Строительство организацией Тодта новых заводов в Германии в 1941-1942 годах
---
Оригинал взят у papagdepylo в Строительство организацией Тодта новых заводов в Германии в 1941-1942 годах
Организация Тодта являлась военизированной строительной организацией Третьего Рейха. По сути военно-строительные части и отряды, во многом аналогичные тем, что существовали в Красной Армии. Только в Красной Армии военных строителей учитывают в общем количестве армии, а при подсчете армии немецкой про организацию Тодта, как правило, «забывают».
Тем не менее немецкие строительные отряды участвовали во Второй Мировой войне войне с самого ее начала и весьма активно. Организация строила не только военные заводы. Началом ее деятельности было строительство Западного вала – мощного укрепления на западной границе Германии.
Начиная с Польской компании дорожно-строительные (Strassenbautrupps) и мостостроительные (Brückenbautrupps) роты ОТ занимались ремонтом и расширением коммуникаций непосредственно на фронте. ОТ занималась строительством жилых зданий для немецких войск.
Перед западной кампанией 1940 года 13 строительных управлений, ранее занятых строительством Западного вала, были переформированы в мобильные фронтовые главные строительные управления (Frontoberbauleitungen). Они были приданы инженерно-строительным штабам сухопутных войск. ОТ сыграло огромную роль в достижении победы над Францией и в последующем восстановлении дорог, мостов и других объектов, разрушенных в ходе боевых действий.
В последующих кампаниях ОТ также отвечала за все ремонтные и строительные работы в тылу действующей армии. До ноября 1942 года части ОТ обладали статусом вспомогательных подразделений вермахта. После этой даты они были полностью приравнены по статусу к армейским частям.
Тодт погиб 8 февраля 1942 года в авиакатастрофе. Его пост занял личный архитектор и доверенное лицо Гитлера Альберт Шпеер. Благодаря ему ОТ стала напрямую контролироваться Гитлером. В 1943 году в штаб каждой армии и группы армий для координации всех строительных работ стал входить генерал-инженер ОТ (Generalingenieur). Обычно он же осуществлял командование оперативной группы ОТ, действующей в этом районе.
Структура ОТ была в этот период следующей: самым большим соединением была оперативная группа (Einsatzgruppe, EG). Она имела статус корпуса и ей командовал эйнзацгруппенлейтер ОТ. Затем шло главное строительное управление (Oberbauleitung, OBL), имело статус бригады. В оперативной группе таких было несколько. Численность OBL колебалась от 5 тыс. до 15 тыс., командовал им гауптбаулейтер или обербаулейтер. Иногда эти управления объединялись в т.н. эйнзатцы (Einsätze, ES), аналог дивизии, которыми командовали гауптбаулейтеры или эйнзацлейтеры. На ступени ниже находилось строительное управление (Baulietungen, BL), подобие полка, численностью в 3 тыс. человек. Командовал ими обербаулейтер или баулейтер. Эти управления в свою очередь состояли из строительных пунктов (Baustellen) или лагерей (Läger) - аналог батальона численностью 1 тыс человек. Порой путём объединения этих подразделений образовывались т.н. кружные строительные управления (Abschittsbauleitungen, ABL) под командованием гауптбауфюрера. Самыми низшими звеньями в структуре ОТ были отряды (Truppen), взводы (Kameradschaften) и отделения (Rotten). Личный состав организации состоял из немецких добровольцев, призывников (OT-eigenes Personal) и вольнонаёмных граждан (Zivilarbeiter). По причине нехватки людей к концу войны в ОТ начали набирать заключённых, осуждённых за мелкие преступления. Иностранцы часто записывались в ОТ, чтобы избежать депортации в Германию или заключения в концлагеря. Иностранцев использовали на самых тяжёлых работах. По национальному признаку были сформированы легионы ОТ (ОТ-Legionäre). Своей максимальной численности ОТ достигла в ноябре 1944 года. Тогда она насчитывала в своих рядах 44 500 немцев и 12 800 иностранцев. Кроме того, 317 000 немцев и 680 700 иностранцев работали в фирмах, имеющих отношение к ОТ. На работах было задействовано ещё и 165 000 военопленных и 140 000 осуждённых и евреев.
Оперативная группа "Запад" была создана в конце 1941 года во Франции (включала в себя три эйнзатца). Под её руководством был построен Атлантический вал (Atlantikwall), 56 укрытий для подводных лодок в Бордо, Бресте, Ла-Паллисе, Сен-Назере и Лориэне. Подразделения этой оперативной группы строили аэродромы, стартовые площадки для ракет ФАУ-1, укрепления на побережье Средиземного моря, разрабатывали месторождения бокситов под Тулоном и восстанавливали повреждённые в ходе бомбардировок коммуникации. В 1944 году вместе с армейскими частями подразделения группы отступали к границе Гемании, были отведены на Западный вал и там включены в состав оперативной группы V.
В Дании и Норвегии с лета 1941 года действовала оперативная группа "Викинг". Подразделения этой группы стоили позиции береговой артиллерии на побережье Норвегии, полуострова Ютландия и острова Борнхольм, укрытия для подводных лодок в Тронхейме и Бергене, способствовали работе заводов по производству никеля и алюминия, модернизировали шоссе, по которому шло снабжение 20-й горной армии, строили дороги в Финляндии.
Оперативная группа "Юго-Восток" с начала 1942 года занималась строительными и прочими работами в Сербии, Греции, а с конца 1943 года в Албании, Македонии, Болгарии, Хорватии, Венгрии и Румынии. Группа занималась добычей меди, хрома, железа, боксита, марганца и асбеста в перечисленных выше странах. Подразделения группы строили дороги и железнодорожные пути в указанных областях. 19 июля 1944 года в зоне действия группы "Юго-Восток" была сформирована новая оперативная группа "Карпаты", действовавшая на территории Румынии, Венгрии, Словакии и Южной Украины. 14 декабря она была включена в состав группы "Юго-Восток", которая вынуждена была отступить на территорию Австрии.
22 июня 1941 года - эта дата стала знаменательной. В этот день вермахт обрушился на Советский Союз. В тылу действующей армии на Восточном фронте работала оперативная группа ОТ "Якоб". Подразделения этой группы строили дороги с песчаным и известняковым покрытием для любых погодных условий, переделывали жёлезнодорожныю колею под европейский стандарт. Ими был построен 581 мост, плотины в болотистых районах, портовые сооружения. Под руководством оперативной группы "Якоб" были украинские колхозы, литовские нефтедобывающие предприятия, различные заводы по производству оружия и техники. Группа занималась эвакуацией раненых, восстановлением и строительством электростанций, коммуникаций. 18 февраля 1941 года на Востоке было сформировано ещё три оперативных группы: "Север", "Центр" и "Юг". 23 сентября 1942 года ещё одна - оперативная группа "Кавказ", а в 1943 году группа "Якоб" была расформирована.
Надо учитывать и то, что подразделения ОТ в Советском Союзе нередко принимали участие в военных действиях. С самого начала войны служащие Тодта воевали с партизанами. Со второй половины войны ОТ строили полевые и долговременные укрепления, причем нередко сами же их и обороняли, как с подразделениями Вермахта, так, случалось, и самостоятельно.
В знаменитом сталинградском сражении был окружён и уничтожен эйнзатц "Хакельберг" (Hakelberg). Во время последующего отступления части ОТ уничтожали предприятия и прочие сооружения, будучи причастными к варварскому уничтожению промышленных и культурных сооружений на территории СССР, жилых домов в рамках германской стратегии «Выжженной земли».
Подразделения группы "Север" строили линии "Пантера I" и "Пантера II", а 30 октября 1944 года она была переименована в группу "Танненберг" (Tannenberg). Оперативная группа "Центр" строила т.н. Восточный вал (Ostwall). 1 июля 1944 года она была расформирована. Оперативная группа ОТ "Юг" 26 мая 1944 года была переименована в "Бругманн" (Brugmann). Она с июля 1944 года занималась строительством линий укреплений "Венера" (Venus), "Меркурий" (Merkur), "Б-Икс" (BX) и "Краков" (Krakau). Оперативная группа "Кавказ" в это время вошла в состав группы "Карпаты".
В Италии с 1 июня 1943 года действовала оперативная группа "Италия" (Italien). Она занималась ремонтом железных дорог, по которым шло снабжение действующих в Италии войск. Подразделения этой же группы занимались строительством гаваней на островах Эльба и Сардиния, береговых укреплений от французской границы до Пизы и укреплений Готской линии.
К 1 июля 1944 года в самой Германии уже существовало 8 оперативных групп ОТ: "Танненберг I" (Восточная и Западная Пруссия), "II" (Вартеланд и Северо-Восточная Германия), "Рейн-Рур III" (район Рура), "Киффхойзер IV" (Центральная Германия), "Верхний Рейн V" (Юго-Западная Германия), "VI" (Южная Германия, Северо-Восточная Австрия), "VII" (центр Юга Германии, Богемия и Моравия) и "Альпы VIII" (Южная Австрия, с декабря 1944 года - Северная Италия).
13 октября 1944 года по приказу Шпеера были учреждены мобильные боевые части ОТ или ОТ-Фронт (OT-Front). Они насчитывали в своём составе девять бригад. Ещё одним вооружённым формированием ОТ были охранные команды (Schutzkommando, SK), сформированные ещё в 1941 году. Их численность колебалась в пределах 10 000 - 20 000 человек. Основной задачей, поставленной перед ними, была охрана строительных объектов ОТ. В 1944 году охранные части конвоировали и охраняли военнопленных, преступников и заключённых концлагерей. В марте 1945 года последнее охранное подразделение было расформировано.
Как видим, будучи воено-строительной организацией ОТ является кровь от крови частью Третьего Рейха, также будучи ответственна за его преступления.
Организация Тодта являлась военизированной строительной организацией Третьего Рейха. По сути военно-строительные части и отряды, во многом аналогичные тем, что существовали в Красной Армии. Только в Красной Армии военных строителей учитывают в общем количестве армии, а при подсчете армии немецкой про организацию Тодта, как правило, «забывают».
Тем не менее немецкие строительные отряды участвовали во Второй Мировой войне войне с самого ее начала и весьма активно. Организация строила не только военные заводы. Началом ее деятельности было строительство Западного вала – мощного укрепления на западной границе Германии.
Начиная с Польской компании дорожно-строительные (Strassenbautrupps) и мостостроительные (Brückenbautrupps) роты ОТ занимались ремонтом и расширением коммуникаций непосредственно на фронте. ОТ занималась строительством жилых зданий для немецких войск.
Перед западной кампанией 1940 года 13 строительных управлений, ранее занятых строительством Западного вала, были переформированы в мобильные фронтовые главные строительные управления (Frontoberbauleitungen). Они были приданы инженерно-строительным штабам сухопутных войск. ОТ сыграло огромную роль в достижении победы над Францией и в последующем восстановлении дорог, мостов и других объектов, разрушенных в ходе боевых действий.
В последующих кампаниях ОТ также отвечала за все ремонтные и строительные работы в тылу действующей армии. До ноября 1942 года части ОТ обладали статусом вспомогательных подразделений вермахта. После этой даты они были полностью приравнены по статусу к армейским частям.
Тодт погиб 8 февраля 1942 года в авиакатастрофе. Его пост занял личный архитектор и доверенное лицо Гитлера Альберт Шпеер. Благодаря ему ОТ стала напрямую контролироваться Гитлером. В 1943 году в штаб каждой армии и группы армий для координации всех строительных работ стал входить генерал-инженер ОТ (Generalingenieur). Обычно он же осуществлял командование оперативной группы ОТ, действующей в этом районе.
Структура ОТ была в этот период следующей: самым большим соединением была оперативная группа (Einsatzgruppe, EG). Она имела статус корпуса и ей командовал эйнзацгруппенлейтер ОТ. Затем шло главное строительное управление (Oberbauleitung, OBL), имело статус бригады. В оперативной группе таких было несколько. Численность OBL колебалась от 5 тыс. до 15 тыс., командовал им гауптбаулейтер или обербаулейтер. Иногда эти управления объединялись в т.н. эйнзатцы (Einsätze, ES), аналог дивизии, которыми командовали гауптбаулейтеры или эйнзацлейтеры. На ступени ниже находилось строительное управление (Baulietungen, BL), подобие полка, численностью в 3 тыс. человек. Командовал ими обербаулейтер или баулейтер. Эти управления в свою очередь состояли из строительных пунктов (Baustellen) или лагерей (Läger) - аналог батальона численностью 1 тыс человек. Порой путём объединения этих подразделений образовывались т.н. кружные строительные управления (Abschittsbauleitungen, ABL) под командованием гауптбауфюрера. Самыми низшими звеньями в структуре ОТ были отряды (Truppen), взводы (Kameradschaften) и отделения (Rotten). Личный состав организации состоял из немецких добровольцев, призывников (OT-eigenes Personal) и вольнонаёмных граждан (Zivilarbeiter). По причине нехватки людей к концу войны в ОТ начали набирать заключённых, осуждённых за мелкие преступления. Иностранцы часто записывались в ОТ, чтобы избежать депортации в Германию или заключения в концлагеря. Иностранцев использовали на самых тяжёлых работах. По национальному признаку были сформированы легионы ОТ (ОТ-Legionäre). Своей максимальной численности ОТ достигла в ноябре 1944 года. Тогда она насчитывала в своих рядах 44 500 немцев и 12 800 иностранцев. Кроме того, 317 000 немцев и 680 700 иностранцев работали в фирмах, имеющих отношение к ОТ. На работах было задействовано ещё и 165 000 военопленных и 140 000 осуждённых и евреев.
Оперативная группа "Запад" была создана в конце 1941 года во Франции (включала в себя три эйнзатца). Под её руководством был построен Атлантический вал (Atlantikwall), 56 укрытий для подводных лодок в Бордо, Бресте, Ла-Паллисе, Сен-Назере и Лориэне. Подразделения этой оперативной группы строили аэродромы, стартовые площадки для ракет ФАУ-1, укрепления на побережье Средиземного моря, разрабатывали месторождения бокситов под Тулоном и восстанавливали повреждённые в ходе бомбардировок коммуникации. В 1944 году вместе с армейскими частями подразделения группы отступали к границе Гемании, были отведены на Западный вал и там включены в состав оперативной группы V.
В Дании и Норвегии с лета 1941 года действовала оперативная группа "Викинг". Подразделения этой группы стоили позиции береговой артиллерии на побережье Норвегии, полуострова Ютландия и острова Борнхольм, укрытия для подводных лодок в Тронхейме и Бергене, способствовали работе заводов по производству никеля и алюминия, модернизировали шоссе, по которому шло снабжение 20-й горной армии, строили дороги в Финляндии.
Оперативная группа "Юго-Восток" с начала 1942 года занималась строительными и прочими работами в Сербии, Греции, а с конца 1943 года в Албании, Македонии, Болгарии, Хорватии, Венгрии и Румынии. Группа занималась добычей меди, хрома, железа, боксита, марганца и асбеста в перечисленных выше странах. Подразделения группы строили дороги и железнодорожные пути в указанных областях. 19 июля 1944 года в зоне действия группы "Юго-Восток" была сформирована новая оперативная группа "Карпаты", действовавшая на территории Румынии, Венгрии, Словакии и Южной Украины. 14 декабря она была включена в состав группы "Юго-Восток", которая вынуждена была отступить на территорию Австрии.
22 июня 1941 года - эта дата стала знаменательной. В этот день вермахт обрушился на Советский Союз. В тылу действующей армии на Восточном фронте работала оперативная группа ОТ "Якоб". Подразделения этой группы строили дороги с песчаным и известняковым покрытием для любых погодных условий, переделывали жёлезнодорожныю колею под европейский стандарт. Ими был построен 581 мост, плотины в болотистых районах, портовые сооружения. Под руководством оперативной группы "Якоб" были украинские колхозы, литовские нефтедобывающие предприятия, различные заводы по производству оружия и техники. Группа занималась эвакуацией раненых, восстановлением и строительством электростанций, коммуникаций. 18 февраля 1941 года на Востоке было сформировано ещё три оперативных группы: "Север", "Центр" и "Юг". 23 сентября 1942 года ещё одна - оперативная группа "Кавказ", а в 1943 году группа "Якоб" была расформирована.
Надо учитывать и то, что подразделения ОТ в Советском Союзе нередко принимали участие в военных действиях. С самого начала войны служащие Тодта воевали с партизанами. Со второй половины войны ОТ строили полевые и долговременные укрепления, причем нередко сами же их и обороняли, как с подразделениями Вермахта, так, случалось, и самостоятельно.
В знаменитом сталинградском сражении был окружён и уничтожен эйнзатц "Хакельберг" (Hakelberg). Во время последующего отступления части ОТ уничтожали предприятия и прочие сооружения, будучи причастными к варварскому уничтожению промышленных и культурных сооружений на территории СССР, жилых домов в рамках германской стратегии «Выжженной земли».
Подразделения группы "Север" строили линии "Пантера I" и "Пантера II", а 30 октября 1944 года она была переименована в группу "Танненберг" (Tannenberg). Оперативная группа "Центр" строила т.н. Восточный вал (Ostwall). 1 июля 1944 года она была расформирована. Оперативная группа ОТ "Юг" 26 мая 1944 года была переименована в "Бругманн" (Brugmann). Она с июля 1944 года занималась строительством линий укреплений "Венера" (Venus), "Меркурий" (Merkur), "Б-Икс" (BX) и "Краков" (Krakau). Оперативная группа "Кавказ" в это время вошла в состав группы "Карпаты".
В Италии с 1 июня 1943 года действовала оперативная группа "Италия" (Italien). Она занималась ремонтом железных дорог, по которым шло снабжение действующих в Италии войск. Подразделения этой же группы занимались строительством гаваней на островах Эльба и Сардиния, береговых укреплений от французской границы до Пизы и укреплений Готской линии.
К 1 июля 1944 года в самой Германии уже существовало 8 оперативных групп ОТ: "Танненберг I" (Восточная и Западная Пруссия), "II" (Вартеланд и Северо-Восточная Германия), "Рейн-Рур III" (район Рура), "Киффхойзер IV" (Центральная Германия), "Верхний Рейн V" (Юго-Западная Германия), "VI" (Южная Германия, Северо-Восточная Австрия), "VII" (центр Юга Германии, Богемия и Моравия) и "Альпы VIII" (Южная Австрия, с декабря 1944 года - Северная Италия).
13 октября 1944 года по приказу Шпеера были учреждены мобильные боевые части ОТ или ОТ-Фронт (OT-Front). Они насчитывали в своём составе девять бригад. Ещё одним вооружённым формированием ОТ были охранные команды (Schutzkommando, SK), сформированные ещё в 1941 году. Их численность колебалась в пределах 10 000 - 20 000 человек. Основной задачей, поставленной перед ними, была охрана строительных объектов ОТ. В 1944 году охранные части конвоировали и охраняли военнопленных, преступников и заключённых концлагерей. В марте 1945 года последнее охранное подразделение было расформировано.
Как видим, будучи воено-строительной организацией ОТ является кровь от крови частью Третьего Рейха, также будучи ответственна за его преступления.
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]