ПРАВИЛА ЖИЗНИ. Эдуард Кутыгин
Сегодня познакомим вас с правилами жизни фотографа Эдуарда Кутыгина и его удивительными пейзажами. Смотрим кадры и вдохновляемся!
“Творчество занимает большое место в моей жизни. Это один из столпов смысла жизни, я надеюсь, вдохновение и мотивация создать шедевр не покинут меня никогда.
Камера: Nikon D800
Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/40
ISO: 400
Фокусное расстояние: 24 мм
Камера: Nikon D800
Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/200
ISO: 200
Фокусное расстояние: 38 мм
Я не люблю ездить на одни и те же места более двух раз, любое повторение огорчает. Мне для вдохновения необходим эффект новизны. Все мои тщательно подготовленные экспедиции и фототуры с единомышленниками почти всегда несут в себе идею первопроходцев не только для них, но и для меня, в первую очередь.
Камера: Nikon D800
Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/100
ISO: 100
Фокусное расстояние: 55 мм
Камера: Nikon D700
Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/250
ISO: 250
Фокусное расстояние: 19 мм
Я почти никогда не приступаю сразу к обработке недавней фотосессии. Мне нужен минимум месяц, лучше два, чтобы при отборе материала не возникало чувства, что я здесь второй раз. По прошествии некоторого времени я смотрю на свои этюды почти как в первый раз, вновь испытываю счастье от увиденной красоты, возникающее вдохновение вызывает видение и понимание, что и как я хочу обработать в исходном кадре.
Камера: Nikon D800
Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/80
ISO: 250
Фокусное расстояние: 14 мм
Камера: Nikon D800
Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/400
ISO: 320
Фокусное расстояние: 600 мм
У меня всегда много необработанного материала. Я считаю, что такой подход позволяет повысить производительность труда — работа идет с желанием. Я работаю над тем материалом, к которому лежит душа в настоящий момент.
Камера: Nikon D800
Диафрагма: f/11
Выдержка: 3
ISO: 125
Фокусное расстояние: 60 мм
Большая ошибка начинающих фотографов — вытащить максимум шедевров из одной, двух, как правило, свежих фотосессий. Некоторые вещи грамотнее переснять, нежели пытаться из неоднозначного материала сделать шедевр.
Камера: Nikon D800
Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/400
ISO: 400
Фокусное расстояние: 220 мм
Мне претит слово «стиль». Многие пользователи интернета говорят, что узнают мои снимки из многих. Некоторые считают, что это замечательно: автор нашел и сформировал свой стиль. Я считаю, что если такое произошло, значит, я нашел свои рамки, свои ограничения, и мне это не нравится. Я не хочу быть в рамках. Я стремлюсь по мере сил быть разным.
Камера: Nikon D800
Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/320
ISO: 250
Фокусное расстояние: 14 мм
Я для себя решил очень давно, что творчество никак не должно быть связано с работой, ремесленничеством и коммерцией. Если творчество связано с зарабатыванием денег, у человека рано или поздно возникает устойчивый антитворческий блок: «Зачем я буду это снимать, ведь я это не продам». Коммерческие фотографы тратят свою творческую энергию на бесконечные съемки в бесконечных фотозонах, работают в жестких рамках заказчика. У них не остаётся для творчества ни сил, ни мотивации.
Камера: Nikon D800
Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/200
ISO: 100
Фокусное расстояние: 200 мм
Никакое глубокое творчество не может быть абсолютно случайным. Любое творчество — это систематическая работа с творческим подходом. У вас не будет результатов, если вы не организуете ваше вдохновение. Каждый человек знает, когда у него наилучшим образом что-то получается. Нужно организовать свою жизнь так, чтобы вы использовали правильные моменты своего самочувствия и настроения для создания визуальных произведений.
Камера: Nikon D800
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/1600
ISO: 200
Фокусное расстояние: 125 мм
При накоплении определенного визуального опыта возникает чувство, что я уже это снимал, я уже это видел у других фотографов. Именно в такой момент ваше творчество позволяет вам перейти на новый уровень, не повторять уже кем-то снятого, а целеустремленно думать, включать свою созидающую составляющую, чтобы сделать сюжет по новому.
В своем творчестве я стремлюсь к выразительности визуального произведения. Я считаю, что здесь есть слагающие успеха: содержание (сюжет, драматургия), форма (композиция, цвет, свет, фактура). Произведение становится выразительным тогда, когда реализована одна из составляющих, и становится шедевром, когда в нём присутствуют две и более составляющие.
Камера: Nikon D800
Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/160
ISO: 100
Фокусное расстояние: 50 мм
Впрочем, всё порой зависит от настроения. Порой настолько утомляет классический пейзаж с идеально проработанными тенями, естественными цветами, так сказать, «прекрасные, но естественно спокойные» снимки, что я начинаю уходить от реальности в сторону графики, высокого контраста, заваленных теней или несуществующих в природе цветовых оттенков и их сочетаний.
Часто слышу от новичков, что проблема создания произведения состоит в том, что они, дойдя до определенной степени обработки, не знают, что делать дальше. Здесь нет готовых рецептов, но я обычно советую один способ доведения работы до совершенства: главный цензор и судья вашего произведения — вы сами. Ваше произведение создается на всех этапах от съемки до обработки вами, точнее, вашим видением и чувством гармонии. Дайте своему врожденному чувству гармонии работать. Попробуйте проанализировать, что вам мешает в кадре, в каком участке возникает чувство дисгармонии? После понимания, что не так, начинайте пробовать устранить проблему.
После понимания, что не так, начинайте устранять проблему. Проанализируйте, как вы рассматриваете картину, по какой траектории движется ваш взгляд, где он меняет своё направление, задерживается, выходит за края или заканчивает рассматривание полотна, эти места и есть то, что нужно поправлять, устранять, менять и т.п. Также, повторюсь, что нужно ваше понимание: какие главные элементы выразительности произведения вы отмечаете в вашем снимке (идея, сюжет, драматургия, содержание, фактура, игра цвета, игра света и т.п.), от этого понимания станет яснее, какие стоит усиливать акценты.
Хорошие результаты дает освящение явления, которое вы прекрасно знаете как специалист, или наоборот, любопытство и чувство новизны будут отличной движущей силой.
У меня есть один большой проект длиною в жизнь — это съемка классического пейзажа Зауралья и Урала, то есть родного края. Другие проекты возникают по мере накопления материала, ведь никто не отменял закон диалектики перехода количества в качество. Некоторые проекты нужно воплощать только по плану, например, планомерно ездить на праздники, договариваться с человеком о съёмке и т.п. В любом случае нужно время и целеустремленность, систематичность.
Многие люди считают, что, как фотограф ландшафтов дикой природы, я провожу большую часть своего времени в путешествиях, на самом деле я сижу за компьютером больше всего времени.
В моем активе пока честных 19% площади мира (при подсчете я указывал только те регионы стран, в которых я был, в том числе и в России, дальше Байкала я не забирался): 18 стран, сотни городов, десятки рек. Но я совсем не стремлюсь к количеству. Уверен, шедевр можно сделать недалеко от дома.
Я успел попробовать разные виды путешествий: пешие, горные, водные, мотоцикл, велосипед, автомобильные, семейные поездки, поезда, самолеты, арендованные автомобили, парашютные прыжки, полёты на параплане. Я не люблю зацикливаться на чем-то одном, ведь в мире столько всего интересного, поэтому я пробую разные способы поездок.
Я очень люблю зауральскую природу, но стремление к новизне приводит меня к постоянному поиску новых ландшафтов. При планировании экспедиции я всегда стараюсь избежать однообразия. Моё вдохновение лучше работает на осмотре нового, нежели глубоком анализе знакомой натуры. Любой, даже самый экзотический ландшафт быстро приедается, начинаются повторы, поэтому я не люблю больше двух дней задерживаться в одном месте.
Я бы очень хотел отправиться в профессиональную экспедицию в составе небольшой группы. Есть места в России и на планете, куда нет возможности попасть в рамках частного путешествия. Давно хочу почувствовать Арктику или Антарктиду. Хотелось бы выбрать время и совершить тщательное длительное автомобильное путешествие от Байкала до Сахалина и Якутии.
Камера: Nikon D800
Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/60
ISO: 100
Фокусное расстояние: 14 мм
К критике я отношусь очень положительно. Более того, проживая в небольшом городе, я ограничен в общении с творческими фотографами, мне очень не хватает совета мастера и критического анализа моего творчества.
Себе я бы пожелал здоровья, любознательности, чтобы мои творческие идеи не обесценились в моих глазах, творческих успехов, научиться хотеть невозможного и удачи в моих порой излишне продуманных начинаниях.
Через пять лет я надеюсь, стать более финансово независимым, сделать свой образ жизни, менее зависимым от моей предпринимательской деятельности”.