Солёные озера Эльтон и Баскунчак
12.11.2017 1 487 0 0 spectralm

Необычные названия солёных озёр Эльтон и Баскунчак я запомнил ещё с уроков географии. Отправиться же сюда предложили независимо Юля и Кирилл. Судя по фотографиям, здесь совершенно другой мир! И так оно и оказалось, смотрите сами!

Идём уже не первый час, а озеро как было на горизонте, так и осталось...

За четыре дня мы побывали на озере Эльтон, в Богдо-Баскунчакском заповеднике и Волгограде - это чтобы не заблудиться в этом немалом посте.

Хоть из Москвы ходят прямые поезда до обоих озёр, нам было удобнее по времени сделать пересадку в Саратове. Мы успели прогуляться по набережной этого города, правда, потом заскакивали практически в тронувшийся поезд, который состоял всего из нескольких вагонов и находился в самом конце платформы. Его не было видно, и мы пытались зайти в какой-то другой поезд.

"И чего вы все едете в этот Эльтон?" - удивилась проводница. На небольшой станции в этом посёлке сельского типа с поезда сошло немало людей. Было очень много велосипедистов - около 30 человек. Почему же я не с ними? Первыми на станции всех встречают пограничники и просят показать паспорта. Хорошо, что никаких пропусков оформлять больше не нужно.
Мы договорились с местными жителями о ночевке заранее. Хорошо, что они встретили нас на вокзале, потому что мобильная связь здесь практически отсутствует. Из шести телефонов работал только один. За ночь каждый отдал всего 350 рублей. Всё-таки этот посёлок оказался гораздо больше, чем казалось по спутниковому снимку, но хозяева заверили, что мы легко сможем найти дом, если не будем сходить с асфальтовой дороги. И действительно, тут такая одна или две.

На этих фотографиях мы уже выдвинулись к озеру. Его видно на горизонте. И из поезда проглядывалось. Но эта близость обманчива, такая себе оптическая иллюзия в степи. Тут видно на много километров вперед, озеро находится примерно в пяти километрах от посёлка. В первый раз, не торопясь и с перерывами по петляющим дорожкам мы шли целых два с половиной часа.

В степи попадаются пруды или речки.

Земля уже становится белой и очень солёной, а озеро совсем близко! Всего полчаса своим ходом...

Поднажмём!

Если немного копнуть, то будет теплая и абсолютно черная грязь. Она считается лечебной.

Если озёра в Абхазии поражали меня своей глубиной, то Эльтон - наоборот! Здесь не получится искупаться - глубина всего несколько сантиметров. Возможно, это способствует таким отражающим свойствам поверхности озера. Со спутника оно и вовсе выглядит как большое зеркало.

Вид совсем неземной! Некоторые из нас в куртках, потому что в степи очень сильный ветер! Возможно, это лучше, чем зной и жара, но ветер настолько силён, что под солнцем и вовсе прохладно. На всех видео только и слышен его свист.

Вид на берег тоже не уступает.

К закату мы разделились на две группы. Замерзшие стали возвращаться, чтобы совсем не окоченеть ночью в степи.

Вторая группа осталась встречать закат, который обещал быть очень красивым.

Но и очень холодным!

Мы добежали обратно всего за 40 минут!

А они дошли совершенно окоченевшие, но весёлые!

Ужинать стали в одном из местных кафе, все блюда там были из баранины, правда цены какие-то... не эльтонские!. Потом началась дискотека, появилось много местных жителей. Передвигаться по абсолютно темным улицам было не очень комфортно, а когда навстречу попадается какая-то компания и начинает спрашивать про сигареты, становится совсем жутко. Но всё прошло спокойно.

Стоит только свернуть с дорожки в степи и можно будет найти такие трофеи.

На следующий день ветра было поменьше, а тепла побольше. Хотя местные нас запугивали пыльной погодой. Всего час быстрого шага в степи...

...И мы снова на озере!

Соль всё-таки очень похожа на песочек.

Эльтон является самосадочным озером.

Это значит, что здесь соль не растворяется ввиду предельной концентрации. Такие кристаллы плавают по поверхности. Но они не очень впечатляют красотой, всего лишь объединение обыкновенных квадратиков.

Но блестят как алмазы!

Виды утром были совершенно другие.

Но не менее прекрасные!

Если быть внимательным, можно найти необычные сувениры в соли. Как будто мотылёк попал в ракушку! Но это всего лишь соль, и "изделие" очень хрупкое.

Чего-то тут не хватает....

Вот так намного лучше!

Мы ещё немного побаловались

Всё-таки мне было очень интересно, что находится у нас под ногами.

Возвращались мы тоже двумя группами - тем, кому очень хотелось мыться и тем, кому очень хотелось есть! Ноги после воды покрываются солью даже выше колен, а черная грязь быстро засыхает и трудно смывается.

Последний взгляд на это озеро.

Набив желудки бараниной, мы отправились на поезде в следующий пункт - Верхний Баскунчак. Ехать из Эльтона всего полтора часа, но именно в этом поезде проводница слезно убедила нас что-то у неё приобрести. Кстати, здесь надо не забыть перевести время на час впёред, как и в Саратове. Получается, что за время этой поездки мы переводили время четыре раза!

Верхний Баскунчак после Эльтона кажется большим городом. Здесь уже не пыльные улицы, а асфальты и клумбы, по телефону снова можно позвонить и сетевые супермаркеты есть. Мы сняли квартиру у местных в Нижнем Баскунчаке, который около озера. За небольшую плату они нас туда довезли.

В первую очередь мы пошли не на озеро, а на гору Большое Богдо. Это место издревле было связано с множеством легенд. Ведь возвышенность в степи такая же редкость, как оазис в пустыне.

Начинается маршрут здесь, но у нас он начался гораздо раньше, потому что на машине нас довезли только до пункта оплаты.

Высоты всего в пару сотен метров вполне достаточно, чтобы называться горой Большое Богдо. Она расположена в заповедной зоне, поэтому помимо платы за вход, за нарушение вроде прогулки вне дорожек можно еще и получить штраф.

По словам местных, тут обитают геконы, благодаря которым и была создана заповедная зона. Но мы их не встретили.

На одной из смотровых площадок мы устроили пикник.

Согласно правилам, сходить с тропы нельзя.

Вполне логично, что именно это место стало центром легенд и мистических историй.

Вдали виднеется озеро Баскунсчак. Но идти по заповеднику к нему нельзя, хоть и дорожки есть.

Маршрут кольцевой, после подъема следует спуск.

В озере Баскунчак ведется промышленная добыча соли. Говорят, что пласт соли достигает десяти метров в глубину. На этой фотографии видно, какие места в озере уже были разработаны.

Очень красиво! Вероятно, это вершина горы. Взобраться туда нельзя.

Здесь столько зелени!

Уже забываешь, что степь это "полупустыня".

Представители флоры.

А здесь мы всё-таки полазили.

Дорога обратно предстояла еще более длительная.

В этот день мы прошли больше 25 км.

Но нас подбросил какой-то астраханский автобус. Внутри было очень шумно и весело, прямо патибус какой-то! Мы ехали вместе всего 15 минут, но прощались чуть ли не как родственники, даже сфотографировались вместе.

Оставалось несколько километров до дома.

В степях тоже бывают оазисы, где растут лиственные деревья. Много из них сгорело, видимо, сюда часто попадают молнии.

Гору видно отовсюду.

Вот и озеро показалось. А посёлок еще далеко... В отличие от Эльтона, здесь как-то грязновато, может из-за близости посёлка или из-за добычи соли. Желания купаться не возникло (да и глубины тоже не было).

Но деваться некуда.

Какие-то красные травы.

Столбы, на которых кристаллизуется соль.

Железная дорога идёт прямо в самое озеро.

Ночью мы встретили местного жителя Дениса. Он поведал нам, что как представитель русского меньшинства, он очень озабочен судьбой посёлка...

Чуть больше фотографий из этих мест можно увидеть в Яндекс.фотках.

Утром на маршрутке мы прибыли в Волгоград. Прямо на День Победы, как я и хотел! Первым делом отправились смотреть парад.

А потом мы посетили музей-панораму.

Набережная Волги.

И наконец я увидел эту статую! Она ещё выше, чем Алёша из Мурманска, которого мы видели год назад.

Пока мы поднимались, успел пройти дождик.

Пытаюсь сфотографировать вид на Волгу.

Вечный огонь и движение по кругу около него - очень символично!

Именно ради неё мне хотелось побывать в Волгограде!

Слева вечный огонь. Но я фотографировал Волгу.

По Волгограду удобно передвигаться на скоростном трамвае.

Мы вернулись в центр города. Тут тепло и все веселятся!

Ночевали мы с помощью каучсерфинга у Инги. Она живет с четырьмя детьми и несколькими котами в двухэтажной квартире на окраине города. У них дома столько суеты и движения! Вечером мы смотрели фейерверк в городе. Было интересно увидеть, здесь встречают День Победы.

Утром же мы отправились в аэропорт. Дорога к нему была долгая и ухабистая...

Ещё раз про Эльтон или Богдо-Баскунчакский заповедник.