Электросамокат глазами моноколесника
---
Год назад я услышал о моноколесах, очень заинтересовался ими, приобрел колесо, научился ездить и катаюсь на нем с тех пор, набрав суммарный пробег в районе 2000 км. Еще в прошлом году, зная о существовании электросамокатов, я писал, что оба вида транспорта будут популярны на улицах городов будущего, но тогда самокаты меня особо не заинтересовали. В 2017 году же появилось несколько очень удачных моделей электросамокатов, они стали заметны на улицах не только столицы. Мне захотелось сравнить опыт езды на моноколесе и электросамокате, поэтому я с большим удовольствием принял предложение магазина odno-koleso.com протестировать электросамокат Kugoo S2. Некоторое время спустя, у меня появилась возможность прокатиться на Xiaomi Mijia M365, что добавило глубины к сравнению. Итак, впечатления об электросамокатах от моноколесника.
Поправки для точности
Оба самоката - S2 и M365 относятся к бюджетному сегменту. Мое моноколесо классом повыше, поэтому сравнивать их напрямую нельзя. Но для общего представления посмотреть на характеристики будет любопытно.
Характеристика
Kugoo S2
Xiaomi Mijia M365
Kingsong KS-16A
Размеры
940 мм Х 330 мм Х 150 мм (сложенный)
940 мм Х 1160 мм * 210 мм (разложенный)
1080 мм Х 490 мм Х 430 мм (сложенный)
1140 мм Х 1080 мм Х 430 мм (разложенный)
506 мм X 463 мм X 196 мм
Вес
11,5 кг
12,5 кг
17 кг
Диаметр колеса
8’’
8,5’’
16’’
Тип колеса
Литые
Пневматические
Пневматическое
Амортизаторы
Оба колеса
Отсутствуют
Отсутствует
Клиренс
~80 мм
~100 мм
Отсутствует
Мощность мотора
250 Вт
250 Вт
800 Вт
Батарея
240 Вт*ч
280 Вт*ч
680 Вт*ч
Декларируемый пробег
30 км
30 км
70 км
Реальный пробег
23,5 км
-
~50 км
Максимальная скорость
~25 км/ч
25 км/ч
30 км/ч (максимальная безопасная)
Стоимость
~25000 р
~25000 р
~50000 р
Перед поездкой
Какие-то различия становятся очевидны еще до начала езды. Прежде всего, самокат производит другое впечатление. Если приводить компьютерные аналогии, то моноколесо похоже на технику Apple своей лаконичностью. А самокат напоминает обычный настольный системный блок с торчащими проводами. Самый изящный самокат 2017 года - однозначно М365, но даже там заметен провод к мотор-колесу.
Далее, у современных моноколес удобная ручка сверху, а вес сконцентрирован в небольшом пространстве. Самокат длинный, вес по нему распределен неравномерно, и удобного положения для переноски нет. Получается забавная ситуация - S2 весом 11,5 кг нести менее удобно, чем моноколесо на шесть килограмм тяжелее. В сложенном состоянии ни один из двух самокатов не стоит вертикально, и их нельзя катить. Впрочем, есть модели самокатов с решениями для вертикального хранения и выдвижными ручками для того, чтобы катить в сложенном виде.
В-третьих, самокат сильнее пачкает при переноске. С обеих сторон торчат колеса, посередине дека, и все это как минимум в пыли с прошлой поездки. У моноколес с закрытым корпусом грязными могут быть только само колесо и педали, все это расположено в нижней части и не пачкает ни ездока, ни, например, соседей в общественном транспорте.
Раскладывание и складывание самоката не занимают много времени и быстро становятся привычными, но и тут самокат проигрывает моноколесу, сложить педали которого можно буквально за пару секунд. В присутственных местах самокат приходится держать в руках, а колесо может ехать рядом с выдвинутой ручкой, что гораздо удобней.
Удивление
Поразительно, но на любом транспорте нужно учиться ездить. У меня заняло примерно 20 минут первоначальное обучение по удержанию равновесия и управлению самокатом. Формально, по этому параметру самокат выигрывает у моноколеса, но, по сравнению с десятками и тысячами часов последующей эксплуатации, на мой взгляд, не особо важно, минуты или часы потрачены на обучение. Далее, кроме простой езды, учиться, например, прыгать будет трудоемкой задачей что на моноколесе, что на самокате, что на велосипеде или борде.
Идущий пешком человек не замечает небольшой наклон поверхности. Удивительно, но моноколесо настолько является продолжением твоего тела, что для меня большим сюрпризом стало осознание существования уклонов, на которых самокат разгоняется сам, без моего участия. На моноколесе движение в горку или под горку можно вообще не заметить потому, что поведение транспортного средства никак не меняется. Только достаточно крутые подъемы или спуски можно почувствовать.
Также новостью стало изменение поведения самоката в зависимости от заряда батареи - чем меньше осталось, тем более вялым становится самокат. На моноколесе этот эффект практически незаметен при нормальной езде, но при сильно разряженной батарее колесо может аварийно выключиться (“продавиться”) по просадке напряжения при въезде на бордюр, на подъеме, разгоне и т.п. Поэтому системы управления моноколеса обычно снижают максимальную безопасную скорость на разряженной батарее. Формально ухудшение динамики лучше, чем внезапное отключение, так что здесь самокат несколько выигрывает.
Поехали!
Главный тест для меня самокат S2 прошел - я смог проехать на нем 15 км между работой и домом. Лучшее время поездки составило 61 минуту, а средняя скорость - 15 км/ч. На моноколесе лучшее время составляло 46 минут, а средняя скорость - 19 км/ч. Эти цифры имеют значение для конкретных моделей и стиля езды конкретных людей - есть самокаты, на которых можно разогнаться до ~60 км/ч, и моноколеса с максимальной скоростью в районе 50, но ехать быстрее 30-40 км/ч на обоих видах транспорта - занятие, на мой взгляд, очень нездоровое.
За неделю на S2 я проехал примерно 100 километров и получил некоторое представление о его особенностях.
Само наличие курков газа и тормоза кажется чем-то устаревшим. Моноколесо управляется переносом веса, что максимально близко к управлению мыслью. Впрочем, в том, чтобы утопить курок газа до упора, тоже можно найти некоторое удовольствие. На S2 курки газа и тормоза можно было бы заменить кнопками, промежуточные положения мне не были нужны. А вот M365 ведет себя гораздо более плавно и оставляет лучшее впечатление.
Режим круиз-контроля позволяет отпустить курок газа - автоматика будет пытаться поддерживать достигнутую скорость. Режим доступен на обоих самокатах, включается поддержанием одной скорости 5 секунд и в M365 сделан лучше, со звуковой индикацией включения. Поскольку моноколесо постоянно пытается подъехать под ездока, какое-либо ограничение скорости или круиз-контроль на нем невозможны. Но это и не нужно, потому что из-за управления без промежуточных звеньев в виде ручек газа и тормоза, оно всегда едет с той скоростью, которую вы хотите.
Большое расстояние между передним и задним колесами с возможностью создать третью точку опоры, выдвинув одну ногу, делает самокат гораздо более устойчивым, чем моноколесо. А то, что ездок держится за руль, еще больше усиливает этот эффект. Однажды, спрыгивая с самоката, я буквально запутался в ногах, одна нога споткнулась о другую, и, если бы не руки, держащие руль, я бы обязательно упал. В принципе, возможны сценарии полета через руль при неверном положении тела во время торможения или какой-то внезапной проблеме с передним колесом на большой скорости, но на моноколесе необходимость вынужденно спрыгивать с вероятностью упасть встречается чаще. Многие самокатчики боятся выхода из строя контроллера моноколеса на большой скорости, но такие случаи встречаются крайне редко. Как правило, контроллеры сгорают на небольшой скорости, например, при наезде на кочку или въезде на бордюр. Но, справедливости ради, надо отметить, что в случае отказа контроллера электрический самокат превращается в обычный, а с моноколеса приходится экстренно спрыгивать. Из-за всего вышесказанного, для моноколеса крайне желательна роллерная защита, необязательная для самоката.
На самокате сильнее ощущается скорость. Почему-то на моноколесе такая же скорость воспринимается как меньшая. Это скорее плюс самоката, потому что в процессе освоения моноколеса есть период ложного ощущения всемогущества, который обычно заканчивается падениями.
Маневренность самоката ощутимо ниже. Моноколесо может повернуться буквально на месте (в одной из техник при резком повороте тела колесо поворачивается с проскальзыванием по вертикальной оси), самокат из-за двух колес неизбежно будет поворачивать по большему радиусу. На моноколесе можно лавировать в довольно плотной толпе, на самокате так не получится.
Плавность хода у S2 сильно хуже, чем у моноколеса, главным образом, из-за литых колес, и амортизаторы практически не помогают. Умеренно неидеальный асфальт, на моноколесе среднего диаметра воспринимающийся как слегка дискомфортный, на этом самокате вызывает желание слезть и идти пешком. На плохом асфальте спешиваться уже приходится без вариантов. Плитка тоже воспринимается самокатом гораздо хуже, а на мелкой прямоугольной плитке даже хорошего качества он внезапно начинает немилосердно трястись. Очевидно, размер плитки как-то резонирует с размерностями самоката. От тряски на разных видах поверхностей за длительную поездку руки даже не болят, а немеют на несколько дней, одаривая необычными ощущениями при решении задач вроде завязывания шнурков. M365 с пневматиками без амортизации производит гораздо лучшее впечатление, но, все равно, по плавности хода лидером будет моноколесо. Теоретически, самокат может совместить подвеску и пневматики, обеспечив очень мягкий ход. Подвеска у моноколес есть только в единичных экспериментальных моделях, которые нельзя назвать удачными.
С проходимостью самоката ситуация интересная. Чем меньше диаметр колеса, тем меньше допустимый размер препятствия, и в официальной инструкции к S2 запрещено заезжать на бордюры высотой больше трех сантиметров. С рулеткой к бордюрам не побегаешь, поэтому сколько-нибудь заметный поребрик преодолеваешь спешившись. С другой стороны, с самоката легче всего слезть и продолжить путь пешком. На моноколесе необходимо нагибаться и раскладывать ручку, с самоката же просто сойти вбок, а руль остается в руках. Если сравнивать велосипеды, самокаты и моноколеса, наверное, только на самокате не лень спешиваться, переходя улицу. Единственный тип поверхности, который серьезно бесит - частые выезды со двора, если там невысокие бордюры, на моноколесе или велосипеде можно на них заехать, а слезать с самоката каждые 10-20 метров неудобно. На обычных самокатах можно научиться зашагивать на препятствия и даже прыгать, но на электросамокате это делать сложнее из-за большей массы, и конкретно у Kugoo S2 ручка расположена не вертикально, а чуть наклонена к корме, и эксперименты с зашагиванием у меня не получились.
Нужен определенный навык, чтобы заносить самокат на бордюры на весу. Если просто поднять его в воздух, дека повернется и больно ударит по ноге. Поэтому необходимо научиться поворачивать руль, поднимая самокат.
Отдельные проблемы доставляет клиренс. Очевидные вещи вроде лежачего полицейского можно заметить заранее и спешиться, но однажды в городе мне попался совершенно безобидно выглядящий бордюр, который я зацепил низом деки. Оказывается, плавный въезд и съезд образовали перепад высот, которого хватило, чтобы полностью выбрать 8 см клиренса. При этом заранее предугадать опасность именно этого бордюра было невозможно.
Конкретно на S2 некомфортный и ненадежный тормоз рекуперацией. Частично эта проблема решается экстренным механическим тормозом (заднее крыло прижимается к колесу), но для этого нужны привычка и правильное положение ног, а производитель не рекомендует этим тормозом злоупотреблять. Эффективный тормоз есть у M365, но там резкое торможение может привести к повреждению камеры колеса. Теоретически самый короткий тормозной путь будет у моноколеса, но и тут есть две проблемы - во-первых, можно продавить колесо на торможении, а во-вторых, на неподходящей поверхности колесо пойдет юзом, что неминуемо приведет к падению.
Еще одна неприятная особенность бюджетных самокатов - при полной зарядке рекуперативный тормоз выключается, чтобы не повредить чувствительные к перезаряду Li-ion батареи. Конкретно попавшийся мне на тест экземпляр не заряжался выше 41,7 вольта при максимуме в 42,2, и без тормоза я не оставался, но для многих других самокатовладельцев это свойство оказывалось неприятным сюрпризом.
Во время езды на самокате руки заняты - они держат руль. На моноколесе в руках можно держать большой набор разных предметов - телефон, стаканчик кофе, мороженое, пакет с чем-нибудь (видели бы вы, как я выношу на колесе мусор :) ). Когда я при движении на самокате машинально потянулся почесать нос, то сразу потерял управление и был вынужден остановиться. Впрочем, держаться за руль одной рукой можно научиться. Также на руль можно повесить те же пакеты, но, увы, такой свободы рук, как на моноколесе, все равно не получить.
На S2 фара светила несколько вверх, и толку от нее не было никакого. На M365 фара оказалась удивительно хорошей, наверное, даже лучше, чем на моем моноколесе - она светит чуть вниз и, по ощущениям, ярче.
На моноколесе иногда затекают ноги, и начинают болеть ступни. На самокате этого не было заметно до тех пор, пока я не начал проверять максимальную дальность, двигаясь не спешиваясь. Причина проста - из-за постоянных превращений в пешехода перед препятствиями и при пересечении дорог ноги постоянно разминаются, а в случае длительной поездки начинают затекать совершенно так же. Частично с этим можно бороться, переминаясь с ноги на ногу, это можно делать и на моноколесе и на самокате, но на самокате это удобней из-за большей площади деки.
Практическую дальность хода на S2 я проверял на относительно ровном рельефе в парке, нарезая круги по лучшему асфальту из доступного. Пробег составил 23,5 километра по самокатному одометру, GPS-трекер Urban Biker показал примерно 21 км, но из-за ошибок позиционирования при движении кругами небольшого диаметра это измерение не вызывает доверия. Пробег ниже указанного по официальным спецификациям, но это нормально - легкий ездок по идеальному асфальту с небольшой скоростью может проехать официальные 30 км и даже больше. Мне рассказывали, человек весом килограмм 40 в эко-режиме проехал на M365 53 км, и это вполне правдоподобно. Деградация поведения самоката происходит достойно - на пределе заряда самокат замедляется и начинает ехать со скоростью примерно 5 км/ч. Моноколесо при срабатывании защиты по низкому напряжению отключается, и с него приходится внезапно спрыгивать. С севшей батареей на самокате можно ехать как на обычном, но электрический самокат тяжелее, передвигаться так неудобно и имеет смысл только в аварийном режиме. Любопытно, что, имея в три раза меньшую батарею, чем моноколесо, S2 может проехать в два раза меньшую дистанцию, то есть самокат более эффективно использует батарею.
Общие наблюдения
Даже в сложенном виде, формально имея сходный объем, самокат занимает больше места. С ним можно зайти в небольшой магазин, но это неудобно. Моноколесо же с выдвинутой ручкой едет рядом, практически не занимая места и не создавая неудобств ни ездоку, ни окружающим. В общественном транспорте моноколесо тоже удобней - оно не пачкает окружающих, не нуждается в дополнительном чехле и без проблем помещается в самые маленькие автобусы. Самокат же лучше перевозить в автобусах побольше.
Если посмотреть на разные модели самокатов и моноколес, то заметно, что самокаты со схожими характеристиками стоят дешевле, то есть на ту же сумму можно приобрести электросамокат с большей скоростью и дальностью хода.
Популярные модели самокатов более распространены, чем моноколеса, поэтому их слабые места становятся известны раньше, а сервис занимает меньше времени - у продавцов есть больший резерв запчастей. В то же время у самоката больше деталей, которые могут сломаться - например, у моноколеса нет амортизаторов, рулевой колонки, узла складывания, механических тормозов. Кроме поломок распространены неприятные вещи вроде люфта рулевой колонки, которого в принципе не может быть на моноколесе.
На самокате можно везти ребенка, а в некоторых случаях даже ехать вдвоем. На моноколесе может ехать только один человек, но многие модели совместимы с велоприцепом (который, впрочем, занимает больше места, чем дополнительные приспособления для самоката).
Как правило, с завода моноколеса имеют большую водозащиту, чем самокаты из-за конструктивных особенностей. Но после специальной доработки это отличие исчезает.
Моноколесо не любит сыпучие и скользкие поверхности, за которые не получается надежно цепляться. Самокат на этих поверхностях тоже будет испытывать серьезнейшие проблемы.
Моноколесо тише. Мотор-колесо S2 заметно подвывает, M365 басовито гудит, а моноколесо же издает ровный тихий звук, похожий на свист. Иногда шумность даже удобна - пешеходы тебя заметят, но все-таки лучше ехать в тишине, сигналя прохожим другими способами при необходимости.
Моноколесо конструктивно не может дрифтовать. Самокат может, но сомневаюсь, что это многим нужно.
Мнение домохозяйки в декрете
Как еще один взгляд представляю вашему вниманию мини-обзор самоката от жены.
Мне, как человеку не умеющему ездить ни на моноколесе, ни даже на велосипеде, было очень интересно попробовать прокатиться на самокате. Общее впечатление — было здорово. Теперь подробнее. Сначала о плюсах — первое, и главное — нулевой порог вхождения, удовольствие от езды я начала получать уже минут через пять-десять, через полчаса же уже совсем освоилась и потихоньку начала наращивать скорость, притом, что, как уже было сказано, опыта обращения с различным транспортом нет, и физическая подготовка, если говорить мягко, оставляет желать лучшего. Второе — не страшно. От земли недалеко, если что-то пошло не так, легко спрыгнуть, да и вообще, если не лихачить, вероятность упасть ничтожна. Далее, теоретические есть возможность передвигаться вместе с ребенком (с определенного возраста, если поставить специальную подножку). Теперь о недостатках. Тяжелый и неудобно нести, учитывая необходимость подниматься на четвертый этаж, это становится довольно серьезной проблемой, отсюда же и сложность зайти, например, в магазин — с собой носить неудобно, на улице не оставишь. Ну и два недостатка, как я понимаю, конкретно этой модели — первое, тормоз, так и не удалось до конца с ним договориться, задний неудобен, ручной — реагирует непредсказуемо, поэтому старалась сильно не разгоняться, и периодически приходилось тормозить ногой. Второе — привередливость к качеству дороги, по ровному асфальту просто летишь, по чуть менее идеальному — почувствуешь каждую косточку в теле, а по совсем проблемному — лучше идти пешком. Но в общем и целом, опыт прошел удачно, удалось отвлечься от ежедневной рутины, получить новые впечатления, хочется пробовать новые виды электротранспорта, ну и теперь рассматриваю самокат как основное средство передвижения года через три-четыре.
Заключение
Опыт поездок на самокате оказался интересным. Я по-прежнему больше люблю моноколеса, но теперь легче могу понять тех, кто выберет электросамокат. Есть параметры, по которым самокат лучше моноколеса, и, если они важнее для человека, чем те параметры, по которым лучше моноколесо, выбор самоката будет рациональным. Самокат имеет смысл купить, если вы хотите сэкономить, для вас не важны компактность, маневренность и проходимость транспортного средства, если вы собираетесь кататься на нем с детьми, не хотите учиться ездить или очень боитесь падать.
Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube
Поправки для точности
Оба самоката - S2 и M365 относятся к бюджетному сегменту. Мое моноколесо классом повыше, поэтому сравнивать их напрямую нельзя. Но для общего представления посмотреть на характеристики будет любопытно.
Характеристика
Kugoo S2
Xiaomi Mijia M365
Kingsong KS-16A
Размеры
940 мм Х 330 мм Х 150 мм (сложенный)
940 мм Х 1160 мм * 210 мм (разложенный)
1080 мм Х 490 мм Х 430 мм (сложенный)
1140 мм Х 1080 мм Х 430 мм (разложенный)
506 мм X 463 мм X 196 мм
Вес
11,5 кг
12,5 кг
17 кг
Диаметр колеса
8’’
8,5’’
16’’
Тип колеса
Литые
Пневматические
Пневматическое
Амортизаторы
Оба колеса
Отсутствуют
Отсутствует
Клиренс
~80 мм
~100 мм
Отсутствует
Мощность мотора
250 Вт
250 Вт
800 Вт
Батарея
240 Вт*ч
280 Вт*ч
680 Вт*ч
Декларируемый пробег
30 км
30 км
70 км
Реальный пробег
23,5 км
-
~50 км
Максимальная скорость
~25 км/ч
25 км/ч
30 км/ч (максимальная безопасная)
Стоимость
~25000 р
~25000 р
~50000 р
Перед поездкой
Какие-то различия становятся очевидны еще до начала езды. Прежде всего, самокат производит другое впечатление. Если приводить компьютерные аналогии, то моноколесо похоже на технику Apple своей лаконичностью. А самокат напоминает обычный настольный системный блок с торчащими проводами. Самый изящный самокат 2017 года - однозначно М365, но даже там заметен провод к мотор-колесу.
Далее, у современных моноколес удобная ручка сверху, а вес сконцентрирован в небольшом пространстве. Самокат длинный, вес по нему распределен неравномерно, и удобного положения для переноски нет. Получается забавная ситуация - S2 весом 11,5 кг нести менее удобно, чем моноколесо на шесть килограмм тяжелее. В сложенном состоянии ни один из двух самокатов не стоит вертикально, и их нельзя катить. Впрочем, есть модели самокатов с решениями для вертикального хранения и выдвижными ручками для того, чтобы катить в сложенном виде.
В-третьих, самокат сильнее пачкает при переноске. С обеих сторон торчат колеса, посередине дека, и все это как минимум в пыли с прошлой поездки. У моноколес с закрытым корпусом грязными могут быть только само колесо и педали, все это расположено в нижней части и не пачкает ни ездока, ни, например, соседей в общественном транспорте.
Раскладывание и складывание самоката не занимают много времени и быстро становятся привычными, но и тут самокат проигрывает моноколесу, сложить педали которого можно буквально за пару секунд. В присутственных местах самокат приходится держать в руках, а колесо может ехать рядом с выдвинутой ручкой, что гораздо удобней.
Удивление
Поразительно, но на любом транспорте нужно учиться ездить. У меня заняло примерно 20 минут первоначальное обучение по удержанию равновесия и управлению самокатом. Формально, по этому параметру самокат выигрывает у моноколеса, но, по сравнению с десятками и тысячами часов последующей эксплуатации, на мой взгляд, не особо важно, минуты или часы потрачены на обучение. Далее, кроме простой езды, учиться, например, прыгать будет трудоемкой задачей что на моноколесе, что на самокате, что на велосипеде или борде.
Идущий пешком человек не замечает небольшой наклон поверхности. Удивительно, но моноколесо настолько является продолжением твоего тела, что для меня большим сюрпризом стало осознание существования уклонов, на которых самокат разгоняется сам, без моего участия. На моноколесе движение в горку или под горку можно вообще не заметить потому, что поведение транспортного средства никак не меняется. Только достаточно крутые подъемы или спуски можно почувствовать.
Также новостью стало изменение поведения самоката в зависимости от заряда батареи - чем меньше осталось, тем более вялым становится самокат. На моноколесе этот эффект практически незаметен при нормальной езде, но при сильно разряженной батарее колесо может аварийно выключиться (“продавиться”) по просадке напряжения при въезде на бордюр, на подъеме, разгоне и т.п. Поэтому системы управления моноколеса обычно снижают максимальную безопасную скорость на разряженной батарее. Формально ухудшение динамики лучше, чем внезапное отключение, так что здесь самокат несколько выигрывает.
Поехали!
Главный тест для меня самокат S2 прошел - я смог проехать на нем 15 км между работой и домом. Лучшее время поездки составило 61 минуту, а средняя скорость - 15 км/ч. На моноколесе лучшее время составляло 46 минут, а средняя скорость - 19 км/ч. Эти цифры имеют значение для конкретных моделей и стиля езды конкретных людей - есть самокаты, на которых можно разогнаться до ~60 км/ч, и моноколеса с максимальной скоростью в районе 50, но ехать быстрее 30-40 км/ч на обоих видах транспорта - занятие, на мой взгляд, очень нездоровое.
За неделю на S2 я проехал примерно 100 километров и получил некоторое представление о его особенностях.
Само наличие курков газа и тормоза кажется чем-то устаревшим. Моноколесо управляется переносом веса, что максимально близко к управлению мыслью. Впрочем, в том, чтобы утопить курок газа до упора, тоже можно найти некоторое удовольствие. На S2 курки газа и тормоза можно было бы заменить кнопками, промежуточные положения мне не были нужны. А вот M365 ведет себя гораздо более плавно и оставляет лучшее впечатление.
Режим круиз-контроля позволяет отпустить курок газа - автоматика будет пытаться поддерживать достигнутую скорость. Режим доступен на обоих самокатах, включается поддержанием одной скорости 5 секунд и в M365 сделан лучше, со звуковой индикацией включения. Поскольку моноколесо постоянно пытается подъехать под ездока, какое-либо ограничение скорости или круиз-контроль на нем невозможны. Но это и не нужно, потому что из-за управления без промежуточных звеньев в виде ручек газа и тормоза, оно всегда едет с той скоростью, которую вы хотите.
Большое расстояние между передним и задним колесами с возможностью создать третью точку опоры, выдвинув одну ногу, делает самокат гораздо более устойчивым, чем моноколесо. А то, что ездок держится за руль, еще больше усиливает этот эффект. Однажды, спрыгивая с самоката, я буквально запутался в ногах, одна нога споткнулась о другую, и, если бы не руки, держащие руль, я бы обязательно упал. В принципе, возможны сценарии полета через руль при неверном положении тела во время торможения или какой-то внезапной проблеме с передним колесом на большой скорости, но на моноколесе необходимость вынужденно спрыгивать с вероятностью упасть встречается чаще. Многие самокатчики боятся выхода из строя контроллера моноколеса на большой скорости, но такие случаи встречаются крайне редко. Как правило, контроллеры сгорают на небольшой скорости, например, при наезде на кочку или въезде на бордюр. Но, справедливости ради, надо отметить, что в случае отказа контроллера электрический самокат превращается в обычный, а с моноколеса приходится экстренно спрыгивать. Из-за всего вышесказанного, для моноколеса крайне желательна роллерная защита, необязательная для самоката.
На самокате сильнее ощущается скорость. Почему-то на моноколесе такая же скорость воспринимается как меньшая. Это скорее плюс самоката, потому что в процессе освоения моноколеса есть период ложного ощущения всемогущества, который обычно заканчивается падениями.
Маневренность самоката ощутимо ниже. Моноколесо может повернуться буквально на месте (в одной из техник при резком повороте тела колесо поворачивается с проскальзыванием по вертикальной оси), самокат из-за двух колес неизбежно будет поворачивать по большему радиусу. На моноколесе можно лавировать в довольно плотной толпе, на самокате так не получится.
Плавность хода у S2 сильно хуже, чем у моноколеса, главным образом, из-за литых колес, и амортизаторы практически не помогают. Умеренно неидеальный асфальт, на моноколесе среднего диаметра воспринимающийся как слегка дискомфортный, на этом самокате вызывает желание слезть и идти пешком. На плохом асфальте спешиваться уже приходится без вариантов. Плитка тоже воспринимается самокатом гораздо хуже, а на мелкой прямоугольной плитке даже хорошего качества он внезапно начинает немилосердно трястись. Очевидно, размер плитки как-то резонирует с размерностями самоката. От тряски на разных видах поверхностей за длительную поездку руки даже не болят, а немеют на несколько дней, одаривая необычными ощущениями при решении задач вроде завязывания шнурков. M365 с пневматиками без амортизации производит гораздо лучшее впечатление, но, все равно, по плавности хода лидером будет моноколесо. Теоретически, самокат может совместить подвеску и пневматики, обеспечив очень мягкий ход. Подвеска у моноколес есть только в единичных экспериментальных моделях, которые нельзя назвать удачными.
С проходимостью самоката ситуация интересная. Чем меньше диаметр колеса, тем меньше допустимый размер препятствия, и в официальной инструкции к S2 запрещено заезжать на бордюры высотой больше трех сантиметров. С рулеткой к бордюрам не побегаешь, поэтому сколько-нибудь заметный поребрик преодолеваешь спешившись. С другой стороны, с самоката легче всего слезть и продолжить путь пешком. На моноколесе необходимо нагибаться и раскладывать ручку, с самоката же просто сойти вбок, а руль остается в руках. Если сравнивать велосипеды, самокаты и моноколеса, наверное, только на самокате не лень спешиваться, переходя улицу. Единственный тип поверхности, который серьезно бесит - частые выезды со двора, если там невысокие бордюры, на моноколесе или велосипеде можно на них заехать, а слезать с самоката каждые 10-20 метров неудобно. На обычных самокатах можно научиться зашагивать на препятствия и даже прыгать, но на электросамокате это делать сложнее из-за большей массы, и конкретно у Kugoo S2 ручка расположена не вертикально, а чуть наклонена к корме, и эксперименты с зашагиванием у меня не получились.
Нужен определенный навык, чтобы заносить самокат на бордюры на весу. Если просто поднять его в воздух, дека повернется и больно ударит по ноге. Поэтому необходимо научиться поворачивать руль, поднимая самокат.
Отдельные проблемы доставляет клиренс. Очевидные вещи вроде лежачего полицейского можно заметить заранее и спешиться, но однажды в городе мне попался совершенно безобидно выглядящий бордюр, который я зацепил низом деки. Оказывается, плавный въезд и съезд образовали перепад высот, которого хватило, чтобы полностью выбрать 8 см клиренса. При этом заранее предугадать опасность именно этого бордюра было невозможно.
Конкретно на S2 некомфортный и ненадежный тормоз рекуперацией. Частично эта проблема решается экстренным механическим тормозом (заднее крыло прижимается к колесу), но для этого нужны привычка и правильное положение ног, а производитель не рекомендует этим тормозом злоупотреблять. Эффективный тормоз есть у M365, но там резкое торможение может привести к повреждению камеры колеса. Теоретически самый короткий тормозной путь будет у моноколеса, но и тут есть две проблемы - во-первых, можно продавить колесо на торможении, а во-вторых, на неподходящей поверхности колесо пойдет юзом, что неминуемо приведет к падению.
Еще одна неприятная особенность бюджетных самокатов - при полной зарядке рекуперативный тормоз выключается, чтобы не повредить чувствительные к перезаряду Li-ion батареи. Конкретно попавшийся мне на тест экземпляр не заряжался выше 41,7 вольта при максимуме в 42,2, и без тормоза я не оставался, но для многих других самокатовладельцев это свойство оказывалось неприятным сюрпризом.
Во время езды на самокате руки заняты - они держат руль. На моноколесе в руках можно держать большой набор разных предметов - телефон, стаканчик кофе, мороженое, пакет с чем-нибудь (видели бы вы, как я выношу на колесе мусор :) ). Когда я при движении на самокате машинально потянулся почесать нос, то сразу потерял управление и был вынужден остановиться. Впрочем, держаться за руль одной рукой можно научиться. Также на руль можно повесить те же пакеты, но, увы, такой свободы рук, как на моноколесе, все равно не получить.
На S2 фара светила несколько вверх, и толку от нее не было никакого. На M365 фара оказалась удивительно хорошей, наверное, даже лучше, чем на моем моноколесе - она светит чуть вниз и, по ощущениям, ярче.
На моноколесе иногда затекают ноги, и начинают болеть ступни. На самокате этого не было заметно до тех пор, пока я не начал проверять максимальную дальность, двигаясь не спешиваясь. Причина проста - из-за постоянных превращений в пешехода перед препятствиями и при пересечении дорог ноги постоянно разминаются, а в случае длительной поездки начинают затекать совершенно так же. Частично с этим можно бороться, переминаясь с ноги на ногу, это можно делать и на моноколесе и на самокате, но на самокате это удобней из-за большей площади деки.
Практическую дальность хода на S2 я проверял на относительно ровном рельефе в парке, нарезая круги по лучшему асфальту из доступного. Пробег составил 23,5 километра по самокатному одометру, GPS-трекер Urban Biker показал примерно 21 км, но из-за ошибок позиционирования при движении кругами небольшого диаметра это измерение не вызывает доверия. Пробег ниже указанного по официальным спецификациям, но это нормально - легкий ездок по идеальному асфальту с небольшой скоростью может проехать официальные 30 км и даже больше. Мне рассказывали, человек весом килограмм 40 в эко-режиме проехал на M365 53 км, и это вполне правдоподобно. Деградация поведения самоката происходит достойно - на пределе заряда самокат замедляется и начинает ехать со скоростью примерно 5 км/ч. Моноколесо при срабатывании защиты по низкому напряжению отключается, и с него приходится внезапно спрыгивать. С севшей батареей на самокате можно ехать как на обычном, но электрический самокат тяжелее, передвигаться так неудобно и имеет смысл только в аварийном режиме. Любопытно, что, имея в три раза меньшую батарею, чем моноколесо, S2 может проехать в два раза меньшую дистанцию, то есть самокат более эффективно использует батарею.
Общие наблюдения
Даже в сложенном виде, формально имея сходный объем, самокат занимает больше места. С ним можно зайти в небольшой магазин, но это неудобно. Моноколесо же с выдвинутой ручкой едет рядом, практически не занимая места и не создавая неудобств ни ездоку, ни окружающим. В общественном транспорте моноколесо тоже удобней - оно не пачкает окружающих, не нуждается в дополнительном чехле и без проблем помещается в самые маленькие автобусы. Самокат же лучше перевозить в автобусах побольше.
Если посмотреть на разные модели самокатов и моноколес, то заметно, что самокаты со схожими характеристиками стоят дешевле, то есть на ту же сумму можно приобрести электросамокат с большей скоростью и дальностью хода.
Популярные модели самокатов более распространены, чем моноколеса, поэтому их слабые места становятся известны раньше, а сервис занимает меньше времени - у продавцов есть больший резерв запчастей. В то же время у самоката больше деталей, которые могут сломаться - например, у моноколеса нет амортизаторов, рулевой колонки, узла складывания, механических тормозов. Кроме поломок распространены неприятные вещи вроде люфта рулевой колонки, которого в принципе не может быть на моноколесе.
На самокате можно везти ребенка, а в некоторых случаях даже ехать вдвоем. На моноколесе может ехать только один человек, но многие модели совместимы с велоприцепом (который, впрочем, занимает больше места, чем дополнительные приспособления для самоката).
Как правило, с завода моноколеса имеют большую водозащиту, чем самокаты из-за конструктивных особенностей. Но после специальной доработки это отличие исчезает.
Моноколесо не любит сыпучие и скользкие поверхности, за которые не получается надежно цепляться. Самокат на этих поверхностях тоже будет испытывать серьезнейшие проблемы.
Моноколесо тише. Мотор-колесо S2 заметно подвывает, M365 басовито гудит, а моноколесо же издает ровный тихий звук, похожий на свист. Иногда шумность даже удобна - пешеходы тебя заметят, но все-таки лучше ехать в тишине, сигналя прохожим другими способами при необходимости.
Моноколесо конструктивно не может дрифтовать. Самокат может, но сомневаюсь, что это многим нужно.
Мнение домохозяйки в декрете
Как еще один взгляд представляю вашему вниманию мини-обзор самоката от жены.
Мне, как человеку не умеющему ездить ни на моноколесе, ни даже на велосипеде, было очень интересно попробовать прокатиться на самокате. Общее впечатление — было здорово. Теперь подробнее. Сначала о плюсах — первое, и главное — нулевой порог вхождения, удовольствие от езды я начала получать уже минут через пять-десять, через полчаса же уже совсем освоилась и потихоньку начала наращивать скорость, притом, что, как уже было сказано, опыта обращения с различным транспортом нет, и физическая подготовка, если говорить мягко, оставляет желать лучшего. Второе — не страшно. От земли недалеко, если что-то пошло не так, легко спрыгнуть, да и вообще, если не лихачить, вероятность упасть ничтожна. Далее, теоретические есть возможность передвигаться вместе с ребенком (с определенного возраста, если поставить специальную подножку). Теперь о недостатках. Тяжелый и неудобно нести, учитывая необходимость подниматься на четвертый этаж, это становится довольно серьезной проблемой, отсюда же и сложность зайти, например, в магазин — с собой носить неудобно, на улице не оставишь. Ну и два недостатка, как я понимаю, конкретно этой модели — первое, тормоз, так и не удалось до конца с ним договориться, задний неудобен, ручной — реагирует непредсказуемо, поэтому старалась сильно не разгоняться, и периодически приходилось тормозить ногой. Второе — привередливость к качеству дороги, по ровному асфальту просто летишь, по чуть менее идеальному — почувствуешь каждую косточку в теле, а по совсем проблемному — лучше идти пешком. Но в общем и целом, опыт прошел удачно, удалось отвлечься от ежедневной рутины, получить новые впечатления, хочется пробовать новые виды электротранспорта, ну и теперь рассматриваю самокат как основное средство передвижения года через три-четыре.
Заключение
Опыт поездок на самокате оказался интересным. Я по-прежнему больше люблю моноколеса, но теперь легче могу понять тех, кто выберет электросамокат. Есть параметры, по которым самокат лучше моноколеса, и, если они важнее для человека, чем те параметры, по которым лучше моноколесо, выбор самоката будет рациональным. Самокат имеет смысл купить, если вы хотите сэкономить, для вас не важны компактность, маневренность и проходимость транспортного средства, если вы собираетесь кататься на нем с детьми, не хотите учиться ездить или очень боитесь падать.
Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube
Взято: lozga.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]