Операция "Анаконда"
---
После выдавливания боевиков движения «Талибан» и террористической группировки «Аль-Каида» из Кабула и укреплённого пещерного комплекса Тора-Бора в ноябре—декабре 2001 года часть боевиков отступила в район Гардеза на юго-востоке Афганистана. Опыт проведения операции в Тора-Бора наглядно продемонстрировал, что одними только массированными авиаударами невозможно уничтожить противника, укрывшегося в многочисленных протяженных горных пещерах. В начале 2002 года американское командование получило разведданные, что боевики перегруппировываются в долине Шахи-Кот. Упреждая действия исламистов, американцы решили провести воздушно-наземную операцию. Однако силы и решимость противника сражаться адекватно оценены не были.
В силу того, что до этого противостоящие международной антитеррористической коалиции силы талибы уклонялись от прямых и длительных столкновений, у командования США возникло «головокружение от успехов».
Подготовка операции «Анаконда» началась в начале феврале 2002 года. В ходе её проведения намечалось высадить вертолетные десанты в восьми ключевых местах долины, перерезать все пути отхода, а после этого уничтожить противника ударами с воздуха. Долина Шахи-Кот находится в труднодоступном горном районе в провинции Пактика, между городами Хост и Гардез.
При длине около 8 км и ширине около 4 км она расположена на высоте 2200 м и окружена с запада горами высотой более 2,7 км, на востоке высота гор достигает 3,3 км. В долине имеется множество карстовых и рукотворных пещер и узких расщелин. В долину ведет всего две дороги, и обе из них можно перекрыть малыми силами. Таким образом, талибы должны были оказаться «между молотом и наковальней».
Проведение операции намечалось на конец февраля, но из-за плохих погодных условий, препятствующих действиям авиации, её начало было сдвинуто на 2 марта. Планом предусматривался достаточно простой сценарий действий. Дружественные американцам вооруженные формирования «Северного альянса» (более 1000 афганцев) должны были войти в долину, а три американских батальона (1200 человек) и спецподразделения США, Австралии, Германии, Дании, Канады, Норвегии и Франции (несколько сот человек) — перекрыть все выходы из неё, что обеспечило бы окружение противника.
Командование вооруженными силами США в Афганистане, не располагавшее достоверными данными о силах противника, рассчитывало на лёгкую победу, в действительности же боевики «Аль-Каиды», которых в этом районе было куда больше, чем казалось, оказались готовы к обороне и были полны решимости сражаться. Считалось, что в этом районе находится от 200 до 300 боевиков, вооруженных преимущественно лёгким стрелковым оружием, фактически же их оказалось больше 1000. По большому счёту операция «Анаконда» изначально планировалась как полицейское мероприятие по «зачистке» долины и четырёх окрестных кишлаков: Maрзарак, Бабулькель, Серкханкель и Зерки Кале.
По замыслу генералов горы и хребты вокруг долины должны были блокировать боевые группы 3-й бригады 101-й воздушно-десантной дивизии армии США и 1-й батальон 87-го полка 10-й горной дивизии, сформировавшие на время операции в целевые группы «Серп» и «Наковальня». Афганцы «Северного альянса» и спецназ, разбитые на небольшие подразделения, объединялись в тактическую группу «Молот». Они должны были прочесывать местность и кишлаки непосредственно после блокирования долины. Воздушную поддержку осуществляли самолёты и вертолёты ВВС США и французские истребители-бомбардировщики. В подразделения, входящие в группу «Молот», помимо американских спецназовцев были включены оперативники из Австралии, Великобритании, Германии, Дании, Канады, Норвегии и Новой Зеландии.
1 марта 2002 года группы спецназа с позывными «Джульетта», «Индия», «Мако 31» и поддерживающие их американские и канадские снайперские пары выдвинулись из района Гардеза с целью занять позиции на выходах из долины. При этом им удалось без лишнего шума ликвидировать наблюдателей на возвышенности, контролирующей подходы и вражеский расчёт с 12,7-мм пулемётом ДШК. Группы «Джульетта» и «Индия» в основном состояли из солдат «Дельты». Группе «Мако 31», состоявшей из бойцов морского спецназа DEVGRU, была поставлена задача создать наблюдательный пост на возвышенности, откуда просматривалась посадочная зона десантной группы «Наковальня».
Ближе к полуночи в район на автомобилях повышенной проходимости стали подтягиваться силы группы «Молот». Подъехать незаметно не получилось, из-за плохой дороги и угрозы свалится в пропасть, было принято решение включить фары, тем самым демаскировав себя.
Таким образом, элемент неожиданности оказался потерян. По мере движения от основных сил отделялись небольшие группы, которые занимали позиции на возвышенностях и удобных точках для наблюдения и контроля местности. Одна из таких групп, не обозначившая себя на местности как дружественные силы, была неправильно идентифицирована операторами патрулировавшего в воздухе «ганшипа» АС-130Н, принята за подходящее подкрепление талибов и обстреляна из бортовых орудий. В результате чего погиб уоррент-офицер сил специального назначения Стенли Гарриман еще 12 афганцев и 1 спецназовец получили ранения разной степени тяжести.
Основная часть тактической группы «Молот» достигла своих позиций к 5.30 утра и встала в ожидании налета авиации по горному массиву, где, как предполагалось, укрывались силы противника. Активная фаза операции началась ранним утром 2 марта, когда американским бомбардировщиком на горы было сброшено несколько крупнокалиберных авиабомб.
С самого начала операции всё пошло не так как планировали американские стратеги. Результат от бомбардировки был прямо противоположен тому, на какой рассчитывали американцы. Вместо того, что бы бежать в панике и прятаться, талибы подогнали несколько пикапов с 14,5-мм установками ЗГУ, миномётами и безоткатками и начали обстрел машин группы «Молот», скопившихся на небольшом пространстве перед въездом в долину. В результате обстрела около 40 спецназовцев и сопровождавших их афганцев были убиты или получили ранения.
Попытка спецназа продвинуться вглубь долины встретила яростный отпор огнём из легкого стрелкового оружия, тяжелых пулемётов и 82-мм миномётов. В этот момент окончательно стало ясно, что внезапной атаки не получится и оборона талибов хорошо подготовлена. Афганские силы «Северного альянса», приданные спецназу, после начала боя спешно ретировались в кишлак Карвази, находящийся вне зоны боевых действий.
В этот момент американские транспортные вертолёты СН-47 «Чинук» начали высадку десанта 101-й воздушно-десантной и 10-й горной дивизий (всего 200 человек) на восточной и северной окраине долины, чтобы воспрепятствовать бегству окруженных талибов. Практически сразу после высадки еще на пути к своим блокирующим позициям высаженные с вертолётов солдаты 10-й дивизии попали в «огневой мешок».
По десантникам с трех сторон велся огонь из стрелкового оружия от автоматов до крупнокалиберных пулеметов калибра 14,5-мм, в обстреле принимали участие также 82-мм минометы. В силу того, что вторая волна десанта была отменена, в распоряжении роты «Чарли» из тяжелого вооружения имелся только один 120-мм миномёт с ограниченным боекомплектом. В результате горные стрелки роты «Чарли» (86 человек) 1-го батальона 87-го полка 10-й дивизии залегли за импровизированными укрытиями у южного входа в долину и провели в ожесточённой перестрелке весь день.
В ходе боя 28 американских военнослужащих получили ранения различной степени тяжести. От окончательного истребления их спасли действия авиации, которые корректировал находившийся в боевых порядках роты офицер австралийских САС Мартин Уоллес. Помимо горных стрелков 10-й дивизии, авиационную поддержку в течение дня неоднократно запрашивали другие группы, занявшие позиции на склонах, примыкающих к долине.
Большую помощь оборонявшимся оказали снайперские пары с крупнокалиберными винтовками, занявшие позиции на возвышенностях. Им неоднократно удавалось уничтожать корректировщиков огня, пулемётчиков и миномётные расчёты на предельной дистанции стрельбы. В ходе боя были зафиксированы удачные попадания на дальности 2300 и 2400 метров.
Авиационную поддержку увязшим в горах Афганистана американским солдатам оказывали самолеты: В-1В, В-52Н, F-15E, F-16C. В первый день операции «Анаконда» авиация сбросила в долине Шахи-Кот более 80 т авиабомб, включая объёмного взрыва массой 907 кг. Но наиболее значимую поддержку оказали пять вертолётов АН-64А «Апач» 101-го авиационного батальона 159-й авиационной бригады.
В дневное время суток задачи непосредственной авиационной поддержки возлагались на боевые вертолёты, в ночное время - действия наземных войск поддерживали АС-130Н. «Ганшипы» не использовались в светлое время суток из-за угрозы поражения ПЗРК. На тот момент в Афганистане в распоряжении американского контингента имелось всего семь боевых вертолётов АН-64А «Апач».
В ходе боя, барражируя вдоль долины, экипажи «Апачей» действовали по заявкам наземных сил или вели поиск целей самостоятельно, применяя весь доступный спектр вооружения: ПТУР "Хеллфайр", 70-мм неуправляемые ракеты и 30-мм пушки. Благодаря действиям боевых вертолётов солдаты 101-й воздушно-десантной дивизии смогли оборудовать позиции для 81-мм миномётов, что серьёзно укрепило их оборону и помогло в дальнейшем отражать атаки талибов.
Во время боевых вылетов в первый день операции «Апачи» получили множественные боевые повреждения. Первый ударный вертолёт выбыл из игры вскоре после начала активной фазы операции. В 6 ч 45 мин рядом с АН-64А старшего уоррент-офицера Джима Харди разорвалась граната, выпущенная из РПГ. При этом осколками были повреждены обзорно-прицельная система и пушка.
Через несколько минут повреждения получил второй вертолет. Командир «Апача» старший уоррент-офицер Кейт Харли был ранен пулей, пробившей бронестекло фонаря кабины, также получил легкое ранение находившийся в кабине оператора вооружения командир авиационной роты капитан Билл Райан. После боя в вертолете насчитали 13 пробоин от пуль калибра 12,7-мм. На приборной доске в кабине летчика загорелась аварийная сигнализация маслосистемы. Оба боевых вертолёта вышли из боя, взяв курс на передовой пункт дозаправки и снабжения, расположенный в Кандагаре.
Вертолет Харли смог пролететь всего полтора километра, после чего из-за угрозы неуправляемого падения пошел на вынужденную посадку. Как выяснилось позже, из вертолёта полностью вытекло масло и большая часть гидравлической жидкости. Экипажу после посадки, несмотря на ранения, удалось благополучно покинуть зону обстрела. Пилот Джим Харди принял решение продолжить полет на повреждённой машине, проведя в воздухе ещё 26 минут, при том, что фирма «Боинг» гарантирует работу вертолетных систем без масла в течение 30 минут. За короткий временной промежуток у американцев из-за сильнейшего зенитного обстрела вышло из строя три вертолёта. Почти одновременно с «Апачами» повреждения получил вертолет UH-60 «Блэк Хок», на борту которого находился командир десанта полковник Фрэнк Вичински. Граната РПГ разорвалась под фюзеляжем вертолета, после чего пилот совершил вынужденную посадку.
В этот день боевые повреждения разной степени тяжести имели все семь «Апачей». В ходе боя 2 марта по эффективности воздействия на противника боевые вертолеты превзошли все другие типы летательных аппаратов, оказывавших авиационную поддержку наземным подразделениям.
Закрепившиеся на склонах гор и на входах в долину солдаты групп «Молот» и «Наковальня», а также снайперские пары и наблюдатели провели очень «весёлую» ночь, в ходе которой им приходилось отстреливаться от боевиков. Если бы не непрерывно висящие в воздухе «ганшипы», значительная часть американцев эту ночь могла бы и не пережить.
Уже в первый день операции, когда стали очевидны просчеты разведки, численность десанта пришлось увеличить за счет привлечения дополнительных подразделений. Вертолетами было переброшено дополнительно несколько сот солдат и офицеров. Только на следующий день в северной части долины, где огонь был не так силён, смогла высадиться вторая волна десанта численностью 200 человек. У них кроме стрелкового оружия имелось несколько 81 и 120-мм миномётов.
Авиационную поддержку наземных войск осуществляли самолеты А-10А, AC-130Н, B-1В, B-52Н, F-15E, F-16С, F-14D, F/A-18С, Mirage 2000DS. В данной операции заканчивающие свою боевую карьеру тяжелые палубные истребители F-14D наносили удары бомбами GBU-38 JDAM по заранее разведанным целям. Французские истребители-бомбардировщики Mirage 2000DS действовали с расположенной на территории Киргизии авиабазы Манас.
Однако, несмотря на высадку дополнительных сил и раскручивающийся маховик авиаударов, противник не демонстрировал никаких намерений отступать. В связи с этим было принято решение высадить на господствующие высоты дополнительные силы специального назначения. Ночью 3 марта на двух СН-47 160-го авиационного полка специального назначения армии США была предпринята попытка доставить группу спецназа на высочайшую точку господствующей на местности - гору Такур-Гар, обзор откуда перекрывал всю долину на 15 км вокруг. Летчики пилотировали вертолеты в очках ночного видения.
На борту вертолетов находились бойцы подразделения специального назначения SEAL BMC США. Разведка местности была проведена тепловизионной аппаратурой самолёта АС-130Н, которая не выявила в районе признаков присутствия противника. Как позже выяснилось, недалеко от вершины горы, среди крупных скальных обломков было оборудовано несколько укрытий, засыпанных сверху каменной крошкой. Из-за спешки (хотели успеть перебросить их туда до рассвета) операция по доставке группы началась практически без подготовки, хотя офицер, командовавший десантом, просил об отсрочке. Первоначально предполагалось, что десант высадится на 1300 метров восточнее вершины и доберётся до вершины пешком, но из-за ограничения по времени и проблем с двигателем у одного из вертолетов решили высаживаться на саму вершину.
Зависнув над вершиной, пилоты вертолёта доложили, что видят на снегу человеческие следы и другие признаки недавней активности и запросили командование о дальнейших действиях. В этот момент вертолеты попали в хорошо организованную засаду. Один «Чинук» получил попадание гранаты РПГ, в результате на вертолете была повреждена гидросистема. Во время обстрела из открытой рампы выпал старшина первой статьи Нил Робертс.
Уже после выяснилось, Робертс выжил при падении, и ему даже удалось включить спасательный маячок, но позже, согласно официальной версии, он был обнаружен талибами и погиб. Экипаж повреждённого вертолёта сумел отлететь на километр от места засады и совершил посадку в долине, в 4 км ниже горы. После осмотра повреждений было принято решение уничтожить подбитый вертолёт.
Находившийся на подлете второй «Чинук», которому уже передали сообщение об обстреле и падении Робертса, сделал круг над предполагаемым местом нахождения спецназовца, но также попал под сильный обстрел. При этом погиб авианаводчик сержант Джон Чепмен, двое бойцов на борту получили ранения, а сам вертолет был повреждён. В этих условиях командование отдало приказ отходить и вызвало самолет АС-130Н, который нанес удар своей артиллерией по месту расположения боевиков. Впрочем, непонятно, что мешало заранее «прочесать» огнём место высадки.
Для поиска и спасения Робертса в 3.45 по тревоге была поднята группа немедленного реагирования подразделения рейнджеров, дислоцированного на авиабазе Баграм. С авиабазы Баграм на двух вертолётах МН-47Е в район спецоперации вылетели 22 спецназовца. Примерно в это время командование решило изменить частоты для спутниковой радиосвязи, о чём некоторые подразделения, участвовавшие в операции, не были извещены, что в дальнейшем привело к неоправданным потерям.
Вылетевшие с авиабазы Баграм бойцы поисково-спасательной службы из-за проблем со связью считали, что «Морские котики» до сих пор находятся на вершине Такур-Гар и направились туда. По прибытию на место в 6.15 утра они подверглись сильнейшему обстрелу. Ведущий вертолет попал под огонь РПГ-7, пулеметов ДШК и автоматов. Правый двигатель был уничтожен в результате попадания реактивной гранаты и вертолёт рухнул с небольшой высоты на вершину, неподалёку от огневых позиций противника.
Еще в воздухе пулемётной очередью был убит сержант Филипп Свитак, а оба пилота получили ранения. В результате падения вертолёта погиб рядовой первого класса Мэтт Коммонс, а капрал Брэд Крос и специалист Марк Андерсон, выпрыгнувшие из вертолета, попали под огонь противника и были убиты. Оставшиеся в живых рейнджеры укрылись, где смогли, и вступили в перестрелку с талибами. Второй «Чинук» сумел избежать серьёзных повреждений и совершил посадку в Гардезе.
У бойцов, переживших падение вертолёта и закрепившихся на вершине, сложилась критическая ситуация. Противник предпринимал всё новые и новые попытки перебить или захватить в плен американцев. Не считаясь с потерями, фанатично настроенные талибы раз за разом поднимались в атаки. Отбить их удавалось только благодаря авиационной поддержке. В полдень 4 марта во время контратаки, целью которой было захватить верхнюю точку горы, был смертельно ранен спасатель Джейсон Каннингем, многие бойцы получили ранения, но их эвакуация была невозможна из-за опасения, что любой вертолет, который подлетит к вершине, будет сбит.
Вскоре к обороняющимся прорвались австралийские спецназовцы, находившиеся в том районе с самого начала операции. Избежать полного физического уничтожения зажатым на вершине рейнджерам помогли точный огонь снайперов из группы «Мако 31» и организация беспрецедентной авиационной поддержки. Сложность ситуации заключалась ещё и в том, что позиции обороняющихся находились в непосредственной близости от позиций атаковавших их талибов, что не позволяло авиации использовать мощные средства поражения. Во время отражения одной из атак пилоту истребителя-бомбардировщика F-15E пришлось вести огонь из 20-мм пушки по наступающим на позиции американских спецназовцев талибам до полного израсходования боеприпасов, чего в американских ВВС не было со времён Вьетнама.
Необходимость спасения заблокированных на Такур-Гар американских и союзных войск и невозможность переломить ситуацию в свою пользу другими методами заставила командование американских сил в Афганистане привлечь к операции дополнительные силы авиации. В том числе была задействована авиация КМП США с вертолётоносца, курсировавшего неподалёку от побережья Омана. Для выполнения боевого вылета были срочно подготовлены ударные вертолеты AH-1W, тяжелые транспортные вертолеты СН-53Е и «вертикалки» AV-8B из состава 13-го экспедиционного отряда Корпуса морской пехоты.
Пять AH-1W и три СН-53Е появились в районе Шахи-Кот утром 4 марта. С 4 по 26 марта вертолеты AH-1W совершили 217 боевых вылетов. При этом было израсходовано 28 ПТУР «ТОУ», 42 ПТУР «Хеллфайр», 450 НАР калибра 70-мм и около 9300 снарядов к 20-мм пушкам. Транспортные вертолеты СН-53Е использовались для доставки грузов десантным подразделением и обеспечивали дозаправку других вертолетов. Позиции минометов и тяжелых пулемётов противника уничтожались мощными бомбовыми ударами. Так, в ходе операции только AV-8B сбросили 32 корректируемые бомбы GBU-12 с лазерным наведением.
Благодаря действиям боевых вертолётов вершину горы Такур-Гар удалось очистить от боевиков, после чего была произведена эвакуация оборонявших её рейнджеров. Только к 12 марта после массированной бомбардировки совместным американским и афганским силам удалось вытеснить противника из долины, хотя отдельные перестрелки в этом районе продолжались до 18 марта. В общей сложности 8 американских военнослужащих были убиты и 82 получили ранения. Данные о сбитых американских вертолётах противоречивы.
Известно, что американцы всеми силами стараются занизить собственные потери. Однако, исходя из известной информации, можно сделать вывод, что в результате боя были как минимум уничтожены два тяжелых вертолёта, по одному МН-47Е и СН-47, ещё один СН-47 получил тяжелые повреждения. Также серьёзно пострадал один UH-60 и несколько АН-64А. Один поврежденный в ходе проведения операции «Анаконда» вертолет МН-47Е после окончания боёв в этом районе был эвакуирован с места вынужденной посадки российским вертолетом Ми-26 и в начале апреля 2002 года доставлен в Форт-Кэмпбелл.
Потери противника также достоверно неизвестны. Общая численность талибов в этом районе по состоянию на 2 марта оценивается более 1000 человек. Американское командование заявило, что в ходе операции удалось уничтожить примерно половину боевиков, что, впрочем, ничем не подтверждено. Известно, что на вершине горы Такур-Гар обнаружено примерно 30 убитых талибов, многие тела были разорваны на фрагменты в результате воздействия авиационных боеприпасов.
Можно с уверенностью утверждать, что других успехов, кроме вытеснения боевиков из долины Шахи-Кот, объеденным силам «антитеррористической коалиции» достичь не удалось. Считать это победой стоит лишь с большой натяжкой, тем более что эта «победа» досталась весьма дорогой ценой. Многим главарям движения «Талибан» и «Аль-Каида», укрывавшимся в пещерах в окрестностях Шахи-Кот, удалось сбежать.
Подтверждением этого стал перехват конвоя, состоявшего из трёх автомобилей повышенной проходимости. Конвой был обнаружен беспилотником MQ-1 Predator , после чего к нему на двух MH-60G и трёх MH-47E направилась группа захвата, состоящая из «морских котиков» и рейнжеров. После того как ведущий «Чинук» приземлился на пути следования конвоя, из машин выскочили вооруженные люди, открывшие огонь из автоматического оружия. После скоротечного огневого контакта, в ходе которого автомобили и «плохие парни» были обработаны из вертолётных «Миниганов» и обстреляны из стрелкового оружия, сопротивление прекратилось. Приблизившиеся к конвою бойцы американского спецназа обнаружили на месте боя 16 бездыханных тел и 2 раненых.
В ходе расследования выяснилось, что в автомобилях передвигались командиры среднего звена «Аль-Каиды». Среди следовавших в составе конвоя помимо афганцев и пакистанцев имелись узбеки, чеченцы и арабы. Исходя из показаний, которые дали в последствии захваченные раненые боевики следовало, что они сбежали из района Шахи-Кот уже после начала операции.
После завершения операции «Анаконда» американским военным руководством были сделаны соответствующие выводы. Много внимания было уделено улучшению координации совместных действий между разными родами войск и связи между ними. А самое главное, все последующие операции такого рода санкционировались только после тщательного изучения разведданных, полученных из разных, независимых друг от друга, источников.
https://topwar.ru
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]