Niemen R 100
---
Минск — главный мотоциклетный бренд Белоруссии и одновременно единственный. Хотя имелся в давние времена в Белоруссии и другой мотоциклетный бренд, тоже произошедший от географического названия — Неман.
История гродненских мотоциклов начинается еще во времена Российской империи. В 1894 году семья Старовольских открыла завод металлических изделий. Пережив все передряги смуты начала 20 века заводик тихо существовал и осваивал новую продукцию. К тринадцатым года завод Старовольские освоил выпуск швейных машинок и велосипедов, очень высокотехнологичных изделий по тем временам. Большую часть комплектующих фирма закупала заграницей. В Гродно главным образом шла сборка.
В 1934 году Niemen делает еще шаг вперед и начинает выпуск мопедов. Теперь предприятие стало назваться Kresowa Wytwоrnia Rowerоw i Motocykli Niemen. Технологи использовались уже отработанные. Иностранные комплектующие, своя рама и сборка. Через два года градус подняли, на Niemen начали производство легких мотоциклов. От прежнего курса не откланялись. Двигатели для мотоциклов закупали у немецкой фирмы Fichtel & Sachs и британской Villiers. Покорить удалось рабочие объемы в 125 и 150 кубиков.
Niemen R 100 затесался где-то между двумя славными события в истории завода, как-то выпуск мопедов и мотоциклов. По своим характеристикам он получался тяжелым мопедом. У Niemen R 100 имелись педали, уже имел больший рабочий объем чем предыдущие мопеды завода, рабочий объем их силовых агрегатов равнялся 75 кубикам. Ну и комплектация у таких моделей была скромная, передняя вилка без амортизации и тд. Niemen R 100 представлял из себя более серьезный аппарат.
На Niemen R 100 устанавливался двигатель германской фирмы Fichtel & Sachs. Силовой агрегат одноцилиндровый, двухтактный, рабочий объем 98 куб.см., мощность 2,25 л.с. Генератор магнето фирмы Wilja модель 6V, 18 вольтовое. Из деталей местного производства рама да шины фирмы Stomil. Вообще, Niemen R 100 был копией германских мотоциклов Victoria V 99 Fix. Копией неплохой, ибо пытались многие, но не у всех получалось прилично скопировать.
История бренда Niemen закончилась по понятным причинам в 1939 году. После 45 года завод перепрофилировали под производство радиоприемников. Сегодня для отдельных граждан это повод вспомнить о Белоруссии, которую мы потеряли. Активно утверждается, что продукция завода пользовалась неимоверным спросом. Спрос может и был, а вот продажи количеством не поражают. В год производилось чуть больше сотни мотоциклов. Для мотоциклов легкого класса это вообще ничто. Самые мелкие европейские фирмы выпускали больше в разы. Велосипедов Niemen выпускалось больше. Целых десять тысяч в год. Для тридцатых это смешные объемы. И это в очередной раз доказывает, что население Западной Белоруссии под польской оккупацией жило на грани, а то и за гранью, нищеты. Десять тысяч велосипедов в год это объем примерно Турции или Египта в теже годы. Любое противопоставление Niemen ММВЗ смешно. ММВЗ это мощнейшее предприятие, с объемами производства многократно превосходящее гродненский завод, двигатели собственного производства, собственное КБ, экспорт в десятки стран. Ну а всю мощь бренда Niemen можно оценить осмотрев цех этого предприятия, которых дожил до наших дней и находиться на улице Карла Маркса дом 20.
Взято: amonov.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]