Всё, что вы хотели знать про персональный городской электротранспорт, но боялись спросить
---
По многочисленным просьбам читателей решил собрать в одном посте мои впечатления от всех современных видов городского электротранспорта, которые мне удалось попробовать в этом году. Я начал с покупки электроскутера, затем попробовал два типа электровелосипедов, а закончилось всё покупкой электросамоката. В процессе не удалось обойти стороной и сеть городского велопроката, но обо всём по порядку.
Поехали!
Итак, началось всё с того, что я чётко осознал тот факт, что бензиновый транспорт бесперспективен, а эксплуатация автомобиля с ДВС в Москве (да и в любом другом городе) бессмысленна и беспощадна. Это просто неэффективно, а время — деньги. Смешно, когда средняя скорость движения на автомобиле по городу составляет 20-25 км/ч. Ведь есть общественный транспорт и такси (а вот каршеринг это полный отстой — если интересно, могу написать про это отдельно). В конце концов можно и нужно ходить пешком, а не превращаться в жиробасов за рулём автомобиля.
На самом деле никогда нельзя впадать в крайности, у каждого транспортного средства есть своя стихия в которой он наиболее эффективен. Автомобиль идеален для поездок загород и путешествий, здесь у него реально нет альтернатив. Персональный автомобиль это комфорт и удовольствие в поездках на большие расстояния (более 50 км). А вот для города в зависимости от ситуации нужно рассматривать альтернативные транспортные средства.
Началось всё с того, что мне попалась на глаза заметка о том, что в мегаполисах Китая уже давно запрещены вонючие двухтактные скутеры и они полностью перешли на электрические модели. Я решил изучить предложения на российском рынке и в конечном итоге набрёл на Авито и объявление о продаже прикольного электроскутера в ретро-дизайне под названием Sunra EM39 всего за 40 тысяч рублей. Скутер был в состоянии близком к новому, а владелец продавал его потому, что ему было холодно на нём ездить (лол, что?). Сначала я не придал значения этому моменту, но на следующий день после покупки понял, что это была не шутка. Чтобы передвигаться на электроскутере действительно нужна теплая и непродуваемая экипировка, т.к. уже на скорости 30 км/ч я начал замерзать.
Коротко про электроскутер. У него бесщёточный электродвигатель номинальной мощностью 500 ватт (пиковая мощность 1 киловатт) и сборка из пяти 12-вольтовых свинцовых тяговых аккумуляторов ёмкостью 20 ампер-часов (рабочее напряжение 60 вольт). У него обалденный ретро-дизайн, а весит он 105 килограммов, из которых 35 кг приходится на аккумуляторы. Китайцы указывают запас хода в 60 километров при прямолинейном движении на скорости 20 км/ч. Максимальная скорость ограничена электроникой и составляет 45 км/ч. У самоката очень крутые защитные функции — механическая блокировка руля в повёрнутом положении, механическая блокировка заднего колеса, сигнализация с электронной блокировкой мотор-колеса (!). На нём установлен передний дисковый гидравлический и задний механический барабанный тормоз. Есть легкая рекуперация под сброс газа и торможение контр-током при нажатии тормозных ручек (об этом поговорим далее).
Чем крут электроскутер? Во-первых, от бесшумен и от него нет ужасного запаха выхлопа двухтактного двигателя, работающего на смеси масла с бензином. Конечно в природе существуют и нормальные четырёхтактные бензиновые скутеры, которые работают гораздо тише и меньше воняют, но всё-таки. Во-вторых, масса электросамоката является его плюсом — чтобы угнать электросамокат за ним нужно подъезжать на Газели, т.к. своим ходом увезти его затруднительно. Это огромный плюс по сравнению с (электро)велосипедом.
Минус же в том, что на нём реально холодно ездить и это отличный повод расжиреть ещё сильнее. В общем я реально на нём замёрз и продал его через два дня после покупки.
Теперь обратим наш взгляд на велосипед. Я уже почти 20 лет экстремально катаюсь на горном велосипеде, но исключительно в спортивном формате. В этом году впервые увлёкся кросс-кантри (это стало возможно после того, как я похудел) — вот, недавно закатнули на 111 километров по лесам и полям. Но велосипед в городе это не очень удобно, как может показаться на первый взгляд.
Основная проблема заключается в том, что велосипед страшно оставлять на улице, а зайти с ним в магазин/офис не всегда возможно. Пристегивать к железной трубе 30+ тысяч рублей и надеяться, что его не украдут уж слишком наивно. Более менее защитить от угона велика может только стальной плетёный трос диаметром 15-20 миллиметров. Всё остальное элементарно перекусывается болторезом. А такой трос весит около килограмма и его нужно всегда возить с собой. Плюс, если велосипед не украдут целиком, то с него могут что-нибудь открутить на месте.
Вторым моментом является то, что для передвижения на велосипеде требуется совершать физическую работу. С одной стороны это хорошо (ожирение вам точно не грозит), с другой стороны — плохо (во время заезда вспотеете и будете плохо пахнуть, вашим коллегам на работе это вряд ли понравится). Короче говоря, велосипед на педальной тяге это фитнес и спорт, а не транспортное средство!
Именно по этой же причине я считаю не удобной для использования сеть городского велопроката. Особенно в совокупности с очень мутным договором по которому клиент виноват всегда и во всём (прямо, как и у кершеринговых компаний).
Но раз мы говорим про электротранспорт, давайте рассмотрим электровелосипеды. Ведь электромотор позволит вам не запыхаться во время движения, но добавит головной боли при хранении велосипеда (его уже так просто на улице не оставишь).
Итак, электровелосипеды бывают двух типов. К первому типа относятся все велосипеды, оснащённые мотор-колесом спереди, сзади или на обоих осях одновременно. Эти велосипеды предназначены для передвижения ТОЛЬКО по идеально ровным асфальтированным дорогам. Связано это с тем, что мотор увеличивает неподресоренную массу колеса, что в свою очередь приводит к колоссальным нагрузкам на обод при движении по пересечённой местности. В этом же сегменте электровелосипед пытаются переизобрести и выдумывают всё более извращённые, чаще всего складные, конструкции, которые совершенно не пригодны к комфортабельной эксплуатации. Запомните, складной велосипед это как морская свинка — и не морская, и не свинка. Складывать вы его вряд ли когда-нибудь будете, а вот страдать из-за неудобной посадки и маленьких колёс придётся постоянно. Оптимальный размер колёс для городского велосипеда — 26 дюймов.
Электровелосипеды с мотор-колесами интересны тем, что можно построить безумного монстра мощностью 7-12 киловатт, который способен двигаться со скоростью 100 километров в час. Но тут же начнутся проблемы — велосипеды и их шины не рассчитаны на такие скорости, а ездить на таком монстре нужно только в полной мотоциклетной экипировке. Круто как хобби, но не более того.
Для городской эксплуатации электровелосипед неудобен тем, что его с большей вероятностью могут украсть на улице, а таскать на себе его гораздо сложнее, чем обычный велик (если обычный велосипед весит 13-15 килограмм, то электровелосипед будет весить 22-25 кг). Но самое главное — нафиг это надо? Что, совсем педали разучились крутить?
Но есть ещё один класс электровелосипедов — велогибриды. Это велосипеды со среднемоторной компоновкой. Электродвигатель на таком велосипеде закреплён на нижней трубе рядом с кареткой и педалями. Вот это — очень интересная штука для спортивного применения. Несмотря на то, что масса такого велосипеда всё равно составляет более 20 килограммов, у него остаются полностью стандартные колёса, и следовательно на таком велосипеде можно кататься экстремально и в том числе прыгать на трамплинах. А самый кайф это режим помощи при вкручивании в гору. Если кратко, то комфортабельная скорость движения на обычном велосипеде по ровной асфальтированной дороге составляет 20 километров в час. С помощью электромотора эта скорость увеличивается в 2 раза — до 40 километров в час. Плюс в том, что вы не замерзаете, в отличие от езды на электоскутере т.к. всё-таки тоже крутите педали. Минус в том, что автомобилисты на дороге не ожидают от велосипеда таких скоростей и пытаются неосознанно подрезать.
Лидером по производству электродвигателей для велогибридов является китайская компания Bafang, ещё их делает Bosch и другие европейские бренды. Есть комплекты для переделки обычного велосипеда в велогибрид, но также на рынке появились и серийные модели с интегрированным в раму электродвигателем. В среднем хардтейл велогибрид стоит 70-100 тысяч рублей.
С эксплуатацией велогибридов есть и различные нюансы, в частности момент переключения передач. Электродвигатель включается по датчику на каретке, когда вы начинаете крутить педали, у него есть двухсекундная задержка после того как вы прекратили крутить педали (либо мотор отключается по срабатыванию концевиков в тормозных ручках), а электродвигателю совершенно всё равно, что вы хотите переключить передачу. Ведь во время переключения передачи вы снижаете усилие на педалях чтобы не нагружать цепь и переключатель, но электромотору на это плевать и он рвёт цепь со всей силы, что в конечном итоге приведёт к повышенному износу кассеты и цепи. Но в принципе это решаемо с помощью специального датчика, через который пропускается тросик идущий к заднему переключателю.
В общем, велогибрид это отличный спортивный снаряд для езды по сильно пересечённой местности с большим количеством подъемов. Но как и обычный электровелосипед — на роль транспортного средства он не подходит.
Покатавшись на электровелосипедах и велогибридах я продолжил поиски идеального транспортного средства для города и обратил внимание на более интересный сегмент — электросамокат. В самом конце прошлого года китайский Эппл, компания Xiaomi совершила революцию на рынке электросамокатов и выпустила электросамокат Xiaomi Mijia, который сделал бессмысленной покупку какого-либо другого электросамоката хотя бы потому, что не существует электросамокатов дешевле и круче. Я несколько дней помониторил Авито и отхватил на вторичном рынке электросамокат по очень привлекательной цене. Хотя он и новый сейчас стоит все лишь в 2,5 раза дороже, чем хороший обычный самокат.
Обзоров на этот электросамокат уже было полно, в Россию их продолжают ввозить в огромных количествах. Я не буду особо повторять технические характеристки, а лучше расскажу вам то, что больше вам никто про этот электросамокат не расскажет.
Итак, начнём с того, что этот электросамокат разработан компанией Segway, которую Xiaomi купила с потрохами несколько лет назад. Самокат разрабатывали умные люди, но т.к. это их первый опыт производства электросамокатов, то у него есть и конструктивные недоработки.
Самокат выпускается в двух модификациях: M365 и M187. Отличаются они ёмкостью аккумуляторной батареи (5200 и 7800 мАч), следовательно и различается запас хода — 20 и 30 километров соответственно. Проблема в том, что узнать какая перед вами модификация можно либо в мобильном приложении (самокат подключается по bluetooth к смартфону), либо по этикетке на картонной коробке. На самом самокате нет никаких признаков, позволяющих отличить одну версию от другой. Хитрые барыги продолжают ввозить в Россию партии самокатов M187 и продавать их под видом M365, а чём многие покупатели не догадываются — а потом на форумах начинают писать жалобы, что заявленные 30 километров хода это обман. Никакого обмана, ведь у модели M187 официальный запас хода 20 километров.
Второй момент связан с тем, что покупатели тотально забывают накачать шины до нормального давления. Для транспортировки в шинах установлено давление всего 0,5 атмосфер, а ездить на таком давлении категорически нельзя. Я пересмотрел десяток видообзоров электросамоката на Ютюб — абсолютно все обзорщики катаются на спущенных колёсах. Приводит это к тому, камера протирается об внутреннюю поверхность шины. На форумах появляются сотни сообщений о том, что самокат плохой и начинаются доработки путём прокладывания второй камеры или замены шин на литые (прощай накат, комфорт и пробег). Рабочее давление в шинах должно быть 3,5 атмосферы и за ним нужно регулярно следить.
Вторая серия жалоб связана с тем, что те же самые обзорщики с Ютюба не разобравшись в спецификации повесили всем зрителям лапшу на уши о том, что при торможении на электросамокате используется рекуперация, которая позволяет в том числе вернуть часть энергии обратно в аккумулятор. И здесь есть важный нюанс — рекуперация работает только при сбросе рычага газа! А во время нажатия на ручной дисковый тормоз включается торможение электродвигателем с помощью контр-тока. То есть грубо говоря электромотор включается на реверс. А теперь представьте какую нагрузку на мотор и контроллёр создаёт такое торможение. Владельцы думают, что они «рекуперируют» и стараются чаще тормозить ручным тормозом, а по факту они убивают контроллер. В добавок при таком торможении энергия из батерии наоборот расходуется!
Ситуация усугубляется тем, что с завода трос заднего дискового тормоза ослаблен (его необходимо подтянуть, но кто ж у нас читает инструкции) и по факту заднее колесо вообще не участвует в торможении и вся нагрузка ложится на переднее мотор-колесо. Поэтому запомните — ручной тормоз нужен только для ЭКСТРЕННОГО торможения. В обычном режиме учитесь ездить «в одну педаль», как на электомобилях. Ставите рекуперацию в приложении на средний и максимальный уровень, а торможением управляете с помощью отпускания ручки газа. Но с одной оговоркой, не бросайте резко ручку газа на полностью заряженном аккумуляторе, это приводит к огромным выбросам тока в контроллере, который не может «запихать» энергию в аккумулятор (т.к. он заряжен) и следовательно вся эта энергия в виде тепла рассеивается на контроллере, что при злоупотреблении может привести к выходу его из строя.
Вот, например, как можно подзарядить электросамокат от электровелосипеда городского велопроката. Честно говоря, больше ни на что этот прокатный электровелосипед не годится, весит он как чугунный мост и толку от него ноль.
А вот заднее крыло это явный косяк Сяоката. Во-первых, у него недостаточная жесткость и при активном катании по пересечённой местности может перетереться провод идущий к заднему фонарю (он будет касаться покрышки на кочках). Во-вторых, это сам узел крепления крыла к деке. Эти идиоты инженеры запрессовали пластиковые шайбы внутри пластика с нижней стороны. Тряска + частое использование складного механизма приводит к отрыву шайб. Можно заменить крыло (3 тысячи рублей в России и 1700 рублей на Алиэкспресс), но проблему это не решит. Гораздо проще взять болты М4 подлиннее и притянуть крыло напрямую сверху. Просто и надёжно. Ещё есть косяк со складным механизмом в рулевой трубе, при частом складывании там появляется люфт, который впрочем легко устраняется с помощью пары слоёв изоленты. Да и вообще, на самом деле не нужно его складывать, опыт эксплуатации показал, что в этом действительно нет необходимости.
Теперь, что касается эксплуатации и почему круче этого электросамоката за эти деньги нет. У него большие пневматические колёса, и это значит что вам не страшны бордюры до 5 см (а на более высокие можно запрыгивать с помощью баннихопа), тактильная плитка и шершавый асфальт. Попробуйте проехать пару километров по старому асфальту (где ездят автомобили) на популярном городском самокате Oxelo и у вас рассыпется позвоночник.
Этот самокат можно всегда и везде брать с собой. С ним пустят в любой магазин или офис, даже не обратив внимание. В гипермаркете очень удобно поставить корзину прямо на деку и в таком виде катить его по торговому залу. Точно также нет никаких проблем ездить с самокатом на общественном транспорте и даже такси.
Электросамокат позволяет без проблем проехать заявленное в паспорте расстояние на полном заряде. Езда на самокате это не только передвижение в пространстве, но и легкий фитнес. Во-первых, вы можете ездить на нём как и на обычном самокате, а во-вторых вы можете помогать ему отталкиваясь на крутых подъемах. На спусках вы можете тормозить двигателем и заряжать аккумулятор. Средняя скорость движения на электросамокате по городу составляет 15 километров час.
Это идеальное транспортное средство малого радиуса действия (10-15 километров от дома). Самокат весит всего 12 килограмм и его вполне реально переносить одной рукой. Да, кто-то вам расскажет про карбоновые электросамокаты весом 7 килограмм, но вы просто посмотите на их микроскопические литые колёса и сами всё поймете. Тяжело тащить «лишние» 5 килограмм? Ну так просто надо похудеть.
Я успешно ездил на самокате с Университета в Очаково, на Белорусскую, на Нагатинскую, на Каширскую и везде в пределах района. Всегда езжу в экономичном режиме, когда максимальная скорость ограничена на отметке 18 километров в час (потому, что на 25 км/ч уже холодно и не безопасно), а также снижена пиковая мощность двигателя, тем самым наглядно видно когда на подъеме стоит помочь самокату и оттолкнуться ногой. Для поездок очень удобно строить пешеходный маршрут в Яндекс.Картах и заодно находить секретные и неизвестные ранее тропинки между районами и кварталами.
Кстати, самокат занимает гораздо меньше места в квартире, чем велосипед. А вот новомодные гироскутеры, сегвеи и моноколёса — полная хрень. Это просто игрушка и нельзя их рассматривать как персональное транспортное средство для города. Кстати, говоря про электросамокаты нельзя не упомянуть царя электросамокатов — корейский Dualtron Ultra, полноприводный электросамокат мощностью более 5 кВт, развивающий скорость 80 (!) километров в час и весящий 36 килограмм. Если интересно, вот здесь можно посмотреть видео заездов на этом монстре.
Итого, в зависимости от ситуации для передвижения в городе я пользуюсь ногами, электросамокатом, общественным транспортом и такси. Самокат занял нишу передвижений на расстояниях до 10 километров в одну сторону, когда пешком идти совсем далеко, а общественный транспорт надо ждать и он может встать в пробку. Более того, я даже не вижу явной необходимости иметь больший запас хода, чем 20-30 километров.
Остались вопросы? Задавайте их в комментариях!
Добавляйте мой блог в друзья, чтобы не пропустить новые статьи!
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]