Екатеринбург. След Романовых.
---
С сегодняшнего дня "100 лет назад" и "до Революции" - уже не одно и то же. Будний и будничный день, в который кто-то плачет, а кто-то смеётся над вскрытыми капсулами времени с посланиями тех, кто полвека назад ВЕРИЛ. О конструктивизме как архитектуре несбывшихся надежд первых лет Октября я рассказывал в прошлой части. Но роль Екатеринбурга/Свердловска в советской истории куда более глубокая и более метафизическая, чем центр промышленного роста Первых пятилеток. Тут сгинул Николай II, последний правитель страны до Советов; отсюда вышел Борис Ельцин, первый правитель после Советов. Самая именитая жертва и самый высокопоставленный могильщик той системы, полное осмысление которой невозможно, пока жив хоть человек, видевший её своими глазами. Об их наследии в столице Урала и расскажу в ближайших 2 частях, и начнём хронологически с гражданина Романова.
Весна часто бывает похожа на осень, и именно таким невольно представляется утро 30 апреля 1918 года, когда на станцию Екатеринбург прибыл короткий поезд. В том поезде везли бывшего императора, а ныне просто гражданина Росреспублики, этнического немца Николая Романова с супругой Александрой, дочерью Марией и слугами. Остальные дочери Татьяна, Анастасия и Ольга и 13-летний цесаревич Алексей с очередным приступом гемофилии остались в Тобольске до начала навигации, чтобы не ехать в распутицу. По дороге к станции бывший царь проезжал село Покровское - родину Гришки Распутина. Поезд вышел из Тюмени 27 апреля и сначала повёз Романовых в Омск, так как до коменданта Василия Яковлева дошли слухи, будто Уралсовет готовит на них засаду, которая не должна была оставить в живых никого, и в Екатеринбург он согласился ехать только когда получил гарантии своей безопасности из Москвы от Якова Свердлова. В 8:40 утра поезд прибыл в Екатеринбург да встал на пятом пути, от вокзала закрытый другим составами - ибо на перроне росла и бесновалась толпа во главе с комиссаром станции. Идеи, что нужно сделать с прибывшими, в толпе высказывались, вернее выкрикивались, разные - например, задушить, или хотя бы "в рожу плюнуть". И это был тот случай, когда "если народ на вас плюнет - вы утонете".
2.
Простояв несколько часов, поезд ушёл обратно на восток. Но недалеко - верстах в трёх от вокзала, у начала Харитоновской улицы, на кратчайшем пути к реквизированному под романовский арест дому инженера Ипатьева, чета Романовых покинула вагон. Вот это место, вид в сторону вокзала:
3.
О метафизическом значении путепровода улицы Шевченко кто-то написал на нём самом:
4.
Поднявшись на путепровод, я с удивлением понял, что уже был здесь в 2010 году - и интересовали меня те дома слева от спуска по одной сугубо личной причине:
5.
Со стороны центра рядом с путепроводом строится церковь Порт-Артурской иконы Богоматери. Это вполне историческая икона, на которой Богоматерь держит в распростёртых руках платок с Нерукотворным Спасом, и явилась она во сне одному старому матросу-ветерану обороны Севастополя в 1903 году с повелением написать такой образ в Киево-Печерской Лавре да отправить в Порт-Артур. Воля Богородицы была исполнена, но сказалась всё та же логистика, главный союзник японцев в случившейся скоро войне - лишь к концу войны икона прибыла во Владивосток, а под павшим Порт-Артуром вместе с остальным обозом досталась японцам. В 1998-м году один паломник узнал эту иконы в Иерусалиме, в антикварной лавке на Виа Долороза, после чего она была выкуплена и перевезена в собор Владивостока. Но к чему она здесь? В контексте Николая II слово "Порт-Артур" не вызывает никаких ассоциаций, кроме проигранной императором войны, в которой Азия впервые за много веков взяла верх над Европой.
6.
Сейчас церковь, вполне может быть, уже и закончена. Крест "у начала пути на Русскую Голгофу" был поставлен в 2003 году, камень - в 2008-м, к 90-летию дальнейших событий. Для кого-то этот путь оказался короче: так, генерал-майор Валя (Василий) Долгоруков, в августе 1917 года добровольно отправившийся с Романовыми в ссылку, был сразу же увезён на допрос, и после обнаружения при нём карты да пары пистолетов - расстрелян. Остальную свиту, порядка 40 человек, распустили с приказом в кратчайшие сроки покинуть Пермскую губернию, и за Романовыми последовали лишь пятеро приближённых - лейб-медик Евгений Боткин, камердинер Терентий Чемодуров, камер-лакей Алексей Трупп, горничная Анна Демидова, повар Иван Харитонов и поварёнок Лёнька Седнёв. Как неуместно звучат все эти звания в реальности, наступившей 100 лет назад...
7.
Харитоновская улица была прямой дорогой в дом на берегу Городского пруда. Построенный в 1877-78 годах статским советским Иваном Редикорцевым, это был один из лучших особняков уездного Екатеринбурга - большим (31 на 18 метров) и оснащённым такими благами, каких остальной город не знал вплоть до советской эпохи - водопроводом и канализацией, например. Здесь были даже телефон и электричество! Но в историю дом вошёл как Ипатьевский - по фамилии последнего владельца горного инженера Николая Ипатьева, а так же по созвучаю с Ипатьевским монастырём в далёкой Костроме, откуда династия Романовых в 1613 году взошла на царство.
7а.
Судьба Царской семьи решалась вот здесь, в крайнем здании справа - это бывший Волжско-Камский банк конца 19 века, где в 1905 году укрывался Яков Свердлов, а в 1918-м разместился Уралсовет во главе с бывшим заводским электриком Александром Белобородовым. Надо заметить, в год разгара Гражданской войны целостность что Белой, что Красной России была довольно условной, и голова зачастую не знала, куда идут ноги. У московских большевиков были планы постепенно сконцентрировать Романовых на Урале, в пролетарском краю, далёком при том от любых границ. В Пермь привезли Михаила Александровича, родного брата Николая II, формально в течение трёх часов последнего монарха России. Здесь же, в Екатеринбурге, ждали своей участи несколько великих князей. Но что делать со свергнутой династией - толком не знали: в Москве предлагали Николая II открыто судить, чтобы в итоге казнить, как французы Людовика, а то и вовсе тихо передать его живым Германии в обме на облегчение условий Брестского мира. Уралсовет, состоявший из вчерашних работяг и потомков политических ссыльных, смотрел на вещи проще - убить при первой возможности, без суда и следствия. Наконец, есть и такая версия, что москвичи всё понимали, и курировали процесс по каким-то устным неофициальным каналам, чтобы юридическая ответственность за дальнейшие события от начала до конца легла на уральцев.
8.
Надо заметить, собралась здесь тогда отъявленная красная сволочь, в честь которой в СССР не называли улиц. Например, Шая Голощёкин, впоследствии руководитель Казахской АССР, своими идеологически-неумелыми действиями устроивший там чудовищный голод. Здание Уралсовета в его историческом виде не сохранилось - в 1930-х его надстроили до 4 этажей грузным корпусом ГУВД на проспекте Ленина, 19, в котором просматривается разве что первый этаж с характерной "ёлочкой" кладки. Увы, я пару раз проходил совсем рядом с тем зданием, но так и не сфотографировал его. Вот лишь вид издалека, и перед ГУВД - красно-белая гостиница "Атамановские номера", в которой содержались под арестом великие князья, позже расстрелянные в Алапаевске.
9. 2009
Вторым органом, касавшимся судьбы Романовых, была УралЧК, занявшая показанную в прошлой части "Американскую гостиницу" на улице Малышева:
10. 2010
Ну а Ипатьевский дом Николай и Александра увидели таким, и скорее всего поняли в этот момент, что везут их вовсе не за тем, чтобы поставить унизительную подпись под мирным договором с Германией. В документах упоминавшийся как "ДОН" ("Дом особого назначения"), по сути дела это была тюрьма с забором выше окон. Её охраняли два поста охраны внутри и восемь, включая четыре пулемётных рассчёта, снаружи. Фотографий полного периметра, видимо, не сохранилось, а вот на этой, при белых, уже снят внешний забор:
11.
Вещи инженера Ипатьева были убраны в опечатанную кладовку. Романовы получили 8 комнат на втором этаже - в одной жили Николай, Александра и юный Алексей, в другой - великие княжны (все в одной комнате, и так как кроватей не хватало - спали и на полу), и даже у слуг жилплощади было больше - отдельная комната досталась, например, горничной Демидовой. Там же, на верхнем этаже, жило 19 охранников, ещё 56 красноармейцев, в основном из рабочих Сысертского завода, были расквартированы на нижнем этаже. Комендантом дома был Александр Авдеев, человек Уралсовета в поезде Яковлева, вовремя сообщивший екатеринбургским большевикам, что последний повернул на восток.
12.
Говорят, в Ипатьевский дом Романовых впустили фразой "Вы можете войти". Метафизически эти слова подразумевали "Вы не можете выйти" - потому что им уже было не суждено увидеть мир за пределами этого дома. Через три недели прибыли из Тобольска три великие княжны и Алексей. Жизнь вчерашней элиты и вчерашних работяг под одной крышей выглядела странной: тот же Авдеев обращался к бывшему царю Николай Александрович, и не дурак был периодически с ним выкурить по папироске. Солдаты пьянствовали, грубили, подворовывали (тем более что Романовы были увешаны драгоценностями), пели под окном матерные частушки про Распутина. Во время обеда какой-нибудь охранник вполне мог зайти в столовую (её интерьер на кадре ниже) и чем-нибудь поживиться, запустив в миску грязную руку. Но охраняли здесь не столько Советскую Россию от побега Романовых, сколько самих Романовых от бывшего их народа - слухи о том, что некто прорвался в ДОН и там убил Николашку, приходили из Екатеринбурга в Москву регулярно.
12а.
Бывший царь, тем не менее, хранил спокойствие. С середины июня в дом стали приносить продукты из Ново-Тихвинского монастыря (о нём я писал здесь), в которых Николай Александрович обнаружил записку на хорошем французском от некоего "русского офицера", где сообщалось, что преданные люди готовят освобождение Царской семьи и просят в ответной записке передать план дома, расположение мебели, сведения о количестве охраны. Николай Александрович поверил, и с этого момента Романовы ждали своих спасителей, ночами подолгу не ложась и оставаясь в верхней одежде. Большевики, наблюдая за ними, тихо посмеивались в папиросу - кто был тем "русским офицером", не смогли установить даже белые, и лишь из рассекреченных архивов в 1990-е годы выяснилось, что всю переписку вёл Пётр Войков (тот самый, которого "Войковская"), прежде десятилетие проживший в Женеве. Николай Романов ответил: "Мы не хотим и не можем БЕЖАТЬ. Мы только можем быть похищены силой, как силой нас привезли из Тобольска. Поэтому не рассчитывайте ни на какую нашу активную помощь. У коменданта много помощников, они часто сменяются и стали тревожны. Они бдительно охраняют нашу тюрьму и наши жизни и обращаются с нами хорошо. Мы бы не хотели, чтобы они пострадали из-за нас или чтобы вы пострадали за нас. Самое главное, ради Бога, избегайте пролить кровь. Собирайте информацию о них сами. Спуститься из окна без помощи лестницы совершенно невозможно. Но даже если мы спустимся, остаётся огромная опасность, потому что окно комнаты коменданта открыто и на нижнем этаже, вход в который ведёт со двора, установлен пулемёт. Поэтому оставьте мысль нас похитить. Если вы за нами наблюдаете, вы всегда можете попытаться спасти нас в случае неминуемой и реальной опасности. Мы совершенно не знаем, что происходит снаружи, так как не получаем ни газет, ни писем. После того как разрешили распечатать окно, наблюдение усилилось и мы не можем даже высунуть в окно голову без риска получить пулю в лицо". И эта записка - едва ли не самый достойный и самый христианский поступок Николая Романова, ибо в ней он прямо отказывался от своего спасения, если ради этого понадобится пролить кровь, даже кровь врагов.
Последние покои русского царя:
12б.
Между тем, белым удалось консолидировать свои силы и летом 1918 года из Белой столицы Омска шло наступление на запад. Всё яснее становилось, что Екатеринбург скоро будет в их руках. Уралсовет вынес смертный приговор без суда и следствия. Примерно тогда же, когда узники Ипатьевского дома стали получать еду от ново-тихвинских монахинь, в губернской Перми был увезён из гостиницы "Королёвские номера" в лес и расстрелян Михаил Романов, а его тело сожгли в плавильной печи Мотовиллихинского завода. В Екатеринбурге тоже началась подготовка к расправе. 4 июля новым комендантом Ипатьевского дома стал Янкель Юровский, еврей из сибирского Каинска (на фото ниже). Это был образцовый чекист, честный и безжалостный, как машина. Николаю он сначала понравился, да и порядок в доме был наведён быстро - проворовавшаяся стража и сам Авдеев отправились под арест, драгоценности был опечатны под опись. Второй этаж целиком остался Романовым - внутренняя охрана спустилась на первый этаж, внешняя была расквартирована в соседнем доме. Теперь Романовы ели досыта, потому что никто не воровал их еду, и отдыхали от пьяного ора и папиросного дыма. Но резон у Юровского был простой - раз солдаты воруют, значит, их можно подкупить. В это же самое время Шая Голощёкин ездил в Москву и добивался разрешения на расстрел, и официально ему отказывали, но вполне может быть, что где-нибудь в кулуарах дали понять, что если Уралсовет это сделает - наказания не последует. Ведь дело было даже не в белых, монархия кончилась в Феврале, и никакого знамени восставших из "Николашки" бы не получилось, ибо проклинали его с обеих сторон, что Лжедмитрия в Смуту. Нет, дело в том, что его НЕНАВИДЕЛИ, и ненавидели до такой степени, что просто хотели убить.
13а.
Накануне расстрела в больницу слёг Терентий Чемодуров, позже ставший основным свидетелем "белых", а поварёнка Лёньку пощадил даже безжалостный Юровский, отпустив проведать родича, якобы приехавшего в Екатеринбург. Ночью на 17 июля 1918 года Романовым было сказано, что близ города белые, и в верхнем этаже находиться опасно. По лестнице из 23 ступеней (как подмечалось позже, столько же лет длилось правление Николая II) они спустились в подвал, причём вечно истекающего кровью Алексея отец нёс на руках. В подвале Романовы попросили стулья, чтоб сесть, и охранники принесли им два стула. Затем 11 узников остались наедине с командой из 7 самых поверенных красноармейцев и чекистов, и Янкель Юровский коротко сказал что-то вроде "ваши друзья уже близко, поэтому мы приняли решение вас расстрелять". И более всего в этой сцене, восстановленной по показаниям убийц, меня впечатляют последние слова Николая - в разных вариантах "То есть нас никуда не повезут?", "А? Перечитайте, пожалуйста" или даже просто "Что?!". Потому что я понимаю, что в той ситуации и мои последние слова скорее всего звучали бы так же. Ответом "что" были выстрелы: первым Юровский убил самого Николая, расстреляв из нагана в упор, но расстрел длился долго, и княжны плакали, пытаясь закрыть друг друга. От зашитых в их корсеты брилиантов рикошетили пули. Привыкший истекать кровью Алексей оказался самым живучим, и его Юровский добил выстрелом в голову. Ни одной пули не досталось горничной Демидовой, которая теперь стояла в углу и крестилась - и кто-то из расстрельной команды заколол её штыком.
Всё это время у ворот тарахтел грузовик - но всё-таки город слышал выстрелы, и люди поняли, что случилось. Официально о казни Николая было сообщено в "Уральском рабочем" 22 июля 1918 года, а о семье и приближённых было сказано, что они погибли при попытке эвакуации. По обе стороны фронта это известие было встречено почти равнодушно, лишь в некоторых заведом вражебных "красным" сёлах став поводом для бунта. У страны в обеих её ипостасях были дела поважнее. Белые, заняв Екатеринбург спустя 8 дней, успели задокументировать следы произошедшего в Ипатьевском доме:
13.
Того же 22 июля Ипатьев получил назад ключи от своего дома, но жить в нём явно не горел желанием, и вскоре продал его белым, а сам предпочёл эмигрировать. Позже в доме были штабы то белых, то красных, то трудармии. Местность у дома, заняв Екатеринбург второй раз, красные переименовали в площадь Народной Мести. В 1922-27 годах в последней резиденции Романовых было студенческое общежитие, затем - партархив, а в 1936 году разместили музей. В подвале воссоздали расстрельную комнату, на втором этаже два года спустя был собран музей атеизма. Расстрелом царя тогда даже гордились, а убийство его родни и слуг оставалось неудобной темой, о которой тот же Юровский в 1934 говорил так: "Молодое поколение нас может не понять. Могут упрекнуть, что мы убили девочек, убили наследника-мальчика. Но к сегодняшнему дню девочки-мальчики выросли бы… в кого?". Последней экспозицией музея стали трофеи Великой Отечественной, а в 1946 здание вновь отдали архиву. Но начиная с Оттепели власти порой стали находить у Ипатьевского дома кресты и огарки свечей. Как ни ненавидели Николая II при жизни, а произошедшее в ДОНе всё чаще вспоминали как злодеяние. В 1959 году название площади заименили на нейтральное Комсомольская, а в 1975 году из Москвы пришла директива снести Ипатьевский дом, которую и выполнил год спустя возглавивший Свердловскую область Борис Ельцин.
Последние свидетели последних дней последнего русского монарха - вещи в краеведческом музее. Некоторые из них узнаются на фотографиях из дома:
14. 2010
Помимо людей, убили в ночь на 17 июля и двух царских собак, начавших выть. Пёс цесаревича Алексея по кличке Джой, привычный видать к запаху его крови, молчал, и потому так и остался единственным выжившим. С белыми он проделал большой путь, и дни свои закончил на королевской псарне в Англии - той стране, куда не приняли когда-то его хозяев. Юровский умер в больнице в 1938 году, Войкова застрелил в Варшаве белоэмигрант, Голощёкин и Белобородов сами пошли под расстрел, а исполнители расправы так и дожили старость на родном Урале.
В 1980 году Царственных страстотерпцев канонизировала Русская Православная Церковь за Границей, а в 2000 году её примеру последовала и РПЦ. На месте Ипатьевского дома в 1990-91 годах расположились монархисты, поставившие там крест и вагончик для его охраны. Ну а церковники пришли сюда в 1992 году, когда первой из убитых большевиками Романовых была канонизирована великая княжна Елизавета Фёдоровна - одна из мучеников Алапаевской шахты. По такому случаю была сооружена деревянная часовенка Святой Елизаветы:
15.
Вокруг этой часовенки и разросся в 2000-2003 годах Святой квартал (это официальный адрес), строительство которого началось после канонизации Царственных страстотерпцев:
16. 2010
Были возведены Патриаршье подворье, включавшее так же библиотеку и музей Царской семьи, и внушительных размеров Храм на Крови во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших. "На крови" в России три храма - Дмитриевская церковь в Угличе, где погиб наследник Рюриковичей, Спас-на-Крови в Петербурге, где бомба народовольца настигла Александра II, и этот храм - здесь.
Надо заметить, в 2000-х годах белоснежные храмы с золотыми главками росли по российским облцентрам аки грибы, но екатеринбургский Храм построили одним из первых, и я помню, как потрясающе он смотрелся тёмным морозным утром в 2004 году.
17. 2010
Там внутри каменное убранство и фаянсовый иконостас из Сысерти - такие сейчас стали "визитной карточкой" новых и восстановленных храмов Екатеринбургской епархии. В 2004 там же стояла галерея потрясающе красивых яшмовых икон, сделанных одним умельцем из Нижнего Тагила - увы, не знаю, что с ними сделали дальше. Сам сейчас не понимаю, почему, но во все свои приезды я очень мало фотографировал около этого храма. Подробнее о нём можете почитать у
18.
Кого именно считать палачом Романовых - теперь спорят историки: каждый из расстрельной команды приписывал себе основную роль. Но за ликвидацию останков отвечал Пётр Ермаков, рабочий Верх-Исетского завода. Под утро 17 июля грузовик с трупами поехал прочь из города в деревню Коптяки, где Ермаков в 1907 году тренировался в лагере боевиков. Он знал, что там есть заброшенная шахта, которую выкопал в годы "золотой лихорадки" некий подрядчик Гаврила. У Ганиной Ямы красные раздели покойников и сожгли их одежду. Один из чекистов срезал с мёртвой княжны кольцо вместе с пальцем, что Ермаков заметил и пресёк. Но сбросив тела в шахту, Ермаков обнаружил, что найти их там будет очень легко, а окрестные селяне были явно в курсе, что в этом лесу происходило что-то важное. Следующий день Ермаков разрешал эту ситуацию в Уралсовете, и к вечеру 18 июля вернулся на Ганину Яму с бочками серной кислоты и бензина, которые выписал Пётр Войков. Достав тела, он повёз их дальше в лес, надеясь схоронить в более глубокой шахте. Но в Поросёнковом логу грузовик уткнулся в непроазную грязь, которая и стала могилой: тела были изрублены на мелкие кусочки, брошенные сначала в серную кислоту, а затем в огонь, так что остались лишь черепа и мелкие фрагменты костей. Их и закопал Ермаков в болоте, сверху постелив гать. Белые следователи во главе с Николаем Соколовым хоть эту гать и приметили, но найдя сгоревшую одежду и отрезанный палец у Ганиной Ямы, пришли к выводу, что тела были уничтожены там без остатка.
Вот Ермаков у могилы, и весь вид его намекает, что даже для такого прожжёного бойца и палача всё это было слишком:
19.
Могилу в Поросёнковом логу нашли ещё в 1979 году геолог Александр Авдонин и писатель-сценарист Гелий Рябов, о чём и заявили в 1991 году во всеоуслышание. После множества экспертиз, подтвердивших подлинность останков, в 1998 году Романовых торжественно перезахоронили в Петропавловском соборе Петербурга. Но Поросёнков лог был местом глухим и неприметным, да и название его неблагозвучное - поэтому вторым центром почетания Страстотерпцев стала именно Ганина Яма. В 2000 году её освятил патриарх Алексий II, и вокруг старой шахты началось строительство монастыря. Туда из города ходит автобус, но меня на Ганину Яму привёз

20.
Монастырь на Ганиной Яме интересовал меня не столько как историческое место, сколько как образец современного православного зодчества:
21.
Устроен он действительно интересно - круглая территория около 400 метров в диамтре, внутри сосновый бор, подобный парку, и деревянные постройки, в основном законченные в 2001 году, все в едином стиле и единой гамме. 7 храмов обители олицетворяет 7 погибших членов Царской семьи, а остальные крупные здания - убитых вместе с ними приближённых. У входа, как видите, не протолкнуться от паломников, но в огромном монастырском парке они рассеиваются - на дорожках тихо и пусто.
22.
На кадре выше - башня охраны, огромная трапезная с паломнической гостиницей, надвратная Иверская церковь, а за ней Игуменский дом (слева) и музей (справа), в который я не пошёл. За стволами сосен и берёз блестят церковные главки, а на аллеях - памятники:
23.
Бюст Николая II подарили монастырь в 2008 году паломники из Киева. Остальные памятники поставлены в 2011 году:
24.
Я пошёл против часовой стрелки. Колокольня, она же водонапорная башня
25.
Храм Сергия Радонежского (2001), небесного покровителя России - в стороне от других:
26.
27.
28.
За ним обнаружились хозпостройки:
29.
И за оградой пара зелёных вагонов на подставках:
30.
Это не памятник поезду Яковлева (да и вагоны там были другие), а дополнительные места паломнической гостиницы. Прямо за ними - железная дорога, но остановки здесь нет:
31.
Храм Серафима Саровского (2001) на месте одного из кострищ:
32.
По соседству с ним - самый большой в обители храм Державной иконы Божьей матери (2002):
33.
В 2010 году храм сгорел, а в 2011-13 был воссоздан. От первоначального здания оставалась каменная звонница:
34.
Её изразцы:
34а.
За ним - храм Святых Царственных Страстотерпцев:
35.
Икона на его апсиде:
36.
Рядом памятник "Царские дети" - четырём великим княжнам и цесаревичу:
37.
А прямо за церковью Страстотерпцев - собственно, Ганина Яма, небольшая оплывшая воронка, вокруг которой проложена галерея:
38.
Как уже говорилось, в этой яме останки Романовых и их свиты пролежали не больше двух суток. Куда страшнее Алапаевская шахта, куда сбросили Великих князей, причём иные из них были ещё живы. Там тоже есть монастырь Новомучеников, где я был в 2010 году.
39.
За Ямой - архиерейской подворье и самая молодая в обители церковь Иова Многострадального (2003):
40.
А Никольская церковь, напротив, ближайшая от входа, если идти по часовой стрелке:
41.
На выходе я зашёл в трапезную купить пирожков, и чем-то сразу не понравился массивной буфетчице. Передо мной пирожки выбирал мальчик, и понимая, что он ещё не определился с выбором, я спросил, с чем вон тот пирожок, на что тётка возмутилась: "Вы что о себе возомнили? Впереди ребёнка лезете!". Но в целом монастырь на Ганиной Яме хорош, хотя бы в качестве парка, куда многие ходят просто гулять высокими под соснами.
42.
Напоследок - несколько фотографий тогдашнего Екатеринбурга. Сложно представить в этом приземистом райцентре с красивыми храмами нынешний мегаполис. На панораме Прокудина-Горского, так удачного задокументировавшего русский мир накануне его краха, слева направо Богоявленский собор (1771-74, высота 66м) на нынешней площади 1905 года, по сей день уцелевшая Вознесенская церковь (1789) близ Храма на Крови, Екатерининский Горный собор (1758-64) на нынешней площади Труда, две башенки Петропавловской кирхи (1873) и воссозданный в 2009-13 годах Большой Златоуст, он же Максимиллиановская церковь (1847-76, высота 77м).
43.
Вид в другую сторону - справа сохранившийся Александро-Невский собор (1838-54) того самого Ново-Тихвинского монастыря, откуда Романовым передавали еду, слева россыпь небольших старообрядческих и единоверческих церквей в предместьях. Они не сохранились, а я с дореволюционными фотографиями рассказывал о них здесь.
44.
Как относиться к человеку, который в 1905 году из мнимого страха перед народной расправой допустил расстрел людей из пулемётов, а в 1918 году перед лицом настоящей народной расправы отказался от помощи (пусь и мнимой), так как не хотел кровопролития? Однозначно безвинно убиты его супруга, дети, слуги, расправы над которыми даже в 1930-е годы стыдилась советская власть. Я не знаю, каким был Николай как личность, но все источники рисуют картину благостного идеалиста, почти что аутиста, не готового выйти ни на шаг за свою картину мира. Понятна мне и его канонизация как Символа - нет, он уже не стал бы знаменем белых, ненавидевших его так же, как и красные, но он стал знаменем Новомучеников, царём тех, кто погиб при Советах за веру или убеждения. Но если рассматривать Николая II сугубо как правителя, то да простят меня царебожцы, а процитирую лишь чьи-то чужие слова - "С каких пор самоубийц канонизируют?"
45.
Россия досталась последнему императору в очень странное время. Позади был 19-й век, бездарнейшим образом потерянный для экономики - если в 1797 году на Россию приходилось 40% мировой металлургии, то в 1897 году - 3%. Военная мощь, сокрушившая Наполеона, устарела на два поколения уже к Крымской войне, и страна вернулась на путь вечного догоняющего. Самодержавная власть отнюдь не была безграничной, путаясь в олигархии наверху и в низовой бюрократии. Об экономических ошибках 19 века написаны тонны книг, и первой ошибкой было то, что мы проспали "паровую революцию" начала 19 века. Недород, как аккуратно именовали голод, был обыденностью, как и десятки тысяч голодных смертей ежегодно. Средняя продолжительность жизни составляла около 30 лет - уровень беднейших стран современной Африки. Над страной висела крестьянская проблема, решение которой откладывалось на потом веками. И наверное её можно было бы откладывать на потом ещё очень долго, если бы не одно обстоятельство, выпавшее именно на Николаевскую эпоху - не будет преувеличением сказать, что Российскую империю разнесло на куски мощнейшим в истории человечества демографическим взрывом!
46.
Это было что-то действительно страшное: к 1917 году моложе 25 лет были 85% населения. По переписи 1897 года в Российской империи жило 125 миллионов человека, по оценкам 1913 года - уже 171 миллион. Плодясь в голодных деревнях, крестьяне шли в города, и многие города удваивались в размерах за десятилетие. Это было что-то сродни цепной реакции, сопровождавшейся огромным выбросом энергии, и на этой дешёвой рабсиле строились новые заводы, поля и дороги - статистически выходило, что страна развивалась бешенными темпами. Но только вот снизу люди напирали ещё сильнее... Огромную энергию этого демографического взрыва те, кто стояли в России тогда у руля, могли использовать с умом, а могли расслабиться, решив, что люди - это та же нефть, и бабы новых нарожают. Но нефть загорелась быстро: Первая Мировая война остановила рост экономики, а миллионы людей из низов государство за свой счёт научило обращаться с оружием.
47.
То, что произошло дальше - было просто взрывом, разрушившим до основания старый мир. Истинные причины любой революции - просто в обществе сложилась критическая масса людей, настолько недовольных жизнью, что хочется кого-нибудь убить. И большевики в силу своего радикализма оказались единственной силой, способной оседлать эту энергию.
47а.
Мне нравится вот эта фреска на вокзале Екатеринбурга - Царственные страстотерпцы возноятся из Ипатьевского дома к Храму на Крови, но в самой композиции фрески они РАЗДЕЛЯЮТ на белых и красных народ, совершенно одинаковый с обеих сторон.
48.
И пусть стоят на Святой Руси памятник Ленину. В Екатеринбурге Ильич поставлен правильно - указуя рукой прямо на администрацию города. Пусть стоят Ильичи - В НАЗИДАНИЕ. Показывая сильным мира сего, что есть где-то внизу превосходящая сила, которая, вырвавшись, не пощадит никого.
49.
А Екатеринбург, поглотив Николая Второго, выпустил во внешний мир Бориса Ельцина. Об этом - в следующей части.
ЕКАТЕРИНБУРГ (2009-2016).
Виды с "Антея" (2010)
Виды с "Высоцкого" (2016)
Екатеринбургский метрополитен (2009-2015).
Центр
Вокзал и окрестности (2015-16).
Проспект Ленина (2009-2016). Пост серьёзно отредактирован.
Плотинка и пруд. (2009-2016). Пост серьёзно отредактирован.
Улицы Малышева и Вайнера (2016). В основном конструктивизм.
Прочее в центре (2009-16). В основном дореволюционка и храмы. Пост серьёзно отредактирован.
Районы
Втузгородок и Шарташ (2016).
Уралмаш (2010).
Эльмаш (2016).
Химмаш, Уктус и Нижне-Исетск (2016).
Верх-Исетск (2010).
Город-спутник Верхняя Пышма (2016).
Начало и конец СССР. Наследие персоналий.
След Николая II (2016)
След Ельцина (2016)
Взято: varandej.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]