Наказание за овербукинг
---
Людям, кто далёк от перелётов возможно не понятно, что такое этот овербукинг.
Дословно — перебронирование. Ситуация, когда на рейс пытаются зарегистрироваться больше пассажиров, чем может вместить самолет. Самая популярная причина овербукинга — авиакомпания продает больше билетов, чем было мест на рейсе. Иногда овербукинг возникает, если самолет по каким-то причинам меняют на меньший. В обоих случаях какой-то части пассажиров приходится пропускать рейс.
Что? И это в наше современное время информационных технологий, быстрого интернета и прогресса. Кто-то не может пользоваться статистикой и делать плановые расчёты? Или причина кроется в банальном и очевидном?
Ах да, всё дело в деньгах и прибыли.
Почему авиакомпании продают больше билетов, чем вмещает самолет? Чтобы увеличить прибыль. Едва ли не на каждый рейс несколько человек, купивших билет, не приходят — по разным причинам. Естественно, авиакомпаниям выгоднее, чтобы самолеты летали полными. То есть вашу покупку кому-то еще перепродают. Хорошо, что у самолётов есть своя специфика. При которой трудно брать попутчиков по дороге и получать кеш в обход кассы. Но может вы видели стоячих пассажиров в салоне самолётов? Это тогда прямое доказательство овербукинга и нечестной политики авиаперевозчика.
Почему пассажиры должны страдать из-за алчности авиакомпаний?
Не должны. Именно поэтому авиакомпании, как правило, пытаются минимизировать проблемы пассажира. Во-первых, как можно скорее доставить пострадавшего к месту назначения (ближайшим самолетом, в котором есть места — пусть даже это авиакомпания-конкурент). Во-вторых, возместить все связанные с задержкой затраты (например, на еду и номер в гостинице). В-третьих, как-то дополнительно компенсировать пассажиру потерю времени и нервотрепку — деньгами или бонусом (скажем, ваучером на полет).
Сейчас российские авиакомпании не применяют овербукинг?
Применяют, но не все. Например, в «Трансаэро» запрещена продажа лишних билетов. В законодательстве эта практика четко не прописана. В «Аэрофлоте» говорят, что сейчас законы фактически приравнивают овербукинг к мошенничеству. Эта компания давно применяет овербукинг, именно она и предложила внести поправки в законодательство. Юристы объясняют, что дело о мошенничестве могут возбудить, если компания не предупреждает о перебронировании и не предлагает компенсации.
Иностранные авиакомпании применяют овербукинг?
Да, очень многие. Правила прописаны в документах Международной ассоциации воздушного транспорта, которая объединяет крупнейших перевозчиков. Во многих странах (например, в Евросоюзе и США) это совершенно легальная практика — законы достаточно детально объясняют, на что имеют право пассажиры, пострадавшие от овербукинга.
Как решается, кто не полетит?
По-разному. Например, в США персонал авиакомпании обязан сперва попытаться найти добровольцев, которые согласятся полететь другим рейсом за компенсацию — деньги, ваучер на другой перелет и т. п. Обычно находятся те, кому время вылета не слишком важно. Если добровольцев нет, компания должна сама решить, кого оставить — критерии бывают разные: например, преимущество дают тем, кто купил более дорогой билет или раньше зарегистрировался. В Евросоюзе похожая система, но явно оговорено преимущество людей с ограниченными возможностями и сопровождающих.
Какие компенсации платят в США и Евросоюзе пострадавшим от овербукинга?
Приличные. Пассажиры американских авиакомпаний, которых доставили к месту назначения на час позже запланированного, имеют право на двукратную компенсацию полета в один конец (но не более $650). Если полет совершает международная авиакомпания, дается два часа. При более сильном опоздании компенсации выше. Авиакомпании стран Евросоюза в случае овербукинга должны заплатить пострадавшему пассажиру по меньшей мере 125 евро — даже если сумела отправить его другим рейсом с похожим временем прилета. Выплаты зависят от расстояния — чем дальше перелет, тем больше компенсация. Максимум — 600 евро.
Как защититься от овербукинга?
Регистрируйтесь на рейс как можно раньше. Приезжайте в аэропорт вовремя — в случае опоздания авиакомпания может отказаться компенсировать потери.
Каков шанс стать жертвой овербукинга?
Небольшой. Например, в 2013 году шанс попасть под овербукинг на внутренних рейсах США составил 0,08% (подсчет «Медузы» на основе данных департамента транспорта). Общих данных о российских и европейских авиакомпаниях мы не нашли. Из публикаций СМИ следует, что шанс пострадать от овербукинга редко превышает 1%.
"Справедливая Россия" подготовила проект закона, который обяжет авиакомпанию вернуть пассажиру десятикратную стоимость билета, если он не сможет улететь из-за овербукинга, пишет "Парламентская газета".
Автором законопроекта стал первый заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Игорь Ананских. Депутат намерен внести документ в нижнюю палату парламента на этой неделе.
"Авиакомпании подсчитали, что примерно 7-10 процентов пассажиров, как правило, опаздывают или отказываются лететь… вот перевозчики и пускаются на ухищрение: продают дополнительные билеты, чтобы заработать побольше денег", — пояснил Ананских, добавив, что многие авиакомпании продают больше билетов, чем мест на борту.
Глава комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников согласился, что авиакомпании должны нести ответственность за овербукинг, однако сумма штрафа должна быть экономически обоснована, а не "взята с потолка".
В 2015 году Минтранс разработал законопроект, разрешающий овербукинг — продажу большего числа билетов, чем мест в самолете. Планировалось, что документ вступит в силу к лету 2016 года, однако в июне 2017-го глава Минтранса Максим Соколов заявил, что вопроса о законодательном разрешении овербукинга в повестке дня пока нет.
Кто сталкивался с проблемой овербукинга на своём примере?
Источники:
https://meduza.io/cards/overbuking-kak-ne-ostatsya-za-bortom-samoleta
https://ria.ru/society/20170918/1504947337.html
Взято: masterok.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]