Российская империя в английской карикатуре
---
Об английской политической карикатуре XVIII - первой трети XIX в.
Георг Эммануэль Опиц. Казаки рассматривают карикатуры на самих себя. Около 1814
«Отечество карикатуры и пародии» - так аттестовал А. С. Пушкин Англию Георгианской эпохи, то есть время правления британских монархов Георга III и Георга IV (1760-1830). Этот период с полным правом называют «золотым веком» английской карикатуры. Свобода прессы и активность среднего класса привели к тому, что ко второй половине XVIII века английский рынок был перенасыщен сатирическими листами, содержащими оперативный и остроумный отклик на все текущие события, в том числе на внешнеполитической сцене. Нигде в Европе в это время еще нет профессиональных карикатуристов, а в Англии, вслед за Уильямом Хогартом, положившим начало карикатурному буму, к 1770-м годам появилось более полутора сотен художников и более сотни издателей.
Английские политические карикатуры - яркое явление европейского искусства, замечательная черта национального характера британцев и уникальный исторический материал, позволяющий взглянуть на историю Европы XVIII-XIX веков глазами современников, не стесненных ни цензурой, ни этикой, но при этом зачастую попадавших в плен стереотипов и политической пропаганды.
Исаак и Джордж Крукшенк. Французские генералы получают английские пасквили. 28 апреля 1809
Фредерик Джордж Байрон (?). Соревнование Испании и Англии за господство над морями в 1790 году. 8 мая 1790
Джеймс Гилрей. Карикатурист (Автопортрет). 1800
Джон Кейс Шервин по Томасу Роуландсону. Смитфилдские шулера. Фрагмент. 1787 Автопортрет Роуландсона
Ричард Ньютон. Грезы королевы Екатерины. 4 ноября 1794
Исаак Крукшенк. Генерал Суворов конвоирует французскую Директорию в Россию!! 16 мая 1799
Исаак Крукшенк (?). Три приказа из Петербурга. 18 марта 1800. Первая карикатура, намекающая на безумие Павла I
Герб лондонской Московской компании (Muscovy Company). 1596
Россия в английской карикатуре
Шокирующие подробности о нравах московитов, об их укладе, о жуткой русской стуже, о городах и весях, по которым разгуливают медведи, представляется, что в значительной степени именно эти бестселлеры, переведенные на все европейские языки, сформировали на Западе ряд устойчивых стереотипов, сохранившихся до наших дней.
С XVIII века и вплоть до наших дней медведь остается главным символом России в европейской, а с XX века - и в мировой карикатуре. Достаточно сказать, что начиная с Екатерины II и до наших дней все без исключения правители России - императоры, генсеки и президенты - неизменно изображались в медвежьем обличье.
Гравюра из знаменитой книги Адама Олеария «Описание путешествия в Московию». 1647 Перегравировка из французского издания 1719 г. Гравюра изображает медвежьи бесчинства: один медведь пожирает лошадь, другой несет в лапах вопящего мужика, третий разрывает могилу, а поодаль бродят еще двое.
Исаак Крукшенк. Новый способ медвежьей травли.
21 декабря 1807 Наполеон и Талейран сдерживают Медведя-Александра, атакуемого британскими торговцами, причем Наполеон говорит: «Они разъярят его до смерти, а затем я поставлю другого Императора...»
Чарльз Уильямс (?). Медведь, бульдог и обезьяна.
Август 1812. Первый отклик британских карикатуристов на вторжение Наполеона в Россию.
Томас Роуландсон. Друзья и противники [подбрасывают] корсиканского Мюнхгаузена в Сен-Клу.
12 декабря 1813. В рядах европейской коалиции присутствует и колоритный казак.
Уильям Хит. Храбрый русский казак Землянухин, каким он предстал в Королевской Бирже в среду 14 апреля 1813 годаю. 15 апреля 1813
Чарльз Уильямс. Теплые зимние квартиры, или Москва, хорошо подготовленная для Напа и его Великой армии. Май 1813
Лишь после полного разгрома Великой армии Наполеона лондонские карикатуристы решились изобразить оккупированную Москву, показав французов в поисках пропитания в пылающем городе.
Оноре Домье. Укрепляя самодисциплину. 1854
Одна из многочисленных антиниколаевских литографий, изданных в Париже в период Крымской войны.
Линли Сэмбурн. Под прессом цензуры. Гравюра из журнала «Панч». 1878.
Русский медведь - чиновник петербургской тайной полиции - цензурирует журнал «Панч», выдирая из него оскорбительные для российской власти карикатуры.
Об эрмитажной коллекции английских карикатур
В основу книги легли гравюры из собрания Государственного Эрмитажа. Коллекция английских карикатур музея насчитывает около 8000 листов и является крупнейшей в России и одной из самых больших в мире.
Практически все эрмитажные эстампы, включенные в книгу, публикуются впервые, при этом - некоторые из них чрезвычайно редки и отсутствуют даже в крупнейших английских собраниях.
Данная статья является главой из книги В.М. Успенский, А.А. Россомахин, Д.Г. Хрусталёв. Медведи, казаки и русский мороз. Россия в английской карикатуре до и после 1812 г. (СПб.: Арка, 2014. С. 9-29)
Источник propagandahistory.ru
Георг Эммануэль Опиц. Казаки рассматривают карикатуры на самих себя. Около 1814
«Отечество карикатуры и пародии» - так аттестовал А. С. Пушкин Англию Георгианской эпохи, то есть время правления британских монархов Георга III и Георга IV (1760-1830). Этот период с полным правом называют «золотым веком» английской карикатуры. Свобода прессы и активность среднего класса привели к тому, что ко второй половине XVIII века английский рынок был перенасыщен сатирическими листами, содержащими оперативный и остроумный отклик на все текущие события, в том числе на внешнеполитической сцене. Нигде в Европе в это время еще нет профессиональных карикатуристов, а в Англии, вслед за Уильямом Хогартом, положившим начало карикатурному буму, к 1770-м годам появилось более полутора сотен художников и более сотни издателей.
Английские политические карикатуры - яркое явление европейского искусства, замечательная черта национального характера британцев и уникальный исторический материал, позволяющий взглянуть на историю Европы XVIII-XIX веков глазами современников, не стесненных ни цензурой, ни этикой, но при этом зачастую попадавших в плен стереотипов и политической пропаганды.
Исаак и Джордж Крукшенк. Французские генералы получают английские пасквили. 28 апреля 1809
Фредерик Джордж Байрон (?). Соревнование Испании и Англии за господство над морями в 1790 году. 8 мая 1790
Джеймс Гилрей. Карикатурист (Автопортрет). 1800
Джон Кейс Шервин по Томасу Роуландсону. Смитфилдские шулера. Фрагмент. 1787 Автопортрет Роуландсона
Ричард Ньютон. Грезы королевы Екатерины. 4 ноября 1794
Исаак Крукшенк. Генерал Суворов конвоирует французскую Директорию в Россию!! 16 мая 1799
Исаак Крукшенк (?). Три приказа из Петербурга. 18 марта 1800. Первая карикатура, намекающая на безумие Павла I
Герб лондонской Московской компании (Muscovy Company). 1596
Россия в английской карикатуре
Шокирующие подробности о нравах московитов, об их укладе, о жуткой русской стуже, о городах и весях, по которым разгуливают медведи, представляется, что в значительной степени именно эти бестселлеры, переведенные на все европейские языки, сформировали на Западе ряд устойчивых стереотипов, сохранившихся до наших дней.
С XVIII века и вплоть до наших дней медведь остается главным символом России в европейской, а с XX века - и в мировой карикатуре. Достаточно сказать, что начиная с Екатерины II и до наших дней все без исключения правители России - императоры, генсеки и президенты - неизменно изображались в медвежьем обличье.
Гравюра из знаменитой книги Адама Олеария «Описание путешествия в Московию». 1647 Перегравировка из французского издания 1719 г. Гравюра изображает медвежьи бесчинства: один медведь пожирает лошадь, другой несет в лапах вопящего мужика, третий разрывает могилу, а поодаль бродят еще двое.
Исаак Крукшенк. Новый способ медвежьей травли.
21 декабря 1807 Наполеон и Талейран сдерживают Медведя-Александра, атакуемого британскими торговцами, причем Наполеон говорит: «Они разъярят его до смерти, а затем я поставлю другого Императора...»
Чарльз Уильямс (?). Медведь, бульдог и обезьяна.
Август 1812. Первый отклик британских карикатуристов на вторжение Наполеона в Россию.
Томас Роуландсон. Друзья и противники [подбрасывают] корсиканского Мюнхгаузена в Сен-Клу.
12 декабря 1813. В рядах европейской коалиции присутствует и колоритный казак.
Уильям Хит. Храбрый русский казак Землянухин, каким он предстал в Королевской Бирже в среду 14 апреля 1813 годаю. 15 апреля 1813
Чарльз Уильямс. Теплые зимние квартиры, или Москва, хорошо подготовленная для Напа и его Великой армии. Май 1813
Лишь после полного разгрома Великой армии Наполеона лондонские карикатуристы решились изобразить оккупированную Москву, показав французов в поисках пропитания в пылающем городе.
Оноре Домье. Укрепляя самодисциплину. 1854
Одна из многочисленных антиниколаевских литографий, изданных в Париже в период Крымской войны.
Линли Сэмбурн. Под прессом цензуры. Гравюра из журнала «Панч». 1878.
Русский медведь - чиновник петербургской тайной полиции - цензурирует журнал «Панч», выдирая из него оскорбительные для российской власти карикатуры.
Об эрмитажной коллекции английских карикатур
В основу книги легли гравюры из собрания Государственного Эрмитажа. Коллекция английских карикатур музея насчитывает около 8000 листов и является крупнейшей в России и одной из самых больших в мире.
Практически все эрмитажные эстампы, включенные в книгу, публикуются впервые, при этом - некоторые из них чрезвычайно редки и отсутствуют даже в крупнейших английских собраниях.
Данная статья является главой из книги В.М. Успенский, А.А. Россомахин, Д.Г. Хрусталёв. Медведи, казаки и русский мороз. Россия в английской карикатуре до и после 1812 г. (СПб.: Арка, 2014. С. 9-29)
Источник propagandahistory.ru
Взято: vakin.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]