Длинные стены Дербента
---
Стены Дербента удивительный памятник древней фортификации на территории России. Аналогов ему в Передней Азии нет, несмотря на то, что эти стены строили персы в сасанидскую эпоху, на территории самого Ирана ничего подобного не имеется, продолжение Длинных стен Кавказа через Каспийское море - Горганская стена сейчас пребывает почти полностью в разрушенном состоянии, поэтому судить о каменной персидской фортификации сейчас можно только по укреплениям в районе Дербента.
На данный момент признается, что каменные стены Дербента были возведены в 6 веке при сасанидском царе Хосрове I Ануширване на месте более древних глинобитных стен, построенных его предшественниками - царями Персии Йездигердом II и Кавадом I. Существовали ли Длинные стены на месте Дербента еще ранее - вопрос интересный, но внятного ответа на него нет. Исходя из сути этих укреплений, преграждавших проход вдоль Каспийского моря, можно сделать вывод, что какие-то стены существовали и до сасанидов, ибо сам термин "Каспийские ворота", как правило относимый к Дербенту, известен с 6 века до н.э.
Археологические раскопки в цитадели Дербента подтвердили древность здешнего населенного пункта, какая-то крепость существовала тут еще во времена скифов, но вот загораживали ли Большой Кавказский проход какие-то стены в то время неизвестно.
Само расположение Дербента позволяло контролировать проход вдоль Каспийского моря, в этом районе отроги Кавказского хребта подходят очень близко к морю, поэтому этот отрезок длиной в 3,5 км можно было легко перегородить укреплениями.
Процесс возведения фортификаций на востоке Кавказа был сложным и длительным, не всегда проходы вдоль Каспия укреплялись в самых узких местах, на территории северного Азербайджана известны остатки стен, возведенные поперек более широкого прохода - это Ширванская стена (ее длина на равнине около 8 км), также существуют незначительные руины стен в еще более узком проходе, чем дербентский - в районе скалы Бешбармак (2 км) там же в северном Азербайджане. Возможно именно стены в Бешбармаке стали прообразом дербентских, так как они похожи в своем плане на две почти параллельные линии укреплений Дербента, только фортификация Бешбармака уступала последнему в качестве, тамошние стены были созданы из глины и плохо обработанных камней, поэтому они почти не сохранились до нашего времени.
Даже сама суть укреплений Каспийских ворот может быть не всегда понятна, дело в том, что общепринятым главным свойством подобных стен является защита южных земледельческих цивилизаций от набегов кочевников с севера, несомненно, что все эти линии фортификации возводили выходцы из Ирана и Закавказья. Но названия дербентских укреплений в исторических источниках часто входят в диссонанс с их главной сутью - защитой развитых земледельческих государств, ибо старые названия Дербента - Гуннские ворота, Хонские ворота, Хонская крепость, скорее свидетельствуют о том, что проход вдоль Каспия мог контролироваться и северными кочевниками, в том числе и посредством строительства укреплений в этом районе.
Начало южной крепостной стены Дербента.
Дербентские укрепления Каспийского прохода состоят из двух линий фортификации, соединяющихся в районе цитадели Дербента, одна линия включала в себя две почти параллельные стены, которые шли от цитадели до моря (и даже продолжались на сотню метров вглубь морских пучин), вторая, состояла из очень длинной Горной стены (Даг-бары), которая тянулась на 40 км к западу от Дербента и пересекала отроги Кавказского хребта.
Про Горную стену будет отдельный рассказ, а сейчас осмотрим внушительные руины северной и южной стен Дербента, именно они сформировали топографию этого города, ибо здешнее поселение, ставшее крупным средневековым центром, всегда существовало только внутри этих стен. Город никогда не расползался вширь, а всегда стремился заполнить все свободные места узкого пространства между линиями древних укреплений.
Дербент имел классическую персидскую городскую планировку и состоял из кухендиза - Цитадели (Нарын-Кала), шахристана - укрепленной верхней аристократической части, прилегающей непосредственно к Цитадели, и рабада, в данном случае укрепленного посада в нижней части города, где длительное время жило преимущественно христианское население.
Вид из цитадели на остатки южной крепостной стены и шахристан - верхний город Дербента.
Стены Дербента имели ширину около 4-5 метров при высоте около 10-15 метров. Сейчас в полную высоту сохранилась только северная стена, но на нее сложно подняться, дабы осмотреть ее сверху. Южная стена, что на фото ниже, сохранилась хуже, но зато доступна для осмотра.
Существует мнение, что первой была возведена северная стена, которая собственно и защищала дербентский проход от кочевников, нападавших с северных равнин приморского Дагестана. Южную стену возвели позднее, она должна была препятствовать нападениям со стороны Закавказья, особенно актуальна южная стена стала во время длительного противостояния Ширвана и Дербента, когда после развала Халифата местные династии начали непримиримую борьбу за лидерство в регионе.
Поэтому осмотр Длинных стен мы начнем с северной, лучше всего сохранившейся линии укреплений.
Начинается она у подножия Цитадели крепостными воротами Джарчи-Капы (Ворота вестника), здесь ханский глашатай (джарчи) зачитывал указы правителя. В арабских текстах эти ворота называют также Баб аль-мухаджир (Ворота беглецов), считается, что через них из города убежали хазары не выдержав осады арабских войск.
К сожалению, большинство ворот Дербента дошло в перестроенном виде, особенно постарались здесь русские архитекторы 19 века. Облик Джарчи-капы в 1811 году был сильно изменен российским инженером Карповым, он заменил старую стрельчатую арку ворот новой полуциркульной. Интересно, что ранняя сасанидская арка этих ворот могла быть тоже только полукруглой (если эти ворота вообще существовали в сасанидское время), так как стрельчатые арки впервые начали использовать только арабы, они существенно укрепили и перестроили всю дербентскую фортификацию. Но, скорее всего, в сасанидскую эпоху этих ворот не было вовсе, ибо ранние арабские письменные источники их не упоминают.
Самая мощная башня северной стены Дербента, она прикрывала важнейшие ворота на этом направлении - Кырхляр-капы (Ворота сорока).
Стена постепенно спускается с холма Цитадели. Видны многочисленные реконструкции укреплений, самые уродливые (верхние) естественно было сделаны уже в 21 веке к празднованию 2000-летия города в 2015 году.
Изображение лошади на стене.
Ворота Кырхляр-капы свое название получили от рядом расположенного кладбища Кырхляр (Сорок), где по преданию похоронены 40 арабских шахидов, погибших в бою с хазарами. Арабы называли эти ворота Баб аль-джихад (Ворота священной войны), так как именно через них уходили на войну с неверными (как правило с хазарами) арабские войска.
Львы на воротах Кырхляр (а это именно львы) были упомянуты арабскими авторами еще в 11 веке, поэтому можно предположить, что они сохранились здесь с сасанидских времен.
Сами ворота очень архаичны, что указывает на их существенный возраст и именно персидское происхождение. Более поздние ворота южной стены возводились как отдельные бастионы, они снабжались боковыми башнями и были конструктивно сложнее северных ворот.
Северная стена Дербента. Именно эти укрепления тысячу лет сдерживали кочевников севера. Об ужасах войн за Каспийский проход можно только догадываться, в учебниках истории про эти события пишут только мельком, хотя есть серьезные предположения, что именно бесконечные войны Халифата с Хазарским каганатом остановили продвижение арабов в Европу, ибо ресурсы на эти войны уходили невероятные, хазары часто прорывали дербентские укрепления и доходили в своих набегах почти до Ирака. Дербент переходил из рук в руки по нескольку раз в год, хазары не только штурмовали этот город, но и обороняли его, поэтому Дербент не только сасанидский, арабский, но и хазарский во многом город, отдельный хазарский квартал существовал здесь почти всю его средневековую историю.
За воротами Кырхляр находится интересный участок стены, где хорошо видна интересная каменная кладка, такой способ кладки блоков как чередование ложком и тычком (длинной стороной и торцевой) позволял сделать перевязку стен более прочной. Тем более при строительстве укреплений Дербента блоки внешнего каменного панциря укладывались на сухую, раствором заливали только внутреннюю забутовку. Этот способ кладки стен был характерен для всех укреплений Дербента, в том числе и для Горной стены, остатки которой еще можно обнаружить в лесу западнее от города.
Камни внутренней забутовки с раствором можно увидеть на этой части стен, изувеченных произрастанием деревьев.
Ворота Кырхляр вид изнутри.
Северная стена имела 45 башен, как правило, круглые башни здесь чередовались с прямоугольными.
Какой-то археологический объект у северной стены. О степени его запущенности можно судить по обрушению стеклянного купола. К сожалению, большая часть исторических объектов Дербента находится в ужасном состоянии, многое разрушается от хозяйственной деятельности местных жителей или от безумных перестроек современных реконструкторов.
Следующие ворота северной стены Даш-капы (Ворота камня) не сохранились, но хотя бы можно видеть проем, где они когда-то находились. Они много раз перестраивались и окончательно были разобраны в 60-х годах 20 века.
После Даш-капы северная стена следует через живописный пустырь какого-то долгостроя, здесь хотели сделать нечто похожее на парк, но как видим, проложенные дорожки уже сами стали археологическим объектом, хотя, судя по материалу, плитку для дорожек клали относительно недавно, максимум 10-15 лет назад.
Северная стена сохранила здесь остатки машикулей (навесных бойниц), которыми видимо были снабжены все стены Дербента в средние века.
Интересно, что нынешние, кое-где оставшиеся, зубцы на крепостных стенах сильно отличаются от ранних зубцов арабского и сасанидского времени. Старые зубцы были найдены на руинах Горной стены и сейчас находятся в музее Дербента, что в Цитадели. Они имеют ступенчатую пирамидальную форму характерную для многих древних сооружений Передней Азии, подобные зубцы можно увидеть даже на изображениях ассирийских дворцов и крепостей.
Здесь же на заросшем пустыре можно обнаружить еще одни ворота Дербента - это таинственные Баб ал-кийамат (Ворота Судного дня), эти ворота примерно в 10-11 вв. были наполовину засыпаны, т.е. пройти через них сквозь стену нельзя, они стали суфийским культовым местом и видимо символизировали вход в преисподнюю (т.е. под землю). Здесь кроме многочисленных арабских надписей было найдено захоронение какого-то святого, Баб ал-кийамат использовались как пир (святое место, могила) вплоть до 20 века, его называли Бурундж пир (Угловой пир), потом о них надолго забыли, а теперь после раскопок археологов они невероятно заросли колючими кустами, так что я не смог их хоть как-то осмотреть и сделал лишь пару фото издалека. Создалось ощущение, что кусты здесь насадили специально, чтобы туристы не имели возможности добраться до этих ворот.
Удивительно, но в соседнем прясле стены я обнаружил еще один полуподземный проход, о котором ничего неизвестно и тоже заросший кустами.
Круглая башня-бастион северных стен Дербента, как видим, внутри никаких сводов нет, перекрытия здесь были исключительно деревянные. В ранее арабское время многие башни стен Дербента служили квартальными мечетями, но сейчас сложно сказать, где и они располагались конкретно, даже о самих кварталах можно только догадываться.
Многочисленные маленькие дырки в стенах могут быть следами вбивания гвоздей, в Дагестане с давних пор существует подобный обычай, считается, если вбить с первого раза гвоздь в стену, исполнится какое-то желание, если гвоздь не войдет, соответственно, нет. Гвозди вбивали в каких-то святых местах, например, их много вбито вокруг ворот Судного дня, которые мы осматривали выше, почему много дырок на этой стене непонятно.
После вхождения Дербента в состав России на одном из бастионов северной стены в 1853 году был построен маяк.
Портовым городом Дербент был и ранее, еще со времен арабов, но сейчас от древнего порта ничего не осталось. На данный момент точно неизвестна длина стен, вдававшихся вглубь моря, по рассказам арабских авторов стены Дербента могли тянутся в море на 100 и более метров, тем самым они защищали порт и создавали уютную гавань для кораблей. Вроде бы какие-то остатки стен в море нашел в 60-х годах Л.Н. Гумилев, но точный план дербентского порта неизвестен.
Последние руины стен Дербента видны в районе железной дороги, видимо это остатки башни.
Какая-то квадратная башня вмонтирована в стену современного здания, тоже рядом с железнодорожными путями.
Дойдя до морского побережья, начнем двигаться обратно к цитадели Нарын-кала, чтобы осмотреть руины южной стены.
Южная стена отличалась от северной меньшей длинной, а также обилием крепостных ворот, связанно это было с тем, что южное направление в Дербенте чаще использовалось для хозяйственной и торговой деятельности, ведь отсюда шли дороги в центральные части Передней Азии. На северной стене многочисленные ворота создавали бы уязвимые участки обороны, ведь любые ворота в крепостях - это всегда уязвимость.
Интересно, что еще в 19 веке в российском Дербенте разрастание города происходило именно в южном направлении - в сторону Азербайджана, из-за этого существенная часть южных стен города была снесена, в то время как фортификация севера Дербента сохранилась почти полностью.
В южной стене сохранились самые крайние к морю ворота - Дубары капы (Ворота двойной стены), они отличаются от северных фланговыми башнями, характерными для всей южной дербентской линии фортификации. Когда были возведены эти ворота неизвестно, но в 1184 году они уже существовали, об этом свидетельствует надпись об их реставрации. Название Ду-бары капы вытекает видимо из-за нахождения рядом с ними когда-то остатков еще одной стены - сырцовой, созданной при сасанидских шахах Йездигерде II или Каваде. Остатки этой сырцовой стены существовали еще в начале 20 века, сейчас их обнаружить весьма проблематично.
Скорее всего Дубары-капы построили арабы, так как раньше здесь тоже находились стрельчатые арки, которые были даже запечатлены на фото 19 века. Но сейчас, как видим, этих арок нет, они погибли в течении 20 века, и были заменены фантазиями современных реставраторов в 2015 году, изобразивших вместо нескольких арок разной высоты одну высокую и круглую, так как именно такими полукруглыми арками замещали в Дербенте старые стрельчатые российские строители в 19 веке. В общем, были арабские крепостные ворота, а стали российские триумфальные, если судить по их современному облику. Даже самому русскому архитектору Карпову не пришла бы в голову идея, делать арку крепостных ворот такой высоты, он все же был военным инженером, а не современным фантазером-реконструктором.
Ворота Дубары-капы в начале 20 века.
Существенный участок южной стены ныне исчез, а вместе с ним исчезли минимум трое ворот - Баб Химс, Баб Кайсар или Баб Филастин, Баб Димашк, все они назывались по именам жилых кварталов города времен Халифата - Хомского, где поселились выходцы из сирийского города Хомс, Кайсарского, где жили выходцы из палестинской Кейсарии, возможно он совпадал с Палестинским (Филастин) кварталом, Дамаского (Димашк), где жили арабы из Дамаска.
Для арабов Дербент имел огромное значение, так как он закрывал подступы к центральной части Халифата с севера, поэтому халифы селили здесь многочисленных арабских поселенцев, на которых возлагалась задача по охране рубежей исламского мира. Само арабское название города говорило о его важности - Баб ал-абваб (Ворота ворот). Дербент был главным оплотом ислама на Кавказе, именно отсюда арабские воины осуществляли свою экспансию на весь Северный Кавказ.
К счастью, сохранились самые красивые ворота Дербента - это Орта-капы (Средние ворота) южной стены. Иногда их называли Баб ал-хадид (Железные ворота), это название часто применялось и ко всему Дербенту целиком.
Баб ал-хадид, действительно, имели створы ворот обшитые железом, об этом упоминают арабские авторы. Эти ворота арабы перестроили из старых сасанидских, они возвели роскошный портал со стрельчатой аркой и также уменьшили высоту проема старых персидских ворот, сделав их более неприступными.
Орта-капы были главными воротами Дербента наряду с северными воротами Кырхляр, между ними через весь город проходила сквозная дорога, соединяющая арабский Халифат с Хазарским каганатом.
Лев на воротах Орта-капы мог появится как в сасанидское время, так и позже, во времена правления ширваншахов.
На боевую площадку Орта-капы можно спокойно подняться по лестнице изнутри ворот. Надпись на растяжке напоминает нам, что Дербент сейчас преимущественно шиитский город.
Южную стену активно используют под жилое строительство, она стала фундаментов многих жилых домов. Неоднородность кладки говорит о том, что стену многократно разбирали, а потом опять собирали.
Многие камни дербентских стен грешат полигональностью, что изобличает их седую древность, так строили в древнем мире, и сасаниды продолжали применять подобную полигональную кладку, после них арабы начали использовать в строительстве более ровные блоки.
Непонятно зачем нужно было так уродовать древние стены, специально применяя материал сильно отличающийся от исходного, тем более таким произвольным образом. Зачем вообще нужно было надстраивать старую стену, если в планах нынешних реконструкторов не было даже намека на то, чтобы приблизиться к исторически достоверному облику стен. Фактически, над остатками старых укреплений возвели какой-то каменный забор.
У самого подножия холма цитадели Нарын-кала в 8 веке арабы возвели ворота, носящие ныне название Баят-капы, они служили главным входом в верхний аристократический квартал Дербента. Как и другие ворота в городе Баят-капы дошли до нас в сильно перестроенном виде, при арабах они имели стрельчатые арки и своды, но в 1811 году Карпов их тоже превратил в полукруглые, плюс он добавил бойницы над проходом. С арабских времен сохранилось лишь основание ворот, в плане это был выступающий бастион в двумя полукруглыми башнями по углам.
Арабское название этих ворот Баб ал-мактуб (Ворота надписи) подразумевало наличие над воротами каких-то арабских изречений, сейчас они все исчезли, зато появилась русская в 19 веке - "Время меня разрушило, послушание меня построило, 1811 года".
В южной стене Дербента есть еще одни ворота - Кала-капы, крепостные ворота наверху в цитадели Нарын-кала, но мы их осмотрим в следующий раз, в посте посвященном самой древней части города - его цитадели.
Продолжение следует...
Предыдущий пост о Дагестане:
Города Дагестана - общие впечатления
На данный момент признается, что каменные стены Дербента были возведены в 6 веке при сасанидском царе Хосрове I Ануширване на месте более древних глинобитных стен, построенных его предшественниками - царями Персии Йездигердом II и Кавадом I. Существовали ли Длинные стены на месте Дербента еще ранее - вопрос интересный, но внятного ответа на него нет. Исходя из сути этих укреплений, преграждавших проход вдоль Каспийского моря, можно сделать вывод, что какие-то стены существовали и до сасанидов, ибо сам термин "Каспийские ворота", как правило относимый к Дербенту, известен с 6 века до н.э.
Археологические раскопки в цитадели Дербента подтвердили древность здешнего населенного пункта, какая-то крепость существовала тут еще во времена скифов, но вот загораживали ли Большой Кавказский проход какие-то стены в то время неизвестно.
Само расположение Дербента позволяло контролировать проход вдоль Каспийского моря, в этом районе отроги Кавказского хребта подходят очень близко к морю, поэтому этот отрезок длиной в 3,5 км можно было легко перегородить укреплениями.
Процесс возведения фортификаций на востоке Кавказа был сложным и длительным, не всегда проходы вдоль Каспия укреплялись в самых узких местах, на территории северного Азербайджана известны остатки стен, возведенные поперек более широкого прохода - это Ширванская стена (ее длина на равнине около 8 км), также существуют незначительные руины стен в еще более узком проходе, чем дербентский - в районе скалы Бешбармак (2 км) там же в северном Азербайджане. Возможно именно стены в Бешбармаке стали прообразом дербентских, так как они похожи в своем плане на две почти параллельные линии укреплений Дербента, только фортификация Бешбармака уступала последнему в качестве, тамошние стены были созданы из глины и плохо обработанных камней, поэтому они почти не сохранились до нашего времени.
Даже сама суть укреплений Каспийских ворот может быть не всегда понятна, дело в том, что общепринятым главным свойством подобных стен является защита южных земледельческих цивилизаций от набегов кочевников с севера, несомненно, что все эти линии фортификации возводили выходцы из Ирана и Закавказья. Но названия дербентских укреплений в исторических источниках часто входят в диссонанс с их главной сутью - защитой развитых земледельческих государств, ибо старые названия Дербента - Гуннские ворота, Хонские ворота, Хонская крепость, скорее свидетельствуют о том, что проход вдоль Каспия мог контролироваться и северными кочевниками, в том числе и посредством строительства укреплений в этом районе.
Начало южной крепостной стены Дербента.
Дербентские укрепления Каспийского прохода состоят из двух линий фортификации, соединяющихся в районе цитадели Дербента, одна линия включала в себя две почти параллельные стены, которые шли от цитадели до моря (и даже продолжались на сотню метров вглубь морских пучин), вторая, состояла из очень длинной Горной стены (Даг-бары), которая тянулась на 40 км к западу от Дербента и пересекала отроги Кавказского хребта.
Про Горную стену будет отдельный рассказ, а сейчас осмотрим внушительные руины северной и южной стен Дербента, именно они сформировали топографию этого города, ибо здешнее поселение, ставшее крупным средневековым центром, всегда существовало только внутри этих стен. Город никогда не расползался вширь, а всегда стремился заполнить все свободные места узкого пространства между линиями древних укреплений.
Дербент имел классическую персидскую городскую планировку и состоял из кухендиза - Цитадели (Нарын-Кала), шахристана - укрепленной верхней аристократической части, прилегающей непосредственно к Цитадели, и рабада, в данном случае укрепленного посада в нижней части города, где длительное время жило преимущественно христианское население.
Вид из цитадели на остатки южной крепостной стены и шахристан - верхний город Дербента.
Стены Дербента имели ширину около 4-5 метров при высоте около 10-15 метров. Сейчас в полную высоту сохранилась только северная стена, но на нее сложно подняться, дабы осмотреть ее сверху. Южная стена, что на фото ниже, сохранилась хуже, но зато доступна для осмотра.
Существует мнение, что первой была возведена северная стена, которая собственно и защищала дербентский проход от кочевников, нападавших с северных равнин приморского Дагестана. Южную стену возвели позднее, она должна была препятствовать нападениям со стороны Закавказья, особенно актуальна южная стена стала во время длительного противостояния Ширвана и Дербента, когда после развала Халифата местные династии начали непримиримую борьбу за лидерство в регионе.
Поэтому осмотр Длинных стен мы начнем с северной, лучше всего сохранившейся линии укреплений.
Начинается она у подножия Цитадели крепостными воротами Джарчи-Капы (Ворота вестника), здесь ханский глашатай (джарчи) зачитывал указы правителя. В арабских текстах эти ворота называют также Баб аль-мухаджир (Ворота беглецов), считается, что через них из города убежали хазары не выдержав осады арабских войск.
К сожалению, большинство ворот Дербента дошло в перестроенном виде, особенно постарались здесь русские архитекторы 19 века. Облик Джарчи-капы в 1811 году был сильно изменен российским инженером Карповым, он заменил старую стрельчатую арку ворот новой полуциркульной. Интересно, что ранняя сасанидская арка этих ворот могла быть тоже только полукруглой (если эти ворота вообще существовали в сасанидское время), так как стрельчатые арки впервые начали использовать только арабы, они существенно укрепили и перестроили всю дербентскую фортификацию. Но, скорее всего, в сасанидскую эпоху этих ворот не было вовсе, ибо ранние арабские письменные источники их не упоминают.
Самая мощная башня северной стены Дербента, она прикрывала важнейшие ворота на этом направлении - Кырхляр-капы (Ворота сорока).
Стена постепенно спускается с холма Цитадели. Видны многочисленные реконструкции укреплений, самые уродливые (верхние) естественно было сделаны уже в 21 веке к празднованию 2000-летия города в 2015 году.
Изображение лошади на стене.
Ворота Кырхляр-капы свое название получили от рядом расположенного кладбища Кырхляр (Сорок), где по преданию похоронены 40 арабских шахидов, погибших в бою с хазарами. Арабы называли эти ворота Баб аль-джихад (Ворота священной войны), так как именно через них уходили на войну с неверными (как правило с хазарами) арабские войска.
Львы на воротах Кырхляр (а это именно львы) были упомянуты арабскими авторами еще в 11 веке, поэтому можно предположить, что они сохранились здесь с сасанидских времен.
Сами ворота очень архаичны, что указывает на их существенный возраст и именно персидское происхождение. Более поздние ворота южной стены возводились как отдельные бастионы, они снабжались боковыми башнями и были конструктивно сложнее северных ворот.
Северная стена Дербента. Именно эти укрепления тысячу лет сдерживали кочевников севера. Об ужасах войн за Каспийский проход можно только догадываться, в учебниках истории про эти события пишут только мельком, хотя есть серьезные предположения, что именно бесконечные войны Халифата с Хазарским каганатом остановили продвижение арабов в Европу, ибо ресурсы на эти войны уходили невероятные, хазары часто прорывали дербентские укрепления и доходили в своих набегах почти до Ирака. Дербент переходил из рук в руки по нескольку раз в год, хазары не только штурмовали этот город, но и обороняли его, поэтому Дербент не только сасанидский, арабский, но и хазарский во многом город, отдельный хазарский квартал существовал здесь почти всю его средневековую историю.
За воротами Кырхляр находится интересный участок стены, где хорошо видна интересная каменная кладка, такой способ кладки блоков как чередование ложком и тычком (длинной стороной и торцевой) позволял сделать перевязку стен более прочной. Тем более при строительстве укреплений Дербента блоки внешнего каменного панциря укладывались на сухую, раствором заливали только внутреннюю забутовку. Этот способ кладки стен был характерен для всех укреплений Дербента, в том числе и для Горной стены, остатки которой еще можно обнаружить в лесу западнее от города.
Камни внутренней забутовки с раствором можно увидеть на этой части стен, изувеченных произрастанием деревьев.
Ворота Кырхляр вид изнутри.
Северная стена имела 45 башен, как правило, круглые башни здесь чередовались с прямоугольными.
Какой-то археологический объект у северной стены. О степени его запущенности можно судить по обрушению стеклянного купола. К сожалению, большая часть исторических объектов Дербента находится в ужасном состоянии, многое разрушается от хозяйственной деятельности местных жителей или от безумных перестроек современных реконструкторов.
Следующие ворота северной стены Даш-капы (Ворота камня) не сохранились, но хотя бы можно видеть проем, где они когда-то находились. Они много раз перестраивались и окончательно были разобраны в 60-х годах 20 века.
После Даш-капы северная стена следует через живописный пустырь какого-то долгостроя, здесь хотели сделать нечто похожее на парк, но как видим, проложенные дорожки уже сами стали археологическим объектом, хотя, судя по материалу, плитку для дорожек клали относительно недавно, максимум 10-15 лет назад.
Северная стена сохранила здесь остатки машикулей (навесных бойниц), которыми видимо были снабжены все стены Дербента в средние века.
Интересно, что нынешние, кое-где оставшиеся, зубцы на крепостных стенах сильно отличаются от ранних зубцов арабского и сасанидского времени. Старые зубцы были найдены на руинах Горной стены и сейчас находятся в музее Дербента, что в Цитадели. Они имеют ступенчатую пирамидальную форму характерную для многих древних сооружений Передней Азии, подобные зубцы можно увидеть даже на изображениях ассирийских дворцов и крепостей.
Здесь же на заросшем пустыре можно обнаружить еще одни ворота Дербента - это таинственные Баб ал-кийамат (Ворота Судного дня), эти ворота примерно в 10-11 вв. были наполовину засыпаны, т.е. пройти через них сквозь стену нельзя, они стали суфийским культовым местом и видимо символизировали вход в преисподнюю (т.е. под землю). Здесь кроме многочисленных арабских надписей было найдено захоронение какого-то святого, Баб ал-кийамат использовались как пир (святое место, могила) вплоть до 20 века, его называли Бурундж пир (Угловой пир), потом о них надолго забыли, а теперь после раскопок археологов они невероятно заросли колючими кустами, так что я не смог их хоть как-то осмотреть и сделал лишь пару фото издалека. Создалось ощущение, что кусты здесь насадили специально, чтобы туристы не имели возможности добраться до этих ворот.
Удивительно, но в соседнем прясле стены я обнаружил еще один полуподземный проход, о котором ничего неизвестно и тоже заросший кустами.
Круглая башня-бастион северных стен Дербента, как видим, внутри никаких сводов нет, перекрытия здесь были исключительно деревянные. В ранее арабское время многие башни стен Дербента служили квартальными мечетями, но сейчас сложно сказать, где и они располагались конкретно, даже о самих кварталах можно только догадываться.
Многочисленные маленькие дырки в стенах могут быть следами вбивания гвоздей, в Дагестане с давних пор существует подобный обычай, считается, если вбить с первого раза гвоздь в стену, исполнится какое-то желание, если гвоздь не войдет, соответственно, нет. Гвозди вбивали в каких-то святых местах, например, их много вбито вокруг ворот Судного дня, которые мы осматривали выше, почему много дырок на этой стене непонятно.
После вхождения Дербента в состав России на одном из бастионов северной стены в 1853 году был построен маяк.
Портовым городом Дербент был и ранее, еще со времен арабов, но сейчас от древнего порта ничего не осталось. На данный момент точно неизвестна длина стен, вдававшихся вглубь моря, по рассказам арабских авторов стены Дербента могли тянутся в море на 100 и более метров, тем самым они защищали порт и создавали уютную гавань для кораблей. Вроде бы какие-то остатки стен в море нашел в 60-х годах Л.Н. Гумилев, но точный план дербентского порта неизвестен.
Последние руины стен Дербента видны в районе железной дороги, видимо это остатки башни.
Какая-то квадратная башня вмонтирована в стену современного здания, тоже рядом с железнодорожными путями.
Дойдя до морского побережья, начнем двигаться обратно к цитадели Нарын-кала, чтобы осмотреть руины южной стены.
Южная стена отличалась от северной меньшей длинной, а также обилием крепостных ворот, связанно это было с тем, что южное направление в Дербенте чаще использовалось для хозяйственной и торговой деятельности, ведь отсюда шли дороги в центральные части Передней Азии. На северной стене многочисленные ворота создавали бы уязвимые участки обороны, ведь любые ворота в крепостях - это всегда уязвимость.
Интересно, что еще в 19 веке в российском Дербенте разрастание города происходило именно в южном направлении - в сторону Азербайджана, из-за этого существенная часть южных стен города была снесена, в то время как фортификация севера Дербента сохранилась почти полностью.
В южной стене сохранились самые крайние к морю ворота - Дубары капы (Ворота двойной стены), они отличаются от северных фланговыми башнями, характерными для всей южной дербентской линии фортификации. Когда были возведены эти ворота неизвестно, но в 1184 году они уже существовали, об этом свидетельствует надпись об их реставрации. Название Ду-бары капы вытекает видимо из-за нахождения рядом с ними когда-то остатков еще одной стены - сырцовой, созданной при сасанидских шахах Йездигерде II или Каваде. Остатки этой сырцовой стены существовали еще в начале 20 века, сейчас их обнаружить весьма проблематично.
Скорее всего Дубары-капы построили арабы, так как раньше здесь тоже находились стрельчатые арки, которые были даже запечатлены на фото 19 века. Но сейчас, как видим, этих арок нет, они погибли в течении 20 века, и были заменены фантазиями современных реставраторов в 2015 году, изобразивших вместо нескольких арок разной высоты одну высокую и круглую, так как именно такими полукруглыми арками замещали в Дербенте старые стрельчатые российские строители в 19 веке. В общем, были арабские крепостные ворота, а стали российские триумфальные, если судить по их современному облику. Даже самому русскому архитектору Карпову не пришла бы в голову идея, делать арку крепостных ворот такой высоты, он все же был военным инженером, а не современным фантазером-реконструктором.
Ворота Дубары-капы в начале 20 века.
Существенный участок южной стены ныне исчез, а вместе с ним исчезли минимум трое ворот - Баб Химс, Баб Кайсар или Баб Филастин, Баб Димашк, все они назывались по именам жилых кварталов города времен Халифата - Хомского, где поселились выходцы из сирийского города Хомс, Кайсарского, где жили выходцы из палестинской Кейсарии, возможно он совпадал с Палестинским (Филастин) кварталом, Дамаского (Димашк), где жили арабы из Дамаска.
Для арабов Дербент имел огромное значение, так как он закрывал подступы к центральной части Халифата с севера, поэтому халифы селили здесь многочисленных арабских поселенцев, на которых возлагалась задача по охране рубежей исламского мира. Само арабское название города говорило о его важности - Баб ал-абваб (Ворота ворот). Дербент был главным оплотом ислама на Кавказе, именно отсюда арабские воины осуществляли свою экспансию на весь Северный Кавказ.
К счастью, сохранились самые красивые ворота Дербента - это Орта-капы (Средние ворота) южной стены. Иногда их называли Баб ал-хадид (Железные ворота), это название часто применялось и ко всему Дербенту целиком.
Баб ал-хадид, действительно, имели створы ворот обшитые железом, об этом упоминают арабские авторы. Эти ворота арабы перестроили из старых сасанидских, они возвели роскошный портал со стрельчатой аркой и также уменьшили высоту проема старых персидских ворот, сделав их более неприступными.
Орта-капы были главными воротами Дербента наряду с северными воротами Кырхляр, между ними через весь город проходила сквозная дорога, соединяющая арабский Халифат с Хазарским каганатом.
Лев на воротах Орта-капы мог появится как в сасанидское время, так и позже, во времена правления ширваншахов.
На боевую площадку Орта-капы можно спокойно подняться по лестнице изнутри ворот. Надпись на растяжке напоминает нам, что Дербент сейчас преимущественно шиитский город.
Южную стену активно используют под жилое строительство, она стала фундаментов многих жилых домов. Неоднородность кладки говорит о том, что стену многократно разбирали, а потом опять собирали.
Многие камни дербентских стен грешат полигональностью, что изобличает их седую древность, так строили в древнем мире, и сасаниды продолжали применять подобную полигональную кладку, после них арабы начали использовать в строительстве более ровные блоки.
Непонятно зачем нужно было так уродовать древние стены, специально применяя материал сильно отличающийся от исходного, тем более таким произвольным образом. Зачем вообще нужно было надстраивать старую стену, если в планах нынешних реконструкторов не было даже намека на то, чтобы приблизиться к исторически достоверному облику стен. Фактически, над остатками старых укреплений возвели какой-то каменный забор.
У самого подножия холма цитадели Нарын-кала в 8 веке арабы возвели ворота, носящие ныне название Баят-капы, они служили главным входом в верхний аристократический квартал Дербента. Как и другие ворота в городе Баят-капы дошли до нас в сильно перестроенном виде, при арабах они имели стрельчатые арки и своды, но в 1811 году Карпов их тоже превратил в полукруглые, плюс он добавил бойницы над проходом. С арабских времен сохранилось лишь основание ворот, в плане это был выступающий бастион в двумя полукруглыми башнями по углам.
Арабское название этих ворот Баб ал-мактуб (Ворота надписи) подразумевало наличие над воротами каких-то арабских изречений, сейчас они все исчезли, зато появилась русская в 19 веке - "Время меня разрушило, послушание меня построило, 1811 года".
В южной стене Дербента есть еще одни ворота - Кала-капы, крепостные ворота наверху в цитадели Нарын-кала, но мы их осмотрим в следующий раз, в посте посвященном самой древней части города - его цитадели.
Продолжение следует...
Предыдущий пост о Дагестане:
Города Дагестана - общие впечатления
Взято: maximus101.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]