Подготовка Японии к нападению на Россию
---
Флагман адмирала Х.Того в русско-японской войне
Речь пойдет о периоде, предшествовашем русско-японской войне 1904-05 гг и затронет, в основном, военно-морские вооружения.
Как известно победоносная война с Китаем 1894-95 гг (1-я Корейская) не дала Японии желаемого - Корея стала лишь "независимой", Ляодунский п-ов (захваченный японцами с боями!), после решительного выступления Германии, России и Франции, пришлось оставить, мало того, в 1898 году Россия сама получила его в аренду и начала
постепенное проникновение в Корею!
После этого Япония ввела специальный доп.налог на "реванш"... В январе 1902 года был заключен англо-японский союз. В июле 1903 года было открыто сквозное движение по Транссибу (через Байкал - при помощи построенного в Британии ледокольного ж.д. парома). В августе-октябре 1903 года началось и зашло в тупик обсуждение русско-японского соглашение о разграничении сфер влияния в регионе. 4 февраля Японией было принято решение о нападении на Россию, 6 февраля разорваны дип.отношения, 8-го началась высадка японских войск в Корее, в ночь на 9 февраля атакована русская эскадра в Порт-Артуре...
Т.е., с одной стороны, Британия "прикрывала" тылы, а с другой - Транссиб наращивал мощность, строились новые русские корабли (см. ниже) - именно для Тихого океана, надо было спешить!
Посмотрим (помня эти даты!), как же шла в Японии подготовка к войне с Россией на море - ведь без обеспечения господства на нем никакие операции на континенте были бы просто невозможны!
В 1895 году была принята десятилетняя программа (на 1896-1905 гг) строительства флота, предложенная бароном Ямамото Гоннохоё ("флот 6-6" - т.е. в основе его 6 броненосцев и 6 броненосных крейсеров). 2 броненосца уже строились ("Яшима" и "Фудзи", заложены во 2-й половине 1894 года), еще 4 ("Шикишима", "Хатсусе", "Асахи" и "Микаса") были заложены в марте 1897-январе 1899 гг, последний - "Микаса" - вступил в строй в марте 1902 года.
Броненосный крейсер "Асама"
Броненосные крейсера ("Асама", "Токива", "Якумо", "Адзума", "Идзумо" и "Ивате") были заложены в ноябре 1896 - ноябре 1898 гг, последний - "Ивате" - вступил в строй в марте 1901 года. Т.о. программа, в основном (эсминцев и бронепалубных крейсеров - их было запланировано 23 и 4 - реально было построено 29 и 6, в установленные сроки) соответсвенно была выполнена с опережением почти на 4 года! ВСЕ броненосные корабли заказывались за границей, 10 из 12 - в Британии.
А вот дальше начинается самое интересное - с января 1899 и до февраля 1904 года - т.е. до начала русско-японской войны, за 5 лет, для японского флота не было заложено НИ ОДНОГО броненосного корабля!!! Понятно, конечно, что финансы страны ограниченны, а надо еще готовить и вооружать армию (в т.ч. осадную артиллерию), но, согласитесь - при подготовке к войне на море с великой державой - это, как минимум, сторанно! А что же строилось? В этот период японцы заложили 3 небольших броненосных крейсера и 13 эсминцев (они подсчитаны выше)...
Броненосный крейсер "Кассуга" (см. одинарное 254-мм орудие в носовой башне)
Кроме того, были перекуплены в декабре 1903 года у Аргентины построенные в Италии броненосные крейсера "Кассуга" и "Ниссин" (это, во-первых, к вопросу о возможной нехватке денег у Японии, а во-вторых и Россия хотела купить эти корабли, но, как "говорят" нашему агенту в Италии не понравился размер отката - в результате эти крейсера внесли свой вклад в наше поражение...). Т.е. абсолютно неясно - чего ждали японцы с весны 1902 года, наблюдая за достройкой Транссиба и закладкой наших новых кораблей?!
Посмотрим, а что же творилось в это время у нас? Впервые потенциальная угроза интересам России на Дальнем Востоке упоминалась в программе 1882 г. (со стороны Японии и Китая), но ее предусматривалось нейтрализовать посылкой эскадры с Балтики (а ведь и пришлось, только без толку!), специально крупных кораблей для ТВД не строить. Корабли для Дальнего Востока были предусмотрены объединенной программой 1895/98 гг, когда Китай уже был разбит, а угроза со стороны Японии стала явной. Посмотрим, как мы строили свой броненосный флот по перидам:
Броненосец "Сисой Великий"
Наши "броненосцы береговой обороны" пошли в бой у чужих берегов...
Броненосный крейсер "Нахимов"
- до 1895 года было заложено (учитываются только балтийские корабли, с артиллерией, принимавшей участие в Цусимском сражении) 7 броненосцев (еще 1 - нелепый "Гангут" погиб в 1897 году, поэтому не учтен), 3 броненосца береговой обороны и 5 броненосных крейсеров, но надо учитывать, что ряд кораблей имел старую артиллерию (хотя самый удачный русский выстрел в Цусиме был сделан именно из такого орудия!), крейсера же (кроме "Нахимова"), кроме того, предназначались не для эскадренного боя, а для рейдерских операций (к к-рым русский флот упорно готовился десятилетиями и против более сильного противника - Британии, но на практике, в 1904-05 гг, вышел "пшик"! у моряков не хватило здоровой агрессивности и "профильного" мышления), о ББО нечего и говорить, хотя им и пришлось участвовать в Цусиме...
Броненосцы "Ослябя", "Пересвет" и "Победа"
- в 1895 (в 1893/94 гг броненосные корабли у нас не закладывались - за исключением "Ростислава" для ЧФ и ББО "Апраксин", учтенного ранее) - начале 1899 гг заложено всего 3 броненосца и 2 броненосных крейсера - неудачные броненосцы типа "Пересвет" (слабая артиллерия, неэкономичные машины, слабое бронирование и большая площадь надводного борта) и опять крейсера-рейдеры. Правда, с учетом имевшихся кораблей общее число выходило внушительным - 17 (+3 ББО!) единиц против 12...
- а вот с середины 1899 и до начала 1904 года мы заложили 7 броненосцев и 1 броненосный крейсер (2 и 1, соответственно, пришлось, осознавая нависшую угрозу, заказать за границей, конструкция ВСЕХ кораблей была "импортная") - весьма сильных (кроме "Баяна"), на уровне построенных для Японии британских кораблей, т.е. соотношение сил склонялось в сторону России - недаром японские шпионы больше всего интересовались темпами строительства наших новых броненосцев! Кроме того мы заложили 6 крупных бронепалубных крейсеров, 25 эсминцев и 12 больших миноносцев (т.е. минимум в 2 раза больше, чем аналогичных в Японии!)
На стороне Японии, конечно, был географический фактор - переброска кораблей с Балтики на Дальний Восток задача непростая, требует времени (он и сказался, в реальности - Япония сумела уничтожить нашу 1-ю Тихоокеанскую эскадру в Порт-Артуре до прибытия подкреплений!). Но, думаю, главное заключалось в другом - на помощь Японии готовилась придти Британия (если бы что-то пошло не так) - отсюда и придирки к нашим рейдерам, создание Антанты в апреле 1904 года... Но уже после сражения в Желтом море (август 1904 года) стало всё ясно и помощь Японии не потребовалась... И даже Бьерскское соглашение, будь оно реализовано на практике, не смогло бы ничего изменить (в среднесрочной перспективе!) - флота у России, ко времени его подписания, уже не было...
Интересно взглянуть, чтобы было с соотношением сил, если бы война задержалась, скажем года на два:
Япония в 1904-06 гг 8 исключительно сильных броненосных кораблей ("Аки" и "Сатсума", говорят, даже могли бы стать первыми в мире дредноутами, но пушек не хватило - обычные японские байки! 2 корабля - "Аки" и "Ибуки" получили американские паровые турбины - иначе были бы заложены раньше)
Россия в 1904-05 гг заложила 2 броненосца (несколько усиленный вариант "Цесаревича") и 4 броненосных крейсера (3 из них - повторение слабого "Баяна"), в т.ч. 1 ("Рюрик" II) был даже заказан в Британии!
Т.е. дальше нам мало бы чего "светило" с флотом, правда Транссиб нарастил бы свою мощность, но господство на море позволило бы японцам сохранить инициативу и атаковать нас в любых доступных местах - Камчатка и Сахалин подверглись нападению в реальности, но оставался Владивосток, пришлось бы дробить силы...
В завершении темы надо сказать, что японцы получили, в результате войны, 6 броненосцев (2 вполне современных) и броненосный крейсер - бывший "Баян"
Вывод: Корея была для нас, на том этапе, неперевариваемым куском, надо было свой Дальний Восток развивать, ну а для Маньчжурии время ушло - надо было раньше думать... Союз России с Германией - тема выходящая за рамки борьбы на Дальнем Востоке
На последок, для справки, данные нашего кораблестроения на Черном море:
- до середины 1894 гола - 6 броненосцев
- в 1897 году - 1 броненосец ("Потемкин")
- в 1904 году - 2 броненосца (усиленный "Потемкин"),
броненосные крейсера для ЧФ не строились...
Броненосец "Орел", сдавшийся японцам после Цусимы стал "Ивами"
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]