СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК РАХМАТОВИЧ. В чём ошибаются иллюстраторы былин?
---
На выходных меня уговорили посидеть с соседским ребёнком. Это оказалось интересным опытом: ребёнок на удивление умный и вдумчивый, собирает книги, очень любит говорить про мифологических животных и былины.
В одном из сборников мы рассматривали иллюстрации, и он задал вопрос о том, почему Соловей-разбойник часто изображается с такими восточными чертами лица и маленького роста, а Илья Муромец очень высоким статным блондином. Понятное дело, что судить о происхождении того, кто реальным человеком не был, можно лишь гипотетически. Это всё равно что всерьёз обсуждать, какой национальности был Змей Горыныч. Тем не менее, мы всё равно можем вынести некоторые суждения.
По различным версиям былинный герой Илья Муромец сражался с лесным разбойником, который был способен своим свистом повалить множество деревьев. Однажды он взял его в плен и привёз в Киев, где шутки ради князь Владимир попросил его посвистеть, чтобы проверить, правду ли говорят о его способностях. Тот свистнул, да так, что чуть ли не полгорода повалил…
В современных переложениях былин для детей, например, в книге «Илья Муромец и Соловей-разбойник. Сказки о русских богатырях» Л. Курдюмовой, прямо написано, что Соловей-разбойник был татарином. Именно так к нему и обращается Илья Муромец, вызывая на бой. Это уже версия, укоренившаяся в представлении большинства из нас.
«Легенда о Соловье» была обнаружена П. И. Мельниковым в одном из рукописных сборников XVII века и опубликована в «Нижегородских губернских ведомостях» в 1845 и 1847 годах. Она звучит так: «Во времена стародавние, где теперь стоит Нижний Новгород, жил знатный, сильный мордвин, по имени Скворец. Он был друг и товарищ другому, такому же знатному, такому же сильному мордвину — Соловью, тому самому, что связан был Ильей Муромцем…» Здесь чётко указано происхождение Соловья-разбойника — он из Мордовии, то есть, мог бы мокшей или эрзей.
Кстати, в то время «татарами» называли большинство людей инородного происхождения, в том числе марийцев, чувашей и т.д. Кстати, настоящие «татары», бывшие потомками татаро-монгольского ига никогда не промышляли мелким разбоем в лесах, а продолжали собирать дань с князей. Однако известны так называемые «лесные марийцы», черемисы, нападавшие на торговые пути. Вполне возможно, что к их числу и мог принадлежать тот самый Соловей-разбойник, ведь они действительно были мастерами по части свиста и так поддерживали связь друг с другом.
Что касается Ильи Муромца, сказано, что он родился в селе Карачарово. Название во многом говорит само за себя, ведь «Кара чар» на большинстве тюркских языков означает «чёрный яр». Потому логично было бы называть его Ильёй Карачаровым, а вовсе не Муромцем. Также упоминается, что он был крепким тёмноволосым мужчиной. Потому, скорее всего, народный русский герой вовсе не русский, а тюркского происхождения! Татарином был не Соловей-разбойник, а Илья Муромец. Что ещё напутали исследователи?
В одном из сборников мы рассматривали иллюстрации, и он задал вопрос о том, почему Соловей-разбойник часто изображается с такими восточными чертами лица и маленького роста, а Илья Муромец очень высоким статным блондином. Понятное дело, что судить о происхождении того, кто реальным человеком не был, можно лишь гипотетически. Это всё равно что всерьёз обсуждать, какой национальности был Змей Горыныч. Тем не менее, мы всё равно можем вынести некоторые суждения.
По различным версиям былинный герой Илья Муромец сражался с лесным разбойником, который был способен своим свистом повалить множество деревьев. Однажды он взял его в плен и привёз в Киев, где шутки ради князь Владимир попросил его посвистеть, чтобы проверить, правду ли говорят о его способностях. Тот свистнул, да так, что чуть ли не полгорода повалил…
В современных переложениях былин для детей, например, в книге «Илья Муромец и Соловей-разбойник. Сказки о русских богатырях» Л. Курдюмовой, прямо написано, что Соловей-разбойник был татарином. Именно так к нему и обращается Илья Муромец, вызывая на бой. Это уже версия, укоренившаяся в представлении большинства из нас.
«Легенда о Соловье» была обнаружена П. И. Мельниковым в одном из рукописных сборников XVII века и опубликована в «Нижегородских губернских ведомостях» в 1845 и 1847 годах. Она звучит так: «Во времена стародавние, где теперь стоит Нижний Новгород, жил знатный, сильный мордвин, по имени Скворец. Он был друг и товарищ другому, такому же знатному, такому же сильному мордвину — Соловью, тому самому, что связан был Ильей Муромцем…» Здесь чётко указано происхождение Соловья-разбойника — он из Мордовии, то есть, мог бы мокшей или эрзей.
Кстати, в то время «татарами» называли большинство людей инородного происхождения, в том числе марийцев, чувашей и т.д. Кстати, настоящие «татары», бывшие потомками татаро-монгольского ига никогда не промышляли мелким разбоем в лесах, а продолжали собирать дань с князей. Однако известны так называемые «лесные марийцы», черемисы, нападавшие на торговые пути. Вполне возможно, что к их числу и мог принадлежать тот самый Соловей-разбойник, ведь они действительно были мастерами по части свиста и так поддерживали связь друг с другом.
Что касается Ильи Муромца, сказано, что он родился в селе Карачарово. Название во многом говорит само за себя, ведь «Кара чар» на большинстве тюркских языков означает «чёрный яр». Потому логично было бы называть его Ильёй Карачаровым, а вовсе не Муромцем. Также упоминается, что он был крепким тёмноволосым мужчиной. Потому, скорее всего, народный русский герой вовсе не русский, а тюркского происхождения! Татарином был не Соловей-разбойник, а Илья Муромец. Что ещё напутали исследователи?
Взято: kibernetika.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]