Творческий путь Масамунэ Сиро-1
23.09.2017 366 0 0 foto-history

Творческий путь Масамунэ Сиро-1

---
0
В закладки


Сиро Масамунэ (псевдоним) родился 23 ноября 1961 года в Кобэ, длинном и узком городе в окружении моря и гор, на окраине промышленной зоны, раскинувшейся от самой Осаки, второго по величине после Токио мегаполиса. В этом уютном месте, привлекающем немало туристов, Сиро продолжает жить по сей день, что уже само по себе говорит о его необычности. Ведь Токио — доминирующий центр Японии, и успешные писатели, режиссёры и создатели манги (мангаки), независимо от места рождения, рано или поздно, перебираются в столицу жить и работать. После мощного землетрясения, разрушившего большую часть Кобэ, включая дом и студию известного мангаки, Сиро Сиро переехал в другой район Кобэ, став ещё более «невидимым». Вообще, недолюбливающий самолёты мастер редко покидает родные места.
Над мангой Сиро работает в одиночку в своём ритме, считающимся очень медленным в современной Японии, тогда как большинство его коллег, находящихся под постоянным нажимом нетерпеливых издателей, наладили поточную систему производства с участием множества помощников. Но корифей манги может многое себе позволить. Его проекты делят между собой в основном три издателя: 1) небольшое независимое издательство из Осаки «Сэйсинся» (Seishinsha), самый первый и главный партнёр Сиро; 2) «Коданся» (Kodansha), одно из крупнейших в Японии и специализирующееся на выпуске манги; и 3) «Тёмная лошадка» (Dark Horse), вместе со студией «Proteus» публикующее работы мастера в переводе на английский язык.

Сиро Масамунэ живёт затворником, сведя к минимуму контакты со внешним миром, почти не давая интервью и не разрешая фотографировать его (в Сети можно найти только шутливые автопортреты мастера). В основном он общается с президентом «Сэйсинся» Аоки Харумити и своим давним другом редактором Сигэхико Огасавара (Shigehiko Ogasawara). Одно время Сиро пригласил было помощника Хаганэ Котэцу (Hagane Kotetsu), но привыкший всё делать сам мастер не находил, чем занять ассистента, и Хаганэ в конце концов остался просто хорошим другом.


Автор собственной персоной

Библиотека Сиро включает множество журналов (он подписчик двух десятков наименований), книги по биотехнологии, военной технике, мифологии, автомобилям и художественные альбомы.

Помимо творчества, Сиро обожает бесцельно бродить по магазинам и вместе с друзьями смотреть телевизор. Сиро выражает недовольство большей частью популярного японского аниме и манги на темы фантастики, хотя упоминал Миядзаки и Отомо, как оказавших влияние на его творчество.

«Чёрная магия»
В начале восьмидесятых Сиро начал создавать комиксы в рамках широко распространённой субкультуры додзинси (додзинси — журнал для фэнов), объединявшей сотни тысяч японцев. В противовес коммерческой манге, которой были завалены прилавки книжных магазинов, огромную популярность обрела манга, созданная непрофессиональными авторами и распространяемая небольшими тиражами по почте либо на любительских тусовках, устраивавшихся по выходным.



Будучи студентом коллежда при университете искусств в Осаке, где изучал графику, скульптуру и масляную живопись, Сиро с помощью друзей из редакции фэнского журнала «Atlas Magazine» написал и нарисовал (не без влияния «Макросса» (Macross)) свою первую однотомную мангу «Чёрная магия» (Black Magic), сочетавшую в себе разные жанры, прежде всего фантастику и фэнтэзи. В этом журнале она и публиковалась с февраля 1983 года на протяжении нескольких номеров, положив начало карьере знаменитого мангаки.

Действие в «Чёрной магии» происходит тысячи лет тому назад на Венере, где вся власть принадлежит суперкомпьютеру Немезиде, для своей защиты и выполнения приказов создавшему искусственных людей биороидов и построившему им мегаполис. Когда становится известно о заговоре биороидов, готовящих уничтожение человечества, то созданной в глубокой тайне и выросшей среди людей женщине-биороиду Дуне Тайфон предстоит разоблачить злоумышленников и сорвать их планы.

Первая работа будущего мастера не отличалась художественными достоинствами, сюжет грешил нестыковками, но в ней можно видеть зарождение «фирменного» графического стиля Сиро, а также намёки идей и концепций, получивших развитие в других произведениях Сиро. Согласно самому автору, его работы отличают следующие характеристики:
1. Использование традиций ранней японской анимации (например, задумчивые и утончённые красивые девушки).
2. Участие псевдо-реалистичных боевых роботов (меха) в сочетании с темами высоких технологий (хай-тека).
3. Сюжет до предела насыщен визуальной и текстовой информацией, что порой затрудняет восприятие происходящего.
4. Присутствие развлекательного элемента и стремление избежать эмоционального подхода.
5. Как правило, главный герой — ярко сексапильная женщина-полицейский, не упускающая возможности продемонстрировать красоту своего тела, тогда как жанр — обычно научная фантастика.



Самиздатская манга «Чёрная магия» была замечена господином Аоки Харумити (Harumichi Aoki), президентом небольшого осакского издательства «Сэйсинся». И он пригласил Сиро Масамунэ сотрудничать с его фирмой. Между обоими сложились особо доверительные отношения. Издатель поверил в талант молодого мангаки, поддерживая его многие годы, и будущее показало, что не зря. Уже в декабре 1986 года «Сэйсинся» перепечатало «Чёрную магию» как графический роман с шестистраничным приложением под общим названием «Чёрная магия М66» (Black Magic M66). «М66» — напоминающая Терминатора гиноид-убийца, являющаяся ультимативным оружием —практически неразрушимая, снабжённая системой самозащиты и обладающая высоким интеллектом (М — марионетка).



Именно по мотивам этой манги режиссёр Китакубо Хироюки на пару с самим мангакой в 1987 году создал первую аниме-экранизацию Сиро «Чёрная магия М-66». По признанию автора, при создании анимационной версии он следовал технике Миядзаки, бесспорного лидера тогдашнего аниме. Хотя снятым фильмом мангаки остался доволен, его отношения со съёмочной бригадой к концу сильно испортились, и после этого болезненного опыта анимации Сиро решил больше не участвовать в экранизациях своих работ. Именно этим объясняется последующие недостоверные, далёкие от манги экранизации «Семени яблока» и первой OAV «Доминион: Танковая полиция», зато при экранизации второй OAV «Доминиона» авторы строго придерживались дизайна первоисточника, и это аниме является наиболее близким к стилю Сиро Масамунэ.

Односерийная OAV «Чёрная магия М-66» хоть и не снискала большого успеха, но помогла Сиро получить репутацию крупного писателя-фантаста и проложила путь к его следующим более успешным работам.

«Семя яблока»
В том же 1985 году, окончив учёбу в университете и став учителем рисования старших классов, Сиро по заказу президента Аоки Харумити задумал и нарисовал начальный том «Вызов Прометея» (The Promethean Challenge) своей первой коммерческой манги «Семя яблока» (Appleseed), опубликованный всё тем же издательством «Сэйсинся». Такой дебют был очень неординарен для японских мангак, обычно начинавших с небольшой публикации в столичном коммерческом журнале, а уже затем продолжавших серию.



Эта монументальная работа, составившая к 1989 году четыре тома манги («Вызов Прометея» (1985), «Освобождение Прометея» (Prometheus Unbound, 1985), «Весы Прометея» (The Scales of Prometheus, 1987), «Равновесие Прометея» (The Promethean Balance, 1989)), имела огромный успех у покупателей, что позволило Сиро Масамунэ оставить нелюбимое им учительское ремесло после пяти лет работы и полностью посвятить себя созданию манги.

По признанию автора идею написания «Семени яблока» ему подал известный роман-антиутопия «Дивный новый мир» (1931) Олдоса Хаксли (Aldous Huxley), в котором описывается тоталитарное общество, чьи граждане не знают войн, болезней и имеют все материальные благи, а чтобы поддержать стабильность, население создаётся промышленным путём с помощью генной инженерии, задающей внешность и интеллект детей.

В эпической фантастической саге «Семя яблока», заложившей основы анимешного киберпанка, представлен мрачный мир будущего, в котором разные нации борются за выживание на руинах третьей мировой войны. На этом фоне особняком стоит город-государство Олимпус, являющийся Утопией нового времени, где власть принадлежит мегакомпьютеру Гайа, а для соблюдения порядка созданы целеустремлённые биороиды (полулюди, полуроботы), составляющие до 80% населения.



Главные герои манги Дюнан Натс и её близкий друг киборг Бариариус участвуют в изнурительной войне всех против всех в постапокалиптическом внешнем мире, когда биороид-красавица Хитоми помогает им перебраться в Олимпус, где оба вступают в элитный антитеррористический отряд ESWAT (Extra Special Weapons and Tactics Squad). Казалось бы, к чему в идеальном мире спецназ? Жизнь в Олимпусе тщательно контролируется — и некоторым людям это поперёк горла. Да и многие во внешнем окружении не прочь позариться на богатства Олимпуса. Дюнан Натс и её компаньон Бариариус должны уберечь мнимую послевоенную утопию Олимпуса, удержав её и от сползания в анархию разрываемого междоусобицей окружающего мира, и от превращения в тоталитарное государство, управляемое компьютерами и биороидами.

Мангу «Семя яблока» увенчал вышедший в мае 1990 года 128-страничный том «Appleseed Databook», содержащий технические данные и подробные описания основных персонажей, видов техники и организаций, населяющих созданный им мир будущего, вместе с хронологией и картами этого мира. Кроме того, туда вошёл ранее не публиковавшийся 25-страничный эпизод «Called Game», где Дюнан и Бариариус выслеживают очередного недоброжелателя неспокойной утопии Олимпуса. Увы, это не долгожданный «Семя яблока 5» (Appleseed 5), написание которого Сиро пока отложил.



Чтобы закрыть тему манги «Семя яблока», следует упомянуть выпущенный в декабре 1995 года сборник «Семя яблока: Гиперблокнот» (Appleseed Hypernotes). Вероятно, таким образом издательство «Сэйсинся» пыталось заполнить пробел, вызванный задерживаемым выходом «Семя яблока 5» (и немного заработать). Но фактически после создания первых страниц «Семя яблока 5», включённых в сборник и впервые вышедших в «Comic Gaia» в 1992 году, Сиро никогда уже не возвращался к этой работе. Для увеличения ценности издания «Гиперблокнот» включает множество информации, черновые наброски и дизайн других работ Сиро – «Баунти Дог», «Орион» и «Призрак: Голова-машина». Видимо, этот сборник был навязан мангаке, поскольку он не был им слишком горд и сказал, что его выпуск был ошибкой, и вошедшие в него главы «Семени яблока 5» могут быть даже выброшены из сюжетной линии «Семени яблока».



В августе 1986 года на ежегодном Собрании японской научной фантастики (Japanese Science Fiction Convention) было решено присвоить манге «Семя яблока», как лучшей НФ-манге, премию «Seiun (Galaxy) Award», высшее отличие в области НФ. Об этом стало известно Торену Смиту, главе издательства из Сан-Франциско «Studio Proteus», сразу понявшему перспективность произведений Сиро на американском рынке. И вскоре он уже курировал перевод и публикацию книг Сиро, работая сперва с ныне закрывшейся фирмой «Eclipse Comics», а затем с уже упоминавшейся «Тёмной лошадкой» (Dark Horse). В результате Сиро получил широкую известность среди любителей комиксов Северной Америки и Англии ещё до того, как стал общепризнанным в родной Японии. Сиро, пожалуй, единственный японский мангака, все произведения которого переведены на английский.

В 1988 году манга «Семя яблока» послужила основой одноимённой OAV, снятой режиссёром Катаямой Кадзуёси. Это аниме сильно отличалось от стиля манги, но Сиро, разочарованный опытом анимации «Чёрной магии М-66», дав согласие на съёмки, предпочёл не вмешиваться. В аниме появился новый антигерой, и сюжет принципиально был построен на первой части манги, хотя и дизайн персонажей не отражал оригинальный (особенно в отношении Дюнан).

«Доминион: Танковая полиция»
Однако не все работы Сиро Масамунэ суть безысходность и суровая борьба за выживание. Это показала начатая им в 1986 году комическая манга о борьбе с городской преступностью «Доминион: Танковая полиция» (Dominion: Tank Police), выпущенная тремя частями — собственно «Доминион» (Dominion), «Аудиенция призрака» (Phantom of the Audience) и «Доминион: Конфликт 1» (Dominion: Conflict 1/No More Noise).



Действие первой части манги «Доминион» происходит в будущем, когда густой токсичный смог из бактерий окутывает Землю, сделав опасным выходить на улицу без маски и заставив людей установить в домах фильтрующие воздух системы. Кроме ядовитого смога, у жителей вымышленного японского города Ньюпорт Сити есть ещё одна страшная беда — терроризирующая местное население неуловимая банда киборгов Буакудо. Чтобы противостоять высокотехнологичным террористам, решено создать танковую полицию. Естественно, такое решение воспринимается горожанами неоднозначно — террористы продолжают бесчинствовать, тогда как мощные танковые пушки наносят городу сильные разрушения.

Так что танкисты находятся между двух огней — с одной стороны вечные козни преступного гения киборга Буако и двух его подручных — сексуальных кошкообразных гиноидов-сёстёр Пума, очень смышленых и опасных, с другой — вечно жалующиеся жители во главе с мэром города и потакающие им лицемерные политики.

Как всегда, главная героиня — женщина-полицейский, но на этот раз всё происходящее имеет яркий юмористический характер. Сиро щедро использовал своё остроумие — тут и смешные абсурдные ситуации, и гротескные персонажи, и забавные преступники, и... «Бонапарт», лучший танк в истории.



Героиня Леона Одзаки поступает в танковую полицию и становится членом экипажа танка-малютки «Бонапарт» (тут и ссылка на Наполеона, и на японское произношение немецкого танка Leopard), сделанного меньше и легче военных танков специально для действий в городе. К этому танку Леона питает самые нежные чувства, приходя в гнев от каждой полученной им царапиной. Борьба экипажа «Бонапарта» с бандой Буако просто не может не вызвать улыбки. Даже получив тяжёлое ранение, персонажи быстро выздоравливают, не нарушая лёгковесности и забавности происходящего.



Вторая часть манги (точнее, небольшой побочный эпизод) «Аудиенция призрака» (или «Dominion Special Graphix»), выпущенная в октябре 1993 (для связки со второй OAV) продолжает рассказ о приключениях Леоны и её сослуживцев по танковой полиции. Внесены лишь небольшие изменения — так, например, «Бонапарта» перенесли на колёса, чтобы успокоить участников Движения против танковой полиции.

В третьей части «Доминион: Конфликт», созданном Сиро спустя девять лет после выхода первого «Доминиона», Леона всё так же влюблена в свой миниатюрный танк, танковая полиция продолжает крушить город в бесконечной гонке за преступниками, а возмущённые граждане всё протестуют против происходящего. Но авторский тон меняется, становясь намного серьёзнее. Прикольный Буаку уступает место новому врагу — Уси-Мара. Питающий к Леоне нежные чувства сослуживец Эл полностью исчезает, тогда как девушка становится намного более уверенной в себе и гораздо более агрессивной.



Но самое большое потрясение (скорее, для Леоны, чем для читателей) — казалось бы, невероятное поступление на службу в танковую полицию угарных сестричек Пума — Анны и Юни — в рамках какой-то политики «равных возможностей» для андроидов. Всё это смотрится очень эффектно, выгодно отличая третью часть манги, ставшей более похожей на серьёзные работы мастера, сохранив при этом добрую толику юмора.

Мангу «Доминион: Танковая полиция» экранизировали в двух OAV. Первую четырёхсерийную поставили в 1988 году напополам режиссёры Масимо Койти и Такааки Исияма (каждый по две серии). Анимация первой оказалась слабоватой (по крайней мере, по японским стандартам) и не совсем соответствовала авторской манге. Вторая шестисерийная поставлена в 1993 году режиссёром Нобору Фурусэ, и она отличалась много лучшей анимацией, дизайн персонажей претерпел большие изменения, приблизясь к рисункам Сиро Масамунэ. Вторая OAV также намного больше ориентировалась на экшн и, в основном, не была связана с событиями первой OAV.

Издание журнала «Comic Gaia»
С 1990 года издательство «Сэйсинся» предоставляет Сиро возможность публиковать новые эпизоды своих произведений, создав для него специальный журнал «Comic Gaia». Журнал, первый выпуск которого увидел свет 8-го августа 1990 года, представлял собой антологию комиксов мастера, и был довольно толстым. Выпускался он, правда, нерегулярно. Всего вышло шестнадцать выпусков, последний из которых — в июне 1993 года. Журнал «Comic Gaia» стал знаменит прежде всего тем, что в нём Сиро опубликовал эпизоды манги «Орион» (Senjutsu Chou Koukaku Orion), «Семя яблока», «Доминион: Конфликт», а также два эпизода «Склада экзонов» (Exon Depot).



Кроме СироМасамунэ, в журнале публиковались также работы других интересных авторов, работающих с «Сэйсинся», в основном, поклонников и последователей Сиро — Хаганэ Котэцу, одно время бывшего ассистентом Сиро, Акихиро Ямада («Летопись войн острова Лодосс: Леди из Фариса» («Record of Lodoss War: Lady of Pharis»)) и других. В общем, это была пёстрая смесь жанров, хотя преобладали темы фэнтэзи и НФ.уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]