Соотношение сил по артиллерийским кораблям на Балтике после 2-й МВ
Самым мощным артиллерийским кораблем нашего флота, после списания линкоров, стал монитор "Выборг" - бывш. финский ББО "Вяйнямейнен"
Это продолжение поста о глобальном соотношении сил на море (по артиллерийским кораблям см.тут: http://nosikot.livejournal.com/1870801.html).
К балтийским берегам выходят несколько наций, большинство из к-рых трудно заподозрить в симпатиях к России, соответственно они строили свою морскую политику с оглядкой на наш флот. Германия все пыталась догнать или хоть "ущучить" англосаксов (последнее - крейсерской или подводной войной), у малых стран тут были особенно популярны ББО. Но в 1945 г. "кое-что" изменилось:
- Германия разгромлена, ее флот либо уничтожен, либо поделен
- Польша стала нашим союзником
- Прибалтийские республики воссоединены с Россией
- Норвежские и датские корабли потоплены немцами или союзниками
Но была одна страна, флот к-рой в войне почти не пострадал и чьи кораблестроительные программы напрямую ставились в зависимость от состояния и планов развития нашего Балтфлота - это Швеция (см. об этом, так же, тут: http://nosikot.livejournal.com/1891375.html)
Отбросим пока эсминцы и подлодки, посмотрим, что у шведов было к 1945 году:
- крейсер "Фильгия" (1907г., 5.000т, 23 уз)
Бортовой залп 6 (3х2) 152-мм орудий
- Крейсер-гидроавианосец "Готланд" (1933 г., 5.600т, 27 уз)
Бортовой залп 6 (3х2) 152-мм орудий
- 2 ББО типа "Аран" (1902-3 гг, 3.700т, 17 уз)
Бортовой залп 2х1х210-мм и 3х152-мм орудий
- ББО "Манлихегетен" (типа "Аран", 1904 г., модернизирован в 1940-41 гг, 3.800т, 17 уз)
Бортовой залп 2х1х210-мм и 3х152-мм орудий
- ББО "Оскар II" (1907 г., 4.500т, 18 уз)
Бортовой залп 2х1х210-мм и 2х2х152-мм орудий
- 3 ББО типа "Свериге" (1917-22 гг, первоначально планировалось построить не меньше 7 таких броненосцев - в противовес нашим дредноутам, но потом, глядя на состояние постреволюционного Балтфлота шведы решили не напрягаться, 7.800т, 23 уз - скорость рассчитывали глядя на "Гангуты"!)
Бортовой залп 2х2х283-мм и 3х1х и 1х2х152-мм орудий
Т.о. 9 единиц, с бортовым залпом 12х283-мм, 8х210-мм и 28х152-мм!
А у нас (из "самоходных"!) - только "Гангут"/"Октябрьская революция" и 2 крейсера пр. 26, т.е. 3 корабля и 12х305-мм и 18х180-мм
Правда в 1947 году шведы списали 2 ББО типа "Аран", но получили два новейших крейсера типа "Тре крунур" (9.300т, 33 уз)
Бортовой залп 7 (2х2 и 1х3) 152-мм орудий
А мы в 1946-47 гг получили "Макаров"/"Нюрнберг" и "Выборг"/"Вайнамойнен" + 9х150-мм и 4 (2х2) 254-мм
В 1950 г. БФ получил "Чкалова"/"Комсомольца" (еще 2 крейсера пр. 68К практически сразу после вступления в строй перевели на СФ, см. тут: http://nosikot.livejournal.com/1837001.html), 12 (4х3) 152-мм, ну а с 1952 г. вступают в строй крейсера пр. 68-бис (на БФ остается 3 единицы), по 12 (4х3) 152-мм
И только тут шведы постепенно списывают свои броненосцы: "Манлихегетен" и "Оскар II" - в 1950 г., "Фильгия" и "Свериге" в 1953 г., еще 2 ББО типа "Свериге" - в 1957 г., "Готланд" в 1960 г., "Тре крунур" в 1964 г., а его собрат - "Гета Леон" в 1971 г. продан Чили! Причем разоружались и попадали на слом шведские корабли через несколько лет после списания (последний ББО типа "Свериге" - "Густав V" "отправили" только в 1970 г.), а орудийные башни передали береговой обороне, где большая часть и продолжает службу.
Наступала новая эра - ракетная и шведский флот первым, за пределами России, получил на вооружение ПКР (ЭМ типа "Халланд" в 60-е годы), но это совсем иная история...
ПКР Rb08 на ЭМ "Смалланд" типа "Холланд"
Взято: foto-history.livejournal.com