Воспоминания о ракетной почте
---
В этом месяце будет юбилей уже практически забытого события - 16 ноября 1992 года стартовал, а 22 ноября приземлился аппарат миссии доброй воли "Европа-Америка 500", доставивший сувениры и послания мира из Плесецка в Сиэтл. Эту миссию называют первым частным космическим полетом, но правильнее назвать ее единственным примером космической почты.
Журнал "Mechanix Illustrated", январь 1957
В 1985 году при газете "Комсомольская правда" был создан Фонд социальных изобретений. Кроме обработки десятков тысяч предложений по созданию гражданского общества от читателей газеты, фонд поддерживал организации от Союза ветеранов Афганистана до Интерфакса, а также участвовал в подготовке первого визита Бориса Ельцина в США в 1989 году. В начале 90-х, когда заводы остались без военных заказов, была очень популярна тема конверсии - перехода военного предприятия на производство гражданской продукции. И чью-то светлую голову осенила идея убить двух зайцев - устроить пиар российской ракетно-космической техники и сохранить хотя бы временно рабочие места на ЦСКБ "Прогресс" в Самаре, произведя грузовой аппарат на базе спутника дистанционного зондирования Земли "Ресурс-Ф1".
"Ресурс-Ф1". Сфера справа - спускаемый аппарат, аналогичный "Востокам", "Восходам", "Зенитам" и современным "Фотонам" и "Бионам"
Удивительно, но на это мероприятие нашлись частные деньги - спонсорами выступили компании "Интерсервис", "Нева Интернешнл", "Гарант" (все ныне забыты) и банк "Санкт-Петербург", сохранившийся до сих пор. В официальном бюллетене специально подчеркивается, что этим заказом удалось сохранить тысячи рабочих мест.
Кроме денег, необходимо было договориться и на государственном уровне. Американский предприниматель и филантроп Боб Уолш (Bob Walsh), ранее участвовавший в организации Игр доброй воли в Сиэтле, услышал о проекте во время визита в Москву в 1991 и согласился его поддержать за океаном.
Фото с сайта Perta Campbell
Аппарат загрузили 19 контейнерами с сувенирами, подарками, образцами продукции, погашенными советскими однорублевыми банкнотами, иконами, детскими рисунками, двумя обручальными кольцами, хрустальной статуэткой Статуи Свободы, посланиями Бориса Ельцина, лидеров европейских стран и Далай-ламы. Общий вес грузов составил одну тонну при полной массе "Ресурса-500" в 6 тонн.
В 0:52 московского времени ракета-носитель "Союз" успешно стартовала с космодрома "Плесецк". Спустя неделю пребывания в космосе спутник выдал тормозной импульс, и спускаемый аппарат приводнился в 190 километрах от западного побережья США. Корабль измерительного комплекса "Маршал Крылов", несмотря на семибалльный шторм, нашел его по сигналам маяка КОСПАС-САРСАТ и поднял на борт.
"Ресурс-500" на борту "Маршала Крылова", фото АнатолийШ/Википедия
Утром 24 ноября корабль в торжественной обстановке пришвартовался в порту Сиэтла. В городе прошли обширные мероприятия - конференция деловых возможностей, парад, фото- и художественные выставки. Обе стороны сделали шаги к большей открытости - визит "Маршала Крылова" был первым посещением порта Сиэтла советским кораблем со времен Второй мировой войны, а ранее секретный корабль был впервые открыт для осмотра иностранцами. Спускаемый аппарат на поисково-спасательном вездеходе "Синяя птица" отправили в Музей авиации, где он и находится до сих пор.
"Ресурс-500" в Музее авиации, фото Ciar/Википедия
Полет стал катализатором таких инициатив как "Бизнес для России" и консорциум "Европа-Америка 500". Была запущена программа стажировки, по которой до 2000 года в США побывали 10 тысяч человек, из них 3 тысячи россиян.
Нельзя назвать хорошими условия, в которых зародился проект "Европа-Америка 500", но ему очень повезло реализоваться (называются сроки всего 150 дней от идеи до полета!), и он получился удачным - благодаря в том числе и ему российские космические предприятия сумели заявить о себе на международном рынке.
Идея использования ракет для доставки почты появилась еще в начале 19 века, после того, как ракеты Конгрива стали широко известны и начали производиться в больших количествах. Немецкий драматург, поэт и прозаик Генрих фон Клейст рассчитал, что несколько стационарных ракетных батарей позволят доставлять почту из Берлина в Бреслау, на расстояние 300 км, всего за полдня. На остовах Тонга (Полинезия) экспериментировали с отправкой почты ракетами, но не смогли добиться удовлетворительной надежности.
В 20 веке энтузиасты ракетной техники, размышляя о применении ракет, конечно же, вспомнили про почту. В 1931-35 Фридрих Шмидль запустил 24 ракеты V-7, доставивших более шести тысяч писем между двумя австрийскими населенными пунктами на расстоянии нескольких километров. Герхард Цукер ездил по Германии, популяризуя ракетную почту, почти смог убедить почту Великобритании, но обе ракеты взорвались при попытке доставить отправления на расстояние полутора километров.
Герхард Цукер (справа)
В Индии Стивен Смит, начав в 1934, провел больше двух сотен пусков до 1944 года.
Конверт индийской ракетной почты
В США в 1936 году первую ракетную почту доставили на расстояние всего несколько сотен метров при помощи крылатой ракеты.
Первая ракетная почта США, журнал "Популярная механика", май 1936
Есть даже видео неудачных испытаний:
Известна история, как во время Второй мировой войны невинное обсуждение в узком кругу мирного применения баллистических ракет в том числе и для перевозки почты стоило фон Брауну серьезных проблем с гестапо. Во Франции проводились эксперименты с почтовыми ракетами после войны. А в 1950-х энтузиасты в США отправляли небольшие ракеты через границы штатов и реку Колорадо.
Но самый впечатляющий эксперимент с ракетной почтой провели в США в 1959 году. С подводной лодки Barbero запустили крылатую ракету Regulus, у которой на месте ядерной боеголовки разместили три тысячи писем.
Старт ракеты Regulus, фото Национального почтового музея США
Конверт
На подводной лодке даже разместили официальное почтовое отделение, а генеральный почтмейстер США Саммерфильд заявил, что еще до высадки человека на Луну почту будут доставлять крылатые ракеты. Он ошибся - если в 1920 годах письмо шло через Атлантический океан неделю, то в 1950-х авиапочта преодолевала это расстояние за сутки, и никакие отправления не могли окупить стоимость крылатой ракеты.
Некоторые энтузиасты вроде главы Марсианского общества Роберта Зубрина верят в ракетную почту и сегодня, а после реанимации идеи суборбитальных пассажирских ракет Маском на 68 Международном астронавтическом конгрессе будет забавно услышать в 2018 году от него и о грузовых/почтовых ракетах, но на мой взгляд реализация в обозримом будущем ракетной почты крайне маловероятна. Информация мгновенно и за копейки передается по Интернету, а для материальных предметов стоимость доставки обычно важнее скорости. Надежды на рынок элитных бизнес-отправлений нет - таких заявок не будет много. Немного жаль, что эта красивая идея мирного использования ракет оказалась ошибочной, но у ракет хватает работы в космосе, а красивую картинку мы легко можем увидеть в фантастике. Вот, например, очень забавная ракетная почта в фильме "Миссия невыполнима 2" (с 2:28):
Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube
Журнал "Mechanix Illustrated", январь 1957
Ракетный экспресс "Плесецк-Сиэтл"
В 1985 году при газете "Комсомольская правда" был создан Фонд социальных изобретений. Кроме обработки десятков тысяч предложений по созданию гражданского общества от читателей газеты, фонд поддерживал организации от Союза ветеранов Афганистана до Интерфакса, а также участвовал в подготовке первого визита Бориса Ельцина в США в 1989 году. В начале 90-х, когда заводы остались без военных заказов, была очень популярна тема конверсии - перехода военного предприятия на производство гражданской продукции. И чью-то светлую голову осенила идея убить двух зайцев - устроить пиар российской ракетно-космической техники и сохранить хотя бы временно рабочие места на ЦСКБ "Прогресс" в Самаре, произведя грузовой аппарат на базе спутника дистанционного зондирования Земли "Ресурс-Ф1".
"Ресурс-Ф1". Сфера справа - спускаемый аппарат, аналогичный "Востокам", "Восходам", "Зенитам" и современным "Фотонам" и "Бионам"
Удивительно, но на это мероприятие нашлись частные деньги - спонсорами выступили компании "Интерсервис", "Нева Интернешнл", "Гарант" (все ныне забыты) и банк "Санкт-Петербург", сохранившийся до сих пор. В официальном бюллетене специально подчеркивается, что этим заказом удалось сохранить тысячи рабочих мест.
Кроме денег, необходимо было договориться и на государственном уровне. Американский предприниматель и филантроп Боб Уолш (Bob Walsh), ранее участвовавший в организации Игр доброй воли в Сиэтле, услышал о проекте во время визита в Москву в 1991 и согласился его поддержать за океаном.
Фото с сайта Perta Campbell
Аппарат загрузили 19 контейнерами с сувенирами, подарками, образцами продукции, погашенными советскими однорублевыми банкнотами, иконами, детскими рисунками, двумя обручальными кольцами, хрустальной статуэткой Статуи Свободы, посланиями Бориса Ельцина, лидеров европейских стран и Далай-ламы. Общий вес грузов составил одну тонну при полной массе "Ресурса-500" в 6 тонн.
В 0:52 московского времени ракета-носитель "Союз" успешно стартовала с космодрома "Плесецк". Спустя неделю пребывания в космосе спутник выдал тормозной импульс, и спускаемый аппарат приводнился в 190 километрах от западного побережья США. Корабль измерительного комплекса "Маршал Крылов", несмотря на семибалльный шторм, нашел его по сигналам маяка КОСПАС-САРСАТ и поднял на борт.
"Ресурс-500" на борту "Маршала Крылова", фото АнатолийШ/Википедия
Утром 24 ноября корабль в торжественной обстановке пришвартовался в порту Сиэтла. В городе прошли обширные мероприятия - конференция деловых возможностей, парад, фото- и художественные выставки. Обе стороны сделали шаги к большей открытости - визит "Маршала Крылова" был первым посещением порта Сиэтла советским кораблем со времен Второй мировой войны, а ранее секретный корабль был впервые открыт для осмотра иностранцами. Спускаемый аппарат на поисково-спасательном вездеходе "Синяя птица" отправили в Музей авиации, где он и находится до сих пор.
"Ресурс-500" в Музее авиации, фото Ciar/Википедия
Полет стал катализатором таких инициатив как "Бизнес для России" и консорциум "Европа-Америка 500". Была запущена программа стажировки, по которой до 2000 года в США побывали 10 тысяч человек, из них 3 тысячи россиян.
Нельзя назвать хорошими условия, в которых зародился проект "Европа-Америка 500", но ему очень повезло реализоваться (называются сроки всего 150 дней от идеи до полета!), и он получился удачным - благодаря в том числе и ему российские космические предприятия сумели заявить о себе на международном рынке.
Ракетная почта
Идея использования ракет для доставки почты появилась еще в начале 19 века, после того, как ракеты Конгрива стали широко известны и начали производиться в больших количествах. Немецкий драматург, поэт и прозаик Генрих фон Клейст рассчитал, что несколько стационарных ракетных батарей позволят доставлять почту из Берлина в Бреслау, на расстояние 300 км, всего за полдня. На остовах Тонга (Полинезия) экспериментировали с отправкой почты ракетами, но не смогли добиться удовлетворительной надежности.
В 20 веке энтузиасты ракетной техники, размышляя о применении ракет, конечно же, вспомнили про почту. В 1931-35 Фридрих Шмидль запустил 24 ракеты V-7, доставивших более шести тысяч писем между двумя австрийскими населенными пунктами на расстоянии нескольких километров. Герхард Цукер ездил по Германии, популяризуя ракетную почту, почти смог убедить почту Великобритании, но обе ракеты взорвались при попытке доставить отправления на расстояние полутора километров.
Герхард Цукер (справа)
В Индии Стивен Смит, начав в 1934, провел больше двух сотен пусков до 1944 года.
Конверт индийской ракетной почты
В США в 1936 году первую ракетную почту доставили на расстояние всего несколько сотен метров при помощи крылатой ракеты.
Первая ракетная почта США, журнал "Популярная механика", май 1936
Есть даже видео неудачных испытаний:
Известна история, как во время Второй мировой войны невинное обсуждение в узком кругу мирного применения баллистических ракет в том числе и для перевозки почты стоило фон Брауну серьезных проблем с гестапо. Во Франции проводились эксперименты с почтовыми ракетами после войны. А в 1950-х энтузиасты в США отправляли небольшие ракеты через границы штатов и реку Колорадо.
Но самый впечатляющий эксперимент с ракетной почтой провели в США в 1959 году. С подводной лодки Barbero запустили крылатую ракету Regulus, у которой на месте ядерной боеголовки разместили три тысячи писем.
Старт ракеты Regulus, фото Национального почтового музея США
Конверт
На подводной лодке даже разместили официальное почтовое отделение, а генеральный почтмейстер США Саммерфильд заявил, что еще до высадки человека на Луну почту будут доставлять крылатые ракеты. Он ошибся - если в 1920 годах письмо шло через Атлантический океан неделю, то в 1950-х авиапочта преодолевала это расстояние за сутки, и никакие отправления не могли окупить стоимость крылатой ракеты.
Красиво, но ошибочно
Некоторые энтузиасты вроде главы Марсианского общества Роберта Зубрина верят в ракетную почту и сегодня, а после реанимации идеи суборбитальных пассажирских ракет Маском на 68 Международном астронавтическом конгрессе будет забавно услышать в 2018 году от него и о грузовых/почтовых ракетах, но на мой взгляд реализация в обозримом будущем ракетной почты крайне маловероятна. Информация мгновенно и за копейки передается по Интернету, а для материальных предметов стоимость доставки обычно важнее скорости. Надежды на рынок элитных бизнес-отправлений нет - таких заявок не будет много. Немного жаль, что эта красивая идея мирного использования ракет оказалась ошибочной, но у ракет хватает работы в космосе, а красивую картинку мы легко можем увидеть в фантастике. Вот, например, очень забавная ракетная почта в фильме "Миссия невыполнима 2" (с 2:28):
Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube
Взято: lozga.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]