Что должен делать второй режиссер, если хочет быть хорошим вторым режиссером
Сооснователь и контент-директор компании StudioBinder Дара Денеш составила список советов, которые будут полезны каждому второму режиссеру.
Вторые
режиссеры — одни из самых важных членов съемочной команды. Они отвечают
за коммуникацию на площадке, координацию цехов, расписание, разрешение
конфликтов и безопасность. Для того, чтобы стать хорошим вторым
режиссером, рекомендуем вам следовать следующим 13-ти принципам.
1. Попросите у режиссера список кадров
Когда
у вас есть список кадров, составлять расписание на день гораздо проще.
Что делать, когда вы работаете с режиссером, который не любит составлять
списки кадров или раскадровки? Спросите у него что-то вроде:
«Собираетесь ли вы снимать общий план, а потом восьмерку?» или «Нужно ли
будет снять несколько особых кадров?». Это позволит вам понять, как
много времени стоит выделить на каждую сцену. С другой стороны, если
он вам ответит, что пока не знает, что именно хочет, обратитесь
к оператору-постановщику. Дайте ему понять, что режиссеру нужна
поддержка и помощь в планировании кадров.
2. Составляйте реалистичное расписание
Проанализируйте
сцену и поймите, что именно вам нужно. Подумайте, сколько нужно
готовиться для каждого из элементов сцены: от настройки стедикама
до переодевания актеров. В расписании съемок мало подробной информации,
так что хорошо бы завести свое собственное место, куда можно добавлять
пометки.
Сервисы
вроде StudioBinder позволяют сильно сэкономить время и составить
подробные вызывные листы со включенным в них расписанием.
3. Начинайте съемочный день с пятиминутного брифа
Позовите
вашу основную команду (обычно продюсера, режиссера,
оператора-постановщика и остальных руководителей цехов) и пробегитесь
с ними по расписанию. Это лучший способ донести информацию до всех.
Не тратьте на такие собрания больше пяти минут. Если оно длится дольше,
значит, вам нужно реструктурировать расписание. Лучше изменить его
сразу, чем потом разбираться с проблемами.
4. Разбирайте сцены, чтобы быть готовым к изменениям
Ваше
расписание может меняться по разным причинам, в том числе требованиям
к свету, новым кадрам и изменениям в сценарии. Как только площадка
подготовлена, настало время пройтись по сценарию с режиссером,
оператором-постановщиком, гаффером, звукорежиссером
и художником-постановщиком, чтобы убедиться, что все идет по плану. Если
что-то неправильно, у вас будет достаточно времени, чтобы изменить
схему. Это лучше, чем терять время потом, отставая от расписания.
По мере того, как съемка сцены подходит к концу, готовьтесь
анализировать следующую. Всегда идите на шаг впереди.
5. Обсуждайте работу с цехами между сценами
Что
может разрушить съемки, так это «неизвестные неизвестные». Вы не можете
разобраться с проблемой, если не знаете об ее существовании. Задача
второго режиссера как информационного центра — собирать данные из разных
цехов как можно быстрее и предпринимать превентивные действия.
Слушайте, смотрите, спрашивайте и делайте все необходимое, чтобы
получить всю необходимую информацию и изменить план работы.
Единственный
эффективный способ это сделать — менеджмент во время обхода.
В перерывах между дублями и сценами (все время, пока не включена камера)
можно узнать лично у руководителей цехов, как продвигается их работа.
Кроме того, таким образом можно начать доверительный разговор, в ходе
которого вам могут сказать что-то, о чем не решались говорить перед
другими.
6. Эффективно выстраивайте связи
Вторые
режиссеры не только грамотно общаются с людьми, но и стратегически
мыслят. Они знают, что сказать, когда сказать и как сказать. Вот
несколько советов, как поддерживать поток информации на площадке:
— Есть
разница между криком и демонстрацией. В киноиндустрии сложился
стереотип, что второй режиссер всегда кричит. В большинстве случаев так
и есть, однако это не самый эффективный способ заработать уважение
команды.
— Пусть
информация будет важной. На любого, кто постоянно повышает голос,
вскоре перестанут обращать внимание. Подумайте, когда лучше поговорить
наедине.
— Поддерживайте связь с цехами. Обсуждайте, что должен сделать каждый из них, а затем следите, как они с этим справляются.
— Проводите 5-10 минутные прогоны следующих сцен.
7. Смиритесь с ролью человека, который решает проблемы. В этом ваша работа
Не жалуйтесь
на проблемы. Смиритесь с ними. Второй режиссер должен уметь их решать.
Будь то конфликт между членами съемочной группы или опасная для жизни
ситуация, ваша задача — разобраться с неприятностью, сохраняя позитивный
настрой.
Что вы должны делать
— Будьте
хорошим слушателем. Если вы заметите, что один из членов съемочной
группы чем-то недоволен, отведите его в сторону и дайте выговориться.
Это займет всего лишь несколько минут, но от этого зависит эффективность
работы человека и всего цеха. Если у вас с группой доверительные
отношения, они будут чувствовать, что за их благополучием следит друг.
— Возьмите
на себя ответственность за ошибку, даже если она не ваша. Пусть вся
команда знает, что вы работаете над решением проблемы. Это повысит
ее уверенность и уважение к вам.
— Подключайте
только тех, кто действительно необходим. Если появляется проблема,
которая требует остановки съемок, не трогайте ту часть группы, которая
на данный момент в них не участвует. Скажите, чтобы устроили небольшой
перерыв, пока вы пытаетесь разобраться. Это особенно важно, когда
обстановка накаляется. Не надо попусту тратить энергию команды.
Что вы не должны делать
— Не вините
других. Даже не рассматривайте этот вариант. Да, вторые режиссеры часто
пытаются переложить вину на кого-то другого. Однако цепочка
заканчивается на втором режиссере. Взаимные обвинения не только вредят
доверию к вам, но и приводят к тому, что люди будут бояться обращаться
к вам впоследствии.
— Не занимайте
сторон. Если между членами группы назрел конфликт, поговорите с каждым
отдельно, чтобы понять точку зрения каждого и найти решение. Часто
человеку достаточно высказаться, чтобы снять напряжение.
— Не занимайтесь
нравоучениями. Никто не любит, когда с ним разговаривают свысока, так
что кратко скажите то, что хотели, и двигайтесь дальше.
— Не допускайте
напряженной обстановке на площадке. Тут «сарафанное радио» работает
очень быстро, так что весь негатив может моментально сказаться
на энергии команды.
8. Три способа придерживаться расписания
Средний
съемочный день длится 12 и больше часов, так что это время нужно
использовать эффективно. Дополнительного времени нет никогда, так что же
делать, чтобы опережать расписание?
— Добавьте
время на непредвиденные обстоятельства. Все ваши расчеты можно будет
выбросить в окно, если на площадке возникнет какая-либо проблема, так
что даже если вы добавите по 15 запасных минут к каждой сцене, они
потенциально могут вам очень помочь. Это особенно важно, если
вы работаете с новой командой, которую еще плохо знаете.
— Выделите
дополнительное время на подготовку. Никогда не жалейте времени на такие
вещи, как грим, художественная постановка или подготовка сложного
кадра.
— Ищите
способы использовать время. Если что-то забуксовало (например, актерам
еще не закончили делать грим), придумайте что-то, что можно сделать
в это время. Возможно, это хорошая возможность отснять какую-то деталь
или заявочный план.
9. Запомните имена людей
Налаживание
контактов и завоевание доверия начинается с имен. Никому не нравится,
когда к нему обращаются на «Эй» или по должности. От вас не ожидают, что
вы будете поименно знать всех в первый же день. Поэтому и существуют
вызывные листы. Начните с их изучения и запомните, как зовут главных
членов группы и актеров.
10. Благодарность на многое влияет
На то,
чтобы сказать «Спасибо» не уходит много времени, но это мотивирует
людей усерднее работать. Относитесь ко всем на площадке одинаково,
потому что все должности важны, каждый заслужил уважения и симпатии.
Поставьте
себе цель поблагодарить каждого на площадке в то или иное время.
Вы задаете съемкам тон, а люди считывают эту информацию. Будьте для них
примером.
11. Поддерживайте энергию питанием
Энергия —
важный элемент успешных съемок. Еда и напитки — важный элемент для
ее поддержания. Хотя кормить команду — это не прямая обязанность второго
режиссера, он точно может повлиять на это.
Следите,
чтобы ваша еда была простой и здоровой: овощи, фрукты, сыр, мясо
и орехи. Избегайте пищи с высоким содержанием углеводов, вроде макарон
или пасты. Если люди устали, их может взбодрить чашка кофе.
12. Дайте актерам поучаствовать в принятии решений
Некоторые
актеры очень чувствительны. Налаживание с ним доверительных отношений —
важный элемент, благодаря которому они сохраняют позитивный настрой
и не уходят. Как второй режиссер вы постоянно будете взаимодействовать
с актерами, так что очень важно сразу же наладить с ними контакт.
Хороший
способ это сделать — дать им поучаствовать в решении задач, которые
непосредственно с ними связаны. Вы можете им сказать: «У меня тут
появилась идея, которую я хотел предложить режиссеру, но я сперва решил
посоветоваться с вами» или «А что вы думаете об этом?»
13. Концентрируйтесь на том, что действительно важно
Вас
будут заваливать информацией целый день. В такой ситуации очень просто
запутаться и потерять внимание. Всегда спрашивайте себя:
Сколько времени?
Что должно сейчас быть?
Что нужно готовить дальше?
Что нужно разобрать?
Что нужно закончить?
Что самое важное, следуйте своим инстинктам. отсель