Первый женский автопробег 1936 года имени Сталинской конституции
---
В сталинскую эпоху было принято отмечать достижения государства яркими мероприятиями, в том числе и автопробегами. Пробег в честь Сталинской конституции состоялся в 1936 году. Это был первый женский автопробег в СССР. И уже 7-й большой автопробег через пустыню Каракумы с конца 20-х годов.
В автопробегах испытывались автомобили и люди «на прочность». В первом женском автопробеге 1936 года участвовали 45 женщин в возрасте от 20 до 35 лет. Испытывали ГАЗ-А, которые уже ранее побывали в ремонте. Путь лежал длинною 10000 км. Иногда приходилось вытаскивать буксовавшие машины слаженным, несгибаемым советским женским коллективом.
Участницы автопробега, 1936 г. Вверху в центре - командор автопробега А.П. Волкова
По маршруту Москва - Малые Каракумы - Москва отправились 15 машин "ГАЗ-А" -10 легковых и 5 пикапов. 30 июля 1936 года в московском парке культуры и отдыха им. М. Горького был дан старт Большому женскому автопробегу: Москва — Ярославль — Иваново — Горький — Казань — Уфа — Челябинск — Петропавловск — Атбасар — Карсак-пай — Джусады — Иргиз — Сталинград — Ростов-на-Дону — Днепропетровск — Киев — Минск — Москва. За время пробега женщины побывали более чем в 500 населённых пунктах.
Девушки проверяли свои водительские возможности в различных дорожных и климатических условиях и насколько именно женщина способна выдержать, нагрузку, тяжелую даже для сильной половины человечества.
Кроме испытания автомобилей после капитального ремонта, пробег должен был решить массу задач. Основная цель пробега - "проверка женщины как водителя в различных дорожных и климатических условиях", расширение её технического кругозора.
Кроме того, задачей пробега являлась массово-политическая работа по разъяснению Сталинской конституции и закона о запрещении абортов. И женщины активно занимались просветительством и даже выпускали газету "Старт".
Участницы первого женского автопробега в СССР имели важное задание партии — разъяснение населению Сталинской конституции и особенно закона о запрете абортов.
Профессия водитель для женщины активно популяризировалась, в Москве к 1935 году их было около 1500. В автопробеге участвовали женщины - водители, техники, слесари, врачи, шинники, корреспонденты. Среди участниц пробега была первая девушка-водитель троллейбуса Варвара Сандракова, и успешно занимавшаяся автоспортом Александра Лапко, на ее счету немало спортивных побед.
Девушки преодолели абсолютное бездорожье в степях Казахстана, мокли под проливным дождем, утопали в песке и месиве из глины, ими был преодолен наиболее сложный переход через Уральский хребет. Большую часть пути скорость движения автопробега не превышала 30 км в час.
Девушки «тестировали» качество дорог, все вошло в их отчет. Хорошее состояние дорог в Чувашии и Белоруссии, и, напротив, отсутствие порядка в Челябинске.
О состояние дорог в России 30-х годов женщины писали вот что: "Я хочу отметить Чувашию. Профилированные дороги там в отличном состоянии. Неплохие дороги в Башкирии. Но самые лучшие, культурные дороги в Белоруссии. Создаётся впечатление, что едешь по аллее большого парка - вдоль дороги разбиты цветники, устроены беседки, скамейки, витрины с газетами...
...На перегоне Миасс-Челябинск мы не встретили ни одного исправного моста... и ни одного предупредительного сигнала.
...Хочу отметить дисциплину уличного движения Киеве. Пешеход там соблюдают правила уличного движения. На улицах тишина и порядок. Москвичам не мешает поучиться этому у киевлян."
В конце сентября колонна торжественно возвратилась в Москву, товарищ Сталин приветствовал участниц первого женского автопробега телеграммой, поздравляя с успешным выполнением задания, и слал им горячий привет.
За свою миссию участницы автопробега 1936 года были удостоены почетных грамот.
В ответ женщины ответствовали в меру скромным заявлением в стиле сталинской эпохи: «То, что мы сделали под силу любой женщине Советского Союза. Гражданка своей великой родины - гордая, свободная, смелая и непреклонная в борьбе. И Эти качества воспитали в нас Вы... (Сталину). Всюду советский народ с благодарностью произносит Ваше имя, ибо под Вашим водительством расцветает счастливая жизнь в стране...»
Оператор Маша Сухова среди партизан
Оттилия Рейзман — оператор, Мария Сухова — корреспондент, Фелиция Яшунская (шинник) — будущий доктор экономических наук, командор пробега Анастасия Волкова — будущий герой войны, Валентина Плугина - механик автопробега и все отважные девушки участницы первого женского автопробега в 1936 году заслуживают почтения и восхищения.
Лена Еланская
ТАКЖЕ: Каракумский автопробег 1932 года
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]