Хроники времен "застоя". Николай, почему не закусываешь?
22.11.2017 281 0 0 foto-history

Хроники времен "застоя". Николай, почему не закусываешь?

---
0
В закладки
586473_8_w_1000
Николай, почему не закусываешь?
О том, что не вошло в репортажи об официальных дружеских визитах
1971 год. XIV съезд КПЧ. Съезд победителей, окончательно поставивший крест на «пражской весне». Из Москвы ради такого случая прибыла делегация во главе с Генсеком. В Доме советской науки и культуры (ДСНК) развернули выставку о московском метро. (В Праге в ту пору москвичи помогали строить метро). Чтобы пражане, имели ясное представление о подземном транспорте, в переходе между этажами ДСНК установили турникет. Бросишь монетку — пройдешь дальше, «Прошу! — предложил директор выставки Леониду Ильичу, опустив монетку.— Давно, наверное, не были в метро?»
— Давненько,— признался Брежнев. Но рисковать не стал.— Я технике не доверяю. Пусть лучше Шелест пройдет. Батька украинских коммунистов П. Шелест подчинился. Но, видно, тоже давно не пользовался народным транспортом. Да и фигуру имел весьма солидную. Словом, турникет сработал, зажав в тисках члена Политбюро. Тот дергался взад-вперед, тщетно пытаясь высвободиться. Пока директор выставки с разбегу не вытолкнул его.
И все же неугомонным чехам удалось опустить под землю дорогого Леонида Ильича. Уже в 78-м году, чтоб показать наглядные плоды сотрудничества двух братских стран. Тот проехал в новом метро одну остановку, так, кажется, и, не поняв, где находится. Это был уже совсем другой Брежнев. Сразу из метро гостя повезли в музей Ленина. Наверх, где состоялась Пражская конференция большевиков подниматься не стали. Брежнев не осилил бы подъем. Решили провести встречу внизу. Все с нетерпением ждут, прихорашиваются. Входит человек с бессмысленным взором, даже не поздоровавшись. Угрюмо шагает по залу. Густав Гусак попытался разрядить обстановку. «Садитесь, Леонид Ильич, для вас приготовлена книга почетных гостей». Тот долго выводил подпись под уже готовым текстом. Поднялся. «Дату поставьте»,— наклонился начальник охраны. Гость написал число. И вновь ни слова. «Леонид Ильич, этот момент войдет в историю!» — нашелся Г. Гусак.
«Да, войдет в историю!» — прошамкал Генсек единственную фразу и тут же развернулся к выходу. Сотрудники музея в полной прострации от столь ледяного визита, Дипломаты успокаивали их, как могли. Дескать, устал человек в метро. А наутро пражские газеты сообщили, как тепло приветствовал Брежнев музейных работников, расспрашивал их. 1981 год. XVI съезд КПЧ. Брежнев встречается с вновь избранными членами президиума. Читает им беседы. Всех, конечно, интересовала тревожная ситуация в Польше. Помощник подал листок о положении в Польше, но Брежнев перепутал листки и вновь стал зачитывать только что прочитанные страницы.
С ответной речью выступил Г. Гусак. На родном словацком языке. «А сейчас, Леонид Ильич, я скажу по-русски. Мы очень рады, что вы приехали на наш съезд. Большое вам спасибо!» И вдруг Брежнев поворачивается к переводчику и громко вопрошает с обидой: «А ты почему мне не переводишь?» В зале гробовая тишина. Последний раз руководители социалистической Чехословакии встретились с Брежневым летом 1982 года в Москве. В честь высоких гостей дали торжественный обед в Грановитой палате. Г. Гусак поднялся, начал произносить тост, обращаясь к сидевшему напротив дорогому Леониду Ильичу. Тот повернулся к соседу Тихонову. И громко, на всю палату: «Николай, ты почему не закусываешь?» Гусак оборвал тост на полуслове. Старенький Тихонов сжался, понимая бестактность ситуации. «Это мне нельзя есть. А ты, Николай, давай закусывай. Вот хоть семгу возьми»,— неслось между тем по Грановитой палате.
Конечно, можно смеяться над этими историями. Но в заключение еще подлинный факт. Одна из задач наших посольств собирать и отправлять в центр отклики из страны пребывания на всякие события. Во время визита 78-го года наш дипломат принес свежий отклик от знакомых чехов, с которыми по утрам прогуливал в парке собак. «Как вам не стыдно иметь такого руководителя?! Это ж археологическое ископаемое! Вы выглядите жестокими людьми, эксплуатируя больного человека».
«Отклик» широко гулял по посольству, но в центр, конечно, не ушел.
Собрал Е. ЧЕРНЫХ. (Наш соб. корр.).
Прага.уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]