Зил. Часть 4: Юго - восточная территория (очень большой пост)
Как вы, наверное слышали, в 2013 году, был принят проект перепланировки северной производственной зоны «ЗиЛ» (завода им. Лихачева) с постепенным выводом из эксплуатации промышленных цехов. Территория была разделена на девять частей, на которых уже частичино достроены и строятся новые жилые микрорайоны, деловой центр, парки и спортивные площадки. Раннее предполагалось частично сохрнатить южную часть производства, где сейчас собирают автомобили Renault и Citroen, а до недавних пор и премиум - лимузины "ЗИЛ", однако и эти последние цеха недавно было решено снести.
Всего за несколько лет значительная часть территории в 330 гектар превратилась в пустыри и руины от бывших зданий и цехов. На месте самых первых снесеннных цехов сейчас возвышается новое здание Ледового дворца и новые жилые комплексы, на остальных частях огромной территории идет строительство или подготовка площадок для... Тем не менее, небольшая часть легендарного ЗИЛа еще цела, хотя уже и не функционирует, храня отголоски былых времен. На сегодняшний день лучше всего сохранилась юго - восточная часть завода, где находились автосборочный, кузнечно - механический и складские цеха. Сейчас идет их демонтаж. Лишь несколько цехов, где ведется сборка Renault и Citroen пока что остается нетронутой. По разным слухам их тоже начнут демонтировать, когда закончится контракт на аренду - через 3 года.
Очень скоро на месте бывших производств появятся жилые комплексы и скверы, а от заводских построек останется лишь история. Приглашаю вас взглянуть, на то, как выгядит легендарный ЗИЛ сейчас.
Прежде всего, для лучшего понимания территории, приложу фрагмент карты ЗИЛа. Почти все постройки севернее МЦК уже снесены. На южной территории процесс сноса завершен примерно на 40%, и идет полным ходом. Несколько масштабных сооружений уже ушли в историю, а именно - Кузовной цех по производство лимузинов, цех по производству холодильников, склады ПСК и высотный склад. В настоящее время идет демонтаж остальных. Часть из них, помеченных на карте цифрами, мы посетим. Для удобства разделил этот обзор по частям:
1) Административно - бытовой корпус
Наше путешествие по южной территории ЗИЛа мы начнем с Административно - бытового корпуса цеха АСК. Здесь находилась дирекция, бухгалтерия, столовая, раздевалки, актовый зал, отдел кадров и администрация сборочного цеха. Здание было построено в 1974 году.
Напротив расположен и сам цех АСК, ему повезло меньше. Идет демонтаж конструкций.
АБК пока еще не сносят, но внутри уже давно царит беспорядок.
Последние работники покинули здание в 2012 году...
Несмотря на бесхозность, в некоторых коридорах до сих пор горит свет.
Пройдемся по комнатам.
Бухгалетрия. От компьютеров остались лишь блоки, все внутренности ушли на вторичный рынок.
Отдел кадров.
В шкафах тонны, уже никому не нужной, документации.
Прикольная полка и маленькие "атлантики".
Почетный плакат бригаде Алексея Чувашова за улучшения качества выпускаемой продукции.
Позвальная грамота.
Мастерская
Заглянем в столовую. Главный вход в нее располагался прямо с улицы.
Внутри ничего не осталось. Всмысле вообще.
А это - самое большое помещение Административного здания - огромный актовый зал.
В конце зала стоит брошенное пианино, таящее память былых времен.
Поднимемся на крышу. Соседний АСК сносят сразу в нескольких местах.
Работы здесь еще много, но внутри уже пустота...
С другой стороны крыши открывается вид на северную часть территории ЗИЛ и одноименную станцию МЦК. Снизу затопленный тоннель на другую часть территории.
Ласточка очень контрастирует на фоне огромной стройки.
Первая очередь жилья "ЗиЛ - арт".
Провожаем закат и возращаемся на ЗИЛ следующим вечером, чтобы продолжить осмотр территории... =====>
2) Лаборатория. С нее продолжается наша прогулка. Построена во время войны - в 1943 году. Здесь занимались испытанием деталей автомобилей на различне климатические воздействия и дефектоскопией с использованием радиоактивных изотопов
С виду небольшое четырехэтажное здание оказалось очень интересным внутри.
В кабинетах лежит множество пробирок, сосудов, лабораторное оборудование и различные химикаты.
Отдел документаций.
Подходить к работе с творчеством!
В этом беспорядке можно найти множество предметов из многолетнего прошлого.
Первые два этажа здания занимала мастерская с объемгым оборудованием. Все аккуратно демонтировано.
А половины здания уже и вовсе нет. Идем дальше?
3) Кузнечно - механнический цех. Был построен в 1965 году.
Небольшое здание слва - трансформаторная.
Внутри трансформаторной.
Но вернемся к цеху! Над зданием возвышается огромная доменная труба.
Цех внешне сохранился лучше других. Во всяком случае, найти разбитое окно получилось не сразу.
Как только я высунулся, меня тут же облаяли подоспевшие на звук собачки. Это значит, что внутри есть люди.
Но попробуем подобраться с другой стороны!
Вход всех рабочих осуществлялся через административную часть цеха.
Напротив небольшой тенистый сквер.
Несмотря на оставленную новыми владельцами или охранниками здания надпись, внутри оказалось весьма интересно.
upd: С другой стороны здания аналогичная надпись
Главный вестиблюль.
Сразу же проходим в главный цех. Внутри ничего не осталось.
Однако в некоторых местах до сих пор работает освещение.
Другое дело - административная часть цеха. АБК кузнечного цеха состоит в основном из кабинетов.
Строгие советские интерьеры с зелеными стенами.
У директора комната солиднее - стены облицованы деревянными панелями.
В одной из комнат работники решили оживить пространство вьющимися лианами. К сожалению их уже давно никто не поливал и они завяли.
Помимо административной части, в АКБ было небольшое конструкторское бюро, где разрабатывали чертежи с деталями.
Кульман.
В последние годы работы, в КБ чертили также и на компьютерах.
В шкафах тонны документации и чертежей.
Технологические процессы в цеху.
Немного творчества. Инкрустация.
Семейные фотографии в одном из столов.
Мотивирующий календарь.
Столовая. Здесь обедали, как рабочие, так и руководство.
Лестничный холл. Идем дальше ====>
4) Цех домашних холодильников. Вернее то, что от него осталось... (на фото он справа). К сожалению не сделал фотографий фасада.
Сразу же поднимемся на крышу. На сегодняшний день от цеха сохранился лишь небольшой кусок админастративной пристройки. Сам же цех почти полностью сровняли с землей.
С другой стороны крыши открывается вид на автосборочный (слева) и складской (справа) корпуса.
Внутри администартивной части холодильного цеха ничего интересного.
Одинаковые операционные залы на подобии этого.
Перейдем к самому большому - автостобочному корпусу. =====>>>
5) Автосборочный корпус (АСК)
Цех сейчас активно демонтируют сразу в нескольких местах. Пока в одной части раздается звук болгарки - работают чернметчики, другую часть крушит экскаватор.
Перейдем внутрь.
Весь пол вскрыт, оголены подпольные и подвальные помещения.
В 4 местах можно наблюдать за облаками через огромную дыру в крыше.
Процесс демонтажа этого огромного цеха продлится еще довольно долго.
Хранилище инструментов.
Среди всего этого запустения чудом уцелел корпус одного из последних ЗИЛов.
Соседнее здание - складской корпус АСК примерно в том же состоянии. =====>
6) Складской корпус АСК
Вся поверхность цеха в строительном мусоре. Ходить здесь небезопасно - повсюду торчит арматура, а стрительный мусор сыпется под ногами.
Поднимемся наверх по одной из уцелевших лестниц.
Раньше цех состоял из нескольких этажей. Теперь проемы ведут в пустоту.
Идем дальше - на крышу.
Синее здание - бывший склад детелей. После реконструкции (общивки сэндвич - панелями), корпус проработал недолго. О нем позже.
Вид на склад АСК с торца.
7) Склад деталий
Еще раз фото, для тех, кто пролистал. Так корпус выглядит со стороны.
Корпус недавно реконструировали для перспективного хранения деталей иномарок, но проработал он не долго - всего несколько лет. Склад из сэндвич - панелей сейчас потихньку разбирают. Демонтируют с крыши.
От советского цеха сохранились лишь колонны.
Дыра в соседнюю часть склада. Внутри так же пусто.
Так уходит целая эпоха...
Идем дальше! -----> Следующее здание - АБК Механо - сборочного корпуса №3.
8) АБК Механо - сборочного корпуса №3.
Вот так выглядит внутреннее пространство.
Пустой огромный зал.
Синее здание - Механо - сборочный корпус №3. Внутри сейчас собирают иномарки.
9) Складские цеха при Прессово - сварочном корпусе.
Год постройки - 1973.
Заглянем внутрь! Как будто попал в прошлое...
Раздевалка
Небольшой цех.
За стеной - снесенная часть.
Поднимемся на крышу.
Вид из светового фонаря на мастерскую.
Соседние склады уже сровняли с землей. На фоне еще один склад Прессово - сварочного корпуса. За ним сам корпус, где сейчас функционирует сборка автомобилей Рено и Ситроен.
Рядом еще несколько небольших административных построек. Идем дальше ====>
10) Центральное управление благоустройства (1989 год).
На первом этаже раньше был склад инвентаря и материалов.
Типовые этажи заняты кабинетами.
Поднимемся на крышу.
На переднем плане - газовый цех, справа - цех доочистки (очистные сооружения).
С другой стороны регулярно проносятся поезда МЦК.
11-14) Другие здания мельком
11) Действующая пожарная часть
12) Цех доочистки (в настоящее время пока используется).
13) Газовый цех.
14) Механо - сборочный цех: участок мелких серий (остался только фасад).
В следующем обзоре покажу, что осталось от Североной территории. Спойлер: почти ничего :)
А на этом все. Я удивлен, как вы до сюда долистали. Это просто героический подвиг! :D
В любом случае мне очень приятно.
Продолжение следует...
Смотри также:
Часть 1: Цех ремонта электрокаров, литейный, моторный цеха, "Новый" кузовной корпус.
Часть 2: Высотный цех, заводское бомбоубежище на 3000 человек, инженерный корпус.
Часть 3: Лабораторный корпус, инженерный корпус, бомбоубежище (продолжение).
Часть 4: Зил. Часть 4: Юго - восточная территория
Взято: samnamos.livejournal.com