каждый работал, не зная, что делает дру­гой. Всё вместе впервые собиралось уже в присутствии публики. Даже артисты часто узнавали, какие движение и в каком порядке им предстоит исполнять, всего за несколько минут до премьеры, а музыку впервые слышали только на сцене.

Первое время труппа Каннингема давала одно выступление в год. Разумеется, денег это приносило недостаточно. Тогда на помощь приходили друзья и еди­номышленники — например, Раушенберг мог быстро организовать вы­ставку, продать все картины, а деньги отдать на развитие труппы.

1950-е
Рок-н-ролл


Рок-н-ролл из фильма Фреда Ф. Сирса «Взбесившиеся» («Don’t Knock the Rосk»). 1956 год

После войны появилась целая плеяда музыкантов, играющих что-то вроде уско­ренного блюза. Но первые записи еще называли не рок-н-роллом, а счи­тали изводом ритм-энд-блюза, который в консервативной Америке прочно ассоциировался с музыкой афроамери­канцев. Согласно распространенному мнению, слово «рок-н-ролл» в этом значении первым стал использовать радио­ведущий Алан Фрид, чтобы ставить в эфире, в том числе и для белой аудито­рии, песни Чака Берри, Литтл Ричарда, Элвиса Пресли и Джерри Ли Льюиса (по иронии судьбы, в афроамериканском сленге «рок-н-роллом» называли секс).

Под новую музыку танцевали, используя все движения свинговых танцев, но энер­гичнее и с большей долей импровизации. Голливудские фильмы «Rock Around the Clock», «Don’t Knock the Rосk» и «The Girl Can’t Help It» (все вышли в 1956 году) окончательно превратили послевоенное поколение в rock’n’roll generation. Устоять против драйвовых ритмов не смогли ни в Европе, ни в СССР: рок-н-ролл затанцевал даже ансамбль Игоря Моисеева — правда, в виде пародии на «буржуазные нравы» и под ирониче­ским названием «Назад к обезьяне».

Морис Бежар и бельгийские хореографы

«Весна священная» в постановке Мориса Бежара. 1959 год

Морис Бежар — важнейшая величина и для балета, и для современного танца. Он работал во Франции, Бельгии и Швейцарии и, при всей закрытости СССР, сотрудничал с Майей Плисецкой, Екатериной Максимовой и Владимиром Ва­силь­евым. В Бельгии он прожил 30 лет начиная с 1959 года, когда, отчаяв­шись дождаться признания и помощи со стороны французских властей, Бежар принял приглашение директора Театра де ла Монне создать балетную труппу в Брюсселе. Его первой же премьерой на новом месте стала «Весна священная», теперь уже легендарная.

Можно сказать, что благодаря Морису Бежару в Бельгии возник современный танец: в 1970 году он создал в Брюсселе междисциплинарную школу хореогра­фии «Мудра», где обучали и классическому балету, и музыке, и пению, и бое­вым искусствам, и актерскому мастерству. Ее выпускница Анне Тереза де Керс­ма­кер стала одной из самых сильных современных бельгийских хореографов, а в 1995 году она открыла еще одну культовую школу, P.A.R.T.S. (Performing Arts Research and Training Studios). В P.A.R.T.S. тоже обучают «синтетиче­ских» артистов, добавив к набору «Мудры» репертуар хореографов XX века — от Уиль­яма Форсайта до Пины Бауш.

Сегодня Бельгия — один из центров современного танца, в чьи труппы и шко­лы мечтают попасть артисты со всего мира. При этом бельгийской школы танца как таковой нет — у каждого хореографа свой стиль. Например, Анне Тереза де Керсмакер изучает связь музыки и хореографии, а также геометриче­ские паттерны танца; Вим Вандекейбус переносит танец на пленку, занимая ведущее положение в мире кинотанца; Сиди Ларби Шеркауи в своих работах соединяет восточную и западную культуры.

1960-е
Твист


Твист под песню «Let’s Twist Again» в исполнении Чабби Чекера

Твист начали танцевать в самом конце 1950-х, но после того, как в 1960 году 19-летний афроамериканец Чабби Чекер (настоящее имя — Эрнест Эванс) исполнил песню «The Twist» с группой American Bandstand, Америка букваль­но сошла с ума (этому явлению — мгновенной и кратко­срочной популярности танца — даже дали название dance craze), а за ней и весь мир. Тремя годами позже Чекер закрепил успех синглом «Let’s Twist Again».

Твист завершил долгую эволюцию клубных танцев, которые постепенно дви­гались от танца в тесном контакте с партнером к танцу индивидуальному. Еще в рок-н-ролле пара держалась за руки (даже если только касаясь друг друга кончиками пальцев), а в твисте партнер уже в принципе не обязателен. И, глав­ное, танец был необыкновенно прост в исполнении: опорной ногой надо проде­лывать движение, как будто давишь окурок подошвой; другая нога при этом раскачивается. В движение включаются бедра, а руки работают так, будто растирают спину полотенцем после душа. Помимо прочего, для этих движений не нужно много места: твист можно было танцевать и в собственной спальне, и в тесном ночном клубе.

Танец постмодерн

«Водяной мотор» Триши Браун. 1978 год

В отличие от многих других явлений в искусстве, у танца постмодерн есть дата рождения. Это 6 июля 1962 года, день, когда в баптистской мемориальной церкви Джадсона состоялся «Танцевальный концерт (#1)», в котором студенты класса композиции Роберта Данна показывали свои работы, созданные за два года занятий. Они назвали себя постмодернистами, отрекаясь таким образом от ненавистного им танца модерн, который, по их мнению, заменил старые пра­вила на новые, вместо того чтобы отказаться от них вовсе. В знаменитом «No Manifesto», написанном одной из самых ярких представительниц этого те­чения Ивонн Райнер, говорится об освобождении: не надо танцевать для зри­теля, не надо учиться и уметь танцевать, чтобы выразить свои чувства, не надо играть в принцесс или героев, не надо танцем рассказывать истории. Живи со­бой, здесь и сейчас. Танцуй в парке, реагируй танцем на то, что происходит вокруг, экспериментируй.

1970-е
Хастл


Клип «The Hustle» Вэна Маккоя. 1970-е годы

Музыкально-танцевальный стиль диско (от англ. disc — «виниловая пла­стин­ка») сложился в конце 1960-х — начале 1970-х годов, когда в клубах вместо джаз-бандов и рок-групп, играющих живую музыку, начали крутить пла­стин­ки. Ночной клуб в Париже, на улице Юшетт, где была собрана целая биб­лиотека дисков, стал называться «Дискотека». Стиль диско вобрал в себя много самых разных влияний: джаз, ритм-н-блюз, соул, госпел, латино, — так что в результате каждый мог найти в нем что-то по душе. Поколению одино­чек, «атомизированных индивидуумов», не могло не нравиться и то, что диско можно танцевать без физического контакта и что танцующему предоставляет­ся полная свобода действий. Музыканты, создавшие стиль — Донна Саммер, Глория Гейнор, Вэн Маккой, группа Bee Gees.

Диско-хит Вэна Маккоя «The Hustle» дал начало одноименному танцу (кото­рый, впрочем, обычно танцуют парами). Хастл вобрал в себя латиноамерикан­ские ритмы и ритмической структурой похож на тустеп или линди-хоп — тан­цы, в которых на каждый такт делается по два шага. Базовая структура шагов дополняется импровизированными движениями, что делает любую танцую­щую пару уникальной, не похожей на других.

Пина Бауш

«Кафе „Мюллер“» в постановке Пины Бауш. 1980-е годы

Пина Бауш, наверное, самый известный хореограф XX века. Она была уче­ни­цей Курта Йосса, а затем солисткой в его труппе Folkwang Ballet. Там она на­чала самостоятельно придумывать для себя хореографию (по ее словам, она не собиралась становиться хореографом, но ей хотелось больше танцевать), а в 1969 году стала художественным руководителем театра. В 1973 году ее при­гласили возглавить балетную труппу оперного театра в Вуппертале, и вскоре труппа выделилась в отдельную танцевальную компанию — Вуппертальский танцтеатр. Танцтеатр — это жанр, придуманный Куртом Йоссом, в котором на сцене смешиваются балет, опера, драма. В спектаклях Пины Бауш артистка может танцевать, а через минуту взять в руки аккордеон и запеть. Или заку­рить и начать рассказывать о своем детстве. Часто Пина просила своих арти­стов подумать о чем-то и на следующей репетиции показать свою историю. Из таких лоскутков она могла собрать целый спектакль.

Славу Танцтеатру Пины Бауш принесла «Весна священная» — балет, который она поставила уже в самом начале существования труппы (обычно хореографы приходят к нему только на пике своей карьеры). В ее версии исследуется столк­но­вение человека и общества: в сцене жертвоприношения Избранная, в отли­чие от классической версии, не готова отдать свою жизнь ради плодоро­дия зем­ли, но до последнего борется за свое право иметь голос. Разумеется, публи­ку не могло не впечатлить одно из сценографических решений: актеры Танц­театра танцуют буквально вымазанные в земле.

В 2011 году Вим Вендерс выпустил фильм «Пина», сделавший ее самым изве­стным на сегодня хореографом современного танца.

1980-е
Хип-хоп


Afrika Bambaataa & The Soul Sonic Force с песней «Planet Rock». 1982 год

В 1970-е годы диджеи начали не просто проигрывать пластинки на вертушках, но использовать вертушки для создания музыки (например, повторяя какие-то музыкальные фрагменты с дисков). Появились диджеи на радио; зазвучала новая, электронная музыка. В Нью-Йорке, в Южном Бронксе, возник первый стиль хип-хопа — брейкданс, брейк. Этот атлетический танец соединил бы­струю работу ног с акробатическими вращениями на голове, спине и руках. К ним добавились прерывистые роботоподобные движения фризинг (от. англ. freeze — «замер­зать») и локинг, а также более плавные движения попинг — как будто через разные части тела проходит электрический ток. Вслед за би-бойз (Crazy Legs, Prince Ken Swift, Orko) появились би-гёрлз (одна из первых — уроженка Японии Masami).

В 1980-е вместе с популярным рэпом на танцполы приходит так называемая старая школа хип-хопа — более инклюзивная, с большим упором на движения ног, а не акробатику; возникают новые па: robocop, roger rabbit, running man.

Новый французский танец и не-танец

«Благовещение» Анжелена Прельжокажа. 1996 год

Во Франции современный танец появился очень поздно: слишком мощным было влияние классического балета. Вплоть до 1970-х годов неклассическим танцем занимались практически тайно, в спортивных залах, после основной работы. В 1968 году студенческие забастовки всколыхнули Европу, заставив пересмотреть некоторые ценности и в искусстве, и современный танец внезап­но смог выйти на настоящую сцену. А в 1980–90-х годах во Франции началась так называемая танцевальная децентрализация: по всей стране были созданы профессиональные центры танца, которые возглавили молодые хореографы: Доминик Багуэ, Анжелен Прельжокаж, Маги Марен, Жозеф Надж и другие. Задача этой культурной политики была в том, чтобы устранить разделение на искус­ство провинциальное и столичное, которое считается более профес­сио­нальным.

Кроме того, в 1980–90-х годах из нового французского танца выросло еще одно направление, которое часто называют французской аналогией американского постмодерна, — так называемый не-танец (или non-danse). Практически все его представители (в первую очередь это Жером Бель, Борис Шармац, Ксавье Ле Руа) — это ученики или ученики учеников создателей нового французского танца, владеющие прекрасной хореографической базой, но танец для них уже не является основным средством художественного высказывания: они всё дальше уходят от хореографии, используя в своих спектаклях и перформансах драматическую игру и импровизацию, пение и стендап, видеопроекции и компьютерную графику.

1990-е
Ламбада и макарена


«Ламбада» в исполнении группы Kaoma. 1989 год

1989 год, когда рухнула Берлинская стена и стал давать трещины Советский Союз, оказался окрашен звуками ламбады в исполнении группы Kaoma. Этот латиноамериканский танец — прямой потомок матчиша: тот же быстрый темп, столь же, если не более эротичные движения. Подобно «бразильскому танго», ламбада пришла из Рио. И мелодию ее, как мелодию матчиша, быстро заигра­ли до оскомины.

Похожая история произошла в середине 1990-х годов с макареной. Сначала испан­ский поп-дуэт Los del Río исполнил песню про девушку по имени Macarena (Магдалена). Написанная в музыкальном ритме клаве, типичном для бешеной афро-кубинской музыки, песня мгновенно завоевала популяр­ность. И не только песня: в клипе исполнялся простой танец с набором дви­же­ний, идеально приспособленных для того, чтобы совершать их всем вместе в тесноте дискотеки.

Гага

«Deca Dance» в постановке Охада Нахарина. 2000 год

«Танцевальная компания „Батшева“» в Тель-Авиве была открыта Мартой Грэм и баронессой Батшевой де Ротшильд еще в 1964 году, но настоящим центром современного танца она стала в 1990-е, когда ее возглавил Охад Нахарин. Наха­рин, вероятно, самый влиятельный современный хореограф, с которым меч­тают сотрудничать и балетные, и современные танцовщики, а его работы идут во всех крупнейших театрах мира.

Охад Нахарин создал собственный хореографический язык, который называ­ется гага. По словам самого хореографа, гага — это не стиль хореогра­фии, а спо­соб движения. Гага практикуется в зале без зеркал (хотя обычно для мира танца зеркала необходимы как элемент самоконтроля), на саму практику не до­пускаются посторонние, а педагог танцует, сливаясь со своими ученика­ми. Су­ще­ствуют классы «Гага/Танцовщики» (Gaga/Dancers), где занимаются профес­сионалы, и «Гага/Люди» (Gaga/People), куда можно приходить с лю­бой танце­вальной подготовкой. Задача гага — прочувствовать свое тело, ощу­тить каж­дую молекулу своего организма, быть одновременно в своем теле и вне его, не те­ряя при этом самоиронию. Это одна из самых популярных тех­ник на сегодня.

Источник - arzamas.academyуникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]